Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»





Скачать 217.26 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
Дата публикации02.03.2016
Размер217.26 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рассчитан на 68 часов в течении 2-х лет (10-11кл) общего времени, с периодичностью преподавания 1 раз в неделю.

Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии этики и психологии семейной жизни). Он знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит учащихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности, помогает в простых, жизненных ситуациях.

В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то, что выходит за рамки школьной программы по биологии. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Цель курса состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии и общей биологии.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

  1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в общей биологии, анатомии человека научиться грамотно их применять.

  2. Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.

  3. Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.

  4. Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

  5. Сформировать интерес к своей родословной, родословным известных людей в истории человечества.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение элективного курса «Человек и его здоровье» в 10-11 классах не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

Рабочая программа элективного курса по биологии включает разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание элективного курса по биологии.

  3. Требования к уровню подготовки учеников.

  4. Календарно-тематическое планирование.

  5. Список литературы.


Содержание элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» 10-11 класс (68 часов)

Глава 1. Введение (1ч)

Введение. Общее знакомство с курсом «Человек и его здоровье». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими науками. Системный подход к здоровью человека.

Глава 2. Общий обзор организма (2ч)

Система органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья.

Глава 3. «Двигатели нашего тела» (2ч)

Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы. Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость.

Лабораторная работа

  • «Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений»

Глава 4. «Исполнители симфонии жизни» (3ч)

Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.

Лабораторная работа

  • «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление»

Глава 5. Иммунитет (2 ч)

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

Глава 6. «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья» (3ч)

Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.

Лабораторная работа

  • «Составление суточного пищевого рациона»

Глава 7. «Свет мой, зеркальце, скажи...» (6ч)

Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.

Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.

Глава 8. Репродуктивная система человека (6 ч)

Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия.

Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования).

Глава 9. «Наш долг перед будущим» (7ч)

Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина. Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови. Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование.

Лабораторные работы

  • «Определение полового хроматина (телец Барра) у человека»

  • «Построение родословной, определение наследственных заболеваний»

Глава 10. «Наука будущего» (2ч)

Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом. Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.

Глава 11. Особенности ВНД человека (7ч)

Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.

«Золотые сны», от которых не просыпаются. Наркомания - это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.

Познавательные процессы. Речь — средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мышление. И.М. Сеченов.
Глава 12. «Старые и новые загадки мозга» (8ч)
Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? Физиология сна. Нормы сна - наполеоновские и медицинские. Что такое литаргический сон? Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны или вредны сновидения? Могут ли сны быть вещими? Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и «сегодня». Можно ли вылечить гипнозом? Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение причин появления иллюзий.

Демонстрация кинофрагмента «Гипноз»
Глава 13. «Поиски путей к долголетию» (2ч)
Почему природа не дала бессмертие? Продолжительность жизни разных живых организмов. Некоторые попытки борьбы со старением. Почему мы старимся преждевременно? Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.
Глава 14. Личность. Межличностные отношения (9ч)
Основы самоорганизации личности. Самооценка и уровень притязаний. Независимость, внушаемость. Дружба-школа любви. Высшие нравственные ценности — товарищество и дружба. Любовь и влечение. Стороны чувства любви. Социальный характер любви. Стадии любви. Юношеская любовь. Идеал. Синдром одиночества. Добрачные половые связи.
Глава 15. Брак и семья. Основы семейных отношений (8ч)

Готовность к браку. Функции семьи. Мотивы создания семьи. Спецефические и неспецефические функции семьи. Структура семьи,классификации, основные черты семьи. Нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура. Стадии развития семьи, переходные периоды. Модель развития семьи вокруг ребенка. Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы. Стили семейных отношений. Рассмотрение основных положений Семейного кодекса. Развод и его последствия. Профилактика супружеских конфликтов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.

Учащиеся должны знать:

  • особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований и об основных методах изучения генетики человека;

  • механизмы наследования признаков у человека, наследственных заболеваний и психических особенностей развития;

  • причины биологической индивидуальности на разных уровнях;

  • значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;

  • значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения.


Учащиеся должны приобрести умения:

  • применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;

  • объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;

  • составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;

  • применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;

  • распозновать психические особенности личности человека;

  • самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.


Календарно-тематическое планирование

  • Предмет: Биология

  • Класс: 10

  • Учитель: Шарова Е.В.




  • Кол-во часов по программе: 34

  • Всего часов в год: 34

в неделю: 1

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

Глава 1. Введение (1ч) 1 час в неделю

1.

Введение. Общее знакомство с курсом «Человек и его здоровье». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими науками. Системный подход к здоровью человека.

01.09.-07.09.




Итого: 1 час

Глава 2. Общий обзор организма (2ч) 1 час в неделю

2.

Система органов в организме. Уровни организации организма.

08.09.-14.09.




3.

Нервная и гуморальная регуляция. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья.

15.09.-21.09.




Итого: 2 часа

Глава 3. «Двигатели нашего тела» (2ч) 1 час в неделю

4.

Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы.

22.09.-28.09.





5.

Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость.

Лабораторная работа №1:

«Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений».

29.09.-05.10.





Итого: 2 часа

Глава 4. «Исполнители симфонии жизни» (3ч) 1 час в неделю

6.

Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма.

06.10.-12.10.





7.

Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства.

13.10.-19.10.





8.

Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.

Лабораторная работа №2: «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».

20.10.-26.10.





Итого: 3 часа

Глава 5. Иммунитет (2 ч) 1 час в неделю

9.

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.

27.10.-02.11.




10.

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

10.11.-16.11.




Итого: 2 часа

Глава 6. «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья» (3ч)

1 час в неделю

11.

Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания.

Лабораторная работа №3: «Составление суточного пищевого рациона».

17.11.-23.11.




12.

Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание.

24.11.-30.11.




13.

Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.

01.12.-07.12.




Итого: 3 часа

Глава 7. «Свет мой, зеркальце, скажи...» (6ч) 1 час в неделю

14.

Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия).

08.12.-14.12.




15.

Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.

15.12.-21.12.




16.

Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции.

22.12.-28.12.




17.

Причины повышения температуры при заболеваниях.

Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения).

Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.

12.01.-18.01.




18.

Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви.

19.01.-25.01.




19.

Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.

26.01.-01.02.




Итого: 6 часов

Глава 8. Репродуктивная система человека (6 ч) 1 час в неделю

20.

Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы.

02.02.-08.02.




21.

Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша.

09.02.-15.02.




22.

Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность.

16.02.-22.02.




23.

Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия.

23.02.-01.03.




24.

Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста.

02.03.-08.03.




25.

«Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования).

09.03.-15.03.




Итого: 6 часов

Глава 9. «Наш долг перед будущим» (7ч) 1 час в неделю

26.

Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина.

16.03.-22.03.




27.

Генетические болезни человека.


01.04.-05.04.




28.

Наследование резус-фактора и групп крови.

Лабораторная работа №4: «Определение полового хроматина (телец Барра) у человека».

06.04.-12.04.




29.

Генетическое определение пола.


13.04.-19.04.




30.

М етоды изучения генетики человека.

Лабораторная работа №5:

«Построение родословной, определение наследственных заболеваний»

20.04.-26.04.




31.

Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии.

27.04.-03.05.




32.

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование.

04.05.-10.05.




Итого: 7 часов

Глава 10. «Наука будущего» (2ч) 1 час в неделю

33.

Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом.

11.05.-17.05.




34.

Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.

18.05.-24.05.




Итого: 2 часа

Всего: 35 часов


Календарно-тематическое планирование

  • Предмет: Биология

  • Класс: 11

  • Учитель: Шарова Е.В.




  • Кол-во часов по программе: 34

  • Всего часов в год: 34

в неделю: 1

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

Глава 11. Особенности ВНД человека (7 ч) 1 час в неделю

1.

Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову.

01.09.-07.09.




2.

Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.

08.09.-14.09.




3.

«Золотые сны», от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм.

15.09.-21.09.




4.

Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.

22.09.-28.09.





5.

Познавательные процессы. Речь — средство общения.

29.09.-05.10.





6.

Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения.

06.10.-12.10.





7.

Воображение, восприятие и мышление. И.М. Сеченов.

13.10.-19.10.





Итого: 7 часов

Глава 12. «Старые и новые загадки мозга» (8ч) 1 час в неделю

8.

Двойное чудо сна.


20.10.-26.10.




9.

Отчего мы погружаемся в сон? Физиология сна.

27.10.-02.11.




10.

Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое литаргический сон?

10.11.-16.11.




11.

Небывалая комбинация бывалых впечатлений.

17.11.-23.11.




12.

Полезны или вредны сновидения? Могут ли сны быть вещими?

24.11.-30.11.




13.

Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и «сегодня». Можно ли вылечить гипнозом?

01.12.-07.12.




14.

Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение причин появления иллюзий.

08.12.-14.12.




15.

Обобщение по теме: «Старые и новые загадки мозга»

15.12.-21.12.




Итого: 8 часов

Глава 13. «Поиски путей к долголетию» (2 ч) 1 час в неделю

16.

Почему природа не дала бессмертие? Продолжительность жизни разных живых организмов.

22.12.-28.12.




17.

Некоторые попытки борьбы со старением. Почему мы старимся преждевременно? Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.

12.01.-18.01.




Итого: 2 часа

Глава 14. Личность. Межличностные отношения (9ч) 1 час в неделю

18.

Основы самоорганизации личности.


19.01.-25.01.




19.

Самооценка и уровень притязаний. Независимость, внушаемость.

26.01.-01.02.




20.

Дружба-школа любви. Высшие нравственные ценности — товарищество и дружба.

02.02.-08.02.




21.

Любовь и влечение. Стороны чувства любви.

09.02.-15.02.




22.

Социальный характер любви. Стадии любви.

16.02.-22.02.




23.

Юношеская любовь.


23.02.-01.03.




24.

Идеал.


02.03.-08.03.




25.

Синдром одиночества.


09.03.-15.03.




26.

Добрачные половые связи.


16.03.-22.03.




Итого: 9 часов

Глава 15. Брак и семья. Основы семейных отношений (8 ч) 1 час в неделю

27.

Готовность к браку. Функции семьи.


01.04.-05.04.




28.

Мотивы создания семьи. Спецефические и неспецефические функции семьи.

06.04.-12.04.




29.

Нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура. Стадии развития семьи, переходные периоды.

13.04.-19.04.




30.

Модель развития семьи вокруг ребенка.


20.04.-26.04.




31.

Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила.

27.04.-03.05.




32.

Семейные мифы. Стили семейных отношений.

04.05.-10.05.




33.

Рассмотрение основных положений Семейного кодекса.

11.05.-17.05.




34.

Развод и его последствия. Профилактика супружеских конфликтов.


18.05.-24.05.




Итого: 8 часов

Всего: 34 часа


Используемая литература

  1. Голубев В. В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.. 2000г.

  2. Хайрдинова Ю., Ядэшко В., Голубев В. Болезнь легче предупредить. - М.. 1997г.

  3. Белоусова О. С. Вредным привычкам – нет! Изд. 2004г.

  4. Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2005г.

  5. Зверев М. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. Просвещение 1984г.

  6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение,1991

  7. Пономаренко Л.П.,Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч — М.: Гуманит.изд.Центр ВЛАДОС, 2003.

  8. Семейный Кодекс Российской Федерации — М.: «Издательство ЭЛИТ», 2005

Адреса сайтов в Интернете

  1. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»



  1. www.bio.nature.ru - научные новости биологии



  1. 3.www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно-научного цикла №1 от «28» августа 2014 года

СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _________________/М.Д.Хохлина/ «29» августа 2014г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconРабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье»
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В....
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 8...
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconКурс «Человек и его здоровье» 8 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
Поэтому крайне важно создавать у подростков своеобразный культ здоровья, показать красоту физического и психического совершенства,...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconРабочая программа элективного курса по биологии «Биосфера и человек»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Отрокская общеобразовательная школа
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconПрограмма по биологии. Моу «Химический лицей» «Человек и его здоровье»...
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconПрограмма предпрофильного курса по биологии 8 класс: «человек и его здоровье»
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии
«Человек и его здоровье», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» iconРабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек»
Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск