Экзаменационная работа для проведения государственной аттестации по биологии





Скачать 172.9 Kb.
НазваниеЭкзаменационная работа для проведения государственной аттестации по биологии
Дата публикации18.06.2013
Размер172.9 Kb.
ТипИнструкция
100-bal.ru > Биология > Инструкция
Экзаменационная работа

для проведения государственной (итоговой) аттестации

обучающихся IX классов общеобразовательных учреждений

2009 года (в новой форме)

по БИОЛОГИИ
Вариант1
Район ____________________________________________________________

Город (населённый пункт)___________________________________________

Школа ___________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________


Фамилия __________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________

Отчество __________________________________________________________

2009 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 35 заданий.

Часть 1 содержит 26 заданий (А1 – А26). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 5 заданий с кратким ответом (В1 – В5). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 4 задания (С1 – С4), на которые следует дать развернутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном подписанном листе со штампом муниципального отдела образования.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А26) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

A1


Строение и функции органоидов клетки изучает наука:



1)

генетика

2)

цитология

3)

селекция

4)

фенология



A2


Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды – это:

1)

комплекс Гольджи

2)

цитоплазма

3)

вакуоль

4)

лизосома



A3


Обмен веществ и превращение энергии - это признак, по которому можно отличить:



1)

низшие растения от высших

2)

живое от неживого

3)

одноклеточные организмы от многоклеточных

4)

животных от человека



A4


Вирусы отличаются от прокариот тем, что они…


1)

имеют ДНК (или РНК)

2)

способны к размножению

3)

не имеют клеточного строения

4)

не имеют оформленного ядра



A5


На рисунке изображены разные типы жилкования листьев. Под какой цифрой находится лист с параллельным жилкованием?





1)

под цифрой 1

2)

под цифрой 2

3)

под цифрой 3

4)

нет верного ответа



A6


Представитель какого отдела царства Растений изображен на рисунке?




1)

Зелёные водоросли

2)

Бурые водоросли

3)

Папоротниковидные

4)

Моховидные



A7


Сходство в строении лягушки и крокодила объясняется:


1)

принадлежностью к одному виду

2)

заселение ими одной и той же территории

3)

приспособленностью к жизни в воде

4)

принадлежностью к одному классу



A8


К какому типу относят животных, имеющих изображенную дыхательную систему?





1)

моллюски

2)

членистоногие

3)

кишечнополостные

4)

хордовые


A9


В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались:


1)

органы

2)

споры

3)

семена

4)

половые клетки



A10


К рудиментарным органам человека относят


1)

трахею

2)

копчик

3)

лопатку

4)

глазные яблоки



A11


Гуморальная регуляция в организме человека осуществляется с помощью



1)

желез внутренней секреции

2)

желез внешней секреции

3)

нервных импульсов

4)

нервных импульсов и эндокринных желез


A12



Под внутренней средой организма понимают


1)

внутренние органы

2)

клетки тела

3)

содержимое внутренних органов

4)

кровь, тканевую жидкость, лимфу



A13


Пульсом называют


1)

ритмические колебания стенок кровеносных сосудов

2)

давление крови на стенки сосудов

3)

сокращения предсердий

4)

сокращение желудочков



A14


На рисунке изображено схематично изменения объема воздуха в лёгких при дыхании. Под какой цифрой показан объем лёгких после максимального вдоха?



1)

под цифрой 1

2)

под цифрой 2

3)

под цифрой 3

4)

Под цифрой 4



A15


Что является конечными продуктами распада белков в организме человека?


1)

вода и минеральные соли

2)

вода, углекислый газ и аммиак

3)

вода и углекислый газ

4)

аммиак и мочевина



A16


Рост кости в толщину происходит за счет деления клеток

1)

суставного хряща

2)

красного костного мозга

3)

желтого костного мозга

4)

надкостницы



A17


В рецепторах органа зрения:


1)

свет преобразуется в нервные импульсы

2)

происходит различение формы предметов, их окраски, величины, расположения

3)

воспринимаются сигналы из центральной нервной системы

4)

нервные импульсы проводятся в зрительную зону коры головного мозга



A18


Исследователь неожиданно для испытуемого дотронулся до его правого плеча. Испытуемый быстро повернул голову направо. Как называется наблюдаемой явление?

1)

безусловный рефлекс

2)

инстинкт

3)

условный рефлекс

4)

произвольное движение



A19


На голосовые связки вредное влияние оказывает


1)

употребление алкоголя и курение

2)

бессвязаная речь

3)

употребление сладостей

4)

заболевания внутреннего уха



A20


Какой из примеров характеризует проявление биотического фактора в природе?

1)

зарастание водоема водорослями

2)

весенний разлив реки

3)

сезонное пересыхание водоема

4)

чередование приливов и отливов



A21


По обочинам дорог, свалкам, отвалам грунта часто поселяются виды растений, несвойственные данной местности, так как в этих условиях


1)

ослаблена конкуренция с местными видами растений

2)

улучшено снабжение растений водой

3)

увеличена концентрация минеральных веществ

4)

отсутствуют растительноядные животные



A22


Кого из перечисленных ученых считают создателем учения об иммунитете


1)

И.И. Мечникова

2)

Т. Моргана

3)

Н.И. Вавилова

4)

И.В. Мичурина



A23


Усложнение организации членистоногих по сравнению с кольчатыми червями проявляется в наличии:


1)

покровительственной окраски тела

2)

нервной системы

3)

пищеварительной и кровеносной систем органов

4)

наружного скелета и членистых конечностей



A24


Уменьшение количества бактерий в толстом кишечнике приведет к:

1)

нарушению всасывания химических соединений

2)

нарушению расщепления белков, жиров, углеводов

3)

частичному обезвоживанию организма

4)

ухудшению переваривания клетчатки



A25


Чтобы избежать осложнений при ушибах конечностей следует, оказывая первую помощь,



1)

приложить к месту травмы пузырь со льдом или холодный компресс

2)

наложить шину на место ушиба

3)

туго забинтовать повреждённую конечность

4)

сделать согревающий компресс



A26


Между терминами «растение» и «лист» существует определенная связь. Такая же связь существует между терминами «биосфера» и одним из четырех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.

1)

биоценоз

2)

биогеоценоз

3)

популяция

4)

живое вещество


Часть 2
При выполнении заданий В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Обведите номера верных ответов и запишите выбранные цифры в порядке возрастания в указанном месте.

В1


Симпатическая нервная система оказывает следующие воздействия на органы кровообращения

1) снижает кровяное давление
2) расширяет кровеносные сосуды мозга
3) уменьшает частоту сокращений сердца
4) расширяет кровеносные сосуды скелетных мышц
5) поддерживает тонус кровеносных сосудов кишечника
6) увеличивает амплитуду сокращений сердца
Ответ: ____________________________.

В2


Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которой он характерен.

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.





ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ




Царство

А)

По способу питания в основном автотрофы

1)

Растения

Б)

Имеют развитые вакуоли с клеточным соком

2)

Животные

В)

Клеточная оболочка отсутствует







Г)

В клетках имеются пластиды







Д)

Большинство способны передвигаться







Е)

По способу питания преимущественно гетеротрофы










А

Б

В

Г

Д

Е





















В3


Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнения сердца в процессе эволюции. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

А) окунь
Б) собака

В) ящерица
Г) лягушка















В4


Вставьте в текст «Клетки и ткани» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Клетки и ткани

В теле человека различают четыре основных типа тканей: ________(А), иначе называемую покровной, соединительную, мышечную и _________(Б).

Среди соединительной ткани выделяют жидкие соединительные ткани: _______(В) и лимфу.

Перечень терминов:

1 – нервная

2 – ткань

3 – соединительная


4 – механическая

5 – эпителиальная

6 – кровь


Ответ:

А

Б

В











В задании В5 выполните описание внешнего строения листа. Запишите выбранные цифры правильных ответов в том порядке, в котором они сформулированы в работе. При выполнении работы вам может пригодится линейка и карандаш.


В5



Выберите характеристики соответствующие строению изображенных листьев клена по следующему плану.



А. Тип строения листа

1) черешковый

2) сидячий
Б.Жилкование листовой пластинки

1)параллельное

2) дуговое

3) сетчатое
В. Форма листовой пластинки

1) расчлененная

2) цельная
Г. Тип листовой пластинки по соотношению длины и ширины и расположению наиболее широкой части.









Д.Край листовой пластины.



А

Б

В

Г

Д

















Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

C 1


Объясните почему надо дышать через нос, а не через рот.

C 2


Прочтите текст «КЛЕТКА» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

КЛЕТКА

(1)Клетка является основной единицей многоклеточных организмов. (2) Клетка окружена мембраной и заполнена цитоплазмой в которой находятся различные органеллы. (3) Ядро содержится в клетках всех живых организмов. (4) Ядро несет генетическую информацию и управляет всеми процессами в клетке. (5) Органеллы клетки выполняют различные функции. (6) В митохондриях происходит синтез белка. (7) В рибосомах идут процессы выделения энергии и синтеза АТФ
Прочитайте текст «АССИМИЛЯЦИЯ И ДИССИМИЛЯЦИЯ» и выполните задания С3, С4.

C 3


Прочитайте текст «АССИМИЛЯЦИЯ И ДИССИМИЛЯЦИЯ». Заполните в таблице «Сравнительные характеристики» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.

АССИМИЛЯЦИЯ И ДИССИМИЛЯЦИЯ

Для нормальной жизнедеятельности клетки необходим обмен веществ между ней и окружающей средой, а также постоянное превращение веществ и энергии в клетке. Сложные вещества, попавшие в клетку с пищей распадаются до более простых. При этом образуется материал для синтеза собственных веществ клетки и выделяется энергия, необходимая для всех жизненных процессов. Эта энергия запасается в особом веществе – аденозинтрифосфорной кислоте (АТФ). Совокупность всех реакций распада, происходящих в клетке, называется энергетическим обменом или диссимиляцией.

Наряду с распадом в клетке происходит также и синтез сложных веществ. Они нужны для роста клетки, для замены изношенных частей и для накопления запасного материала. Для синтеза веществ необходимы затраты энергии. Эта энергия получается при распаде АТФ, образованной при энергетическом обмене. Совокупность реакций синтеза веществ осуществляющихся в клетке называется пластическим обменом или ассимиляцией. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы, но они тесно связаны между собой. В процессе распада образуется материал и энергия, необходимые для синтеза, а образующиеся сложные вещества могут вступать в процессы распада. Таким образом, в клетке осуществляется круговорот веществ и энергии – метаболизм.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСИКИ АССИМИЛЯЦИИ И ДИССИМИЛЯЦИИ

Признаки для сравнения

Ассимиляция

Диссимиляция

Процесс

синтез веществ из простых

1

2

тратится

выделяется

АТФ

3

образуется



C 4


Используя содержание текста «АССИМИЛЯЦИЯ И ДИССИМИЛЯЦИЯ» и знание курса объясните, как связаны между собой процессы диссимиляции и ассимиляции. Какое вещество объединяет оба процесса в единое целое?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconОбразовательная программа школьного факультативного образования,...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconДля проведения государственной (итоговой) аттестации в форме егэ...
Для проведения государственной (итоговой) аттестации в форме егэ была в 2008 году организована работа 11 пунктов проведения экзамена...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconПорядок проведения государственной аттестации в 9х классах
Ответы на вопросы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена, новой формы государственной...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconО формах проведения экзаменов по выбору во время проведения государственной...
Российской Федерации; Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconЭкзаменационная работа для проведения итоговой аттестации учащихся 9 класса по информатике
Игра проводилась между командами 6 класса. В каждой команде по 5 человек. Во время игры учащиеся продемонстрировали не только знания...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconЭкзаменационная работа промежуточной аттестации по немецкому языку в 7 классе

Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconПоложение о государственной экзаменационной комиссии Ульяновской...
Данный приказ до сведения всех участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconО формах проведения экзаменов для проведения государственной (итоговой)...
Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации,...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconЭкзаменационная работа по истории
Экзаменационная работа по истории для учащихся 7 класса
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии icon1 в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской...
Федерации №273-фз освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования завершается обязательной государственной...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconПлан мероприятий по организации подготовки и проведения государственной...
...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconЭкзаменационная работа по физике
Экзаменационная работа по физике для 7 класса
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconПриказ №55- а, 20 марта 2006 г. Положение о государственной (итоговой)...
Организация и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Экзаменационная работа  для проведения государственной аттестации по биологии iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск