Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета





Скачать 99.18 Kb.
НазваниеПрограмма практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета
Дата публикации24.04.2015
Размер99.18 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
ПРОГРАММА

практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса

стоматологического отделения лечебного факультета

на весенний семестр 2013 – 2014 учебного года
ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ
ЗАНЯТИЕ 1. Инфекция. Инфекционный процесс.

Контрольные вопросы

  1. Современное представление об инфекционном процессе. Динамика развития инфекционного процесса.

  2. Формы инфекционного процесса.

  3. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Понятие о патогенности и вирулентности. Факторы патогенности микробов.

  4. Роль условно-патогенных микроорганизмов в патологии человека.

Самостоятельная работа студентов

1. Изучить методы определения ферментов и факторов патогенности золотистого стафилококка (лецитиназы, плазмокоагулазы, гиалуронидазы и гемолизина).

2. Оформление протокола занятия.
ЗАНЯТИЕ 2. Факторы неспецифической резистентности организма

Контрольные вопросы

  1. Понятие о резистентности организма. Внешние и внутренние барьеры, клеточные и гуморальные факторы.

  2. Фагоцитоз. Кислород зависимые и кислород независимые механизмы бактерицидности. Методы изучения фагоцитарной активности клеток.

  3. Гуморальные факторы неспецифической резистентности. Лизоцим, комплемент, интерфероны, острофазные белки сыворотки крови. Пути активации комплемента.

Самостоятельная работа студентов

1. Изучение мазков с картиной завершенного и незавершенного фагоцитоза.

2. Разобрать схему классического и альтернативного путей активации комплемента.

3. Оформление протокола занятия.
ЗАНЯТИЕ 3.Семинар - Иммунитет и его проявления.

Контрольные вопросы:

  1. Виды иммунитета.

  2. Пути формирования искусственного иммунитета (активный, пассивный иммунитет).

  3. Антигены: структура и основные свойства. Классификация антигенов.

  4. Антигены бактерий и вирусов.

  5. Антитела (иммуноглобулины), структура, функции.

  6. Классы иммуноглобулинов.

  7. Динамика антителообразования.


ЗАНЯТИЕ 4. Иммунитет и его проявления. Серологические реакции

Контрольные вопросы:

  1. Реакции агглютинации. Цель и техника постановки.

  2. Реакция непрямой гемагглютинации с эритроцитарными диагностиками.

  3. Реакция преципитации, варианты реакции преципитации. Цель и техника постановки

Самостоятельная работа студентов:

  1. Постановка реакции агглютинации с целью идентификации неизвестного микроба (на стекле) с адсорбированными сыворотками.

  2. Демонстрация реакции агглютинации с целью обнаружения антител в крови больного (пробирочная РА).

  3. Постановка реакции преципитации с целью определения видовой принадлежности крови.

  4. Изучение техники постановки реакции преципитации в агаре с целью определения токсигенности штаммов возбудителей дифтерии, а также с целью идентификации антител и антигенов.

  5. Изучение техники постановки реакции непрямой гемагглютинации с эритроцитарным диагностикумом.

  6. Оценка умения студентов проводить определение серовара микроорганизма.

ЗАНЯТИЕ 5. Типы иммунного ответа.

Контрольные вопросы:

  1. Клеточный иммунный ответ (Th1).

  2. Гуморальный иммунный ответ. (Th2).

  3. Особенности иммунного ответа при бактериальных и токсических инфекциях.

  4. Особенности иммунного ответа против внутриклеточных паразитов.

  5. Механизмы ускользания бактерий от иммунных реакций организма.


ЗАНЯТИЕ 6. Серологические реакции c метками.

Контрольные вопросы:

  1. Реакция иммунофлюоресценции (РИФ).

  2. Иммуноферментный анализ (ИФА).

  3. Радиоиммунный анализ (РИА).

  4. Принцип постановки иммуноблоттинга.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Техника постановки РИФ, ИФА и РИА.

  2. Учет ИФА для диагностики хламидийных инфекций.

  3. Cхема постановки иммуноблоттинга.


ЗАНЯТИЕ 7. Антивирусный иммунитет. Серологические реакции

Контрольные вопросы:

  1. Антивирусный иммунитет и его особенности.

  2. Феномен вирусной гемагглютинации.

  3. Методы обнаружения антигемагглютининов (РТГА).

  4. Определение вируснейтрализующих антител в реакции нейтрализации (РН).

  5. Принцип постановки ПЦР

Самостоятельная работа студентов:

  1. Учет РГА и РТГА, поставленной с целью идентификации вируса гриппа.

