МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ПИРОГОВА»
УТВЕРЖДАЮ
Декан
___________________________
проф. Г.Н. Буслаева
«_31_» _августа__2011_г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ микробиология, вирусология
Направление подготовки (специальность) ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Форма обучения очная, очно-заочная
Срок освоения ООП очная – 6 лет, очно-заочная – 7 лет
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология» в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «лечебное дело», утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010г.
2) Учебный план по специальности «лечебное дело» одобрен Ученым советом ГБОУ ВПО «РНИМУ имени Н.И. Пирогова» от «16» мая 2011г. Протокол № 10
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от «24» июня 2011г. Протокол № 13.
Заведующий кафедрой микробиологии и вирусологии,
профессор _________________________ Л.И. Кафарская
подпись Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Советом лечебного факультета от «29» августа 2011г. Протокол № 1 Председатель Совета лечебного факультета
_____________________________ Г.В. Порядин
подпись Разработчики:
Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии профессор __________________ Л.И. Кафарская
подпись
Зав. учебной частью кафедры микробиологии и вирусологии доцент __________________________________ Е.Е. Донских
подпись
Рецензенты: Профессор кафедры микробиологии и вирусологии Б.А. Ефимов
подпись 2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ» Цель освоения дисциплины «микробиология, вирусология» состоит в овладении знаниями биологических свойств микроорганизмов, их роли в развитии заболеваний и формировании иммунитета, а также принципами, положенными в основу современных методов диагностики, специфической профилактики инфекционных заболеваний взрослого населения и подростков;
При этом задачами освоения учебной дисциплины являются:
приобретение студентами знаний основ общей и медицинской микробиологии: морфологии, физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов; микроэкологии, инфекционной иммунологии; общей и медицинской вирусологии;
приобретение студентами знаний биологических свойств патогенных микроорганизмов, механизмов взаимодействия микробов с организмом человека, особенностей патогенеза инфекционных заболеваний, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики заболеваний взрослого населения и подростков;
приобретение студентами знаний по важнейшим методам микробиологической диагностики заболеваний взрослого населения и подростков;
ознакомление студентов с принципами системного подхода к анализу научной медицинской информации;
в формировании у студентов навыков микроскопии окрашенных препаратов из микроорганизмов- возбудителей инфекционных заболеваний взрослого населения и подростков.
2.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА
2.2.1. Учебная дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к математическому, естественнонаучному циклу.
2.2.2 Для изучения учебной дисциплины «микробиология, вирусология» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими учебными дисциплинами:
- Биологии ________________________
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: строения эукариотической и прокариотической клетки - Химии
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: принципов хроматографии
Умения: готовить растворы различной концентрации
Навыки: расчета концентраций веществ в растворах
- Физики
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: устройство и принцип работы светового микроскопа, строение биологических мембран. 2.3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ»
2.3.1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания дисциплины «микробиология, вирусология»:
1. профилактическая 2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Номер/
индекс компетенции
| Содержание компетенции (или её части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
| Оценочные средства
| знать
| уметь
| владеть
|
| ОК-1
| Способен и готов использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности
| методы микробиологической диагностики
| работать с увеличительной техникой (микроско-пом)
|
| Компьютерное тестирование, контрольная работа, ситуационные задачи
|
| ПК-3
| Способен и готов к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний
| Классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека
| пользоваться учебной, научной и научно-популярной литературой
|
| Компьютерное тестирование, контрольная работа, реферат
|
| ПК-7
| Способен и готов применять методы асептики и антисептики
| принципы стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов
|
|
| Компьютерное тестирование, контрольная работа
|
| ПК-11
| Способен и готов использовать методы оценки медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослых людей и подростков
| применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов
|
|
| Контрольная работа
|
| ПК-17
| Способен и готов выявлять патологические симптомы, используя знания основ медико-биологических дисциплин
| понятия этиологии, патогенеза болезни
| проводить микробиологи-ческую диагностику
| навыками микроскопирования
| Компьютерное тестирование, контрольная работа, ситуационные задачи
| 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
п/№
| Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры (очная/очно-заочная форма)
| III/V
| IV/VI
| 1
| Аудиторные занятия, в т. ч.
| 168
| 96
| 66
| 2
| Лекции (Л)
|
|
20
|
16
| 3
| Занятия (ПЗ, Л, КЗ)
|
| 76
| 50
| 4
| Самостоятельная работа студента (СРС), в т.ч.
| 84
| 48
| 33
| 5
| Подготовка к практическим занятиям
|
| 33
| 12
| 6
| Работа с электронными версиями лекций и практикума
|
| 10
| 5
| 7
| Решение ситуационных задач
|
|
| 5
| 8
| Подготовка к тестированию
|
| 5
| 5
| 9
| Реферат
|
| -
| 3
| 10
| СРС в период промежуточной аттестации
|
| -
| 3
| 11
| Вид промежуточной аттестации - экзамен
|
| -
| 9
|
| Итого общая трудоёмкость
| часов
| | 144
| 108
| зачётных единиц
| 7
| 4
| 3
| В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине, изучаемой в течение нескольких семестров, указывается экзаменационная оценка за все семестры изучения учебной дисциплины «микробиология, вирусология». 3.1.2.Содержание разделов учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении:
п/№
| № компетенции
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
| Общая микробиология и вирусология
| 1
| ПК-3, ПК-17, ПК-7
| Морфология микроорганизмов
| Классификация микроорганизмов; строение клетки; морфология бактерий, спирохет, хламидий, риккетсий, микоплазм, актиномицетов; морфология микроскопических грибов; методы микроскопии и техника окраски микроорганизмов. (6)
| 2
| ПК-3, ПК-17
| Физиология и биохимия микроорганизмов
| Особенности метаболизма бактерий; принципы культивирования бактерий; методы выделения чистых культур бактерий; антибиотики (АБ) -механизмы и спектр действия, механизмы резистентности к АБ, методы определения чувствительности бактерий к АБ. (4)
| 3
| ПК-3
| Генетика микроорганизмов
| Строение генетического аппарата прокариотов; механизмы генетического обмена у бактерий; принципы молекулярно-генетических методов диагностики инфекционных заболеваний, применение генно-инженерных технологий в медицинской практике (вакцины). (2)
| 4
| ПК-3, ПК-7
| Микроэкология. Факторы врождённого иммунитета. Инфекция
| Особенности формирования микрофлоры новорожденных; методы изучения микрофлоры; факторы врождённого и адаптивного иммунитета их функции.(3)
| 5
| ОК-1
| Инфекционная иммунология.
| Серологические реакции: механизмы, способы постановки, практическое применение, интерпретация результатов; биопрепараты (вакцины и сыворотки) способы получения и практическое применение. (5)
| 6
| ПК-3, ПК-17
| Общая вирусология.
| Классификация и строение вирусов; методы культивирования, индикации и идентификации вирусов, методы диагностики вирусных инфекций, интерпретация результатов; противовирусные препараты.(3)
| 7
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Возбудители гнойно-септических инфекции.
| Биологические свойства возбудителей стафилококковой, стрептококковой, анаэробных и др. инфекций у детей и подростков, методы микробиологической диагностики. (2)
| 8
| ПК-3, ПК-17
| Возбудители трансмиссивных инфекции.
| Биологические свойства возбудителей риккетсиозов, боррелиозов и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (2)
| 9
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Возбудители острых кишечных инфекции.
| Биологические свойства возбудителей дизентерии, эшерихиозов, пищевых и др. инфекций у взрослого населения и подростков, методы микробиологической диагностики. (3)
| 10
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Воздушно-капельные инфекции.
| Биологические свойства возбудителей коклюша, туберкулёза, дифтерии и др. инфекций у взрослого населения и подростков, методы микробиологической диагностики. (3)
| 11
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.
| Биологические свойства возбудителей сифилиса, гонореи и др. инфекций, особенности инфицирования детей и подростков; методы микробиологической диагностики (2)
| 12
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Возбудители зоонозных инфекций.
| Биологические свойства возбудителей чумы, сибирской язвы, бруцеллёза и др. инфекций, методы микробиологической диагностики.(1)
| 13
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Возбудители госпитальных инфекций. Клиническая микробиология.
| Биологические свойства возбудителей госпитальных инфекций у детей и подростков, методы микробиологической диагностики - практическая работа (2)
| 14
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Возбудители заболеваний, вызываемых патогенными грибами
| Биологические свойства микроскопических грибов, возбудителей заболеваний у детей и подростков, методы микробиологической диагностики микозов. (1)
| 15
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Возбудители энтеровирусных инфекций и гепатитов
| Биологические свойства возбудителей полиомиелита, гепатитов и др. вирусных инфекций детей и подростков, методы микробиологической диагностики. (2)
| 16
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Возбудители респираторных вирусных инфекций
| Биологические свойства возбудителей гриппа, кори, краснухи и др. вирусных инфекций у детей и подростков, методы микробиологической диагностики. (2)
| 17
| ПК-3, ПК-17, ПК-11
| Возбудители нейровирусных инфекций
| Биологические свойства возбудителей герпеса, ветряной оспы, бешенства и др. инфекций, методы микробиологической диагностики. (1)
| 18
| ПК-3, ПК-17 ПК-11
| Возбудители онкогенных вирусных инфекций, ВИЧ-инфекции.
| Биологические свойства онкогенных вирусов, возбудителей ВИЧ и др. инфекций, методы микробиологической диагностики.(1)
|
3.2.2 Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
п/№
| № семестра
|
Наименование раздела
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Формы контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| ПЗ
| СРС
| всего
|
| 3/5
| Морфология микроорганизмов
| 4
| 20
| 10
| 34
| Компьютерное тестирование, контрольная работа (5)
|
| 3/5
| Физиология и биохимия микроорганизмов
| 4
| 12
| 8
| 24
| Компьютерное тестирование, контрольная работа (8)
|
| 3/5
| Генетика микроорганизмов
| 2
| 8
| 8
| 18
| Компьютерное тестирование, контрольная работа(10)
|
| 3/5
| Микроэкология. Факторы врождённого иммунитета. Инфекция
| 4
| 8
| 6
| 18
| Компьютерное тестирование, контрольная работа(13)
|
| 3/5
| Инфекционная иммунология
| 4
| 16
| 8
| 28
| Компьютерное тестирование, контрольная работа
|
| 3/5
| Возбудители бактериальных гнойно-септических инфекций.
| 2
| 8
| 2
| 12
| Решение ситуационных задач; Компьютерное тестирование, контрольная работа(4)
|
| 3/5
| Возбудители острых бактериальных кишечных инфекций.
| 2
| 12
| 2
| 16
| Решение ситуационных задач; Компьютерное тестирование, контрольная работа (7)
|
| 4/6
| Возбудители госпитальных инфекций.
| 2
| 8
| 3
| 13
| решение практической ситуационной задачи (11-12)
|
| 4/6
| Возбудители бактериальных трансмиссивных инфекции.
| -
| -
| 4
| 4
| решение ситуационных задач, реферат (10-11)
|
| 4/6
| Возбудители воздушно-капельных бактериальных инфекций.
| 2
| 6
| 2
| 10
| Решение ситуационных задач; Компьютерное тестирование, контрольная работа (9)
|
| 4/6
| Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.
| -
| 3
| 3
| 6
| Решение ситуационных задач; Компьютерное тестирование, контрольная работа
|
| 4/6
| Возбудители зоонозных инфекций.
| 2
| -
| 3
| 5
| Решение ситуационных задач; Компьютерное тестирование, контрольная работа – (11)
|
| 4/6
| Возбудители заболеваний, вызываемых патогенными грибами
| -
| -
| 3
| 3
| решение ситуационных задач, реферат
(15)
|
| 4/6
| Общая вирусология
| 2
| 6
| 6
| 14
| Компьютерное тестирование, контрольная работа - 18
|
| 4/6
| Возбудители энтеровирусных инфекций и гепатитов
| 2
| 3
| 2
| 7
| решение ситуационных задач, реферат-15/16
|
| 4/6
| Возбудители респираторных вирусных инфекций
| 2
| 3
| 2
| 7
| решение ситуационных задач -16/17
|
| 4/6
| Возбудители нейровирусных инфекций
| -
| 3
| 2
| 5
| решение ситуационных задач -17/18
|
| 4/6
| Возбудители онкогенных вирусных инфекций, ВИЧ-инфекции.
| 2
| -
| 2
| 4
| решение ситуационных задач -18/19
|
|
| Промежуточная аттестация (экзамен)
| -
| 6
| 3
| 9
| Билет, ситуационная задача, Компьютерное тестирование
|
|
| ИТОГО:
| 36
| 132
| 84
| 252
|
|
3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины:
№ пп
| Названия тем лекций
| семестр
| 3/5
| 4/6
|
| История развития, современное состояние и перспективы медицинской микробиологии. Принципы классификации микроорганизмов. Особенности функциональной организации
микробных клеток.
| 2
|
|
| Организация генетического аппарата прокариот. Механизмы генетических рекомбинаций.
| 2
|
|
| Учение об антибиотиках. Стратегия антибактериальной терапии и пути преодоления резистентности микроорганизмов к антибиотикам.
| 2
|
|
| Микроэкология тела человека. Нарушение нормальной микрофлоры и ее коррекция. Гнотобиология.
| 2
|
|
| Факторы врождённого иммунитета. Виды иммунного ответа.
| 2
|
|
| Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса. Факторы патогенности микроорганизмов.
| 2
|
|
| Антигены микроорганизмов. Вакцины и вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний.Общая характеристика антител. Лечебно-профилактические сыворотки и иммуноглобулины. Принципы их получения.
| 2
|
|
| Стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка - возбудители раневых гнойно-воспалительных и гнойно-септических инфекций.
| 2
|
|
| Облигатные неспорообразующие анаэробы и клостридии – возбудители раневых и гнойно-воспалительных инфекций.
| 2
|
|
| Внутрибольничные инфекции. Особенности диагностики, лечения и профилактики.
| 2
|
|
| Возбудители ПТИ – стафилококки, клостридии. Энтеропатогенные эшерихии – возбудители эшерихиозов. Иерсинии – возбудители кишечного иерсинеоза. Кампилобактериозы.
|
| 2
|
| Микобактерии – возбудители туберкулеза и микобактериозов.
|
| 2
|
| Возбудители дифтерии, коклюша, скарлатины.
|
| 2
|
| Введение в вирусологию. Анатомия и биохимия вирусов. Репродукция вирусов.
|
| 2
|
| Основные механизмы противовирусного иммунитета. Принципы профилактики и терапии вирусных инфекций.
|
| 2
|
| Возбудители вирусных гепатитов. Возбудители энтеровирусных инфекций.
|
| 2
|
| Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций, ортомиксовирусы, парамиксовирусы.
|
| 2
|
| Возбудители нейровирусных инфекций. Тогавирусы, герпесвирусы. ВИЧ.
|
| 2
|
| Всего часов
|
| 36
| |