Блочно-модульная технология "Имя прилагательное"





Скачать 101.91 Kb.
НазваниеБлочно-модульная технология "Имя прилагательное"
Дата публикации18.09.2013
Размер101.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Блочно-модульная технология "Имя прилагательное"


Цели и задачи модуля.

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  1. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

  2. Получить знания об имени прилагательном.

  3. Уметь различать полные и краткие прилагательные.

  4. Отрабатывать навык правописания прилагательных.

  5. Уметь определять степени сравнения и разряды прилагательного.

  6. Самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

  7. Систематизировать полученные знания при морфологическом разборе.

  8. Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля.

  9. Уметь составлять опорный конспект.

УЭ-1

Цель: повторить изученный в средней школе материал по теме: “Имя прилагательное как часть речи”.

  1. Организационная часть. Сообщение целей урока.

– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: “ Имя прилагательное как часть речи”. (Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, какова, на ваш взгляд, основная цель сегодняшнего урока?). Запишите число и тему урока. На уроке мы научимся составлять опорный конспект, работая по плану:

  1. Имя прилагательное как часть речи.

  2. Полные и краткие прилагательные.

  3. Правописание прилагательных.

  4. Степени сравнения.

  5. Разряды имени прилагательного.

  6. Морфологический разбор имени прилагательного.

  7. Выводы.

УЭ-2

Читаем цель урока. Итак, начнем.

– Вспомните, что вы знаете о прилагательном. Заполните таблицу.

Часть речи

Общее грамматическое значение

Морфологические признаки

Начальная форма

Как изменяются прилаг – е?

С какой частью речи согласуется?

Синтаксические признаки



Часть речи

Имя прилагательное

Общее грамматическое значение

Признак предмета

Морфологические признаки

Падеж, число, род

Начальная форма

Им. падеж, ед. число, муж.род

Как изменяются прилаг – е?

По падежам, числам, родам

С какой частью речи согласуется?

С существительным

Синтаксические признаки

Определение

Сказуемое

– Хорошо, молодцы!

УЭ-3

Кадр №2. Проверьте, верно ли вы заполнили таблицу. Допишите.

– Прокомментируйте примеры из учебника. Придумайте свои.

Расскажите, что вы узнали о прилагательном. (отвечают слабые ученики)

УЭ-4

«Давайте говорить друг другу комплименты...»

- Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А вы умеете говорить людям добрые, приветливые слова? Сейчас мы в этом убедимся. Работа в парах.

- Вы будущие воспитатели в д/с, и вам нужно знать сказки. Представьте себе, что вы участвуете в конкурсе «Умей хвалить и похваливать», который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказочных героев: Кощея Бессмертного, Сивки-Бурки, Бабы-Яги, Емели, Золушки.

Задание (высвечивается на слайде): выбери подходящий для каждого члена жюри комплимент (запиши в тетрадь его номер):

для  Кощея Бессмертного – ?

для Сивки-Бурки – ?

для Бабы-Яги – ?

для Емели – ?

для Золушки – ?

КОМПЛИМЕНТЫ:

  1. 1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.

  2. 2. Ты так долго живёшь на свете, поэтому наверняка очень мудрый.

  3. 3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.

  4. 4. Как хорошо иметь такого верного друга, на тебя всегда можно положиться!

  5. Ты такой добрый, если бы ещё не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми.

Награждение- золотая и серебряная шкатулка.

УЭ-5

Объяснение нового материала.

А сейчас вернёмся к комплиментам, которые вы произносили в адрес сказочных героев. Назовите те прилагательные, с помощью которых вы хвалили героев (ловкая, быстрая, мудрый, счастлива, добрая, трудолюбивая, верного). Почему с их помощью можно охарактеризовать героев? (Потому что они называют качества (признаки) человека). Попробуйте эти качества (признаки) сравнить: ловкий – более ловкий, мудрый – мудрее, быстрая – самая быстрая). А сравнить эти признаки можно, ребята, именно потому, что данные прилагательные относятся к разряду качественных прилагательных. Посмотрите, какими ещё свойствами они обладают .Назовите эти свойства (краткая форма, сочетание со словом очень, образование сложных прилагательных путём повтора).

А попробуйте-ка произвести подобные изменения с прилагательными, которые обозначают признаки сундука и шкатулки (золотой, серебряная). Не получается! Как вы думаете, почему?  (Потому что они обозначают материал, из которого сделаны предметы). Такие прилагательные, ребята, называются относительными. . Какие ещё прилагательные к ним относятся? (Обозначающие временные, пространственные признаки.) Попробуйте привести свои примеры (зимний, вечерний, вчерашний, передний, школьный, сельский и т.п.).

2вариант: Работа с учебником.Разряды имени прилагательного. Таблица.

  1. О кач. Читает 1 ряд. Записываем основное.

  2. Об относит. Читает 2 ряд. Записываем основное.

  3. О притяж. Читает 3 ряд. Записываем основное.

УЭ-6 Заполни таблицу!


Разряды

Качественные

Относительные

Притяжательные

Значение






















Примеры










Отличие




 




Степени сравнения










Суффиксы




 





Итак, с двумя разрядами прилагательных мы познакомились, а для знакомства с третьим я предлагаю вам открыть учебник. Прочитайте определение притяжательных прилагательных и расскажите его.

УЭ-7 Внесите сведения в таблицу. Сравни!

Разряды

Качественные

Относительные

Притяжательные

Значение

Величина, возраст

материал

Принадлежность к какому-нибудь человеку или животному

Цвет, вес

место жительства

Внеш вид, внутр

качества

время года, назначение

Примеры

маленький

стеклянный

мамин

Отличие

Степень сравнения

 

? чей? чья? чье? чьи?

Степени сравнения

есть

Нет ст. сравнения

Нет ст. сравнения

Суффиксы

– ее-, -ейш-

 

-ин,ын,ов,ев,ий,й–

– Кто объяснит, как же вы можете их отличать? Ваши предложения.

УЭ-8

Задание 1. Озаглавьте текст. Спишите, подчеркивая качественные прилагательные как члены предложения.

Но лучше всего были сум…рки, когда над сырыми березовыми рощ…ми подымал…сь туманная луна. На вечерн…м небе в…днелись тонкие тени пл…кучих ветвей.В сиз…м воздухе ст…яли над лесом обл…кА и тлели слаб…м светом. А потом над огромн…й безмолвн…й землей воц…рялась ноч(?), до самых краев налитая прохладн…м воздухом и зап…хом воды.

Проверь свою работу по эталону, оцени себя: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”, больше 4 ошибок – “2”, нет ошибок – “5”. Если возникнут вопросы, обратись за помощью к учителю.

Задание 2. Запиши данные относительные прилагательные группами

а) характеризующие предмет по материалу,
б) характеризующие предмет по месту,
в) характеризующие предмет по времени,
г) характеризующие предмет по действию.

С…годняшний, завтр..шний, тамошний, городской, сел(?)ский, отрывной, обл…денелый, точил(?)ный, наб…вной, деревянный, глиняный, с…ребряный, ст…клянный, с…ломенный, кожаный, вч…рашний, передний, задний, верхний, нижний, осенний, зимний, в…черний, утренний, п…дземный, давнишний, нагр…вательный, временный, семенной, языковая (колбаса).

Проверь работу своего товарища после выполнения.

Задание 3. Ъ или Ь? Спиши и подчеркни притяжательные прилагательные.

Верблюж…я колюч(?)ка, пахн…т сырост…ю, под…езд к павил…ону, молоч(?)ный кисел(?), бул…он из шампин…онов, пастуш…я сумка, маш…т крыл…ями, с…езжать с круч…, вет(?)ви ел…, выл…ю из кастрюл…, нян(?)чить внуч(?)ку, волч…я шкура, пис…мо сестрич(?)ке, колос…я яч(?)меня, об…ят огнём, об…яснить смысл п…есы, бел…ё на веревк…, об…ездной путь, шахтерская сем…я, лис…я н…ра.

Работаем 5 минут. В листе Самооценка выставляем себе оценку: 0 ош – “5”, 1ош. – “4”, 2ош. –“3”, 3ош. “2”.

УЭ-9

А теперь проведём небольшой лингвистически-поэтический эксперимент. Вы, ребята, отлично знаете, что поэты очень часто используют в своих стихотворениях прилагательные и в прямом значении, и в переносном (в этом случае они называются... эпитеты). Нелегко им находить яркие, точные слова, поэтому и трудятся они подолгу над каждой строчкой. Сегодня вы попробуете себя в роли начинающих поэтов. Ваше задание: в данный текст (открываю слайд, где написано четверостишие с пропущенными прилагательными) вы должны вставить подходящие, на ваш взгляд, прилагательные. Работать лучше, объединившись в пары. Запишите полученное четверостишие в тетрадь. (На работу даётся около 5 минут.)

Темнеет... Готовятся к чаю...

Дремлет Ася под --- шубой.

Я ---- сказку читаю

О --- колдунье ---- .

Прочитайте получившийся текст (можно прослушать несколько вариантов). Сравните ваш вариант с текстом автора – Марины Цветаевой.

Темнеет... Готовятся к чаю...

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой.

Какой текст интереснее, богаче, точнее? Почему Цветаевой удалось подобрать слова более точные и выразительные? Но, думаю, вы поняли, что поэт долго выбирал подходящие слова. Определим разряды прилагательных, использованных Мариной Цветаевой. А теперь назовите качественные прилагательные, подобранные вами; относительные; может, кто-то использовал и притяжательные прилагательные.

Итак, для чего мы используем в речи прилагательные?

УЭ-10

Полные и краткие прилагательные. Напиши в опорном конспекте вопросы и примеры на тему: “ Полные и краткие прилагательные”. Какой? Каков? Красивый, красив.

УЭ-11

Работа с учебником. Формы сравнительной степени. Заполняем таблицу дальше, Какие формы, с помощью чего образуются. (Суффиксы и частицы).

Степени сравнения. + таблица.

Составь схему и заполни таблицу по теме: “Степени сравнения” Какие степени записали, примеры.

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Признак в большей или меньшей степени

Признак в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени

Примеры

Выше, лучше

Высочайший

Форма

простая

сложная

простая

сложная

Образуются

Суффиксы
-ее-, -ей-,
-е-, -ше-

Частицы
Более, менее

Суффиксы -айш-,
-ейш-

Частицы самый, наиболее, наименее

Изменяются

нет
не склон.

да (р.ч.п.)

да
(р.ч.п.)

УЭ-12

Работа с учебником. Упр. Образуй степени сравнения, используя таблицу.

УЭ-13

Морфологический разбор имени прилагательного.

I. Общее значение – признак предмета н.ф. высокий

II. Морфологические признаки: пост.: разряд.______________________

Непост.: у качест. ________________у относит.________________________

у притяж._______________

III.Синтаксическая роль. определение

УЭ-14

Рассмотрим образец морфологического разбора имени прилагательного.

Выводы прописываем в опорном конспекте. Проверяем себя. Дополняем. Систематизируем изученное.

УЭ-15 Выходной контроль (оценивает учитель)

Тест.

Запиши в строчку только четыре буквы, соответствующие правильному ответу, например: А А В Б.

Прилагательное светлый относится к разряду:

а) качественных прилагательных,
б) относительных прилагательных,
в) притяжательных прилагательных.

Степени сравнения и краткую форму образуют:

а) притяжательные прилагательные,
б) качественные прилагательные,
в) относительные прилагательные.

Найдите притяжательное прилагательное:

а) угрюмый,
б) звонкий,
в) волчий,
г) золотой.

Относительные прилагательные:

а) обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени,
б) обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени,
в) обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.

УЭ-16

Итоги.

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке? Что понравилось на уроке? Подберите 1 качественное прилагательное для характеристики нашего урока.

Домашнее задание.

  1. Сочинение-миниатюра (описание внешности человека).

  2. Подбор слов-синонимов упр.

  3. Упр. По учебнику.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" icon«Имя прилагательное»
Образовательные: дать детям представление о грамматических признаках имени прилагательного; формировать умения безошибочно находить...
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" icon«Доброе утро, Имя Прилагательное!»
Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», обогатить речь новыми словами прилагательными,...
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconТема «Имя прилагательное как часть речи»
Орфографическая минутка: Предложение, расположить, прилагать, располагать, приложение, предположительно, прилагательное
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconУрока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное н и нн...
«Имя прилагательное н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Обобщение знаний о частях речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык» 6 класс для общеобразовательных учреждений (темы «Лексика», «Фразеология», «Словообразование и орфография», «Имя существительное»,...
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,...
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconУрок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части...
Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема...
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1)
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" icon«Имя прилагательное»
Пм. 01. Художественно-творческая деятельность по созданию рекламной продукции
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" icon«Имя прилагательное»
«Архитектурные памятники Санкт-Петербурга и пригородов» (программа «Power Point»)
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconПовторение по теме «Имя прилагательное» 5 класс
Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об имени прилагательном
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconИмя прилагательное как часть речи
Обучающая: систематизация полученных сведений в начальной школе о прилагательном
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconРусский язык имя прилагательное
Цель. Отработка умения рассказывать о частях речи, приводить свои примеры, доказывать
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconКонспект урока по русскому по теме «Имя прилагательное»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №44 г. Липецка
Блочно-модульная технология \"Имя прилагательное\" iconУрок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное»
Из опыта работы учительницы начальных классов сош №2 г. Неи Храмцовой Натальи Борисовны


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск