Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год





Скачать 122.48 Kb.
НазваниеРабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год
Дата публикации11.08.2015
Размер122.48 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАРИМАНОВСКИЙ РАЙОН «СОШ № 8»

Утверждена

решением педагогического совета

МБОУ «СОШ №8»,

протокол №__ от ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

«Удивительный мир животных»

7 класс

Учитель Т.Г. Калашникова

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа разработана к изучению раздела «Удивительный мир животных» и возможностью более глубокого его изучения. Расширение учебного материала происходит за счет введения тем: «Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия», «Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля, И. Мечникова», «Профилактика и лечение аскаридоза», «Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей», «Образование жемчуга. Промысловые моллюски», «История изучения низших хордовых, «Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых», «Охота земноводных. Способы питания пип», «Черепахи фауны России. Промысел и разведение черепах и крокодилов»

Цели курса:

-на основе расширенного изучения курса «»Удивительный мир животных» раскрыть и развить творческие способности учащихся;

-систематизировать их знания о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия

Задачи:

  • расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;

  • развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);

  • воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.

Программа составлена для учащихся 7 классов. Срок реализации - один год, общее количество часов – 35. Режим занятий: 1 час в неделю

Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.

Формы контроля знаний:

- тестовый

- опрос

- проверка креативных заданий, очерков, рассказов

- проверка выводов и результатов практических занятий

В конце факультативного курса предусмотрена заключительная конференция по материалам, подготовленным учащимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы и собственных наблюдений.

Ожидаемый результат: учащиеся должны

знать:

  • классификацию животного мира

  • жизненные формы животных

  • организацию животных

  • значение животных и меры их защиты

уметь:

  • самостоятельно выполнять творческую работу

  • работать с различными информационными источниками

  • анализировать и делать выводы из полученной информации

  • творчески подходить к решению задачи


Тематическое планирование факультативных занятий

«Удивительный мир животных » 7 класс



Темы

Дата

Кол-во часов

Формы и методы занятий

Формы контроля знаний

1

Введение




1

Теоретическое занятие

Опрос

2-3

Одноклеточные, или Простейшие




2


Творческое занятие с использованием методов образного видения

Тестовый контроль

4

Многоклеточные.

Тип Губки




1

Лекция с элементами беседы

Графическое задание

5-6

Тип Кишечно-полостные.

Гидра





2


Творческое, коллективное занятие с использованием предложенных слайдов

Презентации учащихся.

7-8

Тип Плоские черви.

Белая планария




2

Лекция с элементами рассказа и использованием методов сравнения и ошибок

Проверка таблицы в тетради


9

Тип Круглые черви. Аскарида




1

Лекция с элементами беседы

Проверка выводов в тетради

10-11

Тип Кольчатые черви. Дождевой червь




2







12-13

Тип Моллюски





2

Коллективное творческое занятие

Проверка написания очерка «Образование жемчуга»

14

Тип Иглокожие





1

Теоретическое, частично поисковое занятие

Презентации учащихся

15-16

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные. Речной рак




2

Творческое индивид.

занятие с постановкой проблемы




17-18

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик




2

Лекция с элементами беседы

Тестовый

контроль

19-20


Тип Членистоногие.

Класс Насекомые




2


Творческое задание с использованием методов образного видения.

Взаимопроверка тетрадей, составление таблицы «Насекомые-вредители»

21

Тип Хордовые. Низшие хордовые животные




1

Лекция с элементами беседы

Опрос


22-3

Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые и Костные)




2

Творческое коллективное занятие

Написания очерка «Мои аквариумные рыбки», презентация.

24-25

Класс Земноводные. Прудовая лягушка




2



таблицы и выводов в тетради

26-27

Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица




2



Взаимопроверка выводов в тетради

28-29

Класс Птицы.

Сизый голубь




2

Творческое занятие с использованием методов символического видения.

Проверка креативного задания

30-31

Класс Млекопитающие. Собака




2

Экскурсия на станцию юннатов

Проверка записей в тетради, презентаций учащихся.

32

Эволюция животного мира




1

Теоретическое занятие

Опрос

33-34

Природные сообщества




2


Конференция «Жизнь животных», с демонстрацией презентаций


Проверка составления пищевых цепей, презентаций учащихся

35

Заключение













Итого 35 ч

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

При составлении факультативного курса учитывались возрастные особенности учащихся, спектр их познавательных интересов. Активизация знаний учащихся с помощью разработанных креативных заданий поможет раскрытию творческих способностей, повысит познавательный интерес к изучаемому предмету «Биология».

Креативные задания по теме «Простейшие»



Задания


Методы креативной

педагогики

  1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные




метод образного видения


  1. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения.




метод эмпатии (вживания)

  1. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как?

метод эвристических вопросов


Креативные задания по теме «Черви»




Найдите в тексте биологические ошибки:

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай!

метод ошибок


Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа.Ответы обоснуйте.

  • печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария

  • человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис

  • пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь

метод сравнения

Креативные задания по теме «Птицы»

  1. Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы?

с помощью символов, которые придумайте сами.

метод символического видения

  1. Напишите мини-сочинение от имени кукушки.




метод эмпатии (вживания)

  1. Найдите в стихах биологические неточности:

А) С. Я. Маршак.

А эта весёлая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Б) С. Есенин:

Выткался над озером алый цвет зари,

На бору со звоном плачут глухари.

Где-то плачет иволга, схоронясь в дупло,

Только мне не плачется- на душе светло.

В) А. Н. Плещеев:

Травка зеленеет.

солнышко блестит,

Ласточка с весною

в сени к нам летит.

Дам тебе я зёрен,

а ты песню спой,

Что из стран далёких

принесла с собой.

Г) В. А. Жуковский:

Где же ты, птаха?

Где ж ты, певичка?

В дальнем краю

Гнёздышко вьёшь ты,

Там и поёшь ты

Песню свою.

метод ошибок

  1. Почему мы так говорим

- как с гуся вода

- чёрный, как ворон

- лучше синица в руках, чем журавль в небе

- слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

Верно ли это с биологической точки зрения?


метод эвристического исследования


  1. Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.




метод эмпатии (вживания)

Список литературы для учителя

1. Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Просвещение, 1994.

2. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.

3. Догель В. А. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1984.

4. Константинов В. М. и др. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2000.

5. Степанчук Н. А. Практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009.

6. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение,1999.

Список литературы для учащихся

1. Герасимов В. М. Беспозвоночные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 1978

2. Лункевич В. С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962.

3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии М.: Просвещение, 1981

4. Молис С.А Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 1971

5. Сабунаев В. Занимательная ихтиология. Л.: Детская литература, 1967.

6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 1999.

Дополнительные информационные ресурсы

  1. http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html

  2. http://www.km-school.ru/r1/general/a1.asp

  3. http://www.college.ru/biologi/ - электронный учебник по биологии

  4. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html — ресурсы по биологии

  5. http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml — база данных по биологии

  6. http://mega.km.ru/animals/ -всё о домашних животных.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа Элективные курсы «Здоровье человека и окружающая...
Биология сборник программ элективных курсов. Санкт- петербург смио пресс 2005 год
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа природоведение учитель: Соловьёва Н. В. Класс : 5 учебный год 2013-2014
Умк : Учебник Естествознание 5 класс. Плешаков А. А, Сонин Н. И. Москва. «Дрофа». 2012 г
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа По химии Год составления: 2013 – 2014 учебный год Класс 10 11
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа на 2013-2014 учебный год по предмету «Литература. 5 класс» Составитель
О. А. Лучникова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, мобу «Землянская основная общеобразовательная...
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconТематическое планирование на 2012 2013 учебный год по экологии животных...
Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconГодовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная...
Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая...
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа на 2013 /2014 учебный год Учитель (фио) Александрова Юлия Николаевна

Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год icon«29» августа 2013 г. Принято на заседании мо председатель мо
Рабочая программа по французскому языку(второй) 6 -й класс на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень...
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год 3 класс

Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа Карху Владимира Вячеславовича по технологии 6 а...
«Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа учебного курса по обучению грамоте ( чтение и письмо)...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа По русскому языку7 класс 2 ступень, базовый уровень...

Рабочая программа факультатива «Удивительный мир животных» 7 класс Учитель Т. Г. Калашникова 2013 2014 учебный год iconРабочая программа По русскому языку 6 класс 2 ступень, базовый уровень...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск