Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии





Скачать 127.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии
Дата публикации25.05.2015
Размер127.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов по микробиологии

План-график самостоятельного изучения микробиологии для студентов:

- медицинского факультета;

- агротехнического факультета;

- эколого-биологического факультета

составлен, исходя из того, что студент еженедельно от трех до пяти часов самостоятельно выполняет задания, предусмотренные этим планом.

Содержательная и методическая сторона заданий предполагает, что самостоятельная работа должна протекать по ряду параллельных направлений, отличных друг от друга по своим образовательным и формирующим целям: работа с учебной и научной литературой, подготовка к лабораторному практикуму, решение тестовых заданий, подготовка к итоговому контролю знаний (экзамену) по дисциплине.

Самостоятельное изучение материала должно сопровождаться составлением конспектов, которые могут быть использованы во время текущего контроля знаний.

Форма конспекта может быть произвольной, но целесообразно строить его в виде плана-конспекта: слева на полях выделяют основные подразделы, порядок расположения которых в конспекте должен соответствовать требованиям построения системы опорных знаний.

Работа с тестами будет эффективна только при том условии, что во главу угла будет поставлена доказательная сторона этой работы.
Самостоятельная работа предусматривает:

– подготовку к лабораторным занятиям и защиту отчётов по работам;

– проработку конспектов лекций;

– проработку материала учебной литературы и нормативной документации, не изложенного на лекциях;

– подготовку к тестам текущего письменного контроля знаний (итоговая контрольная работа и промежуточные контрольные опросы);

– подготовку к тестам рубежного контроля знаний (трем итоговым занятиям в семестре);

– написание рефератов;

– составление портфолио, написание эссе, составление схем лабораторной диагностики возбудителей инфекционных заболеваний;

– подготовка презентаций.

Самостоятельное изучение материала дисциплины должно сопровождаться составлением конспектов. Форма конспекта может быть произвольной, но целесообразно строить его в виде плана-конспекта: слева на полях выделяют основные подразделы, порядок расположения которых в конспекте должен соответствовать требованиям построения системы опорных знаний.

Перечень основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в настоящих методических рекомендаций.

Составление реферата для АТФ, ЭБФ (очной формы обучения)

для МФ по пропущенным занятиям и лекциям (согласно решению преподавателя).
Рабочая программа дисциплины предусматривают написание рефератов. Реферат представляет собой творческую самостоятельную работу студентов по предложенной теме, углубляющую теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий. Во время выполнения индивидуальных заданий студент приобретает навыки работы с учебной, научной и справочной литературой, а также учится оформлять текстовые документы.

Темы рефератов выдаются преподавателем в начале семестра. Студенту предоставляется право выбора темы реферата, или он может предложить свою тему с обоснованием целесообразности её исследования. Примерный перечень тем рефератов приведен в Приложении А настоящих методических рекомендаций.

В случае возникновения затруднений при написании реферата студент может прийти на консультацию к преподавателю.
Методические рекомендации по составлению реферата

К выполнению данного задания следует подойти творчески. При подготовке реферата необходимо помнить, что он должен быть не последовательным изложением всех собранных материалов, а анализом этих источников, выявлением в них общего и противоречий, отличий, новых направлений. При подготовке реферата недопустимо механическое дословное переписывание источников. Студенту необходимо сначала проработать теоретический материал, изложенный на лекциях и содержащийся в основных рекомендованных учебных пособиях по данному вопросу.

В данных методических рекомендаций приведен список основной и дополнительной литературы, который содержит работы по различным направлениям. Однако он только ориентирует студента в определенном направлении, но не является исчерпывающим.

При описании схем, производственных процессов или их отдельных стадий необходимо привести режимы ведения процессов (температуру, продолжительность, характеристики исходных, промежуточных и конечных продуктов и т.д.). Обязательно надо привести ссылку на приведенный источник (цифрой, соответствующей номеру этого материала в списке использованных источников).
Требования к оформлению реферата

Для реферата рекомендуются следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- перечень условных обозначений, символов, терминов (при необходимости);

- приложения (при необходимости).
Реферат выполняется на листах формата А4 (297×210 мм) без рамки и основной надписи. Объем работы должен составлять не менее 20 и не более 30 страниц машинописного текста. Текст реферата печатается в редакторе WORD, шрифт – Times New Roman, размер 14, интервал полуторный.

