1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики





Скачать 393.11 Kb.
Название1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики
страница1/4
Дата публикации11.10.2013
Размер393.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4





Введение
Забота о здоровье – не самоцель, а жизненная необходимость. Вряд ли у кого есть сомнения в этом. Люди зрелого и пожилого возраста могут проанализировать состояние своего здоровья и физические возможности с юных лет и немногие, к сожалению, смогут утвердительно сказать, что их здоровье было всегда на высоте. Конечно, возрастные физиологические изменения в организме всегда были и будут, мы их не в силе отменить, но уменьшить их отрицательную динамику, снизить влияние негативных факторов, ухудшающих состояние здоровья в целом, можем и должны. В зрелом возрасте, когда, по идее, жизнь человека должна отличаться наибольшей активностью и продуктивностью в профессиональной деятельности и в бытовом плане, многие люди имеют серьезные проблемы в состоянии здоровья (накопившиеся болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др.). Как повелось – «В здоровом теле – здоровый дух», а значит, во время болезни и просто плохого самочувствия и душевное состояние страдает.

При многообразии проблем у человека в современной жизни («загруженность» в работе, сложные социальные условия жизни, воспитание детей, забота о близких…) ему зачастую не хватает сил справиться с ними, организм не выдерживает и оказывается в состоянии «стресса».

Но всегда у нас есть возможность во благо своего здоровья и здоровья своих близких обратиться к естественным оздоровительным формам гимнастики, о которых ниже и пойдет речь.


1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики
В зависимости от поставленных задач гимнастика группируется по своей направленности: образовательно-развивающая, оздоровительная, спортивная. В этой главе рассмотрим оздоровительные виды гимнастики:

- утренняя гимнастика (зарядка);

- производственная гимнастика (вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки);

- ритмическая гимнастика;

- лечебная гимнастика (корригирующая, реабилитационно-восстановитель-ная, функциональная).

Уже из самого названия (оздоровительная гимнастика) видно, что основными задачами, стоящими перед этими видами гимнастики, являются: укрепление и сохранение здоровья человека (а также восстановление его после болезни), повышение жизнедеятельности организма в целом, снятие утомления во время трудового дня, профилактика профессиональных заболеваний. Но это совсем не означает, что такие разновидности гимнастики, как основная, атлетическая, женская, профессионально-прикладная, спортивная, не решают задач по оздоровлению человека. Просто в них доминируют другие задачи [8].
2. Утренняя (гигиеническая) гимнастика

Утренняя (гигиеническая) гимнастика, являясь одним из компонентов здорового образа жизни, способствует воспитанию полезных привычек (соблюдение гигиенических правил и режима дня, уход за телом), приобщает к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Она проводится в виде комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ), подобранных индивидуально с учетом возраста и уровня физической подготовленности, разновидностей ходьбы и бега, массажа и дыхательных упражнений. Кстати сказать, в настоящее время очень популярна оздоровительно-профилактическая дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой. По своей сути она может быть представлена, как самостоятельный вид утренней гимнастики, так как основана на сочетании дыхательных циклов с движениями различных частей тела. Но об этом поговорим позже.

Утреннюю гимнастику целесообразно сочетать с закаливающими процедурами (воздушные, солнечные ванны, пребывание на свежем воздухе в любую погоду, водные процедуры). Цель ее – быстрое достижение дееспособности организма после сна. Рассмотрим подробнее, как это происходит с физиологической точки зрения. Чем бы ни занимался человек в часы бодрствования (физической или умственной работой), в его организме постоянно чередуются процессы возбуждения и торможения нервной системы: если одни нервные центры находятся в состоянии возбуждения, то другие пребывают в состоянии торможения (иначе говоря, отдыхают), но неглубокого, поскольку нервные центры должны находиться в состоянии готовности к активной работе в любой момент. К примеру, человек работает за компьютером, где преобладает зрительная информация, значит, зрительный центр находится в состоянии повышенного возбуждения, а слуховой в это время заторможен настолько, что человек не реагирует на негромкие звуки. Однако из-за повышенного уровня общей возбудимости нервной системы организм человека способен переключиться в любой момент на звуковую информацию, поданную с большей силой.

Во время сна, когда практически вся нервная система находится в состоянии глубокого торможения, возбудимость ее снижена настолько, что человек не реагирует даже на сравнительно сильные раздражители. После сна оптимальный уровень возбудимости восстанавливается постепенно, в течение 2 – 3 часов. В этот период работоспособность мышц и других систем организма значительно снижена, реакция на все виды раздражителей замедлена. Значит, низка и производительность труда. Это можно проверить с помощью простого теста. Вскоре после пробуждения сядьте к столу и карандашом нанесите на листе бумаги максимальное количество точек за 10 сек. То же повторите через некоторое время после зарядки. Второй результат будет значительно выше.

Собственно этот тест иллюстрирует роль утренней гимнастики. Мышечные сокращения во время зарядки посылают мощные потоки импульсов в центральную нервную систему (ЦНС) и тем самым повышают ее возбудимость, а вместе с ней и общую работоспособность организма (активизируются обменные процессы, усиливается лимфо- и кровообращение).

По продолжительности утренняя зарядка проводится в среднем 10-15 минут, но, в зависимости от индивидуальных дополнительных задач, может быть доведена до 30 минут. Комплекс состоит из 7-12 физических упражнений. Юношам рекомендуется включать несколько упражнений с гантелями (2-3кг), эспандерами или резиновыми бинтами. Лицам старшего возраста следует избегать упражнений, требующих задержки дыхания, силового напряжения, положения тела вниз головой.

В начальном периоде занятий количество и дозировка упражнений должны быть минимальными. По мере освоения комплекса ОРУ и адаптации организма к заданной нагрузке количество упражнений и дозировка постепенно увеличиваются. Каждое упражнение повторяется от 6 до 12 раз.

В комплекс следует включить несколько упражнений на формирование правильной осанки [9].

При выполнении упражнений дыхание должно быть свободным, ритмичным и достаточно глубоким. При поднимании и разведении рук, выпрямлении туловища (скажем, после наклона) следует делать вдох; при опускании рук, наклонах и поворотах туловища, приседании – выдох.

Разберем примерный комплекс упражнений утренней (гигиенической) гимнастики: определим последовательность выполняемых упражнений, их направленность и воздействие на организм.

• Итак, после пробуждения не торопитесь вставать, а откиньте одеяло и потянитесь. Сделайте несколько сгибательных и разгибательных движений одновременно пальцами рук и ног; затем также – сгибание и разгибание кистей и стоп, после чего выполните вращательные спокойные движения кистями и стопами. Таким образом, мелкие мышцы выполнили небольшую работу, несколько разогнав кровь от периферии.

• Сгибая правую ногу, подтяните ее к туловищу и верните в исходное положение (и.п.). То же сделайте другой ногой. Повторите 2-4 раза.

• Поднять прямую (или слегка согнутую) ногу и одновременно потянуться к ней сплетенными пальцами рук, выворачивая ладони наружу, затем вернуться в и.п. То же выполнить другой ногой. Повторить 2 раза.

• Захватив руками правую согнутую ногу за голень, подтянуть ее к туловищу, одновременно поднимая голову и плечи. То же сделать другой ногой. Повторить 2 раза.

• Сядьте и помассируйте пальцами рук стопы. Это можно сделать и с помощью массажеров.

Выполняя эти несколько несложных упражнений (затратив 2-3 мин.), мы тем самым соблюдаем один из важных принципов тренировки – постепенность.

А теперь приступаем к основной части зарядки (предварительно прополоснув рот и горло и умыв лицо).

1 упр. – 4 шага на носках, 4 – на пятках. Повторить 4 раза. Ходьбу можно сочетать с несложными движениями руками. Голову держать прямо, плечи развернутыми.

2 упр. – Поставив руки на пояс, ходьба (с продвижением или на месте) с высоким подниманием ноги и одновременным движением локтями вперед (округляя спину); опуская ногу, локти отводим назад (прогибаясь в спине). По окончании ходьбы можно перейти на легкий бег, а затем снова на спокойную ходьбу (акцентируя внимание на полном дыхании) с подниманием рук вперед-вверх на вдохе и опусканием через стороны – на выдохе.

3 упр. – И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью со сплетенными пальцами в замок. 1- полуприсед с одновременным вытягиванием рук вперед ладонями наружу; 2 – И.п.; 3 – поднимаясь на носках, потянуться ладонями в потолок; 4 – И.п.

4 упр. – И.п. - стойка ноги врозь. Выполнять по 2 вращения плечами назад и вперед.

5 упр. – И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – слегка сгибая правую ногу, руки скрестно (ударяя пальцами по плечам), немного опустить голову; 2 – возвращаясь в исходное положение, броском отвести руки назад (до соприкосновения лопаток) и приподнять голову.

6 упр. – И.п. – стойка ноги врозь. 1 – плавно опустить голову; 2 – отвести назад; 3 – наклонить вправо; 4 – наклонить влево. Туловище и плечи неподвижны, в пояснице не расслабляться (не выпячивать живот).

7 упр. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-2 – два пружинистых наклона вправо (второй наклон с взмахом левой руки в сторону наклона); 3-4 – то же в другую сторону.

8 упр. – И.п. то же. 1-2 – два пружинистых полунаклона вперед (на счет 2 руки в стороны); 3 – наклон, касаясь пальцами пола; 4 – И.п.

9 упр. – И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – слегка сгибая правую ногу, активно повернуться налево, вытягивая правую руку в сторону поворота; 2 – И.п.; 3-4 – то же в другую сторону.

10 упр. – И.п. – узкая стойка ноги врозь. Выполнить 8-10 глубоких приседаний, вытягивая руки вперед во время приседа (можно опираться рукой о край стола).

11 упр. – И.п. – упор лежа (или упор на коленях – для женщин). Выполнить 8-12 отжиманий. Затем встать и, подняв руки вверх, потрясти ими и бросить (как плети) вниз.

12 упр. – И.п. – основная стойка. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – прыжок в скрестную стойку ноги врозь правой, опуская руки дугами книзу до положения скрестно правой; 3-4 – то же, но на счет 4 – ноги и руки – скрестно левой.

По окончании прыжков перейти на спокойную ходьбу, восстанавливая дыхание (руки на вдохе медленно поднимаем вверх, а на выдохе – расслабляя, опускаем). Все упражнения выполняются в удобном для занимающихся темпе. Для эмоциональной окраски зарядки можно подобрать фонограмму.

После зарядки в качестве закаливания организма и повышения тонуса нервной системы оботритесь влажным полотенцем или губкой (вода комнатной температуры или чуть теплее – при необходимости) с последующим обтиранием тела насухо. Постепенно температура воды понижается до 13-15°, что достаточно для закаливающего эффекта. Более подготовленные могут принимать прохладный душ.

В приведенном примерном комплексе упражнений нагрузка на организм (на сердечно-сосудистую, дыхательную системы) определяется характером упражнений и количеством задействованных мышц. Если проанализировать весь комплекс, то можно заметить, что нагрузка возрастает постепенно, затем удерживается на определенном уровне некоторое время, и к концу комплекса плавно снижается. В комплексе задействованы практически все основные мышечные группы и все части тела.

Схематично обозначим основную часть утренней гимнастики :

frame1
frame2
frame3
frame4
frame5
frame6
frame7
При выполнении утренней зарядки в теплое время года на открытом воздухе в легкой одежде организм получает закаливающий эффект.

Итак, учитывая вышесказанное и систематически выполняя утреннюю гигиеническую гимнастику, мы тем самым приобщаемся к здоровому образу жизни и решаем основную задачу зарядки – быстро приводим организм в оптимальное работоспособное состояние.
3. Производственная гимнастика
Производственная гимнастика – использование физических упражнений как до, так и в режиме рабочего дня с целью сокращения периода врабатывания организма в трудовую деятельности, повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.

Руководители предприятий, учреждений, фирм, понимающие значение гимнастики и внедряющие ее в режим трудовой деятельности, тем самым проявляют заботу о здоровье своих сотрудников.

Давно уже научно обосновано и доказано положительное влияние производственной гимнастики на здоровье трудящихся, повышение их работоспособности и производительности труда, снижение травматизма и производственного брака. Систематически выполняемые гимнастические упражнения оказывают целенаправленное влияние на различные функции организма, улучшают точность движений и делают их более экономичными, снижают профессиональное утомление организма, устраняют застойные явления в мышцах.

Гимнастика на производстве отнимает лишь несколько минут рабочего времени, но приносит неоценимую пользу трудящимся и самому производственному процессу. Проводится она непосредственно на рабочем месте (в лаборатории, цехе, отделе и т.п.) перед началом рабочего дня (вводная гимнастика) или в специальные перерывы в течение всей работы (физкультурная пауза).

Задачами производственной гимнастики являются:

1. Улучшение здоровья трудящихся, достигаемое систематическими занятиями физическими упражнениями.

2. Увеличение работоспособности людей, снижение профессиональных заболеваний и утомления.

3. Повышение общей культуры движений и точности выполнения рабочих операций.

4. Приобщение широких масс трудящихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, что в свою очередь в определенной степени решает вопрос приобщения людей к «здоровому образу жизни».

5. Эстетическое воспитание занимающихся, которое достигается четким и красивым показом упражнений и выполнением их под музыку.

Организацией производственной гимнастики занимается администрация предприятия, учреждения. Методическую работу ведут методисты, начальники цехов, отделов.

Для реализации вышеизложенных задач необходимо:

- определить наиболее удобные места для занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам;

- приобрести звуко- и видеозаписывающую аппаратуру и радиофицировать места занятий;

- изучив особенности профессиональной деятельности сотрудников (с точки зрения преобладающих рабочих поз и совершаемых движений, определения наиболее утомляемых мышц) и динамику работоспособности в течение рабочего дня, разработать комплекс упражнений, которые окажутся наиболее эффективными для данной профессии.
Формы занятий производственной гимнастикой
Вводная гимнастика
Цель вводной гимнастики – ускорить протекание физиологических процессов в организме, повысить функциональную готовность к работе, сократить период врабатываемости организма в трудовую деятельность (обычно он продолжается до 1,5-2 часов, но специально подобранные упражнения позволяют значительно сократить период врабатываемости).

Вводная гимнастика выполняется перед работой и продолжается 7-10 мин.
Физкультурная пауза
С помощью физкультурных пауз, проводимых в режиме рабочего дня, обеспечиваются условия активного отдыха, достигается устойчивая, высокая работоспособность центральной нервной системы, снижается профессиональное утомление.

Первые признаки начинающегося утомления являются основанием к проведению физкультурной паузы, на которую отводится 10 мин. Для людей, занятых однообразным трудом, полезно проводить две такие паузы: первую за 1,5-2 часа до обеденного перерыва, вторую – за такое же время до конца рабочего дня.
Физкультминутки
Это малые формы активного отдыха, практикующиеся там, где нет возможности проводить физкультурные паузы. Физкультминутки состоят из 2-3 упражнений и имеют целью усиление деятельности функциональных систем организма.

Микропаузы
Микропаузы проводятся в течение 20-30 сек. непосредственно на рабочем месте в виде 1-2 движений или упражнений на расслабление для снятия утомления мышц, доминирующих в данной трудовой деятельности.
Общие принципы подбора упражнений и составления комплекса производственной гимнастики
1. Комплекс упражнений составляется в соответствии с формой проведения производственной гимнастики.

2. Составляемый комплекс производственной гимнастики ориентируется на конкретную профессию (группу профессий), т.е. учитываются особенности профессиональной деятельности с точки зрения определения мышц, доминирующих в ней, преобладающих рабочих поз и совершаемых движений, динамики работоспособности, недостатков в физическом развитии, возникших в результате влияния на организм особенностей производства (например, сутуловатость из-за недостаточной силы мышц спины).

3. В комплекс подбираются упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. Это несложные в техническом отношении общеразвивающие упражнения (ОРУ), не требующие специального разучивания. Упражнения должны преследовать задачу повышения тонуса бездействовавших и расслабления задействованных во время работы мышц. Если работа малоподвижна, то сила и амплитуда упражнений должна быть выше интенсивности рабочих движений. Для тяжелых физических работ рекомендуются облегченные движения в спокойном темпе и упражнения на расслабление.

4. Комплекс составляется с учетом места проведения занятий (цех, отдел, лаборатория…), рабочего костюма, пола, возраста занимающихся.

5. Упражнения в комплексе располагаются таким образом, чтобы предыдущее упражнение подготавливало к более успешному выполнению последующего.

6. Физическая нагрузка должна соответствовать подготовленности занимающихся и не утомлять их.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина: задачи и методические особенности гимнастики. Классификация видов гимнастики,...
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconКонспект оздоровительной гимнастики после сна с детьми средней группы
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconСодержание
Предмет, цели, задачи, виды деятельности, типы и виды реализуемых программ
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мдк. 02. 01 Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздоровительной тренировки – лыжный спорт
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconУчебно-методический комплекс учебной дициплины б. 3 «теория и методика гимнастики»
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры тяжелой атлетики и гимнастики, протокол...
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconПлан-конспект открытого урока по составление утренней гимнастики в 5-м классе. \
Дать общие представления о значении слова “Гимнастика”, ознакомить с оздоровительным значением утренней гимнастики, с методикой её...
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconКонспект открытого учебно-тренировочного занятия по атлетической...
Цель: содействие формированию мышечного корсета посредством атлетической гимнастики
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconЗимние виды спорта, что это такое?
Многие люди заинтересованы ими, и я в том числе. Об этих видах есть много литературы. Мои основные задачи показать, что эти зимние...
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconКомплекс утренней гигиенической гимнастики
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconКомплекс утренней гигиенической гимнастики
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconКонспект урока гимнастики в 5-м классе. Тема урока: Туризм на уроках...
Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconРазработка комплекса утренней гимнастики для активизации умственной...
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconУчебная программа 4 1 Цели и задачи дисциплины 4 1 Содержание дисциплины...
Курс ритмической гимнастики изучает один из видов нетрадиционной физической культуры
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconПлан Летней оздоровительной работы На 2013 год План летней оздоровительной работы
Сохранение и укрепление здоровья физического и психического детей с учетом их индивидуальных особенностей
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconКонспект урока подвижных игр на материале гимнастики в 5 классе с...
Пособия: маты, «козел», навесная перекладина, гимнастическая скамейка, компьютер, мультимедийный проектор
1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация физкультурно-оздоровительной работы, двигательные режимы, двигательная деятельность ребенка, комплексная система физкультурно-оздоровительной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск