Предмет, класс
| Биология
9 а
| ИКТ
| Тема урока
| Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова
| Цель и задачи урока
| Образовательный аспект:
Сформировать первоначальные знания о селекции как науке
Познакомить с основными методами селекции и дать представление об их применении
Раскрыть значение учения Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции
Развивающий аспект:
Продолжить формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации
Воспитательный аспект:
Создать условия для работы учащихся в индивидуальном режиме
Формировать естественнонаучную картину мира
|
| Оборудование
| Раздаточный материал: лист организации самостоятельной работы «Использование генетических основ селекции».
| Мультимедийная интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Класс-комплект индивидуальных ноутбуков для учащихся
Ноутбук для учителя
| Средства обучения
| Учебник В.В.Пасечник Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологию.
| Электронный учебник МС-школа «Биология-9»
Программа электронного тестирования МС-школа
Учебное электронное издание. Лабораторный практикум Биология 6-11, Республиканский мультимедиа центр,2004
Электронные материалы к уроку, подготовленные учителем
| Алгоритм модульного урока
| Один модульный урок состоит из трех модулей по 25 минут.
1 модуль – коррекция и контроль знаний,
2 модуль – формирование новых знаний,
3 модуль – закрепление и коррекция знаний.
|
| Этапы урока
| Деятельность учителя и учащихся
| Этап 1. Организационный
| Вводное слово учителя. Мотивация. Ход урока.
|
| Этап 2. Входящий контроль знаний (Актуализация зон ближайшего развития, усвоенных, опорных ЗУН)
| Коррекция и актуализация знаний учащихся в ходе решения кроссворда по теме: «Изменчивость».
Кроссворд на интерактивной доске.
По вертикали:
1. Наука о наследственности и изменчивости.
По горизонтали:
1. Организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающийся наследственными задатками.
2. Процесс передачи наследственных признаков от поколения к поколению.
3. Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенной молекулы белка и обуславливающий развитие определенного признака.
4. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющиеся при взаимодействии генотипа со средой обитания.
5. Совокупность генов, Которую организм получает от родителей.
6. Наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом.
7. Одна из важнейших областей практического применения изменчивости, представляет собой «эволюцию» направляемую волей человека.
8. Наследственное изменение генотипа.
№ 7 вызывает затруднение. В ходе краткой беседы обнаруживается дефицит знаний по теме. На основе этого формулируется тема и задачи урока.
Электронное тестирование «Закономерности изменчивости». ( Работа учащихся с индивидуальным компьютером)
1. Изменчивость признаков, не связанная с изменением генотипа особи:
Модификационная;
Мутационная;
Гетерозис;
Полиплоидия;
2.Изменения, которые возникают в хромосомах под воздействием факторов среды:
Модификации;
Адаптации;
Норма реакции;
Мутации;
3 Чаще всего модификациям подвержены:
Рост, вес, плодовитость;
Цвет глаз, группа крови, структура волос;
Цвет глаз, группа крови, выносливость;
Рост, вес, цвет глаз;
4.Причины, вызывающие мутации:
Климатические изменения, смена времен года;
Ионизирующее излучение, наркотические вещества, высокая температура;
Ионизирующее излучение, высокая температура;
Суточные колебания температуры;
5. Соотнесите типы изменчивости с особенностями их проявления:
Мутации;
| Прямое изменение признака, которое не наследуется;
| Модификации;
| Изменения гена или хромосомы, возникают единично;
|
Изменчивость – это свойство организмов:
Взаимодействовать со средой обитания;
Приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития;
Передавать свои признаки и особенности развития потомству;
Реагировать на изменения окружающей среды;
Подведение итогов тестирования. Демонстрация результатов электронной поверки тестов, объявление норм оценок.
|
|
|
|
| 1 Г
| И
| Б
| Р
| И
| Д
|
|
| 2 Н
| А
| С
| Л
| Е
| Д
| О
| В
| А
| Н
| И
| Е
|
|
| 3 Г
| Е
| Н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 Ф
| Е
| Н
| О
| Т
| И
| П
|
|
| 5 Г
| Е
| Н
| О
| Т
| И
| П
|
|
|
|
|
|
| 6 П
| О
| Л
| И
| П
| Л
| О
| Д
| И
| Я
|
| 7 С
| Е
| Л
| Е
| К
| Ц
| И
| Я
|
|
|
|
|
| 8М
| У
| Т
| А
| Ц
| И
| Я
|
|
|
|
|
(пример одной страницы)
| Этап 3. Изучение нового (формирование новых ЗУН)
| Объяснение учителя.
1. Структура урока на основе электронного учебника МС-Школа «Биология 9»
В содержании темы выделены структурные единицы (основные понятия, задача, пример, явление и т.д.). Каждая структурная единица обозначается некоторой геометрической фигурой. Прямоугольником обозначены основные понятия, изучаемые в данном разделе.
Такого рода материал играет вспомогательную роль, он важен для облегчения усвоения знаний учащимися.
Затем, устанавливаются логические связи между структурными единицами в виде горизонтальных и вертикальных линий. Таким образом, выстраивается иерархия структурных единиц соответствующего параграфа. Если связь имеет место между структурными единицами из различных параграфов, то она указывается в виде ссылок. Слева от структурной единицы перечисляются те, которые используются при изложении этой структурной единицы, входящие, а справа – те, при изложении которых используется данная структурная единица – выходящие. Структурные единицы являются содержательными, так как цель выражается в конкретном содержании, которое ученик должен усвоить. «Входя» в любую структурную единицу, мы видим на экране полную информацию о ней: содержание, рисунок (анимационный). Содержание раскрывает основные понятия, законы, сущность биологических процессов. Рисунок демонстрирует строение биологического объекта, механизм процесс 2. Введение понятия селекция.
- демонстрация анимации § 7 электронного учебника МС-Школа Биология 9, (родоначальник – дикорастущая капуста → современный вид – капуста белокочанная)
и подготовленных учителем электронных материалов.
2. Знакомство учащихся с основными методами, применяемыми в селекции растений. Животных и микроорганизмов с использованием подготовленных электронных материалов:
3. Рассказ учителя о работах Вавилова Н.И. с использованием подготовленных электронных материалов
4.Представление анимации карты электронного учебника МС-Школа § 7 «Центры происхождения культурных растений.
Самостоятельная работа учащихся с информацией электронного учебника на индивидуальных компьютерах, заполняют таблицу «Центры происхождения культурных растений (по Вавилову)», подходят к выводу, что центры формообразования культурных растений связаны с очагами человеческой культуры.
|
| Этап 4. Закрепление знаний (коррекция, контроль)
| Самостоятельная работа учащихся в ходе выполнения лабораторной работы 4.1 «использование генетических методов в основе селекции». (Лабораторный практикум 6-11).
Ученики заполняют лист организации самостоятельной работы «Использование генетических основ селекции»
Цель работы: Уяснить основные методы селекции растений, получить представление об их применении. В ходе работы учащиеся имеют возможность, в индивидуальном режиме, познакомиться с селекцией растений на конкретном примере и проверить качество закрепления знаний.
Тренажер
Лаборатория генетика
Генетические основы селекции
|
1. Генетическое разнообразие растений выше у ……………………………………
2. Сравнительная таблица дикорастущего и сортового ячменя.
Признаки Растения
| Ячмень гривастый
| Ячмень двурядный
| Высота побега
|
|
| Время созревания
|
|
| Время прорастания
|
|
| Осыпаемость плодов
|
|
| Механическая уборка
|
|
| Выживание в условиях дикой природы
|
|
|
3. Раньше в истории селекции стал применяться метод ……………………………
4. «Селекция» в переводе с латинского ………………………………………….
5. Различные формы льна проявляют различные свойства:
Лен – долгунец……………………………….
Лен – кудряш…………………………………
Лен – «межеумок» …………………………..
6. Для самоопыляющихся растений применяют ………………………… отбор, для перекрестноопыляющихся - ………………………………… отбор.
7. В случае индивидуального отбора сорт генетически …………….. и представляет собой …………………………………………….. При массовом отборе в основе сорта лежит……………………………………………………
8. При скрещивании из материнского растения удаляют тычинки, чтобы …………………...............................................................................................................
……………………………………………………………………………………………
9. Гетерозис (гибридная сила) – явление при котором……………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………...
10. Эффект гетерозиса бывает сильным только ……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
11. Объясните эффект гетерозиса с точки зрения образования генотипов и фенотипов, используя решетку Пеннета. ( на примере гетерозисного гибрида кукурузы).
Р. ♀ Х ♂
Генотип
Условные обозначения: …..
А – ,
а – ,
В- ,
в - .
12. ………………………….. – получение мутагенных растений путем химических и радиационных воздействий с тем, чтобы расширить генетическое разнообразие исходного материала и обнаружить новые признаки.
13. …………………………… - увеличение количества хромосом, кратное основному хромосомному числу (n) приводящее к созданию форм, отличающихся более мощным развитием, крупными размерами и высокой урожайностью.
14. …………………………… - перенесение в клетки и включение в геном фрагментов чужеродной ДНК, что приводит к созданию материала с новыми, не имевшимися прежде признаками – так называемых трансгенных растений.
Итоговый контроль и результаты выполнения лабораторной работы.
|
| Этап 5. Подведение итогов урока. Дамашнее задание
| Подведение итогов урока в ходе фронтальной беседы.
Домашнее задание:
Изучить § 3.13 § 3.14,ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить задание 11 по раздаточному материалу к лабораторной работе.
|
|
Анкета участника конкурса.
I. Общие сведения
1. Кундерева Елена Вячеславовна – учитель, первая квалификационная категория
2. МОУ СОШ № 19, учитель биологии и химии
3. Биология, природоведение, ОБЖ
4. 19 часов
5. Урок для компьютерного класса
6.
Мультимедийная интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Класс-комплект индивидуальных ноутбуков для учащихся
Ноутбук для учителя
7.
Электронный учебник МС-школа «Биология-9»
Программа электронного тестирования МС-школа.
Учебное электронное издание. Лабораторный практикум Биология 6-11, Республиканский мультимедиа центр, 2004
Электронные материалы к уроку, подготовленные учителем
8. Изучаемая тема урока: «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова». Это шестой модульный урок по теме: Организменный уровень организации живого». Ребята уже познакомились с закономерностями наследования признаков, различными видами скрещивания, наследственностью и изменчивостью. Данный урок апробирован в феврале 2008 года как «Урок в условиях информатизации учебно-воспитательного процесса» в серии школьных открытых уроков.
Образовательный аспект:
Сформировать первоначальные знания о селекции как науке;
Познакомить с основными методами селекции и дать представление об их применении;
Раскрыть значение учения Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции.
Развивающий аспект:
Продолжить формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся;
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.
Воспитательный аспект:
Создать условия для работы учащихся в индивидуальном режиме;
Цель и задачи урока:
Формировать естественнонаучную картину мира.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения темы ученик должен:
Знать/понимать:
Каковы законы наследственности и как ими пользуется человек в своей практической деятельности.
Основные методы селекционной работы с растениями и животными и их использование в сельскохозяйственной практике.
Уметь:
Применять знания закономерностей наследственности и изменчивости для обоснования методов селекции,
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: нахождение в тексте учебника, биологическом словаре, справочнике значение биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий).
Формирование новых знаний с использованием самостоятельной работы с электронным учебником обеспечило обязательный уровень усвоения государственных стандартов образования. Каждый ученик достиг того уровня знаний, который соответствует его способностям и потребностям. Эта работа развивает самостоятельность ученика, повышает заинтересованность в оценке; учитель успешнее решает проблему индивидуального подхода и дифференциации обучения. Кроме того, учитель, работающий по этой технологии, постоянно повышает своё методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий качества знаний учащихся.
Поставленные цели урока реализованы, методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, сотрудничество учителя и учащихся, контроль. Формы организации познавательной деятельности обеспечили: сотрудничество между учащимися, включение каждого ученика в деятельность по достижению цели.
9. Адрес: г. Ковров, ул. Киркижа, д.8, кВ. 62
Тел. 6-12-27, e-mail e.v.kundereva |