№ п/п.
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Дата проведения уроков
| Требования к уровню подготовки
учащихся
|
Введение (1ч.)
|
1.
| Биологическая и социальная природа человека.
Науки об организме человека
| 1
| ИНМ
| Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, биосоциальная природа человека.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, для самопознания и сохранения здоровья
|
| Уметь объяснять место и роль человека в природе, роль биологии в формировании современной естественно-научной картине мира, в практической деятельности людей и самого ученика
|
2.
| Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе
| 1
| К
| Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Части тела, полости тела, внутренние органы.
|
| Уметь объяснять место и роль человека в системе органического мира, родство человека с млекопитающими
|
3.
| Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность
| 1
| ИНМ
| Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, ЭПС, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы, клеточный центр, хромосомы, гены, Состав клетки: неорганические вещества ( вода и мин.соли),орг-ие вещ-ва: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК, АТФ, ферменты. Рост и деление клетки.
|
| Распознавать на таблицах, мониторе при Л. и П.р, описывать основные органоиды клетки, сравнивать клетки растений, животных и человека.
Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
|
4.
| Ткани животных и человека
| 1
| К
| Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая кровь), мышечная (гладкая, поперечно – полосатая, сердечная), нервная. Синапсис, Нейролгия. Мышечное вещество
|
| Уметь рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека, уметь сравнивать ткани человека и делать выводы на основании их сравнения.
|
5.
| Органы. Системы органов., организм. Нервная и гуморальная регуляция
| 1
| К
| Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы.
Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция.
Системы органов: исполнительные, регуляторные.
|
| Понимать сущность регуляции жизнедеятельности организма
|
6.
| Контроль знаний по теме: «Общий обзор организма человека»
| 1
| К
| Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Уровни организации: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный, поведенческий
|
| Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.32-33
|
7.
| Скелет. Строение, состав и соединение костей
| 1
| ИНМ
| Опора и движение. Строение и функции опорно – двигательной системы:скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещ-во, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.
|
| Знать особенности строения скелета человека, уметь их распознавать в демонстрационном материале основные части скелета человека.
|
8.
| Скелет головы и скелет туловища
| 1
| К
| Строение и функции опорной системы: скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхне и нижнелюстные). Скелет туловища: позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина)
|
| Знать особенности строения скелета головы и скелета туловища человека, уметь распознавать в демонстрационном материале основные части скелета головы и туловища человека
|
9.
| Скелет конечностей
| 1
| К
| Строение и функции опорной системы: скелет поясов (плечевой: ключицы, лопатки), тазовый пояс и скелет свободных конечностей: верхней: плечо: плечевая, предплечья: локтевая и лучевая;, кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большая берцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев)
|
| Знать особенности строения скелета поясов свободных конечностей человека, уметь их распознавать на демон.материале
|
10.
| Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей
| 1
| К
| Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно – двигательной системы.
Травмы: перелом, вывих, растяжение связок
|
| Использовать приобретенные знания и умения оказания первой помощи при травмах в практической деятельности учеб.зад. 50-51,54, РТ №31-32
|
11.
| Мышцы человека
| 1
| К
| Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человка: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные и диафрагма). Сухожилия.
|
| Уметь распознавать основные группы мышц человека на демон.материале.
|
12.
| Работа мышц.
| 1
| К
| Функции двигательной системы. Динамическая и статистическая работа мышц.
Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
|
| Понимать сущность биологического процесса работы мышц. Уметь описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц
|
13.
| Нарушение осанки и плоскостопие
| 1
| К
| Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие, его коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривлений позвоночника.
|
| Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и для соблюдения мер профилактики нарушения осанки
|
14.
| Развитие опорно-двигательной системы.
Контроль знаний по теме «Опорно – двигательная система»
| 1
| К
| Развитие опорно – двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни.
|
| Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно – двигательной системы. Уметь находить в тексте учебника биологическую инф-цию, необходимую для выполнения зад. на с.66-67.
|
15.
| Внутренняя среда Значение крови и ее состав.
| 1
| К
| Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Гомеостаз. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.
|
| Знать признаки биологических объектов (составляющие внутренней среды организма) и понимать сущность биологических процессов (свертывание крови)
|
16.
| Иммунитет
| 1
| К
| Иммунитет.
|
| Иммунная система человека (костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И. Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный)
|
17.
| Тканевая совместимость и переливание крови
| 1
| К
| Группы крови. Белки эритроцитов А,В, антитела α, β. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус – фактор.
|
| Знать особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности (свою группу крови, резус – фактор), оценивать факторы риска для здоровья человека
|
18.
| Строение и работа сердца
| 1
| К
| Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение сердца (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) его функции (фазы сердечной деятельности)
|
| Знать признаки биологического объекта - сердца, сущность работы сердца
|
19.
| Круги кровообращения
| 1
| К
| Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, капилляры, вены. Значение кровообращения. Большой и малый круги кровообращения.
|
| Распознавать и описывать систему кровообращения. Понимать сущность транспорта веществ.
|
20.
| Движение лимфы
| К
| К
| Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.
|
| Знать сущность биологического процесса (лимфообр-ния). Понимать сущность транспорта веществ
|
21.
| Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов
| 1
| ИНМ
| Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее и нижнее, пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме.
Нейро – гуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Симпатический и блуждающий нервы. Гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин.
|
| Понимать сущность биопроцессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы), уметь объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
22.
| Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
| 1
| К
| Сердечно – сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Гипертония. Гипотония. Инсульт. Инфаркт. Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект. Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношений к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.
|
| Уметь анализировать и оценивать факторы риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
|