При написании текста реферата необходимо оставлять поля следующих размеров: для подшивки слева – 20 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.

Нумерация страниц документа – сквозная, начиная с титульного листа, на котором номер страницы не проставляется. Страницы нумеруют арабскими цифрами. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Оформление реферата в общем случае должно вестись в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105.

Титульный лист является первым листом реферата, оформляется на бланке формата А4. Перенос слов на титульном листе не допускается. Точка в конце заголовка не ставится. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении Б настоящих методических рекомендаций.

Содержание реферата состоит из последовательно перечисленных наименований разделов и приложений с указанием номера страницы, на которой размещается начало раздела и др. Содержание включают в общую нумерацию листов реферата и размещают после титульного листа.

Во введении отражаются современное состояние и перспективы развития промышленности. Конкретизируются проблемы, стоящие перед отраслью, непосредственно связанные с темой реферата (перспективы роста производства, расширение ассортимента и улучшение качества продукции).

Для пояснения излагаемого материала необходимо приводить иллюстрации, которые могут быть представлены в виде схем (принципиальных, аппаратурно-технологических), графиков, эскизов, чертежей, фотографий, диаграмм и т.д. Все иллюстрации, помещаемые в тексте и приложениях, именуются рисунками. Рисунки должны располагаться непосредственно после ссылки на них в тексте или на следующей странице. Иллюстрации могут иметь наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после поясняющих данных.

Список использованных источников должен включать все источники (не менее пяти), расположенные в порядке появления ссылок в тексте записки или по алфавиту. В списке использованных источников следует указать современную отечественную и зарубежную техническую и патентную литературу по теме реферата, а также перечень нормативных документов: государственных и отраслевых стандартов, технических условий и технологических инструкций, методических указаний и рекомендаций, использованных в работе..

К защите студент предоставляет реферат в переплетенном или сброшюрованном виде.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.1 Формы контроля и самоконтроля в обучении
По микробиологии в течение семестра применяются контрольные испытания следующих видов: текущие, рубежные, итоговые.

Текущие испытания проводятся в процессе изучения дисциплины в виде контрольных опросов на лабораторных занятиях, проверки рефератов, контрольных работ, конспектов лекций и защиты лабораторных работ. Текущие испытания направлены на определение уровня подготовленности по разделу, фрагменту дисциплины.

Рубежные испытания, как правило, предназначены для определения уровня подготовки по модулю дисциплины. Рубежный контроль проводится перед каждой аттестацией студентов, а также в конце семестра в виде коллоквиума.

Итоговые семестровые испытания по дисциплине проводятся в форме экзамена и предназначены для определения уровня подготовленности студента в период проведения сессии. Испытания проводятся в устной (экзамен) форме.

При изучении дисциплины «Основы микробиологии» используются также и другие методы контроля и самоконтроля знаний.

Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса, защиты рефератов. При индивидуальном опросе преподаватель ставит перед студентом несколько вопросов, отвечая на которые, студент показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе преподаватель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всей аудиторией, вызывая для краткого ответа того или иного студента.

Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, письменных зачетов и прочее. Письменные контрольные работы могут быть как кратковременные, проводимые в течение 15…20 минут, так и занимающие все занятие.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля является всемерное развитие у студентов навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения отвечать на вопросы тестов самоконтроля, самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
рекомендации по работе с литературой
ни одна творческая работа – подготовка и написание реферата, выполнение индивидуальной, курсовой или дипломной работы (проекта) – не может быть успешно выполнена без знакомства с современной литературой по разрабатываемому вопросу. У нас в стране и за рубежом систематически публикуется множество монографий, брошюр и статей по отдельным аспектам технологии и техники различных отраслей. Для того чтобы умело ориентироваться в большом потоке информации и не пропустить важных материалов по конкретным темам, надо соблюдать определенную систему при подборе литературы и работе с ней.
Поиск информации

Предполагается, что студент ко второму году обучения в вузе должен освоить правила работы в библиотеках. Современная библиотека – это не только книги, но и компьютерные залы, участки сканирования, интернет-классы.

после выбора темы реферата начинают изучение состояния вопроса по литературным источникам. непосредственному знакомству с литературой предшествует работа с систематическим, алфавитным и предметным каталогами.

Главная функция каталогов – дать возможность быстрого получения справок об имеющихся книгах. Попутно выявляется ещё целый ряд полезных функций каталогов. Одна из них – расширение кругозора в ходе поиска. В самом деле, обратившись к любому виду каталогов, студент, как правило, находит какие-то перекрестные ссылки, новые поисковые признаки и таким образом расширяет первоначальный круг поисков.

Первым шагом должна быть работа с систематическим каталогом.

Систематический каталог группирует литературу в логическом порядке, соответственно существующей системе знаний. С его помощью можно выяснить, какие именно книги имеются в библиотеке по определенной отрасли знаний. Крупные отделы разбиваются на подотделы и рубрики, а их последовательность фиксируется в схеме библиотечной классификации с помощью индексов – условных обозначений для каждого отдела, подотдела и понятия, встречающегося в каталоге. Индекс может быть выражен буквой, цифрой или тем и другим вместе.

Существуют два пути подбора литературы по систематическому каталогу. Первый из них заключается в последовательном переходе от «общего к частному» с помощью беглого просмотра всей логической структуры схемы и нахождения интересующего индекса.

Второй путь подбора литературы осуществляется с помощью алфавитно-предметного указателя, который является ключом к систематическому каталогу. Алфавитно-предметный указатель представляет собой перечень всех отделов схемы, а также вопросов и проблем, о которых есть литература в каталоге. наименования отраслей знания, отдельных тем и вопросов вынесены на отдельные карточки в алфавитном порядке.

Внутри раздела систематического каталога с разбивкой по годам (начиная с текущего) помещаются работы общего характера, монографии, учебники. Затем идут тематические рубрики. Надо записать номера наиболее полезных ящиков, чтобы затем быстро находить новинки. При необходимости можно воспользоваться библиотечным сервисом.

В алфавитном каталоге выдержан общий алфавитный порядок. Описываемые книги расставлены по алфавиту фамилий авторов или по алфавиту заглавий (если авторов больше трёх или если книга представляет собой сборник самостоятельных статей разных авторов). Такой каталог объединяет произведения определенных авторов и позволяет установить, имеется ли в библиотеке конкретная книга и вообще произведения данного автора. С помощью алфавитного каталога уточняются сведения, касающиеся определенного издания: его выходные данные, инициалы автора, объём, наличие вступительной статьи, списка литературы, иллюстраций. Карточки, из которых состоит каталог, содержат краткую сводку основных библиографических сведений о книге: фамилия и инициалы автора, заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количественные характеристики, подзаголовочные данные, примечания и аннотации.

Для удобства и быстроты пользования алфавитным каталогом необходимо также иметь в виду некоторые правила расстановки карточек:

  1. карточки расставляются по первому слову описания, а в случае совпадения первых слов – по второму и т.д.;

  2. карточки авторов-однофамильцев расставляются по алфавиту инициалов авторов;

  3. карточки с описанием произведений одного автора ставят по алфавиту заглавий;

  4. карточки на разные издания одной и той же книги помещаются в прямом или обратном хронологическом порядке;

  5. сокращённую форму наименования стран, организаций, учреждений рассматривают как слово и ставят по алфавиту;

  6. каталог периодики часто заменяют регистрационной картотекой. В этом случае на одну общую карточку вынесено название, а также номера издания, имеющиеся в библиотеке. Таким образом, на одной карточке собираются сведения за несколько лет.

Предметный каталог представляет собой алфавитный список разных понятий, подобный предметному указателю в книгах. Предметный каталог используется при подборе материалов по узкоспециальным вопросам. Он прост в обращении и напоминает по структуре энциклопедический словарь.

Начинать изучение литературы после просмотра каталогов следует с соответствующих разделов учебников и монографий, в которых могут встретиться интересующие студента вопросы. Литературные ссылки, имеющиеся в конце книги или в конце отдельных глав, могут послужить указанием для дальнейшего подбора литературы в нужном направлении.

После этого для уяснения современного состояния вопроса, проблем, «точек» роста соответствующей отрасли техники, для расширения полученных сведений следует произвести дополнительный поиск литературы. Много ценных материалов, отражающих новейшие достижения науки и промышленности, публикуются в отраслевых журналах: «Микробиология», «Клиническая микробиология», «Биотехнология», «Пищевая промышленность» и др.

В последних номерах журналов обычно помещается сводный перечень статей за год (алфавитный и систематический). Иногда такие указатели издаются отдельными выпусками за несколько лет. Поиск литературы следует вести ретроспективно – от нескольких свежих публикаций, по библиографии и ключевым словам.

С иностранной литературой студентам, не владеющим иностранными языками, лучше начинать знакомиться не по первоисточникам, а по реферативным журналам.
Методика чтения

одним из важнейших условий продуктивности и качества работы студента является умение извлечь из подобранного материала нужные сведения, быстро сориентироваться в них и рационально ими распорядиться.

Изучать литературу нужно с большим разбором и начинать с книг, которые сулят наибольшую добычу и формируют каркас знаний.

Чтение книги начинается с просмотра её содержания и наиболее интересных разделов. При работе с книгой нужно одновременно выписывать номера страниц для ксерокопирования. В своих книгах (на ксерокопированных страницах) можно делать подчеркивания и закладки, подцвечивать фрагменты рисунков, схем и графиков.

Каждый студент должен владеть навыками динамического чтения – способностью изменять как скорость чтения, так и коэффициент усвоения в зависимости от цели чтения и сложности текста.

Чтение бывает выборочное (с пропуском отдельных участков текста) и сплошное. Сплошное делится на ознакомительное, изучающее, корректорское и критическое; выборочное – на ориентировочное, поиск, просмотр. Рассмотрим сначала виды выборочного чтения.

Ориентировочное чтение используется при первом знакомстве с книгой (автор, название, аннотация, предисловие, содержание) и позволяет определить, стоит ли её читать. Поиск и отбор литературы обязательно связаны с ориентировочным чтением.

Чтение-поиск выполняется при поиске конкретной информации в энциклопедиях, справочниках, реферативных изданиях. Здесь помогают содержание, предметные и алфавитные указатели.

Просмотр производится для выявления в короткий срок основного содержания текста. Максимально точно записываются формулы, определения, схемы и т.п. Выписки делаются обязательно с указанием источников – в том виде, в каком это нужно для включения в библиографию.

Ознакомительное и изучающее сплошное чтение связано с работой памяти. Память обеспечивается процессами запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Она бывает образной, эмоциональной, двигательной и словесно-логической. Лучше, если используется комбинация видов памяти. Запоминанию текста способствует его запись (здесь дело не в «моторике», а в мысленной переработке текста).

Чтение должно быть сопряжено с размышлением и проецированием прочитанного на собственные проблемы.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Для подготовки к зачёту рекомендуется самоконтроль студентов с помощью контрольных вопросов по каждой теме, приведённых в учебниках, курсе лекций и настоящих методических рекомендациях.

Рекомендуется регулярно повторять и прорабатывать материал лекций и учебников в течение всего семестра. Своевременное выполнение плана-графика, сдача контрольных работ, коллоквиумов и контрольных опросов и защита лабораторных работ текущей аттестации позволят студенту вовремя получить допуск к зачёту или экзамену.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Процессы формообразования...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения всех специальностей
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной...
При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск