Реттік № п/п
|
Сабақ тақырыбы Тема урока
| Сағат саны
Кол-во часов
|
Мерзімі Сроки
|
Әдебиет көрнекілік
т. қ. ж. Литература,
наглядные пособия, т.с.о.
|
Зертханалық, сарамандық, бақылау жұмыстары
Лабораторные, практические и контрольные работы
|
Түзетулер Корректировка
|
Д/З
|
I ЧЕТВЕРТЬ
(18 уроков)
|
Введение в биологию (1 час).
|
1.
| Введение
| 1
|
| Презентация
|
|
|
|
Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов).
|
История представлений о возникновении жизни на Земле (2 часа).
|
2.
| Первые научные попытки объявления сущности и процесса возникновения жизни.
| 1
|
| Презентация, схема 8 наглядные иллюстрации
| Первоначальные взгляды на возникновения жизни на Земле.
|
| §3.
Термины
|
3.
| Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера, теория вечности жизни
| 1
|
| Портреты ученых, видеоролик, презентация
| Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
|
| Реферат
|
Предпосылки возникновения жизни нам Земле (2 часа).
|
4.
| Предпосылки возникновения жизни на Земле, космические и планетарные предпосылки.
| 1
|
| Таблица, видеоролик, презентация
|
|
| Работа с тестами
|
5.
| Первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
| 1
|
| Таблица, видеоролик, презентация
|
|
| Работа с тестами
|
Современные представления о возникновении жизни на Земле (4 часа).
|
6.
| Современные представления о возникновении жизни.
| 1
|
| Таблица, видеоролик, презентация
|
|
| §4.
термины
|
7.
| Теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера
Обобщающее повторение
| 1
|
| Таблица, видеоролик, презентация
Тестовые задания
| Теория происхождения протобиополимеров
Проверка ЗУН
|
| §4.
схема
|
8.
| Эволюция протобионтов, формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода.
| 1
|
| Таблица, видеоролик, презентация
|
|
| термины
|
9.
| Начальные этапы биологической эволюции, возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.
| 1
|
| Таблица, видеоролик, презентация
|
|
| Повторение
|
Эволюционное учение (23 часа).
|
Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (3 часа).
|
10.
| Развитие биологии в додарвиновский период Тестовые задания
| 1
|
| Портреты ученых, таблица, видеоролик, презентация Тесты. проверка ЗУН
| Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.
|
| §5.
термины
|
11.
| Работы К. Линнея по систематике растений и животных.
| 1
|
| Портреты ученых, таблица, видеоролик, презентация
|
|
| §6.
термины
|
12.
| Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка
| 1
|
| Портреты ученых, таблица, видеоролик, презентация
| Первые эволюционисты
|
| §7.
Табл.
|
Дарвинизм (10 часов).
|
13.
| Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина
| 1
| 12.10.2013
| Демонстрация маршрута и конкретных находок Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
| Достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.
|
| §8.
Реферат
|
14.
| Основные положения учения Ч. Дарвина.
| 1
|
| Портреты ученых, таблица, видеоролик, презентация
|
|
| §4.
Табл.
|
15.
| Вид – эволюционная единица. Критерии вида.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, лабораторное оборудование
| Лабораторная работа №1.
«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»
|
| §9.
Реферат
|
16.
| Наследственная изменчивость – материал для эволюции.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы
|
|
| §9.
таблица
|
17.
| Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Факторы эволюции пород животных и сортов растений.
| 1
|
| Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, показ растений и животных, с индивидуальной изменчивостью и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
|
|
| §10,11.
таблица
|
18.
| Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
| 1
|
| Тестовые задания
| Проверка знании
|
| §12.
таблица
|
II ЧЕТВЕРТЬ
(14 уроков)
|
19.
| Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы
|
|
| §13.
термины
|
20.
| Борьба за существование и естественный отбор.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы
|
|
| §14.
|
21.
| Приспособленность организмов и её относительность.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы
| Лабораторная работа №2.
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
|
| §15.
таблица
|
22.
| Образование новых видов.
| 1
|
| Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
|
|
| §17
|
Микроэволюция (5 часов).
|
23.
| Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Микроэволюция.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы
| Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
|
| Реферат
|
24.
| Закон Харди-Вайнберга.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы
|
|
| Задачи
|
25.
| Формы естественного отбора.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы
|
|
| §16.
|
26.
| Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы
| Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен).
|
| §15.
|
27.
| Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы
| Темпы эволюции.
|
| Повторение
|
Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (5 часов).
|
28.
| Макроэволюция и ее доказательства.
| 1
|
| Презентация, иллюстрации
|
|
| §18,19
|
29.
| Основные пути эволюции органического мира.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица
|
|
| §20
|
30.
| Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов).
| 1
|
| Таблица 2. Презентация, дидактические материалы
|
|
| §21,22
|
31.
| Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм,
| 1
|
| Презентация, наглядные материалы
| Правила эволюции групп организмов.
|
| §23.
|
32.
| Результаты эволюции: постепенное усложнение уровня организации живой природы.
Обобщающее повторение
| 1
|
|
Тестовые задания
| Многообразие видов, относительная приспособленность.
Проверка ЗУН
|
| Повторение
|
III ЧЕТВЕРТЬ
(20 уроков)
|
Развитие органического мира на Земле (14 часов).
|
Основные черты эволюции животного и растительного мира (10 часов).
|
33.
| Развитие жизни на Земле в архейскую эру.
| 1
|
| Презентация, иллюстрации, схема 1.
| История развития Земли
|
| §24
с.88-89
|
34.
| Развитие жизни на Земле в протерозойскую эру, первые следы жизни на земле
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, Геохронологическая таблица Земли
| Появление всех современных типов беспозвоночных животных, первые хордовые, развитие водных растений.
|
| §24
с.89-90
|
35.
| Развитие жизни в палеозойскую эру, эволюция растений
| 1
|
| Таблица, презентация, дидактические материалы, Геохронологическая таблица Земли
| Появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.
|
| §25.
с.90-92
термины
|
36.
| Палеозойская эра, возникновение позвоночных
| 1
|
| Презентация, наглядные материалы
| Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
|
| §25.
с.93-96
|
37.
| Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру
| 1
|
| Видеоролик, иллюстрации, Геохронологическая таблица Земли
| Появление и распространение покрытосеменных растений, возникновение птиц и млекопитающих.
|
| §26
с.96-98
|
38.
| Мезозойская эра, вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица
|
|
| Реферат
|
39.
| Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений
| 1
|
| Таблица 3, Презентация, дидактические материалы
| Многообразие насекомых (параллельная эволюция).
|
| §27.
с.99-103
|
40.
| Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных, появление приматов.
| 1
|
| Геохронологическая таблица Земли
|
|
| Термины
|
41.
| Появление первых представителей семейства Люди
| 1
|
| Презентация, иллюстрации
| Четвертичный период, эволюция млекопитающих, развитие приматов.
|
| §30.
с.117-120
|
42.
| Направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян.
Обобщающее повторение
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица Тестовые задания
|
Проверка ЗУН
|
| Повторение
|
Происхождение человека (4 часа).
|
43.
| Место человека в живой природе, систематическое положение человека разумного в системе животного мира
| 1
|
| Презентация, иллюстрации
| Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных, стадии эволюции человека
|
| §28,29
с.105-116
|
44.
| Свойства человека как биологического вида, популяционная структура вида человека разумного
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица
| Человеческие расы, разнообразие, единство происхождения рас.
|
| §32.
с.126-129
табл.
|
45.
| Свойства человека как биосоциального существа, движущие силы антропогенеза.
| 1
|
| Таблица 2. Презентация, дидактические материалы
| Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека.
|
| §31.
с.99-103
|
46.
| Взаимоотношение социального и биологического направлений в эволюции человека, антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма
Обобщающее повторение
| 1
|
| Презентация, наглядные материалы
Тестовые задания
| Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества, биологические свойства человеческого общества. Проверка ЗУН
|
| Повторение
|
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (20 часов).
|
Понятие о биосфере (3 часа).
|
47.
| Биосфера - живая оболочка планеты, структура биосферы, литосфера, гидросфера, атмосфера.
| 1
|
| Презентация, иллюстрации
|
|
| §59.
с.226-231
|
48.
| Компоненты биосферы, живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица
| Биокосное и косное вещество биосферы (В.И. Вернадский).
|
| §61.
с.237-241
|
49.
| Круговорот веществ в природе.
| 1
|
| Таблица, презентация, дидактические материалы
|
|
| §60.
с.232-233
|
Жизнь в сообществах (2 часа).
|
50.
| История формирования сообществ живых организмов
| 1
|
| Таблица, презентация, дидактические материалы
| Геологическая история материков, изоляция, климатические условия.
|
| §62.
с.241-244
|
51.
| Биогеография, основные биомассы суши и Мирового океана.
Обобщающее повторение
| 1
|
|
Тестовые задания
| Биогеографические области.
Проверка знании
|
| §60.
с.231-236
|
Взаимодействия организмов и среды (12 часов).
|
52.
| Экология, ее задачи, экологические факторы.
| 1
|
| Таблица, презентация, дидактические материалы
| Направления экологии
|
| Схема 3.
стр.132
|
IV четверть
(16 уроков)
|
53.
| Естественные сообщества живых организмов, биогеоценозы.
| 1
|
| Презентация, иллюстрации
|
|
| §33.
с.99-103
|
54.
| Компоненты биогеоценозов, продуценты, консументы, редуценты.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица
|
|
| §41.
с.156-159
|
55.
| Биоценозы, видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
| 1
|
| Таблица, презентация, дидактические материалы
|
|
| §42.
с.160-164
|
56.
| Абиотические факторы среды, роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ.
| 1
|
| Презентация, наглядные материалы, схема 4.
| Экологические группы
|
| §39,40
с.150-156
табл.
|
57.
| Интенсивность действия факторов среды, ограничивающий фактор
| 1
|
| Презентация, иллюстрации, схема 4.
| Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
|
| §39.
с.150-153
|
58.
| Биотические факторы среды, цепи и сети питания
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица
| Экологические пирамиды, чисел, биомассы, энергии.
|
| §41.
с.156-159
|
59.
| Смена биогеоценозов, причины смены биогеоценозов
| 1
|
| Таблица, презентация, дидактические материалы
| Формирование новых сообществ.
|
| §37.
с.143-147
|
60.
| Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе)
| 1
|
| Презентация, наглядные материалы
| Проблемы рационального природопользования, охрана природы, защита от загрязнений.
|
| §45.
с.174-176
|
61.
| Сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами население планеты
| 1
|
| Презентация, иллюстрации
| Меры по образованию природных комплексов, экологическое образование, воспитание, культура.
|
| Реферат
|
62.
| Экологические бедствия планеты Земля.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица
|
|
| §46.
с.176-179
|
63.
| Зоны экологических бедствий Казахстана.
Обобщающее повторение
| 1
|
| Таблица, презентация, дидактические материалы
Тестовые задания
|
Проверка ЗУН
|
| §55.
с.209-212
|
Взаимоотношения между организмами (3 часа).
|
64.
| Формы взаимоотношений между организмами, позитивные отношения – симбиоз, кооперация, мутуализм, комменсализм.
| 1
|
| Презентация, иллюстрации
|
|
| таблица
|
65.
| Антибиотические отношения, хищничество, паразитизм, конкуренция.
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица
|
|
| задания
|
66.
| Нейтральные отношения – нейтрализм.
| 1
|
| Таблица, презентация, дидактические материалы
|
|
| термины
|
Бионика (2 часа).
|
67.
| Использования человеком в хозяйской деятельности принципов организации растений и животных.
Обобщающее повторение
| 1
|
| Презентация, иллюстрации
Тестовые задания
| Проверка ЗУН
|
| Повторение
|
68.
| Формы живого в природе и их промышленные аналогии (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы).
| 1
|
| Презентация, дидактические материалы, карточки, таблица
|
|
| Повторение
|