Скачать 337.38 Kb.
|
Рабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе программы основного общего образования по биологии 7классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров для основной школы, 2010 г. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Дрофа, 2008г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 7 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Курс «Биология - 7. Многообразие живых организмов» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по биологии. Он является логическим продолжением курса «Биология-6. Живой организм». Изучение растений, животных, бактерий и грибов с точки зрения их функций в биосфере, как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества, продолжается в 7 классе на основе положений об экосистемной организации жизни. Показана сложная иерархическая структура живой природы: организмы входят в состав популяций, популяция – часть вида; совокупность популяций разных видов – компоненты природного сообщества; природное сообщество - живая часть экосистемы. Экосистема – компонент биосферы. Идея системной организации природы на стадии ее формирования связана с идеей эволюции, благодаря чему содержание выстроено в единую целостную систему. Системному построению курса способствует и систематика, позволяющая осмыслить разнообразие жизни как результат эволюции, сконцентрировать внимание школьников на наиболее крупных таксонах, играющих важную роль в природе и жизни человека. Эколого-эволюционное введение в курсе 7 класса позволяет в дальнейшем раскрыть роль представителей крупных таксонов в конкретных экосистемах. Введение положений эволюционного учения способствует объяснению возникновения признаков более высокой организации у растений, животных, установлению филогенетических связей в растительном и животном мире. Обновление содержания образования происходит путем развития и углубления интеграции биологического и гуманитарного знания за счет введения понятий о биологическом разнообразии, взаимодействии природы и общества, связывающих систематику, эволюцию, экологию с проблемой устойчивости биосферы, сохранением и развитием жизни на Земле. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы; - овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты; - развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; - использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение лабораторных работ - 13 и практических работ – 4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов, 2 часа в неделю) Введение (3 часа) Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы. РАЗДЕЛ 1 Царство Прокариоты (3 часа) Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа) Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Демонстрация Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий. Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого. Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот. РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа) Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3 часа) Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора». Практическая работа №1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». Тема 2.2 Лишайники (1 час) Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников. Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников. Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах. РАЗДЕЛ 3 Царство Растения (19 часов) Тема 3.1 Общая характеристика растений (1 час) Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов. Тема 3.2 Низшие растения (3 часа) Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение. Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов. Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения водорослей». Тема 3.3 Высшие растения (6 часов) Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах. Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения мхов». Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения папоротника». Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения (2 часа) Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных. Лабораторная работа №5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». |
Рабочая программа составлена на базе авторской программы (авторы:... Программа: авторская программа основного общего образования по биологии для 9 класса – авторы: В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, Н.... | Учебник: В. Б. Захаров, ни. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» Планирование составлено на основе (программа): Авторская программа основного общего образования по биологии, 7 класс, авторы: Н.... | ||
Рабочая программа по биологии 9 класс Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса... | Образовательная программа по предмету биология для 7 б, в, г План составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, Программы основного... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,... Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | Рабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности» Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | ||
Аннотация к рабочей программе предмета «Биология» Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования... | Приложение Пищеварительная система Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | ||
Тема урока: Строение и функция органа зрения Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | План-конспект открытого урока во 2 классе по окружающему миру Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы... | Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... ... | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса основное общее образование Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие... | Пособия для развития воспитанников срцн Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | Конспект занятия «Музыкально-игровое творчество детей в старшей, подготовительной группах» Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... |