ПРОГРАММА
практических занятий по общей микробиологии для студентов 2 курса
стоматологического отделения лечебного факультета
на весенний семестр 2013 – 2014 учебного года ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ ЗАНЯТИЕ 1. Инфекция. Инфекционный процесс.
Контрольные вопросы
Современное представление об инфекционном процессе. Динамика развития инфекционного процесса.
Формы инфекционного процесса.
Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Понятие о патогенности и вирулентности. Факторы патогенности микробов.
Роль условно-патогенных микроорганизмов в патологии человека.
Самостоятельная работа студентов
1. Изучить методы определения ферментов и факторов патогенности золотистого стафилококка (лецитиназы, плазмокоагулазы, гиалуронидазы и гемолизина).
2. Оформление протокола занятия. ЗАНЯТИЕ 2. Факторы неспецифической резистентности организма
Контрольные вопросы
Понятие о резистентности организма. Внешние и внутренние барьеры, клеточные и гуморальные факторы.
Фагоцитоз. Кислород зависимые и кислород независимые механизмы бактерицидности. Методы изучения фагоцитарной активности клеток.
Гуморальные факторы неспецифической резистентности. Лизоцим, комплемент, интерфероны, острофазные белки сыворотки крови. Пути активации комплемента.
Самостоятельная работа студентов
1. Изучение мазков с картиной завершенного и незавершенного фагоцитоза.
2. Разобрать схему классического и альтернативного путей активации комплемента.
3. Оформление протокола занятия. ЗАНЯТИЕ 3.Семинар - Иммунитет и его проявления.
Контрольные вопросы:
Виды иммунитета.
Пути формирования искусственного иммунитета (активный, пассивный иммунитет).
Антигены: структура и основные свойства. Классификация антигенов.
Антигены бактерий и вирусов.
Антитела (иммуноглобулины), структура, функции.
Классы иммуноглобулинов.
Динамика антителообразования.
ЗАНЯТИЕ 4. Иммунитет и его проявления. Серологические реакции
Контрольные вопросы:
Реакции агглютинации. Цель и техника постановки.
Реакция непрямой гемагглютинации с эритроцитарными диагностиками.
Реакция преципитации, варианты реакции преципитации. Цель и техника постановки
Самостоятельная работа студентов:
Постановка реакции агглютинации с целью идентификации неизвестного микроба (на стекле) с адсорбированными сыворотками.
Демонстрация реакции агглютинации с целью обнаружения антител в крови больного (пробирочная РА).
Постановка реакции преципитации с целью определения видовой принадлежности крови.
Изучение техники постановки реакции преципитации в агаре с целью определения токсигенности штаммов возбудителей дифтерии, а также с целью идентификации антител и антигенов.
Изучение техники постановки реакции непрямой гемагглютинации с эритроцитарным диагностикумом.
Оценка умения студентов проводить определение серовара микроорганизма.
ЗАНЯТИЕ 5. Типы иммунного ответа.
Контрольные вопросы:
Клеточный иммунный ответ (Th1).
Гуморальный иммунный ответ. (Th2).
Особенности иммунного ответа при бактериальных и токсических инфекциях.
Особенности иммунного ответа против внутриклеточных паразитов.
Механизмы ускользания бактерий от иммунных реакций организма.
ЗАНЯТИЕ 6. Серологические реакции c метками.
Контрольные вопросы:
Реакция иммунофлюоресценции (РИФ).
Иммуноферментный анализ (ИФА).
Радиоиммунный анализ (РИА).
Принцип постановки иммуноблоттинга.
Самостоятельная работа студентов:
Техника постановки РИФ, ИФА и РИА.
Учет ИФА для диагностики хламидийных инфекций.
Cхема постановки иммуноблоттинга.
ЗАНЯТИЕ 7. Антивирусный иммунитет. Серологические реакции
Контрольные вопросы:
Антивирусный иммунитет и его особенности.
Феномен вирусной гемагглютинации.
Методы обнаружения антигемагглютининов (РТГА).
Определение вируснейтрализующих антител в реакции нейтрализации (РН).
Принцип постановки ПЦР
Самостоятельная работа студентов:
Учет РГА и РТГА, поставленной с целью идентификации вируса гриппа.
Учет РТГА, поставленной с целью определения титра антител в сыворотке больного гриппом (метод парных сывороток).
Учет РН при титровании вируснейтрализующих антител в сыворотке крови больного полиомиелитом (метод цветной пробы).
Оценка умения студентов проводить серологическую идентификацию выделенной чистой культуры микроорганизмов и серологическую диагностику (определение диагностического титра антител и нарастание титра антител в парных сыворотках больного).
Оценка умения студентов анализировать результаты методов экспресс-диагностики (ИФА, РИА, РИФ, ПЦР).
ЗАНЯТИЕ 8. Итоговое занятие по разделу «Инфекция и иммунитет». МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА
ЗАНЯТИЕ 9. Нормальная микрофлора полости рта.
Контрольные вопросы
Полость рта как экологическая ниша.
Механизм формирования микробных ассоциаций в полости рта.
Основные представители резидентной микрофлоры полости рта, их свойства.
Непостоянная микрофлора полости рта.
Особенности состава микрофлоры в различных биотопах.
Самостоятельная работа студентов
Приготовление мазков из зубного налета, окраска по методу Грама и негативным методом и микроскопия. ' «' с
Приготовление мазков из соскоба со спинки языка, окраска по методу Грама и микроскопия.
Оформление протокола занятия.
ЗАНЯТИЕ 10. Факторы резистентности полости
Контрольные вопросы:
Механизмы резистентности, действующие в полости рта.
Бактерицидные факторы ротовой полости (лизоцим, лактоферин и др.).
Секреторный иммуноглобулин А. Характеристика, функции.
Механизмы коагрегации бактерий.
Самостоятельная работа студентов:
Учесть опыт по определению лизоцима в слюне.
Оформление протокола занятий.
ЗАНЯТИЕ 11. Роль микробов в развитии кариеса зубов
Контрольные вопросы
Особенности микрофлоры полости рта при кариесе.
Зубной налет и зубная бляшка, механизмы формирования и локализация.
Кариеносные виды микробов (стрептококки, актиномицеты и лактобациллы). Антагонисты кариесогенных бактерий.
Роль местных факторов резистентности при кариесе.
Особенности забора материала из кариозной полости и методы микробиологических исследований.
Самостоятельная работа студентов:
Ознакомиться с особенностями забора материала при кариесе для бактериологического метода исследования.
Микроскопическое исследование мазков из чистых культур кариесогенных бактерий и их антагонистов (S. mutans, актиномицетов, вейллонелл).
Изучение методики количественного определения кариесогенной флоры на примере лактоациллин-теста.
ЗАНЯТИЕ 12. Микрофлора полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта.
Контрольные вопросы:
Микрофлора здорового пародонта.
Особенности микрофлоры при гингивите.
Микрофлора при парадонтите.
Роль актиномицетов в развитии гингивита и пародонтита.
Особенности забора исследуемого материала и методы микробиологического исследования при заболеваниях пародонта.
Самостоятельная работа студентов:
Изучение особенностей забора исследуемого материала из десневого желобка и патологических десневых карманов для микроскопического и бактериологического методов исследования.
Микроскопическое изучение демонстрационных мазков из содержимого глубоких парадонтальных карманов.
ЗАНЯТИЕ 13. Одонтогенная инфекция челюстно-лицевой области.
Контрольные вопросы:
Микробная флора при пульпитах.
Микрофлора при периодонтитах.
Микрофлора при абсцессах, флегмонах и фасцитах челюстно-лицевой области.
Хронические очаги инфекции в полости рта.
Особенности распространения микробов и токсинов из очага инфекции.
Актиномикоз.
Самостоятельная работа студентов:
Изучить особенности забора исследуемого материала и методы микробиологического исследования при одонтогенных инфекциях.
Разобрать схему патогенеза одонтогенного воспалительного процесса.
ЗАНЯТИЕ 14. Воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта. Бактериальные стоматиты.
Контрольные вопросы:
Классификация стоматитов.
Инфекционные и оппортунистические стоматиты. Возбудители, методы микробиологической диагностики.
Основные возбудители бактериальных стоматитов. Методы диагностики.
Причины возникновения дисбактериозов.
Проблема колонизационной резистентности.
Самостоятельная работа студентов:
Ознакомиться с особенностями забора исследуемого материала при стоматитах для микроскопического и бактериологического методов исследования.
Разобрать схему бактериологического исследования при бактериологических стоматитах.
ЗАНЯТИЕ 15. Воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.
Вирусные стоматиты.
Контрольные вопросы:
Основные возбудители вирусных стоматитов. Методы диагностики.
Самостоятельная работа студентов:
Ознакомиться с особенностями забора исследуемого материала при стоматитах для микроскопического и вирусологического методов исследования.
ЗАНЯТИЕ 16. Воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта. Грибковые стоматиты.
Контрольные вопросы:
Основные возбудители грибковых стоматитов. Методы диагностики.
Грибок рода Candida – основной представитель оппортунистических микозов. Общая характеристика, патогенез и микробиологическая диагностика кандидозов.
Кандидоз полости рта. Микробиологическая диагностика.
Методы коррекции дисбактериозов полости рта.
Самостоятельная работа студентов:
Ознакомиться с особенностями забора исследуемого материала при стоматитах для микроскопического и бактериологического методов исследования.
Изучение морфологии грибков рода Candida в демонстрационных препаратах.
Изучение хламидоспор грибков рода Candida на рисовом агаре в неблагоприятных условиях.
Изучение типов врастания в агар разных видов рода Candida.
Разобрать схему бактериологического исследования при кандидозе.
ЗАНЯТИЕ17. Итоговое занятие по разделу «Микробиология полости рта»
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003.-236 с.
Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.-М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2001, 736 с.
Коротяев А.И., Бабичев С. А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: Учебник для мед. вузов.-2-е изд., испр.-СПб.: СпецЛит, 2000.-591 с.
Кузнецов Е.А. и др. Микробная микрофлора полости рта и ее роль в развитии
патологических процессов. - М, 1996. - 73 с.
Медицинская микробиология. Справочник. Под редакцией В.И. Покровского и O.K. Поздеева.-М.: «ГЕОТАР Медицина», 1999.-1200 с. (Учебная литература для студентов и врачей).
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник / Под ред. А.А. Воробьева.-М.: Медицинское информационное агентство, 2004.-691 с.
Поздеев O.K. Медицинская микробиология. Учебник для вузов.-Под ред. В.И. Покровского.-2001.
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии / Под ред. проф. Е.П. Красноженова.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.-260с.
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии (Частный курс). Томск, 1994.
Царев В.Н., Ушаков Р.В., Давыдова М.М. Лекции по клинической микробиологии для
студентов стоматологических факультетов. - Иркутск, 1996 -73 с.
Царев В.Н., Ушаков Р.В. Антимикробная терапия в стоматологии. - М, 2004. - 143с.
Всего 17 занятий по 2 часа.
Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии,
профессор
____________ Е.П. Красноженов
|