МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
А.Г. СВИНАРЕНКО
27 декабря 2005 г.
Регистрационный № 732 с/бак
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки
110500 – Ветеринарно-санитарная экспертиза
Степень (квалификация) выпускника – Бакалавр ветеринарно-санитарной экспертизы
Вводится с момента утверждения.
Москва 2005 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 110500 ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
1.1. Направление подготовки высшего профессионального образования 110500 – Ветеринарно-санитарная экспертиза утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 г. № 39
1.2. Степень (квалификация) выпускника - Бакалавр ветеринарно- санитарной экспертизы.
Нормативный срок освоения образовательной программы подготовки бакалавра по направлению подготовки 110500 Ветеринарно-санитарная экспертиза при очной форме обучения – 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: животные всех видов и птица, направляемые для убоя, сырье и продукты животного происхождения, подлежащие ветеринарно-санитарной экспертизе для определения их пригодности к использованию на пищевые и кормовые цели и охраны населения от болезней, общих для человека и животных, охраны территории Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств, а также охрана окружающей среды от загрязнений.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки 110500 Ветеринарно-санитарная экспертиза подготовлен к научно-исследовательской деятельности и может адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:
- производственной;
- организационно-управленческой.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки 110500 Ветеринарно-санитарная экспертиза подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- проведению научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) научных программ по методикам в соответствии с утвержденными целями и задачами;
- выполнению наблюдений и измерений, анализу и обобщению научных результатов и формулировке выводов;
- разработке новых методов и технических средств для определения безопасности качества сырья и продуктов животного происхождения (в составе творческого коллектива);
- выполнению практической деятельности в управленческих организациях и на предприятиях по переработке сырья животного происхождения.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач бакалавр ветеринарно-санитарной экспертизы в области:
а) научно-исследовательской:
- обрабатывает и анализирует результаты экспериментальных исследований;
- составляет отчеты (разделы отчетов) по теме НИР или ее разделу (этапу, заданию);
- проводит подбор научно-технической и патентной литературы в области переработки сырья животного происхождения, осуществляет ее анализ и обобщение;
- принимает участие в планировании экспериментальных исследований;
- участвует в выполнении научных экспериментов;
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок в практику;
б) производственной деятельности:
- проводит ветеринарно-санитарную экспертизу и оценку безопасности сырья и продуктов животного происхождения;
- осуществляет контроль сырья и продуктов его переработки;
- принимает участие в разработке, внедрении и промышленных испытаниях новых видов продуктов питания, полученных из сырья животного происхождения;
- вносит предложения, направленные на совершенствование нормативных и технических документов;
в) организационно-управленческой деятельности:
- анализирует и обобщает материалы предприятий о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы на объектах госветнадзора;
- участвует в организации методического руководства производственной деятельностью специалистов предприятия;
- участвует в организации испытаний и внедрении новых ветеринарно-санитарных препаратов, средств;
- участвует в разработке нормативных и технических документов по ветеринарно-санитарной экспертизе и ветеринарной санитарии.
Бакалавр ветеринарно-санитарной экспертизы должен знать:
- новейшие научные и практические достижения в области профессиональной деятельности;
- методы исследования, планирования и проведения экспериментальных работ;
- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
- ветеринарно-санитарную экспертизу сырья и продуктов животного происхождения;
- технологию производства продуктов животного происхождения;
- основные контрольные критические точки технологии, на которых могут возникнуть нарушения, влияющие на безопасность и качество готовых продуктов;
- требования нормативных документов, предъявляемые к безопасности сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции;
- стандарты, технические условия и другие нормативные документы;
- порядок осуществления ветеринарно-санитарного контроля;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- организацию, правила и основные принципы работы ветсанутильзаводов, санитарных боен, лабораторий госветсанэкспертизы на рынках;
- порядок и правила отбора образцов для исследований;
- основы трудового законодательства и организации труда;
- правила и нормы охраны труда;
- принимать участие в разработке ветеринарно-санитарных мероприятий по обеспечению безопасности и биологической защиты перерабатывающих предприятий при чрезвычайных ситуациях.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника
Бакалавр ветеринарно-санитарной экспертизы подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлениям:
560312 – Молекулярная биотехнология с основами генной инженерии
550307 – Ветеринарно-санитарный контроль безопасности продуктов животноводства
550308 – Стандартизация и ветеринарно-санитарный контроль ветеринарных препаратов – вакцин и сывороток
560310 – Судебная ветеринарно-санитарная экспертиза
560302 – Государственный ветеринарно-санитарный контроль при импортно-экспортных операциях
- освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированных специалистов 110500 Ветеринарно-санитарная экспертиза.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 110500 ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта бакалавров по направлению 110500 Ветеринарно-санитарная экспертиза и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественно-научные
дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины, направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 110500 Ветеринарно-санитарная экспертиза.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 110500 ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего часов
|
ГСЭ.00
|
Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
|
1800
| ГСЭ.Ф.00
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01
| Философия
Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия; самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство; время, движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание, сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и вне научное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
|
| ГСЭ.Ф.02
| Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидность литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Официально деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
|
| ГСЭ.Ф.03
| Психология и педагогика
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства.
Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность.
Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.
|
| ГСЭ.Ф.04
| Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стиле, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
| 340
| ГСЭ.Ф.05
| Культурология
Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры; социология культуры; культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «серединные»
культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность; инкультурация и социализация.
|
| ГСЭ.Ф.06
| Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
Проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1-ХП вв.; социально- политические изменения в русских землях в ХШ-ХУ вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция; их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие; общественно-политическая жизнь; культура; внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений;
Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993 -1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
|
| ГСЭ.Ф.07
| Политология
Объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; история политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания; историческая динамика; современные политологические школы; гражданское общество; его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы; политические партии; электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политическая модернизация; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики; мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
|
| ГСЭ.Ф.08
| Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально - прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
| 408
| ГСЭ.Ф.09
| Правоведение
Государство и право; их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; международное право как особая система права; источники российского права; закон и подзаконные акты; система российского права; отрасли права; правонарушение и юридическая ответственность; значение законности и правопорядка в современном обществе; правовое государство; конституция Российской Федерации - основной закон государства; особенности федеративного устройства России; система органов государственной власти в Российской Федерации; понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности; обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение; наследственное право; брачно-семейные отношения; взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей; ответственность по семейному праву; трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение; административные правонарушения и административная ответственность; понятие преступления; уголовная ответственность за совершение преступлений; экологическое право; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности; правовые основы защиты государственной тайны; законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
|
| |