Скачать 104.19 Kb.
|
Программа для учащихся 7 классов ( Общий объём курса- 34 часа) Образовательная программа к курсу «Многообразие растительного и животного мира Октябрьского района» поможет получить представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Октябрьского района. Узнать и определить растения и животных родного края, проводить простейшие исследования и правильно действовать в конкретной ситуации. Соблюдать правила по охране окружающей среды. Адресована всем краеведам района. Пояснительная записка Образовательная программа «Многообразие живых организмов степной зоны Октябрьского района» содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного и животного мира, и является их логическим дополнением. Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет биологию, географию, экологию и краеведение. Изучая местную фауну и флору, памятники природы октябрьского района, экологическое состояние местного природного ландшафта, учащиеся расширяют свои знания о многообразии организмов степного биотопа. Особое внимание обращено на антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, предусмотрены меры по охране природы. Изучение курса направленно воздействует на формирование экологической культуры учащихся, способствует образованию у них умений и навыков по сохранению природных богатств. Знания о своём крае положительно скажутся на развитии у школьников уважительного отношения ко всему живому, будут способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к малой Родине. Программа предусматривает самостоятельную творческую деятельность учителя, направленную на применение различных методов и приёмов в обучении учащихся. Значительное место отводится наблюдениям, экскурсиям, практикумам и малым исследованиям. Программа курса рассчитана на 34 часа учебного времени, 1 час в неделю. Цели программы: - ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, влиянием естественной среды на здоровье человека; - формирование знаний о степном ландшафте Октябрьского района как одном из крупных природных регионов Оренбуржья; Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:
В итоге изучения данной программы школьники должны:
3. Результаты работы представлять в виде сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ и презентаций. Содержание программы. Общее количество часов- 34 .
Географическое положение Октябрьского района. Геология и рельеф. Климатические условия и общая гидрогеологическая характеристика района. Особенности степного почвообразования и основные типы почв. Геологическая история края. Памятники природы.
Экологическая оценка геологической среды и состояния природного ландшафта Октябрьского района. Влияние деятельности человека на степь. Освоение целины. Загрязнение человеком окружающей среды и его последствия. Природа для отдыха и туризма.
Многообразие цветковых растений. Характеристика отдела Покрытосеменных на примере растений Октябрьского района. Основные виды и биологические особенности растений. Класс Двудольные растения. Семейства: Бобовые, Розоцветные, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Гречишные, Лютиковые, Подорожниковые, Вьюнковые, Губоцветные, Гвоздичные, Зверобойные, Гераниевые, Колокольчиковые, Норичниковые, Подмаренниковые, Зонтичные. Класс Однодольные растения. Семейства: Злаки и Лилейные. Лекарственные растения Октябрьского района. Редкие и исчезающие виды. Охрана растительного мира. Лабораторные работы: «Изучение представителей и выявление признаков семейства по внешнему строению растений». «Составление простейших определителей». Экскурсии: 1. Многообразие растений конкретной местности. 2. Лекарственные растения конкретной местности.
Особенности животного мира степей. Животные Октябрьского района. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды. Лабораторная работа: «Знакомство с разнообразием ракообразных». Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды. Лабораторная работа: « Знакомство с разнообразием паукообразных». Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды. Лабораторная работа: « Изучение представителей отрядов насекомых». Тип Хордовые. Класс Рыбы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды. Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды. Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды. Класс Млекопитающие. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды. Экскурсии: 1. Представители Типа Членистоногие конкретной местности. 2. Представители Типа Хордовые конкретной местности. IV. Итоговое занятие-3 ч. Календарь природы. Фенологические наблюдения. Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Экскурсия: «Степной ландшафт Октябрьского края - неотъемлемый природный компонент биосферы» Тематическое планирование.
Литература для учителя:
11. Чибилёв А.А. Краеведческий атлас. Октябрьский район. – ОРО ВОО «Русское географическое общество», 2007. 1 2 .Чибилёв А. А. Природное наследие Оренбургской области. — Учебное пособие. - Оренбург, 1996. 13.Чибилёв А. А. Природа Оренбургской области. Оренбургский филиал русского географического общества. Оренбург, 1995. 14.Экологическая тропа. - Оренбург, ОСЮН,1989. 15.Энциклопедия «Оренбуржье» том 1 гл. ред. И. А. Бехтерев.«3олотая аллея» Оренбургское литературное агентство, 2000. Грубская Татьяна Александровна, учитель биологии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области |
«Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России» Курс позволит расширить представление о силе давления деятельности человека на состояние животного и растительного мира в целом и... | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | ||
4. Рассказ а о растениях Изучение особенностей климата, животного и растительного мира субтропической зоны | Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | ||
Vi состояние, охрана и использование объектов растительного и животного мира Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году» | Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна,... Новизна: Программа кружка аквариумистов направлена на знакомство и расширение знаний детей об аквариуме, как искусственно созданном... | ||
Охрана животного мира пермского края Государственный учет объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации | Тема: Многообразие животных Цель: Познакомить с разнообразием животного мира Земли, ролью животных в природе и жизни человека | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование представления о своеобразии растительного и животного мира Южной Америки; особенностях размещения природных зон материка;... | Московский городской педагогический университет В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного... | ||
Составила учитель Медведицкой оош гречухина Светлана Целью данного курса является создание условий для развития личностных качеств детей посредством воспитание изучения растительного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям... | ||
Этнографический курс "Культура народов Поволжья" Тема Введение Знакомство... Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программное содержание: Обобщить систематизировать знания детей о лесе, как о сообществе растительного и животного мира (лес дарит... | ||
Лекция введение понятие о геоинформационных системах Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения... | План конспект Обсудить, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. Знать меры по защите животного и растительного мира... |