Скачать 90.53 Kb.
|
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматические и вегетативные нервные системы; физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиология вегетативной нервной системы; организация бульбарного дыхательного центра; реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания; интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; половая дифференцировка мозга; терморегуляционные рефлексы; функции лимбической системы мозга. 1. Организационно-методический раздел. 1.1. Название курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу стандарта - естественно-научные дисциплины, федеральная компонента. 1.2. Цели и задачи курса. Дисциплина «Физиология центральной нервной системы» предназначена для студентов первого года обучения факультета психологии. Основной целью освоения дисциплины является изучение нейрофизиологических процессов, с помощью которых осуществляется психическая деятельность организма. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании изучения указанной дисциплины студент должен:
1.4. Формы контроля. Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет и экзамен. Текущий контроль. В течение семестра выполняются контрольные работы, принимаются коллоквиумы, проводится опрос по мультимедийным демонстрациям (15). Выполнение указанных видов работ является обязательным для всех студентов, а результаты текущего контроля служат основанием для выставления оценок в ведомость контрольной недели на факультете. 2. Содержание дисциплины. 2.1. Новизна курса. Центральная нервная система в организме выполняет регуляторную роль, объединяя в единое целое все ткани, органы и координируя их специфическую активность в составе целостных гомеостатических и поведенческих функциональных систем. В данном курсе рассмотрены механизмы деятельности нейронов и их ансамблей, проведения возбуждения по нервным волокнам и синапсам. Большое внимание уделяется свойствам нервных центров, функциям различных отделов ЦНС. Особо рассматриваются принципы управления функциями органов и систем организма, координационная и интегрирующая роль ЦНС. 2.2. Тематический план курса.
2.3. Содержание отдельных разделов и тем. Введение. Предмет и задачи общей и частной физиологии центральной нервной системы. Исторический обзор развития нейрофизиологии. Русская физиологическая школа. Важнейшие открытия И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского и др. Общие закономерности реагирования. Универсальное свойство живой материи - раздражимость и ее развитие в процессе эволюции. Классификация раздражителей. Ткани возбудимые и реактивные. Соотношение силы и длительности действия раздражителя, хронаксия. Законы раздражения. Электрические явления в возбудимых тканях. Современные представления о природе электрических явлений. Ионные каналы, их виды и функциональные особенности. Мембранный потенциал. Потенциал действия, изменение потоков натрия и калия в процессе генерации потенциала действия. Изменение возбудимости в различные фазы потенциала действия. Функциональные особенности нервной и мышечной ткани. Типы нервных волокон. Законы проведения по нервным волокнам, скорость проведения. Синаптическая передача. Функциональная морфология синапсов. Особенности синаптической передачи. Медиаторная теория передачи возбуждения, многообразие медиаторов. Возбуждающие и тормозные синапсы. Синапсы с электрическим способом передачи возбуждения. Особенности нервно-мышечного синапса. Физиологические свойства мышечной ткани. Виды сокращения скелетных мышц. Одиночное мышечное сокращение, его фазы. Суммация одиночных мышечных сокращений. Общая физиология центральной нервной системы. Современные представления о структуре и функции центральной нервной системы. Нейронная теория. Физиология и биохимия центральных синапсов. Постсинаптические процессы в центральной нервной системе. Возбуждение в ЦНС. Учение о центральном торможении, классификация. Интеграция синаптических влияний. Простые нервные цепи. Конвергенция и дивергенция. Синаптическое взаимодействие: временная и пространственная суммация, окклюзия. Рефлекторная деятельность ЦНС. Рефлекс, его сущность. Основные принципы рефлекторной деятельности. Виды и свойства рефлексов. Частная физиология центральной нервной системы. Интегративные процессы в спинном мозге. Функциональные свойства нервных элементов спинного мозга. Рефлекторные процессы, осуществляемые спинальными нейронами. Сухожильные и миотатические рефлексы. Основные принципы деятельности восходящих и нисходящих систем спинного мозга. Интегративные механизмы ствола головного мозга. Собственные, системные и висцеромоторные рефлексы ствола мозга. Функциональная организация ретикулярной формации. Современные представления о дыхательном и сосудодвигательном центрах. Функции мозжечка. Нейрофизиология таламуса. Функциональная характеристика афферентных систем. Функции таламических ядер. Ретикуло-таламо-кортикальные взаимоотношения. Роль торможения во всех формах интегративных процессов в таламусе. Гипоталамус - высший подкорковый центр интеграции вегетативных, эмоциональных и двигательных компонентов адаптивного поведения. Физиологические свойства гипоталамических нейронов. Роль гипоталамуса в регуляции гомеостаза внутренней среды организма и эндокринных функций. Функциональная организация эндокринной системы. Гормоны, механизм их действия. Стресс, его гормональная реализация. Роль базальных ганглиев в интегративной деятельности мозга и организации поведения. Функции лимбической системы. Кора больших полушарий. Методы изучения функций коры. Виды биоэлектрической активности, ритмы, происхождение, физиологическое значение. Функции древней, старой и новой коры. 2.4. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы.
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 3.1. Темы рефератов (курсовых работ). Не планируется. 3.2. Образцы вопросов для подготовки к зачету, экзамену. Зачет выставляется по результатам выполнения контрольных и практических работ в семестре.
3.3. Список литературы.
|
Курса «Клиническая психология». Данный курс реализуется в рамках... «Клиническая психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные... | Курса «Специальная психология». Данный курс реализуется в рамках... «Специальная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу общепрофессиональных... | ||
Курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» | Курса «Социальная психология» «Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных... | ||
Курса «Психогенетика». Данный курс реализуется в рамках специальности... «Психогенетика». Данный курс реализуется в рамках специальности 0204000 «Психология» и относится к общепрофессиональным дисциплинам,... | Курса «Психология труда». Данный курс реализуется в рамках специальности... Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология труда» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Курса «Психодиагностика». Данный курс реализуется в рамках специальности... Тат, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические... | ||
М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | Анатомия центральной нервной системы Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же... | ||
Программа дисциплины физиология центральной нервной системы Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Программа дисциплины физиология центральной нервной системы для направления 521000 Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | ||
Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы | Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | ||
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Программа курса «Введение в философию» Курс реализуется в рамках специальностей механико-математического факультета (ммф) и относится к разделу стандарта общего гуманитарного... |