  2. Учет РТГА, поставленной с целью определения титра антител в сыворотке больного гриппом (метод парных сывороток).

  3. Учет РН при титровании вируснейтрализующих антител в сыворотке крови больного полиомиелитом (метод цветной пробы).

  4. Оценка умения студентов проводить серологическую идентификацию выделенной чистой культуры микроорганизмов и серологическую диагностику (определение диагностического титра антител и нарастание титра антител в парных сыворотках больного).

  5. Оценка умения студентов анализировать результаты методов экспресс-диагностики (ИФА, РИА, РИФ, ПЦР).


ЗАНЯТИЕ 8. Итоговое занятие по разделу «Инфекция и иммунитет».
МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА

ЗАНЯТИЕ 9. Нормальная микрофлора полости рта.

Контрольные вопросы

  1. Полость рта как экологическая ниша.

  2. Механизм формирования микробных ассоциаций в полости рта.

  3. Основные представители резидентной микрофлоры полости рта, их свойства.

  4. Непостоянная микрофлора полости рта.

  5. Особенности состава микрофлоры в различных биотопах.

Самостоятельная работа студентов

  1. Приготовление мазков из зубного налета, окраска по методу Грама и негативным методом и микроскопия. ' «' с

  2. Приготовление мазков из соскоба со спинки языка, окраска по методу Грама и микроскопия.

  3. Оформление протокола занятия.

ЗАНЯТИЕ 10. Факторы резистентности полости

Контрольные вопросы:

  1. Механизмы резистентности, действующие в полости рта.

  2. Бактерицидные факторы ротовой полости (лизоцим, лактоферин и др.).

  3. Секреторный иммуноглобулин А. Характеристика, функции.

  4. Механизмы коагрегации бактерий.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Учесть опыт по определению лизоцима в слюне.

  2. Оформление протокола занятий.

ЗАНЯТИЕ 11. Роль микробов в развитии кариеса зубов

Контрольные вопросы

  1. Особенности микрофлоры полости рта при кариесе.

  2. Зубной налет и зубная бляшка, механизмы формирования и локализация.

  3. Кариеносные виды микробов (стрептококки, актиномицеты и лактобациллы). Антагонисты кариесогенных бактерий.

  4. Роль местных факторов резистентности при кариесе.

  5. Особенности забора материала из кариозной полости и методы микробиологических исследований.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Ознакомиться с особенностями забора материала при кариесе для бактериологического метода исследования.

  2. Микроскопическое исследование мазков из чистых культур кариесогенных бактерий и их антагонистов (S. mutans, актиномицетов, вейллонелл).

  3. Изучение методики количественного определения кариесогенной флоры на примере лактоациллин-теста.

ЗАНЯТИЕ 12. Микрофлора полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта.

Контрольные вопросы:

  1. Микрофлора здорового пародонта.

  2. Особенности микрофлоры при гингивите.

  3. Микрофлора при парадонтите.

  4. Роль актиномицетов в развитии гингивита и пародонтита.

  5. Особенности забора исследуемого материала и методы микробиологического исследования при заболеваниях пародонта.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Изучение особенностей забора исследуемого материала из десневого желобка и патологических десневых карманов для микроскопического и бактериологического методов исследования.

  2. Микроскопическое изучение демонстрационных мазков из содержимого глубоких парадонтальных карманов.

ЗАНЯТИЕ 13. Одонтогенная инфекция челюстно-лицевой области.

Контрольные вопросы:

  1. Микробная флора при пульпитах.

  2. Микрофлора при периодонтитах.

  3. Микрофлора при абсцессах, флегмонах и фасцитах челюстно-лицевой области.

  4. Хронические очаги инфекции в полости рта.

  5. Особенности распространения микробов и токсинов из очага инфекции.

  6. Актиномикоз.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Изучить особенности забора исследуемого материала и методы микробиологического исследования при одонтогенных инфекциях.

  2. Разобрать схему патогенеза одонтогенного воспалительного процесса.

ЗАНЯТИЕ 14. Воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта. Бактериальные стоматиты.

Контрольные вопросы:

  1. Классификация стоматитов.

  2. Инфекционные и оппортунистические стоматиты. Возбудители, методы микробиологической диагностики.

  3. Основные возбудители бактериальных стоматитов. Методы диагностики.

  4. Причины возникновения дисбактериозов.

  5. Проблема колонизационной резистентности.


Самостоятельная работа студентов:

  1. Ознакомиться с особенностями забора исследуемого материала при стоматитах для микроскопического и бактериологического методов исследования.

  2. Разобрать схему бактериологического исследования при бактериологических стоматитах.

ЗАНЯТИЕ 15. Воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Вирусные стоматиты.

Контрольные вопросы:

  1. Основные возбудители вирусных стоматитов. Методы диагностики.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Ознакомиться с особенностями забора исследуемого материала при стоматитах для микроскопического и вирусологического методов исследования.

ЗАНЯТИЕ 16. Воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта. Грибковые стоматиты.

Контрольные вопросы:

  1. Основные возбудители грибковых стоматитов. Методы диагностики.

  2. Грибок рода Candida – основной представитель оппортунистических микозов. Общая характеристика, патогенез и микробиологическая диагностика кандидозов.

  3. Кандидоз полости рта. Микробиологическая диагностика.

  4. Методы коррекции дисбактериозов полости рта.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Ознакомиться с особенностями забора исследуемого материала при стоматитах для микроскопического и бактериологического методов исследования.

  2. Изучение морфологии грибков рода Candida в демонстрационных препаратах.

  3. Изучение хламидоспор грибков рода Candida на рисовом агаре в неблагоприятных условиях.

  4. Изучение типов врастания в агар разных видов рода Candida.

  5. Разобрать схему бактериологического исследования при кандидозе.

ЗАНЯТИЕ17. Итоговое занятие по разделу «Микробиология полости рта»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003.-236 с.

  2. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.-М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2001, 736 с.

  3. Коротяев А.И., Бабичев С. А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: Учебник для мед. вузов.-2-е изд., испр.-СПб.: СпецЛит, 2000.-591 с.

  4. Кузнецов Е.А. и др. Микробная микрофлора полости рта и ее роль в развитии

патологических процессов. - М, 1996. - 73 с.

  1. Медицинская микробиология. Справочник. Под редакцией В.И. Покровского и O.K. Поздеева.-М.: «ГЕОТАР Медицина», 1999.-1200 с. (Учебная литература для студентов и врачей).

  2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник / Под ред. А.А. Воробьева.-М.: Медицинское информационное агентство, 2004.-691 с.

  3. Поздеев O.K. Медицинская микробиология. Учебник для вузов.-Под ред. В.И. Покровского.-2001.

  4. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии / Под ред. проф. Е.П. Красноженова.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.-260с.

  5. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии (Частный курс). Томск, 1994.

  6. Царев В.Н., Ушаков Р.В., Давыдова М.М. Лекции по клинической микробиологии для

студентов стоматологических факультетов. - Иркутск, 1996 -73 с.

  1. Царев В.Н., Ушаков Р.В. Антимикробная терапия в стоматологии. - М, 2004. - 143с.

Всего 17 занятий по 2 часа.

Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии,

профессор

____________ Е.П. Красноженов


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconЧто такое вред здоровью?
Вопросы к зачету по судебной медицине для студентов стоматологического отделения лечебного факультета Сибгму
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconМетодическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией...
Методическое пособие по частной микробиологии для студентов стоматологического факультета. Ставрополь – Изд: сгма, С. 38
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconКонспект Компьютерный вирус
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconМетодические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки...
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconМетодическое пособие и дневник по производственной практике для студентов...
Летняя производственная практика студентов 3 курса лечебного факультета является органической частью всего учебного процесса. Она...
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconТема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цели урока
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconРасписание практических занятий для студентов 4 курса лечебного факультета...
Гальванизация. Электрофорез. Электросонтерапия. Диадинамотерапия, амплипульстерапия. Электродиагностика и электростимуляция
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconЭкзаменационные вопросы по микробиологии и вирусологии микрофлора...
Медицинская микробиология. Предмет и задачи микробиологии. Этапы развития медицинской микробиологии. Работы Л. Пастера и Р. Коха...
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического...
Цель занятия. Изучить этиологию, патогенез, морфологическую характеристику, осложнения и исходы болезней органов пищеварения
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconГодовая рабочая программа календарный план практических занятий по...
Современные методы цитологических исследований. Оптические приборы, используемые в цитологии. Световой микроскоп, его устройство,...
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconКафедра детских болезней лечебного факультета Ситуационные задачи...
Охватывает все разделы учебной программы «Музыка», обеспечивает полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических...
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconКонтрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconКалендарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы...

Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconКалендарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы...

Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса стоматологического отделения лечебного факультета iconВ. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,...
Для студентов лечебного и педиатрического факультетов по курсу общей микробиологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск