Скачать 426.45 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» Блок дисциплин Б3.Б10 – Профессиональный цикл Направление подготовки 020400.62 - «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения - очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Блок дисциплин Б3.Б10 – Профессиональный цикл Направление подготовки 020400.62 - «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения - очная
Сыктывкар 2011 Пояснительная записка 1. Цели и задачи освоения дисциплины: 1.1. Цель освоения дисциплины Целью курса «Безопасность жизнедеятельности» является развитие у студентов навыков разработки систем и методов защиты человека от опасностей и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций. Предлагаемые для изучения темы курса и семинарские занятия позволят сформировать у студентов навыки, мировоззрение и поведенческие реакции по предупреждению и минимизации воздействия последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения. 1.2. Задачи освоения дисциплины Основными задачами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: 1. проведение превентивного анализа источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени; 2. идентификация и описание зон воздействия опасностей и отдельных их элементов; 3. разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей; 4. формирование системы контроля опасностей и управления состоянием безопасности; 5. разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей; 6. организация обучения населения основам безопасности; Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением семинарских занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют и расширяют изученный материал. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Место в учебном плане – цикл Б.3, Б 10 - профессиональный цикл. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1- студент следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; ОК-8 – студент проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения; В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек—среда обитания"; правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий. Уметь: проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности различных видов деятельности; планировать мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Владеть: навыками безопасности и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций. 4. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Объем дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 30 часов. Виды учебной работы: Лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к л семинарским занятиям, подготовка к зачету). При освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» занятия проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийной системы для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов. 4.1. Тематический план
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Определение понятия и содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности» Студент должен знать: цель, задачи безопасности жизнедеятельности, четко представлять взаимосвязь предмета с другими дисциплинами, понимать комплексный характер безопасности жизнедеятельности. теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания". Студент должен уметь: находить взаимосвязь между организмом человека и средой; анализировать достижения и перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности. Студент должен владеть: теоретическими основами безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания". Содержание темы. Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», её основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Понятие безопасности. Комплексный характер дисциплины: социальные; медико-биологические; экологические; технологические; правовые и международные аспекты. Опасности и угрозы для человека. Глобальные опасности. Угроза безопасности Родины (внутренняя и внешняя). Система "человек - среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания. Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийные явления - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость. Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: техника безопасности; охрана труда; промышленная экология; гражданская оборона; защита в чрезвычайных ситуациях; достижения и перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. 2. Понятие объектов и субъектов угроз и опасностей. 5. Классификация опасностей для системы «человек - среда обитания». 6. Признаки классификации чрезвычайных ситуаций. 7. Источники техногенных опасностей и опасностей природного происхождения. 8. В чем заключается суть концепции риска. 9. Иерархия факторов, определяющих величину риска для здоровья человека. 10. Из чего складывается система управления риском. Рекомендуемая литература по теме: 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 12-е изд., перераб. И доп. – 2007. 188 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов и др. – СПб., 2006. 320 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Михайлов и др. под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с. |
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200.... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» | ||
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики... Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"... | Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и... «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2 | Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности... |