МОУ гимназия № 10
Создание и развитие учебно-лабораторного
комплекса по биологии
Проект
Мурманск
2011
План
реализации проекта «Учебно-лабораторный комплекс
по биологии»
Учебно-лабораторный комплекс включает учебный кабинет (каб № 32) и учебную лабораторию (каб № 31).
ЛАБОРАТОРИЯ БИОЛОГИИ
(заведование – Подмятникова Л.С)
Актуальность работы
Новые приоритеты в образовании требуют и новых подходов к обучению школьников. Дети со школьной скамьи должны понимать: они учатся для того, чтобы решать конкретные жизненные задачи, их не должен останавливать минимум образовательных программ. Лаборатория же позволяет выходить за его рамки, позволяет формировать у учащихся навыки исследовательской работы, развивать творческие способности.
Цели создания и работы лаборатории:
1. Обеспечение условия для осуществления инновационной, экспериментальной (научно-исследовательской) деятельности учащихся, педагогов.
2. Повышение качества образования и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий.
3. Выявление одаренных подростков и обеспечение реализации их интеллектуальных способностей и творческих возможностей.
4. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно- поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней.
5. Содействие эффективности профориентации выпускников школ.
Задачи лаборатории
Разработать теоретическую модель устойчивого функционирования и развития предметной лаборатории.
Определить критерии эффективности работы, проверить их на практике.
Создать сетевое взаимодействие со школами, реализующими аналогичные направления деятельности и заинтересованными в освоении опыта работы предметных лабораторий.
Кадровый состав
Подмятникова Л.С. , учитель биологии высшей категории,
Соколова А.В., учитель биологии, естествознания и химии первой категории,
Петрив Е.В., учитель биологии первой категории,
Шафран Т.Б., педагог дополнительного образования.
Методическая тема
Повышение качества доступного образования на основе выявления и отработки механизмов устойчивого функционирования и развития
предметных лабораторий.
Направления работы лаборатории
Повышение профессиональной компетентности учителей биологии
Знакомство с материалами по организации учебного процесса с использованием предметной лаборатории (методика уроков-практикумов, семинаров-практикумов, лабораторных практикумов, кейс-технологии, учебного исследования) - сентябрь.
Разработка уроков-практикумов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Повышение квалификации через систему курсов при МОИПКРО – январь\февраль.
Участие в работе муниципальных проблемных групп («Дистанционное обучение», «Центр развития профильного химико-биологического образования»)
Проведение педагогических исследований по методической теме (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2).
Создание Портфолио достижений учителя – в течении года
Участие в муниципальной конференции «Информатика – 2012» - март
Участие в профессиональных конкурсах.
Совершенствование педагогического мастерства педагогов на базе предметной лаборатории
Проведение мастер-класса «Использование ресурсов сети «Дневник.ру» в образовательном процессе» - ноябрь
Проведение Дня открытых дверей «Взаимодействие Центра химико-биологического образования и ОУ в условиях реализации профильного обучения» - октябрь
Проведение методического семинара для учителей - курсантов (МОИПКРО) - январь
Осуществление руководства педпрактикой студентов ММГУ.
Создание информационной среды для учащихся с высоким интеллектуальным потенциалом
Проведение лектория для учащихся МОУ гимназии № 10 по подготовке к олимпиадам (основные вопросы общей биологии, начальные курсы биологии, анатомия и физиология человека)
Разработка программы и содержания полевого практикума по биологии для учащихся 10 химико-биологического класса МОУ гимназии № 10 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Спецкурсы для учащихся на базе естественннаучного факультета МГГУ (биология, 10-11 химико-биологические классы МОУ гимназии № 10)
Работа Интернет-класса на базе предметной лаборатории биологии.
Создание и ведение страницы биологической лаборатории в социально-образовательной сети «Дневник.ру».
Создание электронной библиотеки на базе предметной лаборатории биологии.
Внеклассная работа по биологии
Естественно-научное направление НОУ гимназии № 10
Подготовка исследовательских проектов на гимназическую НПК
Участие в городской НПК - октябрь
Участие в Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» - ноябрь
Участие в научно-практической конференции школьников «Старт в науку»
Подготовка и участие во Всероссийской олимпиаде по биологии (школьный, муниципальный, региональный) – октябрь – январь
Участие во Всероссийская дистанционная викторина «Путь к успеху»
Организация и проведение летнего биологического лагеря
Сетевое взаимодействие
Работа с образовательными учреждениями (муниципальными, региональными, федеральными)
Работа с ВУЗами (МГГУ, МГТУ, ПИНРО), научными организациями (заповедники «Пасвик», Лапландский)
Работа с учреждениями дополнительного образования (экологический центр, школа «Аэлита»)
Издательская деятельность
Выпуск ежемесячного Информационного листка
Публикации педагогических работников
Размещение материалов
на Образовательном портале г. Мурманска
в Сборнике тезисов конференции «Информатика – 2012»
в Сборнике тезисов фестиваля педагогических идей "Открытый урок". М.: "Первое сентября".
На Образовательных порталах: «Сеть творческих учителей», «Openklass», «Методисты» и т.п.
Участие в конкурсах
Муниципальный конкурс «»Лучшие электронные образовательные ресурсы»
Региональный конкурс «Лучший ИКТ-урок»
Всероссийский фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (конкурс презентаций)
Материально-техническое обеспечение лаборатории
Техническое оснащение
Приобрести:
цифровой микроскоп – 1,
документ-камеру,
Программное обеспечение «Цифровые базы по биологии (ботаника, зоология, анатомия, микрообъекты)»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Достижение нового качества образования через формирование информационной и коммуникативной компетенций обучающихся
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Позиция ЮНЕСКО по поводу современного качества образования зафиксирована в отчете «Образование: сокрытое сокровище», подготовленном для ЮНЕСКО международной комиссией по образованию для 21 века под председательством Жака Делора. Комиссия рассмотрела явление образования в течение всей жизни человека как базирующееся на четырех основаниях:
учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы;
учиться делать фокусируется на практическом применении изученного;
учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество;
учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.
Особенностью такого образования является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, направленного на развитие у обучающихся компетентностей. «Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» (Джон Равен).
Наиболее значимыми компетенциями можно считать информационную и коммуникативную.
Информационная компетенция - способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Коммуникативная компетенция - владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.
Анализ теоретических моделей и принципов компетентностного подхода не дает ответа на вопрос, как средствами учебного предмета педагог может формировать ту или иную компетенцию учащихся. В рамках данного проекта я попыталась показать возможность и значимость формирования информационной и коммуникативной компетенций на уроках биологии.
ГИПОТЕЗА: если создана новая образовательная среда на основе формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, то будет достигнуто новое качество образования.
ЦЕЛЬ: разработка системы работы по формированию информационно-коммуникативных компетенций обучающихся и экспериментальная проверка влияния уровня их развития на качество образования учащихся.
ЗАДАЧИ:
Разработать систему формирования ИК компетенций у обучающихся.
Выявить педагогические условия, способствующие формированию информационно-коммуникативных компетенций как основы достижения нового качества образования.
Разработать критерии для мониторинга сформированности данных компетенций у обучащихся.
Создать базу КОЗ для формирования ИК компетенций.
Обобщить полученный опыт.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: учебно-воспитательный процесс в 6 - 11 классах на уроках биологии.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: образовательная среда для формирования ИК компетенций у обучающихся
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Подготовительный этап
Изучение методической литературы, систематизация собственного опыта.
Разработка программы реализации проекта.
Вводное диагностирование уровня сформированности информационно-коммуникативных компетенций у обучающихся.
Основной этап
1. Разработка КОЗ, направленных на формирование и диагностику развития информационной, коммуникативной компетенции учащихся 6 -11 классов.
2. Апробация кейс-технологии в преподавание биологии в 8 – 11 классах.
3. Совершенствование крупноблочной лекционно-семинарской технологии обучения, ТОГИС в 8 – 11 классах.
4. Совершенствование технологии учебного исследования, Internet-уроков, метода проектов.
III. Этап диагностики
1. Разработка критериев уровня формирования ИК компетенций
Анализ выполнения КОЗ учащимися.
Диагностика полученных результатов на основе заполнения индивидуальной карты успеха ученика.
Диагностика достижения полученных результатов в целом для класса (по методике Н.Н. Решетникова).
Анализ УО и КО по предмету (итоговая аттестация, ЕГЭ), сравнение с результатами предыдущих лет.
Анкетирование учащихся (мотивация учения и т.п.).
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ
№
пп
| Мероприятие
| Сроки
| Результат
| 1
| Изучение аспектов и требований к уровням развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся
| Сентябрь
2009
|
| 1
| Первичный мониторинг
| Сентябрь
2009
| Аналитическая таблица уровня
сформированности ИК компетенций учащихся
| 2
| Изучение методической литературы по данной теме, имеющегося опыта
| Сентябрь-
октябрь
2009 г.
| Систематизация и обобщение накопленного
опыта, составление схемы «Система работы по формированию ИК компетенций», определение направлений работы
| 3
| Разработка формы для фиксирования результатов мониторинга сформированности ИК компетенций учащихся
| Ноябрь 2009 г.
| Формы для фиксирования результатов
мониторинга сформированности ключевых компетентностей учащихся
| 4
| Разработка инструкций учащимся при работе с источниками информации
| Сентябрь - ноябрь 2009
| Инструкции для учащихся при выполнении
КОЗ
| 5
| Апробация Интернет- уроков (виртуальная экскурсия, виртуальная лабораторная работа)
| Сент. 2009 – май 2011
| Конспекты уроков
| 6
| Апробация кейс-технологии
| Сент. 2011 – май 2012
| Конспекты уроков
| 7
| Создание методического банка КОЗ и применение данных заданий на уроках
| Октябрь 2008 -
май 2011
| Банк КОЗ
| 8
| Диагностика полученных результатов
| 1 раз в четверть
| Индивидуальные карты успеха учеников;
анализ результативности.
| 9
| Анкетирование
| Май
2011 г.
| Диагностика применения КОЗ,
кейс-технологии для формирования
положительной мотивации
к изучаемому предмету и
активизации познавательного
интереса учащихся
| 12
| Выступление на семинарах и конференциях разного уровня с результатами проведённой работы
| Январь 2010 - май
2012 г.
| Конспекты мастер-классов
|
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ
НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Проблемные уроки
6 – 11 кл
Технология учебного исследования
6 - 7
КОЗ
6 – 11 кл Формирование ИК компетенций обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами, овладение определённым набором способов деятельности.
Лк - см
8 – 11 кл
Кейс-технология
9 – 11 кл ТОГИС
7 – 11 кл
НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
База КОЗ
Диаграммы входного контроля , промежуточного, выходного
Поиск информации (1 источник) (2 источника) (разные источ) Работа с информацией Обработка информации Публичное выступление Работа в группе |