Тематическое перспективное планирование в разновозрастной группе
Структурное подразделение «Семейный детский сад» ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 1033
ТЕМА «Дикие животные средней полосы России»
Чтение
| Наблюдения
| Занятия
| Игры и развлечения
| Ранний возраст (1.6-2):
Г. Лагздынь «Зайка, Зайка, попляши!»
С.Маршак «Совята» (из цикла «Детки в клетке»
Младший возраст
(2-3):
* Потешки: «Заяц Егорка», «Бежала лесочком лиса с кузовочком»;
* Сказки: «Колобок»;
* Поэзия : А.Барто «Мишка». Н.Пикулева «Лисий хвостик»,
* проза: Л.Толстой «Три медведя», В.Бианки «Лис и мышонок».
Старший возраст (5-6):
Сказки «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», «Кукушка»;
Поэзия: С. Черный «Волк».
Проза: П.Бажов «Серебряное копытце», В.Бианки «Сова», И.Бутман «Прогулка по лесу». М.Пляцков -ский «Ежик, которого можно погладить», И.Соколов-Микитов «Листопадничек». В берлоге.
В.Сутеев «Палочка-выручалочка»
| Заяц
наблюдение в помещении:
Какой он братец-заяц ? (уши, хвост, лапы, шубка);
Продолжение наблюдения зайца-муляжа на улице.
Лиса, медведь, волк - муляжи)
У кого самый пышный хвост?
У кого самые длинные уши?
Кто зимой живет в берлоге?
Какие сказки сочинили про них люди?
Белка
В парке можно повстречаться с белкой. Насыпав орешки под елкой, можно отойти и дождаться, когда она спустится. Младшие перечисляют: прыгает, грызет, быстро бегает.
Старшие дети отвечают на вопросы: какого цвета шубка, какой хвост, что собирает на зиму, как называется ее домик (дупло или вьет сама домик из веток и мха – гайно).
Циклы наблюдений за птицами на прогулке
Кто прилетает на кормушку?
Какие воробьи, какие вороны?
Чем мы угощаем птиц?
| Ознакомление с окружающим миром
МЛАДШИЙ возраст:
Тема: «Лиса и заяц» (Пр. содержание: дать детям первоначальное представление о лесе и его обитателях:
зайце и лисе
Тема «Медведь» (Пр. содержание: расширять первоначальные представления детей о лесе и его обитателях – в лесу живут разные звери; кроме лисы и зайца там обитает волк и медведь).
Тема: « Птицы зимой» (на прогулке) – пр. содержание: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.
Тема: «Зайка беленький» (на прогулке)
Пр.содержание: закрепить знания детей о строении тела животных. Уточнить названия частей тела зайца; формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них. СТАРШИЙ возраст
* Тема «Для чего зайцам нужны волки?»
(занятие-игра) Цели: закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; учить находить необходимые им знания в книгах; объяснить, что в природе все взаимосвязано. В ней нет «лишних» или «вредных» животных.
* Тема: « Дикие животные»
Пр. содержание: закреплять знания детей о диких животных (лось, медведь, белка), их внешнем виде, повадках, условиях обитания.
* Тема: «Зимующие птицы»
Пр. содержание: закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах; подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
Развитие речи
МЛАДШИЙ возраст. Пр. содержание: учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса, выделять их характерные особенности; формировать активный словарь: название животных, частей их тела, ввести в словарь прилагательные.
Тема: «Лесные звери: «Узнай, кто это?»
Пр. содержание: учить детей узнавать зверей в процессе чтения стихов и узнавать их на картинках; активизировать словарь детей названиями животных, учить отвечать на вопросы коротким предложением.
Тема: «Голуби и воробьи» (на прогулке)
Пр. содержание: стимулировать интерес детей к объектам природы, познакомить с птицами на прогулке; ввести в словарь детей новые слова и активизировать в речи знакомые слова; развивать умение отвечать на вопросы по ходу наблюдения.
СТАРШИЙ возраст. Цели: развитие словаря – активизировать в речи глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;
воспитание звуковой культуры речи – развивать выразительность речи, фонематический слух, речевое дыхание.
Тема: «Птицы» (игра-викторина)
Пр. содержание: учить детей составлять описательные рассказы по предметам; словарь: перелетные, зимующие, оперенье; формировать умение использовать в речи сложные предложения. Рассказывание по серии сюжетных картин
Пр. содержание: продолжать учить детей составлять короткие рассказы по картине; учить использовать в речи разные типы предложений; воспитывать интерес и любовь к птицам, желание им помогать.
Развитие элементарных математических представлений
СТАРШИЙ возраст Пр. содержание: закреплять навыки счета в пределах 10; развивать навыки решения арифметических задач. Пр. содержание: учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; развивать навыки решения арифметических задач.
Конструирование
РАННИЙ возраст
Тема : «Строим домик для зайки» (из строительного материала)
Пр. содержание: приобщать детей к конструированию, разыгрывая с ними простые сюжеты; накапливать у детей цветовые впечатления.
СТАРШИЙ возраст
Тема: « Ежик» (из природного материала)
Цели: учить видеть в сосновой и еловой шишке фигурки различных животных; дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образа.
РИСОВАНИЕ
МЛАДШИЙ возраст
* Тема : «Дорожки для зайки»
Пр. содержание: продолжать учить пользоваться красками; учить проводить прямые линии.
Тема: «Следы зайки и медведя на снегу»
Пр. содержание: продолжать учить ритмично наносить кистью следы большие и маленькие.
СТАРШИЙ возраст
Тема: «Рисуем диких животных»
Пр. содержание: закреплять навыки рисования животных методом составления изображения из составных частей – кругов, овалов, треугольников; учить подбирать цвет изображения путем смешивания красок для получения выразительного образа.
Тема: Рисование и художественный труд в нетрадиционной технике «изонить» «Зайка серый, где ты бегал?» (несколько занятий)
Пр. содержание: познакомить детей с техникой «изонить»; показать, что рисовать можно и цветными нитками; развивать навыки безопасной работы детей с иглой и нитками.
Аппликация
СТАРШИЙ возраст
* Тема: «Зайка в зимней шубке» (два занятия)
Пр. содержание: учить выполнять аппликацию в нетрадиционной технике- создавать композицию из ваты на бумаге или картоне; учить создавать выразительный образ, дополняя изображение деталями – глаза-бусинки, розовый нос, усы из тонкой лески.
Лепка
МЛАДШИЙ возраст Пр. содержание: закреплять умение лепить округлую форму , учить делать углубление путем вдавливания пальцем в центре шарика.
Тема: «Птички прилетели на кормушку»
Пр. содержание: продолжать лепить предмет, состоящий из двух частей; учить передавать отдельные детали (маленькие шарики – глаза, хвостик – приемом прищипывания).
Тема: «Зайка встретил Колобка»
Пр. содержание: учить делить кусочек пластилина пополам, скатывать шар, вторую половину еще раз делить пополам, делать головку, из оставшейся части – две палочки (ушки).
СТАРШИЙ возраст
Тема: «Пластилиновая сказка» (лепим героев сказки «Лиса и волк») – несколько занятий.
Пр. содержание: развивать навыки лепки пластилиновых фигур, составляя их из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания; учить смешивать пластилин разных цветов для получения нужного оттенка; учить дополнять пластилиновые фигурки деталями из пластилина другого цвета (глаза, язычок, белая грудка у лисы), учить составлять общую композицию из разных фигурок, распределять работу, прилагая коллективные усилия для выполнения замысла.
| РАННИЙ возраст
Дидактические игры
Поможем ежику
Цели: развивать мелкую моторику рук; упражнять в использовании липучек.
Материалы: нарисованный на фанере ежик, у которого на иголках наклеены «липучки», силуэты ягод, грибов, ягод (с липучками).
Мишка и мяч
Цели: закреплять умение классифицировать предметы по величине на большие и малые.
Материалы: два медведя (большой и маленький); набор мячей (большие и маленькие).
СТАРШИЙ возраст
Дидактические
«На что похоже»
Цель: упражнять детей в подборе сравнений для наиболее точного описания предмета.
«Будь внимателен»
Цель: развивать, стимулировать внимание, обучать быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Подвижные игры
«Волк во рву»
Цель: развивать смелость, ловкость, умение действовать по сигналу.
«Сокол и лиса»
Цель: развивать внимание, умение точно выполнять движения по образцу, действовать по сигналу.
|
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении (первая младшая группа) –« Скрипторий 2003» - 2008.
2. Затулина Г.Я. Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие. – М. Центр педагогического образования, 2008.
3. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старший возраст. Учебное пособие. – М.- 2007.
4. Зенина Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечения. – М., 2006.
5. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/ Сост. М.А.Аралова. –М..:ТЦ Сфера, 2008.
6. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. – М. – 1961.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой. В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп. –М.- 2005.
8. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).- М., 2006.
9. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1. –М. – «Скрипторий 2003», 2007.
10. Скоролупова О.А.занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». – М. : «Издательство Скрипторий 2003». 2006.
11. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М., 2006.
Тематическое перспективное планирование в разновозрастной группе
Структурное подразделение «Семейный детский сад» ГОУ Детский сад № 1033
ТЕМА « Весна»
Программное содержание
| НАБЛЮДЕНИЯ
| ЗАНЯТИЯ
| ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
| Младший возраст
ВЕСНА.
Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Расширять представления о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело- появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядке. Старший возраст
ВЕСНА
Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.
Наблюдать гнездование птиц (ворон).
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
| Наблюдения за живой природой
Куст, дерево.
У куста тоненькие веточки. На них почки.
Дерево высокое, ветки толстые, есть ствол.
Почки (рассмотреть на прогулке маленькие почки).
Весной они начинают набухать. Почки – это домики для листочков. Всю зиму они спали в своих домиках, но солнышко стало пригревать. Лучи стучат в домики, будят листики.
Несколько веточек поставить в вазу. Дома понаблюдать за набуханием почек, появлением листочков.
Трава.
Трава появляется гораздо раньше, чем листочки – на проталинках, когда еще не весь растаял снег.
Грач. Скворец.
Грачи возвращаются первыми из теплых краев. Сразу принимаются за работу – приводят в порядок свои большие прочные гнезда.
Затем возвращаются скворцы.
Старшие дети вместе со взрослыми вывешивают скворечник. Потом по утрам, можно услышать звонкую песню скворца; увидеть как птицы вьют гнезда (большое воронье гнездо и др.)
Наблюдения за неживой природой
Солнце, небо, облака.
Обратить внимание на солнышко во время прогулки. Весной оно ласково светит, пригревает. Пусть дети сами в этом убедятся: прикладывают ладошку к предметам, находящимся в тени и на солнце, ощущая разницу температур.
Обратить внимание и на цвет неба: бывает синее, голубое и даже серое.
По небу плывут облака или серо- черные тучи.
Весной появляется много кучевых облаков: связано с таянием снега под воздействием солнечных лучей и испарением, появлением пара. Чем больше тает снега, тем больше кучевых облаков.
Образно рассказать о ветре.
Лужи и ручьи.
Лужи бывают большие и маленькие. Глубину их можно измерить лопаткой или палочкой (но не сапогом).
По веселым ручьям и лужам можно пускать кораблики бумажные, щепки, веточки.
Наблюдения за трудом дворника
Уточнить характер его труда ранней весной разбрасывание снега на темные участки, чтобы быстрее растаял).
Название и предназначение его рабочего инвентаря.
Рассказать о результатах и важности его труда.
Предложить свою помощь.
Народные приметы
Длинные сосульк и- к длинной весне.
Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
Увидел грача – весну встречай.
| Ознакомление с окружающим миром МЛАДШИЙ возраст
Тема «Наблюдение за птичкой»
Пр. содержание: Вызвать радость от наблюдения живого объекта, желание оберегать и кормить птичку. Учить называть действия птички (летает, клюет, прыгает, смотрит)
Дидактическое упражнение-занятие: « Кто что делает», «Водичка»
Пр. содержание: Уточнить представления о трудовых действиях взрослых, учить правильно называть эти действия, профессии и некоторые орудия труда.
Дидактическая игра-занятие «Кто что ест»
Пр. содержание: Уточнить представление о том, чем питаются птицы. Активизировать слова зерно-зернышки; червяк –червячки. СТАРШИЙ возраст. Пр. содержание: Выделить приметы ранней весны:
- оседание снега и его изменившийся цвет (снег потемнел);
- изменилось солнышко (оно стало светить ярче и теплее);
- появляется множество кучевых облаков (из-за обильного таяния снега);
-изменяется поведение птиц, которые чувствуют приближение весны (вороны громко каркают, галки летают парами , выбирая места для гнезд);
- в снегу появляются первые проталинки, на которых дети могут видеть первую зеленую травку;
- можно сформулировать причины всех весенних изменений (весной наша планета Земля так повернута к солнцу , что на нее падает больше солнечных лучей, чем зимой , поэтому становится теплее и начинается таяние снега; а дни становятся длиннее).
Занятие – эксперимент. Тема «Смена времен года»
Пр. содержание: показать детям на наглядной модели смену времен года;
Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Формировать у детей знание о том, что эксперимент - один из способов познания окружающего мира;
Воспитывать культуру экспериментальной работы.
Материалы для занятия :
Настольная лампа; глобус;
Большой круг, вырезанный из бумаги или обозначенный цветным шнуром на поверхности стола.
* Тема: «Шестиногие малыши»
Пр. содержание: познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).
Тема: «Весенний перелет птиц»
Пр. содержание: обобщить знания детей о перелетных птицах.
Развитие речи
МЛАДШИЙ возраст Пр. содержание: Учить различать на слух звукоподражания кар- кар; ку-ку; кап-кап.
Закреплять правильное произношение звука о.
Тема «Пришла весна, потекла вода» Л.Н.Толстой
Пр. содержание : учить детей слушать литературное произведение без наглядного сопровождения, учить понимать вопрос по содержанию произведения и отвечать на него; воспитывать память, внимание, речевое дыхание.
Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации в книге, читать под ними текст; подготовить лодочки для детей о большой таз с водой (приготовить бумажные лодочки для каждого ребенка). Пр. содержание: продолжать знакомить детей с предметами одежды, обуви , головных уборов, узнавать их на картинках; активизировать словарь детей; подводить детей к пониманию обобщенных слов – одежда, обувь.
СТАРШИЙ возраст
Тема: «Сказки, найденные в траве»
Пр. содержание: развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах, учить детей придумывать сказку. Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине
А.К. Саврасов.
Пр. содержание: учить детей рассматривать пейзажную картину;
Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях;
Упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.
Тема: «Птицы» Игра-викторина
Пр. содержание: учить детей составлять описательные рассказы по предметам; словарь – перелетные, зимующие, оперенье; формировать умение использовать в речи сложные предложения.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов. Загадывание загадок. Цели:
Связная речь: учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога.
Словарь: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизировать прилагательные).
Грамматика: закреплять умение употреблять трудные формы родительного падежа мн. числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание детей на формы изменения глагола «хотеть».
Материалы для занятия: предметные картинки с изображением чулок, носков, валенок, варежек, сапог; мольберт, на котором можно закрепить эти картинки. Развитие элементарных математических представлений
Старший возраст
Тема: «Ранней весной на лесной полянке. В гостях у Лесовичка»
Пр. содержание:
- закреплять навыки счета в пределах 10;
- развивать пространственное воображение, умение мысленно и на практике изменять взаимное расположение геометрических фигур; навыки ориентирования в пространстве комнаты, на листе бумаги;
Развивать навыки выполнения арифметических действий сложения и вычитания чисел в пределах 10.
Ознакомление с художественной литературой
СТАРШИЙ возраст
Рассказ Скребицкого .Г. «Счастливый жучок»
Цели:
Познакомить с творчеством Г.Скребицкого; продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностях сказки и рассказа; учить понимать главную мысль рассказа. Связно передавать его содержание.
Рисование
МЛАДШИЙ возраст Пр. содержание: закреплять умение рисовать округлую форму и мазки.
Тема: «Повисли с крыши сосульки»
Пр. содержание: учить рисовать разные по длине сосульки, мазками изображать капельки.
СТАРШИЙ возраст
Тема: «Ранняя весна. Прилет грачей»
Пр. содержание: учить передавать на бумаге характерные особенности ранней весны – высокое небо, земля освобождается от снега. На деревьях набухают почки, прилетают птицы; учить гармонично располагать сюжет на всем листе бумаги. Развивать чувство композиции; закреплять навыки тонирования бумаги с помощью известковых мелков.
Материалы для занятия: картины и иллюстрации с изображением ранней весны, листы белой плотной бумаги; разноцветные известковые мелки, уголь.
Тема «Ранняя весна. Закат»
Пр. содержание: учить определять какие цвета характерны для ранней весны ; обращать внимание детей на цветовые сочетания в картинах о ранней весне, учить использовать эти цвета в рисунке; развивать навыки получения нужного оттенка путем смешивания красок; развивать навыки рисования по сырому с целью получения эффекта размытости, полупрозрачности.
Материалы для занятия: картины и иллюстрации с изображением ранней весны; листы белой плотной бумаги; акварельные краски, кисти. Подставки для кистей, салфетки, банки с водой, уголь и сангина.
Аппликация + конструирование из бумаги
СТАРШИЙ возраст
Тема: «Весенний ручеек. Кораблик»
Пр. содержание: закреплять умение вырезать различные формы, использовать прием обрывания; учить использовать нужные цвета бумаги, составлять несложную композицию; учить приемам создания объемной аппликации.
Лепка
МЛАДШИЙ возраст
Тема «Птички прилетели на кормушку»
Пр. содержание: продолжать учить лепить предмет, состоящий из двух частей . Учить передавать отдельные детали (маленькие шарики – глаза, хвостик - приемом прищипывания).
СТАРШИЙ возраст
Тема : «Грачи»
Цели: вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.; закреплять умения детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании., разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.
Материалы для занятия:
Плотный картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека., иллюстрации с изображением грачей.
| Дидактические игры
МЛАДШИЙ возраст
« Покажи цветок такого же цвета»;
«Покажи такую же птичку»
«Кто как кричит»
«Парные картинки»
СТАРШИЙ возраст
«С какого дерева листок?», « «Перелетные птицы»
Цели: учить узнавать листья и птиц по описанию.
«Веселые классы» (упражнение в прямом и обратном счете).
«Скажи по другому» (подбор синонимов и антонимов).
Сюжетно-дидактические игры
СТАРШИЙ возраст
«Телерепортер» - «Весенние репортажи с улиц Москвы»
Цель: учить составлять небольшие рассказы о весенних улицах, о прохожих, погоде, ручейках на тротуаре и т.д.
«Тележурналисты» - «Весной в лесу»
Цель: учить составлять короткие рассказы об измениениях в лесу весной. Отрабатывать составление предложений из 2-х, 3-х, 4-х. 5-и слов. На заданную тему.
«Огородники»
Цель: учить готовить семена к посадке, делать бороздки в почве для посадки, сажать семена в почву. Сюжетно-ролевые игры
«Юные капитаны» - игра с самодельными и игрушечными лодочками, кораблями.
«Строим канал» - строительная игра для отвода воды с участка в специальные запруды.
«Мы кораблестроители» - дети учатся делать кораблики из щепок и бумаги.
«Весеннее путешествие в лес» - дети отправляются на воображаемую прогулку в лес, ориентируясь по предложенному плану и устному описанию
|
|