Скачать 113.06 Kb.
|
Доклад «Опыт работы по формированию здорового образа жизни, развития детско-юношеского спорта в МОУ «Вырубовская СОШ» Автор: Полякова Татьяна Викторовна – заместитель директора по УВР МОУ «Вырубовская СОШ» Мы смотрин на этот мир Глазами своей любви, Поэтому он красив. Мы строим этот мир Руками своих надежд, Поэтому он высок. Мы носим этот мир В ладонях своей доброты, Поэтому он широк. Мы будим этот мир Светом Веры своей, Поэтому он чист. Мы познаём детей и себя Сердцем горячим своим, Поэтому он светел… Ещё древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. Современные условия жизни, стремительные темпы развития техники, совершенствование учебных процессов, быстрый рост объёма необходимой информации и другое предъявляют к организму ребёнка высокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительной быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако ещё не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные перегрузки, недостаточную активность, что нередко приводит вначале к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям. Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность работы определяется прежде всего умением управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рационально использовать бурно растущий поток информации. Уровень здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека. В связи с этим задачей первостепенной важности является научная разработка и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффективность умственной работы при полном сохранении здоровья. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Установлено, что среди факторов влияющих на здоровье, 20% приходится на условиях внутришкольной среды. Большую часть дня учащихся проводят в стенах школы. Поэтому важно, чтобы всё то, что формирует эту среду, включая сами занятия, находились в гармонии с детским организмом, соответствовали возрастным возможностям детей и подростков. А этому может способствовать только учитель, не учитель-предметник, а учитель-воспитатель, думающий о здоровье конкретного ребёнка. В нашей школе существуют две цели по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни:
Через разработку и реализацию методической темы «Развитие творческих способностей учащихся и воспитание потребности в здоровом образе жизни» школа решает следующие задачи:
В ходе реализации этих целей мы ожидаем следующие результаты:
В связи с этим школа разработала план мероприятий по охране здоровья обучающихся для практической реализации задач, поставленных перед школой. В учебном плане школы объём учебной нагрузки не превышает максимально допустимого количества часов. Анализ школьного расписания показывает, что администрация школы стремится придерживаться гигиенических требований к составлению расписания, которое на деле соответствует санитарно-гигиеническим нормам. К сожалению, не всегда удовлетворяется потребность школьников в движении. Эту потребность в МОУ «Вырубовская СОШ» реализуется посредством двигательной активности на уроках физкультуры и на спортивных секциях – безусловн , благодаря талантливому, влюблённому в своё дело учителю физической культуры Аксюхину Ю.Ф. В спортивных секциях по волейболу и баскетболу задействовано более 50% всех учеников школы. Ребята участвуют в спортивных соревнованиях, играх, турпоходах, которые регулярно проводятся в нашей школе. Благодаря тому, что в школе много внимания уделяется преподаванию уроков физической культуры и ведётся большая внеклассная работа по развитию детско-юношеского спорта, школьники ежегодно в районных соревнованиях занимают призовые места. Таким образом, можно отметить положительные тенденции физического развития учащихся:
Наши выпускники ценятся вузами и ссузами не только за отличные знания, но и отменную физическую подготовку. Они выходят из стен школы, получая юношеские спортивные разряды. Результаты делают их кандидатами и на взрослые разряды по волейболу и баскетболу. Валеологическое воспитание в школе осуществляется через следующие виды деятельности: элективный курс ОБЖ «Здоровый образ жизни» (9 класс) учитель Чуракова Л.П., кружковая работа «Юный эколог» (1 – 4 классы) учителя Минаева О.П., Трошина Т.Н., «Народные игры» (4 – 7 классы) учитель Пахомова Н.А., «Генетик» (10, 11 классы) учитель Дуванова Н.М. Кроме того используются региональные элективные курсы по экологии «Экология животных», «Экология человека» учитель Дуванова Н.М. С недавнего времени ребята увлеклись исследовательскими проектами, ориентированных на пропаганду здорового образа жизни. Конечная цель валеологического воспитания – формировать личность, которая обладает качествами, позволяющими быть ей здоровой как духовно, так и физически. В школе систематически проводится анализ динамики заболеваемости учащихся по четвертям и за весь учебный год. Заболевания, наиболее часто встречающиеся в школе среди учащихся.
Наибольшее число заболеваний – это простудные, ОРЗ. Видим снижение этого вида заболеваний в этом году по сравнению с прошлыми, однако ОРЗ остаётся лидирующим по сравнению с другими видами заболеваний. Снизилось количество заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-желудочной системы. Более того с момента организации школьного питания в нашей школе перестали регистрироваться хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, колиты и т.п.). Положительное влияние оказывает организация санаторно-курортного лечения. В 2006 – 2007 уч. году получили санаторно-курортное лечение – 3 человека В 2007 – 2008 уч. году – 5 человек. В 2008 – 2009 уч. году – 6 человек. В своей работе педагогический коллектив в основном использует педагогическую технологию Воронковых «Единство физического и умственного развития». Частично используется технология ПазухинаА.Ф. Единая система учебной и внеклассной работы позволяет развивать общую выносливость, которая больше всего влияет на улучшение здоровья.
Во всей этой работе мы придерживаемся правила: «Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты знаешь о здоровье, как ты помогаешь своему здоровью, помоги полюбить спорт». В начальных классах на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, необходимая для профилактики нарушения зрения; организованы подвижные перемены". Конечная цель валеологического воспитания - сформировать личность, которая обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своём здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеологической активностью, то есть деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни. В школе проводится диагностическая работа, включающая в себя комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей. Создан банк данных по заболеваемости учащихся, составлена таблица «Состояние здоровья школьников». Широко распространились вредные привычки: курение, употребление алкогольных напитков. Для массовой профилактики детей используются эффективные, несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие общеобразовательного процесса в школе: • Аромотерапия. • Зарядка для глаз. • Оптимальный двигательный режим. Работа эта проводится по плану и в соответствии с рядом федеральных, региональных целевых программ, а также разработанными на их основе мероприятий. При проведении коррекционной работы учитываются индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр. Так, в начале года было проведено микроисследование «Режим дня». Консультативная работа проводится по нескольким направлениям одновременно - с учащимися, учителями, родителями. Она представляет собой многоплановую повседневную текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях. В рамках санитарно-гигиенического образования для педагогов школы проводятся семинары, педсоветы, для родителей организован родительский всеобуч. Здоровье подрастающего поколения, будущего страны в огромной степени зависит от здоровья учителя, воспитателя. Результаты многолетних исследований показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется средой обитания, создаваемой, кроме прочих, и учителями. Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», сгорание». У трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Поэтому приоритетная задача сегодня - сохранить трудовой потенциал образования. В рамках санитарно-гигиенического образования для педагогов школы проводятся семинары, педсоветы, для родителей организован родительский всеобуч. В.А.Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребёнка – «это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Продолжая мысль великого педагога, мы убеждены: задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, способствующие потребности в здоровом образе жизни. Результаты мониторинга «Здоровье»
В связи с этим педагогический коллектив нашей школы не останавливается на достигнутом, а постоянно находится в творческом поиске. В январе 2009 создание КЦП применения здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образовательного процесса Целью которой является - создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий. Проведен завучем школы мастер- класс на тему « Цвет и здоровье». Цель которого – показать зависимость самочувствия человека от гармонизации цветового пространства. |
Доклад «Основные направления деятельности Исполнительного комитета... Указом Президента Республики Татарстан Минтимером Шариповичем Шаймиевым от 20 октября 2008 года № уп-528 2009 год объявлен Годом... | Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | ||
Публичный доклад директора мбоу сош №2 г. Камбарки «Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников... | Программа развития моу сош №1 «Городской центр оздоровления школьников... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, развития детско-юношеского спорта... | Организация работы по гигиеническому воспитанию, формированию здорового... Итанию, формированию здорового образа жизни, включающему воспитание гигиенических навыков с раннего детского возраста, правильного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здоровьесберегающая деятельность гоу сош №316 осуществляется в соответствии с программой школы по оздоровлению и формированию здорового... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79 Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Доклад на тему: «Организация самоподготовки в группе продленного... «Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников... | «Формирование здорового образа жизни младших школьников» Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста | ||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу... | План работы Общественного формирования наркопост по профилактике... Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным... | ||
1 Цели и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины «Технологии обеспечения здорового образа жизни» является подготовка будущих социальных работников по направлению... | «Вуз здорового образа жизни» 2010 Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни |