Реферат





Скачать 141.99 Kb.
НазваниеРеферат
Дата публикации20.11.2017
Размер141.99 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат


Леушинская средняя (полная) общеобразовательная школа
Реферат



Выполнила:

Ученица 3 «а» класса

Серебренникова Галина

Руководитель:

Василюк Л.А

 

 

 

План

  1. Введение

  2. Научные сведения о медведе

  3. Роль священного животного в жизни хантов.

  4. Медвежий праздник

  5. Медведь герой сказок и легенд

  6. Заключение


Введение.

На уроках природоведения мы знакомились с разными животными. Одним из них был медведь. Меня это животное заинтересовало, тем более, что живёт у нас в лесах и я решила поближе познакомиться с ним.

Я решила узнать, что это за зверь? Какой образ жизни ведёт? Почему его считают священным животным и почитают. Каким он описан в сказках? На эти вопросы я решила узнать, написав реферат о медведе?

На протяжении всей истории, начиная со времени наших доисторических предков, медведи зачаровывали, развлекали человека, наводили на него страх, а потому были окружены определенной таинственностью. И для этого всегда имелось достаточно оснований.

Медведь сам по себе олицетворяет тайну дикости. Порой медведи передвигаются бесшумно, как призраки, и могут спрятаться так хорошо, что человек, вторгшийся в их царство, не в состоянии их обнаружить. В порыве ярости или в азарте игры они могут ломиться сквозь кусты, сокрушая все на своем пути. При этом они рычат, кашляют, чихают, а лесное эхо лишь усиливает эти звуки, превращая их в нечто сверхъестественное и ужасное.

Жизненный цикл медведей вызывает удивление во многих отношениях. Например, новорожденный детеныш черного медведя размером с белку, но когда он достигнет зрелости, его вес увеличится в пятьсот раз. Мать гризли или полярного медведя может весить в 750 раз больше своего новорожденного малыша, вес которого, вероятно, меньше полутора фунтов (0,68 кг). Такое несоответствие легче представить, если учесть, что женщина-мать весит всего лишь в 15-20 раз больше своего младенца.

Медведица-мать порой похожа на женщину-мать, особенно когда холит и лелеет своего малыша или двух, лежа на спине или сидя на корточках, прислонившись спиной к дереву. Можно привести и другие примеры, когда медведица относится к своим детям с такой же любовью или так же злится, как мать человека. Глядя на ужимки медведя, мы как бы узнаем себя, воображая, что над ними сыграла злую шутку колдунья из волшебной сказки. Не поэтому ли мы получаем удовольствие в цирке, когда медведь танцует, тяжело переваливаясь с лапы на лапу, или ездит на трехколесном велосипеде, балансируя, стоит на мяче, ходит по канату или обнимает и "целует" своего дрессировщика.

Какими бы забавными ни были медведи, они все же остаются непредсказуемыми и опасными. Существуют очень известные дрессировщики, которые решительно и бесстрашно могут работать с огромными, чрезвычайно сильными медведями, которых они вырастили и воспитали с самого

младенчества. Взрослый же медведь может без особых усилий размозжить голову дрессировщика или одним ударом лапы снять с него скальп. Любой медведь, даже очень выдрессированный, в сущности, всегда остается диким, и дрессировщики предпочитают не будить в нем зверя, поскольку лучше других знают, как обращаться со "своим" медведем в различных ситуациях. Дрессированный медведь, конечно, забавен, но это также и очень грустное зрелище, когда животное существует и живет в неволе и его заставляют выполнять разные трюки, вместо того, чтобы жить, как живут все другие звери на свободе. Для большинства людей такой медведь представляется жертвой злых чар человека, в результате которых этот могучий зверь превращен в жалкое существо по сравнению со своим братом, свободно живущим в дикой природе.
Научные сведения о медведе.

Бурый медведь, млекопитающее семейства медвежьих отряда хищных. Длина тела до 2,5 м, высота в холке 135 см, вес до 450 кг. Самка значительно мельче. Окраска однотонная от почти чёрной до лимонно-жёлтой. У медвежат белый ошейник, исчезающий с возрастом. В округе встречается повсеместно, распространения с наибольшей численностью в Берёзовском, Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах. В последнем десятилетии численность медведей в округе оценивалась от 1,8 до 2,7 тыс. единиц.






Предпочитает таёжные, особенно еловые леса. Часто держится у зарастающих гарей и по окраинам болот с ягодниками и кедровниками.

В питании преобладает растительная пища: кедровые орехи, ягоды, зелёные части растений, коренья, вместе с тем поедает пчёл, рыбу, насекомых, домашних и диких животных. Может наносить ощутимый ущерб при посещении хлебных посевов и пасек. Не брезгует падалью. Количество съедаемой за один приём пищи может быть очень велико. Излишки добычи прячет, зарывая в землю, закрывая кустами.

Медведи ведут одиночный образ жизни. Только медведица с медвежатами составляют семейные группы, в которых может быть до пяти животных. Зимой, в суровых климатических условиях этот зверь не в состоянии добыть пищу, поэтому с давних пор приспособился проводить холодное время залегая в берлогу и впадая в зимнюю спячку, которая длится от 4,5 до 6,5 месяцев. Берлога делается под упавшим деревом, кучах хвороста, в пещерах, нишах скал и даже открыто — в небольшой яме, которая засыпается снегом, остаётся лишь небольшое, протаявшее от дыхания зверя «чело», обращённое чаще на юг. По нему (и инею вокруг него) и обнаруживают зверя зимой. Ложится медведь в берлогу на подстилку, состоящую из хвои, мхов, древесной коры, сухой травы, листьев, которые заготавливает с осени. Одной и той же берлогой медведи пользуются иногда несколько лет. Места залегания подлежат охране, следует воздерживаться от рубок леса в этих районах.

    Бурый медведь, являясь объектом промысловой и спортивной охоты, добывается по лицензиям. Его шкура, жир и мясо всегда ценились. При употреблении в пищу медвежьего мяса возможно заражение человека трихинеллёзом. Потревоженные и поднятые охотниками из берлоги, а также раненые и не набравшие достаточного количества жировых запасов, медведи не залегают в берлогу и превращаются в шатунов, которые вынуждены в борьбе за выживание и в поисках пищи нападать на домашних животных и даже на человека.

Медведь один из обитатель леса, который живёт на всей территории нашего округа и является объектом промысловой охоты.

Я живу в Ханты -Мансийском округе и знаю, что ханты и манси медведя почитают, как священное животное. Почему они его почитают? Об этом пойдёт речь в следующей глав

Роль священного животного в жизни хантов.

Медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывали ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры. В прошлом каждая хантыйская семья имела медвежий череп, голову.



Лесным человеком медведя назвали не случайно. Это даже сверхчеловек, потому что он когда–то, был младшим сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на землю. По наказу Бога - отца медведь вмешивается в людские судьбы, наказывая виновных и освобождая от наказания безвинных. Медведь служит оберегом, хранителем каждого чума, каждого очага. Он является нижним богом. Об этом говорит сказка «Старший брат» А.М.Коньковой ( см. главу « Медведь герой сказок и легенд»ярким по

В каждом таежном селении был человек, старейшина, у которого хранился священный медвежий ко­готь. И в случаях, когда нужна была справедливость, приходили к ста­рейшине и просили его помочь в споре. И клялись на медвежьем ког­те. Тот, кто не хотел порубить ко­готь, тот и считался виноватым. На­родная молва гласила, что если ви­новный порубит коготь, его обяза­тельно ждет встреча с хозяином леса или его родственниками. Или медведь погубит скот провинивше­гося. Медведь всегда найдет спо­соб наказать виновного. А медведей в прошлое время было достаточно в наших лесах. Надо сказать, что ко­ренное население считало, что при зажженном огне нельзя было вести разговор о медведе.

Говорили, что огонь все передает и медведь чув­ствует и слышит, что о нем говорят.

У Ю.Шесталов есть чудесное стихотворение об этом "Тише, тише!"

Тише, тише! О нём ни слова!

Не пытайте силу таёжного слова.

Он не бог и не зверь: он лесной человек,

В тайге позабывший речь лесной человек,

На нём шкура лохматая. Его когти остры.

Не для красоты стоят его уши.

За семь лесных речек его уши слышат.

Тише, тише! О нём ни слова!

Не пытайте силу таёжного слова.

Он семиглазый! Он семиухий!

Он - хозяин тайги! Перед хозяином тайги

Силу слова берём!

«Обские угры считали: медведь внешне похож на человека, особенно когда с него снята шкура; он может превратиться в человека, и наоборот; медведь может слышать и понимать человеческую речь, поэтому его называют подставными именами (манс.: нэ уй — женщина-зверь, ойка — мужчина, хант.: ики — мужчина, ими — женщина, а также «хозяин», «мужчина, одетый в шубу», «когтистый мужчина», «лесная женщина», «добрый могучий богатырь» и др.). Некоторые генеалогические группы носили имя медведя (пупи сыр — медвежьи люди)».

На хозяина леса никогда специ­ально не охотились. Убивали медве­дя только в том случае, если он, как говорилось, сам это «зарабатывал». Виной медведя считалось, когда он, живя по соседству, начинал губить домашний скот. Начинал драть ко­ров, телят и даже лошадей. Только в этом случае организовывали на него охоту. Это был самый праведный суд. Дело в том, что на домашний скот мог нападать только больной или раненый зверь, то есть тот, который не мог добывать себе пищу. И он становился опасным не только для домашних животных, но и для человека. В этом случае охота на такого зверя была просто необхо­дима.

Мясо убитого медведя домой не приносили. Обязательно, согласно традициям, делали «норму» - полку между деревьями. Вот туда и складывали мясо, на земле оставлять мясо убитого медведя считалось большим грехом.

При этом в обязательном по­рядке следовало пригласить на пир всех лесных обитателей: птиц, зве­рей.

При подходе или подъезде к де­ревне охотник, как бы извещая об удачной охоте, делал в воздух три выстрела. Хотя в одной деревне говорили, что при удачной охоте, если убили мед­ведя, делали семь выстрелов, а если медведицу - пять. В другом месте уверяли, что делали пять выстре­лов, если убили медведя, и три, если медведицу. Но всегда - стреляли. И дерев­ня уже знала, что охота прошла удачно. Все, от мала до велика, бе­жали встречать охотников. У каждо­го в руках была емкость: туесок, чашка, банка, кринка с водой. И каждый, по мере возможности, дол­жен был обрызгать водой охотника. В некоторых деревнях охотника хва­тали и бросали в воду. Иногда, если была такая возможность, купали прямо в речке. Этот ритуал симво­лизировал смывание грехов.

Шкуру убитого зверя приносили домой. И складывали в переднем углу на стол так, чтобы голова уби­того зверя лежала на передних ла­пах. И сразу же ставили угощение: бражку, вареную рыбу, стряпню и др. А под столом разводили дымо­кур, После этого обязательно уст­раивали медвежий праздник «Яны котель выйанщик- {дословно -«большой день медведя»). Обычно этот праздник проводили в доме охотника, который убил медведя.


Медвежий праздник.
  В далёком прошлом, когда убивать медведя было нельзя, проводились только периодические праздники. Они устраивались зимой в течение 7 лет подряд с семилетним последующим перерывом, начинались в декабре, с периода зимнего солнцестояния, и заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Медведя на празднике представляла его шкура, которая обычно хранилась в священном амбаре.



Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей (раньше в этом случае приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания — дымящуюся чагу.

Все, кто приходил на праздник, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины — через платок).

Первая часть праздника включала песни и сказания о медведе, танцы предков генеалогических или родовых групп.

 Медвежьи песни исполняются мужчинами перед началом представления на Медвежьем празднике. Если это медведица, то перед ней становятся четыре человека, одетые в шёлковые халаты, шапки с острым концом; взявшись за мизинцы, они качают руки в такт ритму песни. Если это медведь, то исполняется пять длинных песен. Выступают в тех же нарядах, что и перед медведицей. Певцы, заканчивая песню, делают поворот по часовой стрелке и произносят междометные слова. После снимают священные халаты, головные уборы, а вечером начинается представление «артистов» в берестяных масках. «Медвежьи» песни: о доставлении медведя в дом (уй вaгымттан эрыг); утренние песни пробуждения (уй сайкатан эрыг), песни о небесном происхождении медведя (уй нумыл тартым эрге); песни о похождениях медведя и о его смерти от руки охотника (уй парлан вагылттан эрыг); песни об охотниках, добывающих медведя (уй койгалан эргыт); песни о медвежьей клятве (уй нюлтыл эргыт); прощальные наставительные песни, обращённые к медведю (уй парлан хoтал эргыт). Все песни исполняются без маски, в священных халатах и шапках.

Вот одна из медвежьих песен.

Солнце клонится к зиме.

Ищу я теплую лесную глушь.

Нахожу я солнечную опушку леса,

Ложусь под корень векового кедра.

Одна лапа моя ~ мягкая подушка,

Другой лапой укрываюсь,

Другая лапа - шуба теплая.

Одна ноздря моя погружена в крепкий сон.

Хоть наступи на меня ~ такой крепкий сон.

Другая ноздря моя чует за семь деревьев всех друзей и врагов.

Я.- житель леса, могучий дух земли, тайги.

Погружаюсь в глубокий сон.

И кто услышал стон мой?

И где я вновь просыпаюсь?

Неужели сижу на столе,

На большом людском столе?

Неужели вновь я просыпаюсь?

Кай-яй-ю-их!

Слышу, меня в сказках восхваляют,

В песнях воспевают.

Вокруг меня пляшут...

Кай~яй-ю-их!

Кай-яй-ю-их!

Затем следовали «птичьи танцы».
Эта часть праздника была священной. Исполнителями танцев, песен и интермедий были переодетые мужчины, в т.ч. и в женских ролях.




    Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Женщины танцевали, закрыв лица и руки платками. Назидательно-сатирический характер носили интермедии, изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев, нерях. Объектом интермедии мог стать каждый, обижаться на актёров, было не принято. Мясо медведя ели в последнюю ночь руками или специальными палочками (металлические предметы использовать было нельзя), кости разделяли по суставам (рубить, резать их было нельзя). Мужчины ели от передней части туши, женщины — от задней. Голову, лапы и сердце мужчины варили позднее в лесу и ели отдельно. Кости медведя хоронили в лесу, озере, череп вешали на высокий пень или прятали в священном сундуке, завёрнутый в платок, шкуру также хранили в священном месте. Отводя от себя вину за поедание мяса, каркали по-вороньи, очищались водой, огнём.

Во время праздника можно было сказать любому человеку всё, что о нём думают, каков он есть. И человек не мог на это обижаться. Некоторые учёные считают медвежий праздник народным театром. Наверно так оно и есть.

Медведь священное животное у хантов и манси об этом написано в различных источниках. Ярким показателем того, что медведь является священным животным у хантов и манси является произведения устного народного творчества у этого народа, в сказках и легендах. Но о том, как изображают медведя в своём устном народном творчестве, и пойдёт речь в следующей главе.

Медведь– герой сказок и легенд

Я прочитала много сказок мансийских и убедилась, что много сказок посвятили народы севера и хозяину тайги. Меня заинтересовал вопросы: Почему медведя делают героем сказок? О чём рассказывают эти сказки? Вот некоторые из них.

А.М.Конькова «Старший брат» В этой сказке рассказывается, что у луны был сын и звали его Кота. Он был ленивый, глупый и совсем не помогал матери. Долго спал, поздно поднимался. Клубочком покатится, ударится о землю, снова поднимется на небо. Небу надоели его катания, оно оставило его жить на земле. На земле ему было очень плохо, донимал голод, кусали комары, он тихо плакал и вспоминал небесную жизнь. Его подобрали рыбаки и назвали небесным братом. Они уважали его, дети угощали вкусной едой – сурвякой. Женщины почитали Коту, как древнего, мудрого старика. Когда мудрые старики покинули землю, они оставили Коту хранителем древних заветов. Коту остался самым старым в стойбище. Он жил много лет. Лицо его стало страшным, отросли и заострились ногти, тело покрылось шерстью. Стал он походить на грозного зверя- Медведя. Дети убегали от него, а взрослые манси уже сторонились своего старшего брата. Когда он видел женщину вблизи шайтанского амбара, то сердился, кричал, размахивал руками. В другой раз набросился с кулаками на охотника, который собирался на охоту и прощался с женой. Медведь так рассердился, что от злости покрылся бурой шерстью. И вместо человеческих слов из его горла неслось рычание. С тех пор медведь живёт один, ходит тайными тропами урманов, хоронясь от охотников. Из этой сказки я узнала, как на земле появился медведь.

В следующей сказке А.М.Коньковой «Комполэн –болотный дух» рассказывается о том времени когда люди понимали язык зверей и птиц. Медведь был старшим братом у человека. Он помогал человеку ловить рыбу. А человек оберегал медведя. Жили они очень дружно . Но болотный дух Комполэн поссорил их между собой. Он обманул медведя, что человек хочет убить его. А человеку сказал, что у медведя вторая шуба есть .

С тех пор медведь прячется от людей. Из этой сказки я узнала о том, что из –за болотного духа распалась дружба между медведем и человеком.

Мансийская сказка «Медведь и бурундук» учит развивать наблюдательность. В споре с медведем бурундук победил, так как он шустрый, быстрый, много видел и знает.

В этой сказке осуждается хвастливость. Ведь не случайно на светлой шкуре бурундука тёмные полосы. Это следы медвежьих когтей.



Какой страх испытывали перед медведем люди, как они снимали вину перед ним я узнала из мансийской сказки Ю.Шесталова «О лесном человеке». Вот отрывок из неё.

«...Олени мчались. Снег летел. Играли со снегом олени, люди, собаки.

- Что это с ними? - спросил я дедушку.

- Понимаешь, внучек, они низвели в лесу живущего.

- Кого это? Моя загадка: в дремучем лесу мужичок деньги собирает.

- Тссс! Не надо называть по имени. Услышит.

- Значит, они убили ... самого! Лесного! А почему они снегом кидаются, смеются, играют?

- Снимают вину свою снегом и весельем...

- Перед Лесным?

- Тссс... Перед ним, конечно. Он тоже хочет жить, как любой другой че­ловек.

- Он же не человек, а зверь...

- Он тоже человек, только лесной человек. Так в старину думали.

- А теперь разве старина?

- Стареют зубы, волосы седеют, стареют уши и глаза. Добрые обычаи должны оставаться вместе с жизнью.

Нашей задачей является, с уважением относится к национальной культуре местных народов.

Из сказок я узнала, что медведь сильный, человек жил с медведем в дружбе, являлся братом.

Но в последнее время медведь – хозяин тайги всё чаще превращается в объект дрессировки, живую мишень.

О взаимоотношениях человека и медведя описал В.Назаров в заметке « Владыки на помойке» В ней рассказывается о том, как плохо медведю жить у человека.

« Жил в бригаде нефтегазоразведчиков маленький Мишка, повариха в нём души не чаяла. Научился проказник лапой на дверную ручку нажимать и свободно входить в столовую. Если повариха шла в лес за грибами и ягодами, медвежонок, смешно ковыляя, послушно плёлся за ней. Любил он кислосладкую подмороженную клюкву. В самое предзимье стал медвежонок подолгу отлучаться в лес. Проследив за его маршрутом, буровики ахнули;

в лесной чаще зверёныш нашёл большой выворотень, нагрёб огромную кучу листьев и хвороста. Устраивал себе берлогу. И однажды не пришёл ни на обед, ни на ужин: он забрался в своё тёплое логово до весны». Инстинкт дикого зверя оказался сильнее привязанности к людям.

«Летом в лесу совершилась медвежья свадьба. Пора любви была недолгой. Медведь с медведицей разошлись и больше не встречались. Однажды при встрече в малиннике медведь фыркнул на медведицу и она пошла искать берлогу. Зимой у медведицы во время сна родились 2 слепых медвежонка еле покрытые шкурой. Во сне она их ласкала, поила. Во время сна медведице слышался гул, он её беспокоил. Однажды рёв моторов настолько приблизился, что заставил медведицу покинуть берлогу. Утопая в талом снегу, она стала искать место, где бы спасти медвежат. Но, вернувшись в своё логово, то там пахло человеческим потом и чем-то ужасным. Один из строителей подарил медвежонка семье лесничего. Сначала медвежонок жил дома, а как стало тепло, то он жил во дворе в обществе дворняжки Тузика. Всё лето они играли с Тузиком, интересно было за ними наблюдать.

Однажды в зарослях дягиля, срывая верхушки растений, медвежонок загрустил. Жалобно так, с тоской смотрел на зелёную чащу. Какой то инстинкт напомнил ему, что настоящая жизнь у него должна быть другая».

Плохо быть маленькому без мамы, очень плохо. Этого видно не знали люди разорившие берлогу. Ведь есть специальный закон, который запрещает брать диких животных домой. Потому что звери должны быть зверями, настоящими, с самого детства.
Заключение.

Работая над рефератом, я узнала природу родного края, жизнь коренных людей, их нравы, обычаи, легенды, сказания. Я считаю, что работа над рефератом помогла мне научиться работать со справочной и дополнительной литературой, отбирать нужный материал, делать выводы и обобщения. Это всё пригодится в дальнейшей моей учебе, а материалы реферата могут быть использованы на уроках и внеклассной работе.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат iconКак писать реферат реферат
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до...
Реферат iconРеферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать»
Наиболее распространенным видом самостоятельной работы студентов при изучении какого-либо учебного курса является реферат
Реферат iconРеферат Основные требования к реферату
Реферат – сокращение научной статьи, монографии. Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе...
Реферат iconРеферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам...
Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем
Реферат iconРеферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам...
Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем
Реферат iconРеферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе...
Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе»
Реферат iconРеферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе...
Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе»
Реферат iconРекомендации по написанию реферата реферат
Реферат должен быть составлен так, чтобы, ознакомившись с ним, можно было бы получить чёткое и ясное представление о содержании реферируемого...
Реферат iconАвтономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
Поступающий в аспирантуру представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре научных специальностей,...
Реферат iconУчебный реферат реферат
Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение,...
Реферат icon1. Назначение и область применения
Поступающий в аспирантуру (далее – претендент) представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре...
Реферат iconРеферат а реферат по дисциплине «История и философия науки»
Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по...
Реферат iconРеферат а реферат по дисциплине «История и философия науки»
Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по...
Реферат iconШкольный реферат: каким он должен быть?
Слово “реферат”, в переводе с латинского, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием...
Реферат iconПамятка юному исследователю Учимся писать реферат реферат
Реферат – краткое изложение сути исследуемой проблемы, где автор приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на...
Реферат iconРеферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов...
Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск