Скачать 101.91 Kb.
|
Блочно-модульная технология "Имя прилагательное"Цели и задачи модуля. УЭ-0 Интегрирующая цель:
УЭ-1 Цель: повторить изученный в средней школе материал по теме: “Имя прилагательное как часть речи”.
– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: “ Имя прилагательное как часть речи”. (Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, какова, на ваш взгляд, основная цель сегодняшнего урока?). Запишите число и тему урока. На уроке мы научимся составлять опорный конспект, работая по плану:
УЭ-2 Читаем цель урока. Итак, начнем. – Вспомните, что вы знаете о прилагательном. Заполните таблицу.
– Хорошо, молодцы! УЭ-3 Кадр №2. Проверьте, верно ли вы заполнили таблицу. Допишите. – Прокомментируйте примеры из учебника. Придумайте свои. Расскажите, что вы узнали о прилагательном. (отвечают слабые ученики) УЭ-4 «Давайте говорить друг другу комплименты...» - Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А вы умеете говорить людям добрые, приветливые слова? Сейчас мы в этом убедимся. Работа в парах. - Вы будущие воспитатели в д/с, и вам нужно знать сказки. Представьте себе, что вы участвуете в конкурсе «Умей хвалить и похваливать», который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказочных героев: Кощея Бессмертного, Сивки-Бурки, Бабы-Яги, Емели, Золушки. Задание (высвечивается на слайде): выбери подходящий для каждого члена жюри комплимент (запиши в тетрадь его номер): для Кощея Бессмертного – ? для Сивки-Бурки – ? для Бабы-Яги – ? для Емели – ? для Золушки – ? КОМПЛИМЕНТЫ:
Награждение- золотая и серебряная шкатулка. УЭ-5 Объяснение нового материала. А сейчас вернёмся к комплиментам, которые вы произносили в адрес сказочных героев. Назовите те прилагательные, с помощью которых вы хвалили героев (ловкая, быстрая, мудрый, счастлива, добрая, трудолюбивая, верного). Почему с их помощью можно охарактеризовать героев? (Потому что они называют качества (признаки) человека). Попробуйте эти качества (признаки) сравнить: ловкий – более ловкий, мудрый – мудрее, быстрая – самая быстрая). А сравнить эти признаки можно, ребята, именно потому, что данные прилагательные относятся к разряду качественных прилагательных. Посмотрите, какими ещё свойствами они обладают .Назовите эти свойства (краткая форма, сочетание со словом очень, образование сложных прилагательных путём повтора). А попробуйте-ка произвести подобные изменения с прилагательными, которые обозначают признаки сундука и шкатулки (золотой, серебряная). Не получается! Как вы думаете, почему? (Потому что они обозначают материал, из которого сделаны предметы). Такие прилагательные, ребята, называются относительными. . Какие ещё прилагательные к ним относятся? (Обозначающие временные, пространственные признаки.) Попробуйте привести свои примеры (зимний, вечерний, вчерашний, передний, школьный, сельский и т.п.). 2вариант: Работа с учебником.Разряды имени прилагательного. Таблица.
УЭ-6 Заполни таблицу!
Итак, с двумя разрядами прилагательных мы познакомились, а для знакомства с третьим я предлагаю вам открыть учебник. Прочитайте определение притяжательных прилагательных и расскажите его. УЭ-7 Внесите сведения в таблицу. Сравни!
– Кто объяснит, как же вы можете их отличать? Ваши предложения. УЭ-8 Задание 1. Озаглавьте текст. Спишите, подчеркивая качественные прилагательные как члены предложения. Но лучше всего были сум…рки, когда над сырыми березовыми рощ…ми подымал…сь туманная луна. На вечерн…м небе в…днелись тонкие тени пл…кучих ветвей.В сиз…м воздухе ст…яли над лесом обл…кА и тлели слаб…м светом. А потом над огромн…й безмолвн…й землей воц…рялась ноч(?), до самых краев налитая прохладн…м воздухом и зап…хом воды. Проверь свою работу по эталону, оцени себя: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”, больше 4 ошибок – “2”, нет ошибок – “5”. Если возникнут вопросы, обратись за помощью к учителю. Задание 2. Запиши данные относительные прилагательные группами а) характеризующие предмет по материалу, б) характеризующие предмет по месту, в) характеризующие предмет по времени, г) характеризующие предмет по действию. С…годняшний, завтр..шний, тамошний, городской, сел(?)ский, отрывной, обл…денелый, точил(?)ный, наб…вной, деревянный, глиняный, с…ребряный, ст…клянный, с…ломенный, кожаный, вч…рашний, передний, задний, верхний, нижний, осенний, зимний, в…черний, утренний, п…дземный, давнишний, нагр…вательный, временный, семенной, языковая (колбаса). Проверь работу своего товарища после выполнения. Задание 3. Ъ или Ь? Спиши и подчеркни притяжательные прилагательные. Верблюж…я колюч(?)ка, пахн…т сырост…ю, под…езд к павил…ону, молоч(?)ный кисел(?), бул…он из шампин…онов, пастуш…я сумка, маш…т крыл…ями, с…езжать с круч…, вет(?)ви ел…, выл…ю из кастрюл…, нян(?)чить внуч(?)ку, волч…я шкура, пис…мо сестрич(?)ке, колос…я яч(?)меня, об…ят огнём, об…яснить смысл п…есы, бел…ё на веревк…, об…ездной путь, шахтерская сем…я, лис…я н…ра. Работаем 5 минут. В листе Самооценка выставляем себе оценку: 0 ош – “5”, 1ош. – “4”, 2ош. –“3”, 3ош. “2”. УЭ-9 А теперь проведём небольшой лингвистически-поэтический эксперимент. Вы, ребята, отлично знаете, что поэты очень часто используют в своих стихотворениях прилагательные и в прямом значении, и в переносном (в этом случае они называются... эпитеты). Нелегко им находить яркие, точные слова, поэтому и трудятся они подолгу над каждой строчкой. Сегодня вы попробуете себя в роли начинающих поэтов. Ваше задание: в данный текст (открываю слайд, где написано четверостишие с пропущенными прилагательными) вы должны вставить подходящие, на ваш взгляд, прилагательные. Работать лучше, объединившись в пары. Запишите полученное четверостишие в тетрадь. (На работу даётся около 5 минут.) Темнеет... Готовятся к чаю... Дремлет Ася под --- шубой. Я ---- сказку читаю О --- колдунье ---- . Прочитайте получившийся текст (можно прослушать несколько вариантов). Сравните ваш вариант с текстом автора – Марины Цветаевой. Темнеет... Готовятся к чаю... Дремлет Ася под маминой шубой. Я страшную сказку читаю О старой колдунье беззубой. Какой текст интереснее, богаче, точнее? Почему Цветаевой удалось подобрать слова более точные и выразительные? Но, думаю, вы поняли, что поэт долго выбирал подходящие слова. Определим разряды прилагательных, использованных Мариной Цветаевой. А теперь назовите качественные прилагательные, подобранные вами; относительные; может, кто-то использовал и притяжательные прилагательные. Итак, для чего мы используем в речи прилагательные? УЭ-10 Полные и краткие прилагательные. Напиши в опорном конспекте вопросы и примеры на тему: “ Полные и краткие прилагательные”. Какой? Каков? Красивый, красив. УЭ-11 Работа с учебником. Формы сравнительной степени. Заполняем таблицу дальше, Какие формы, с помощью чего образуются. (Суффиксы и частицы). Степени сравнения. + таблица. Составь схему и заполни таблицу по теме: “Степени сравнения” Какие степени записали, примеры.
УЭ-12 Работа с учебником. Упр. Образуй степени сравнения, используя таблицу. УЭ-13 Морфологический разбор имени прилагательного. I. Общее значение – признак предмета н.ф. высокий II. Морфологические признаки: пост.: разряд.______________________ Непост.: у качест. ________________у относит.________________________ у притяж._______________ III.Синтаксическая роль. определение УЭ-14 Рассмотрим образец морфологического разбора имени прилагательного. Выводы прописываем в опорном конспекте. Проверяем себя. Дополняем. Систематизируем изученное. УЭ-15 Выходной контроль (оценивает учитель) Тест. Запиши в строчку только четыре буквы, соответствующие правильному ответу, например: А А В Б. Прилагательное светлый относится к разряду: а) качественных прилагательных, б) относительных прилагательных, в) притяжательных прилагательных. Степени сравнения и краткую форму образуют: а) притяжательные прилагательные, б) качественные прилагательные, в) относительные прилагательные. Найдите притяжательное прилагательное: а) угрюмый, б) звонкий, в) волчий, г) золотой. Относительные прилагательные: а) обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени, б) обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени, в) обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. УЭ-16 Итоги. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке? Что понравилось на уроке? Подберите 1 качественное прилагательное для характеристики нашего урока. Домашнее задание.
|
«Имя прилагательное» Образовательные: дать детям представление о грамматических признаках имени прилагательного; формировать умения безошибочно находить... | «Доброе утро, Имя Прилагательное!» Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», обогатить речь новыми словами прилагательными,... | ||
Тема «Имя прилагательное как часть речи» Орфографическая минутка: Предложение, расположить, прилагать, располагать, приложение, предположительно, прилагательное | Урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное н и нн... «Имя прилагательное н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Обобщение знаний о частях речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык» 6 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Лексика», «Фразеология», «Словообразование и орфография», «Имя существительное»,... | ||
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,... | Урок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части... Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных | ||
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема... Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1) | «Имя прилагательное» Пм. 01. Художественно-творческая деятельность по созданию рекламной продукции | ||
«Имя прилагательное» «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга и пригородов» (программа «Power Point») | Повторение по теме «Имя прилагательное» 5 класс Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об имени прилагательном | ||
Имя прилагательное как часть речи Обучающая: систематизация полученных сведений в начальной школе о прилагательном | Русский язык имя прилагательное Цель. Отработка умения рассказывать о частях речи, приводить свои примеры, доказывать | ||
Конспект урока по русскому по теме «Имя прилагательное» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №44 г. Липецка | Урок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное» Из опыта работы учительницы начальных классов сош №2 г. Неи Храмцовой Натальи Борисовны |