Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»





Скачать 426.45 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/4
Дата публикации26.06.2013
Размер426.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»

Блок дисциплин Б3.Б10 – Профессиональный цикл

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии






УТВЕРЖДено:




На заседании учебно-методической комиссии института




«_____»__________2011 г.




Протокол № _______




Председатель УМК

_____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Блок дисциплин Б3.Б10 – Профессиональный цикл

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Форма обучения - очная


Семестр

2

Всего учебных занятий

72 часа

В том числе:




Аудиторных

38 часа, из них

Лекций

28 часов

Практических занятий

10 часов

Самостоятельных

30 часов

Контроль самостоятельной работы

4 часа

Форма итогового контроля

зачет 2 семестр



Сыктывкар 2011

Пояснительная записка

1. Цели и задачи освоения дисциплины:
1.1. Цель освоения дисциплины

Целью курса «Безопасность жизнедеятельности» является развитие у студентов навыков разработки систем и методов защиты человека от опасностей и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций. Предлагаемые для изучения темы курса и семинарские занятия позволят сформировать у студентов навыки, мировоззрение и поведенческие реакции по предупреждению и минимизации воздействия последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения.

1.2. Задачи освоения дисциплины

Основными задачами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:

1. проведение превентивного анализа источников и причин возникновения опас­ностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

2. идентификация и описание зон воздействия опасностей и отдельных их элементов;

3. разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

4. формирование системы контроля опасностей и управления состо­янием безопасности;

5. разработка и реализация мер по ликвидации последствий прояв­ления опасностей;

6. организация обучения населения основам безопасности;

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением семинарских занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют и расширяют изученный материал.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Место в учебном плане – цикл Б.3, Б 10 - профессиональный цикл.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-1- студент следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;

ОК-8 – студент проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: теоретические основы бе­зопасности жизнедеятельности в системе "человек—среда обитания"; правовые и организа­ционные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их иден­тификацию; методы прогнозирования чрезвы­чайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Уметь: проводить контроль пара­метров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от отрицатель­ных воздействий; разрабатывать мероприятия по повыше­нию безопасности различных видов деятельности; планировать мероприятия по за­щите населения в чрезвы­чайных ситуациях и при необходимости принимать учас­тие в проведении спасательных и других неотложных ра­бот при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Владеть: навыками безопасности и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций.
4. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Объем дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 30 часов.

Виды учебной работы:

Лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к л семинарским занятиям, подготовка к зачету).

При освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» занятия проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийной системы для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов.
4.1. Тематический план




Наименование темы

Количество часов по учебному плану




Макси-мальная нагрузка студен-тов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоят.

Всего

В том числе

работа

Лек-ция

Семинар

Прак-тич. работа

КСР




1

Тема 1. Определение понятия и содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности. Система "человек - среда обитания".

4

2

2

-

-

-

2

2

Тема 2. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в законах и подзаконных актах. Вопросы охраны труда в законах и подзаконных актах.

4

2

2

-

-

1

2




3

Тема 3. Профессиональные обязанности и обучение правилам безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

6

4

2

2

-

1

2




4

Тема 4. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности.

6

4

2

2

-

-

2




5

Тема 5. Факторы риска окружающей среды для человека и его здоровья.

4

2

2

-

-

1

2




6

Тема 6. Основы психологии безопасности жизнедеятельности

5

2

2

-

-

1

3




7

Тема 7. Безопасность питания

5

2

2




-

-

3




8

Тема 8. Эпидемиологическая безопасность

6

4

2

2

-

-

2




9

Тема 9. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

6

4

2

2

-

-

2




10

Тема 10. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов

6

2

2

-

-

-

2




11

Тема 11. Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС

4

2

2

-

-

-

2




12

Тема 12. Устойчивость функционирования объектов экономики

4

2

2

-

-

-

2




13

Тема 13. Чрезвычайные ситуации мирного времени

6

4

2

2

-

-

2




14

Тема 14. Чрезвычайные ситуации военного времени

4

2

2

-

-

-

2







Итого:

72

38

28

10

-

4

30





Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Определение понятия и содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности»

Студент должен знать: цель, задачи безопасности жизнедеятельности, четко представлять взаимосвязь предмета с другими дисциплинами, понимать комплексный характер безопасности жизнедеятельности.

теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания".

Студент должен уметь: находить взаимосвязь между организмом человека и средой; анализировать достижения и перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности.

Студент должен владеть: теоретическими основами безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания".
Содержание темы.

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», её основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Понятие безопасности. Комплексный характер дисциплины: социальные; медико-би­ологические; экологические; технологические; правовые и международные аспекты. Опасности и угрозы для человека. Глобальные опасности. Угроза безопасности Родины (внутренняя и внешняя).

Система "человек - среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания. Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийные явления - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость.

Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: техника безопасности; охрана труда; промышленная экология; гражданская оборона; защита в чрезвычайных ситуациях; достижения и перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности.
Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности.

2. Понятие объектов и субъектов угроз и опасностей.

5. Классификация опасностей для системы «человек - среда обитания».

6. Признаки классификации чрезвычайных ситуаций.

7. Источники техногенных опасностей и опасностей природного происхождения.

8. В чем заключается суть концепции риска.

9. Иерархия факторов, определяющих величину риска для здоровья человека.

10. Из чего складывается система управления риском.
Рекомендуемая литература по теме:

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200....
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и...
«Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2
Учебно-методический комплекс дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск