Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году





Скачать 339.1 Kb.
НазваниеАналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году
страница1/2
Дата публикации21.06.2013
Размер339.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии

при проведении ЕГЭ в 2012 году
1. Анализ содержания КИМ.

Экзаменационная модель 2012 года предусматривает сохранение структуры и основных подходов, реализуемых в КИМ предыдущих лет. Содержание проверки составляют задания, контролирующие знания и умения, предусмотренные государственным образовательным стандартом.

Необходимо иметь в виду, что в 2012 году особое внимание было уделено контролю наиболее значимых и наиболее сложных для школьников знаний общебиологического характера, лежащих в основе формирования научного мировоззрения, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологической и генетической грамотности учащихся.

Как и в предыдущие годы, в экзаменационную работу включены задания, контролирующие знания на разных уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.

В сравнении с прошлым годом в часть А внесён новый тип задания повышенного уровня сложности на оценку справедливости утверждений в разделе «общебиологические закономерности» (вопрос А36). Кроме того, уменьшено количество базовых вариантов от шести до четырёх.

Основной массив заданий части А соответствует заявленной сложности, вопросы и варианты ответов составлены корректно и предполагают контроль не только знания научных фактов, понятий, процессов на разных уровнях организации жизни, но и наличия определённых умений (установления причинно – следственных связей, сравнения, обобщения, абстрагирования).

Вместе с тем, незначительное количество вопросов имеют неудачные формулировки, например:

    • «при моногибридном скрещивании родители отличаются между собой наличием одного гена, отвечающего за развитие признаков…» (А7);

    • «критерии вида – это…» (А), очевиден только один правильный ответ.

Следующие задания не исключают возможности более одного правильного ответа или однозначно правильный ответ невозможен:

    • «генотип представляет собой целостную систему» (А8);

    • задание о начале рефлекторной дуги обонятельного рефлекса предполагает правильным вариант химический рецептор, хотя обонятельная сенсорная система в качестве рецептора имеет первично-чувствующие обонятельные нейроны(А34);

    • увеличение численности особей и расширение ареала вида характерно для биологического прогресса, который достигается путём ароморфоза (А23).

Не вполне корректно задание А32 о строении нервной системы кишечнополостных, где правильный ответ «разбросанные нервные клетки» не является научным определением.

Неудачен подбор биологических объектов среди вариантов ответов в тексте вопроса А10: берёза обыкновенная не является видовым названием, а объединяет группу видов (берёза бородавчатая и берёза пушистая), но этот факт не входит в школьную программу.

Во второй части вопросы корректны, хотя вопрос В5 содержит неточную формулировку терминов: основной структурно-функциональной единицей сердечной ткани являются не волокна, которые соединяются друг с другом в определённых участках, а клетки – кардиомиоциты; также задание В4: в вопросе об установлении соответствия между признаками животных и класса, к которому они относятся: наличие полых костей характерно для птиц, но присутствует и у млекопитающих (пневматические кости черепа).

2. Анализ результатов выполнения заданий экзаменационной работы выпускниками общеобразовательных учреждений (на основе результатов экзаменов в мае – июне).

2.1. Характеристика экзаменационной работы.

В структуре работы серьёзных изменений в сравнении с 2011 годом не произошло.

Как и в предыдущие годы, в 2012 году в экзаменационную работу включены задания, контролирующие знания на разных уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.

Базовому уровню соответствуют задания с выбором одного верного ответа из четырёх (А1 – А26).

К заданиям повышенного уровня сложности относятся:

а) с выбором одного (А27 – А36) или нескольких верных ответов (В1 – В3);

б) на установление соответствия объектов, процессов, явлений (В4 – В6);

в) на определение последовательности биологических процессов и явлений (В7 – В8);

г) со свободным ответом (2 элемента ответа) – С1.

Задания высокого уровня сложности (С2 – С6) требуют развёрнутого свободного ответа и включают три и более элементов. Таким образом, экзаменационная работа проверяет усвоение содержания курса биологии на различных уровнях, что позволяет получить объективную информацию о достижениях выпускников, сдавших ЕГЭ, выявить сильные и слабые стороны их подготовленности по предмету.

В сравнении с предыдущим годом задания были несколько сложнее, особенно это касалось заданий высокого уровня, цитологических и генетических задач (С5 и С6); уменьшение количества базовых вариантов с шести до четырех имеет как положительные, так и отрицательные стороны: значительно облегчается проверка работ, но неодинаковая трудность заданий в рамках каждого элемента содержания привела к существенным различиям среднего процента выполнения вариантов: от 58,5 до 65,1.

Таблица 1

Общая статистика выполнения заданий экзаменационной работы




Задания экзаменационной работы

Части 1

Части 2

Части 3

Выпускники, выполнившие все задания:










количество

5

27

2

%

0,4

2,4

0,2

Выпускники, получившие 0 баллов

 

 

 

количество

1

5

94

%

0,1

0,4

8,2


По сравнению с результатами выпускников прошлого года уменьшилось количество выпускников, выполнивших все задания, и увеличилась доля выпускников, получивших ноль баллов. Такой результат свидетельствует, с одной стороны, о возрастающей сложности экзаменационных работы, а с другой стороны, результаты говорят о том, что отношение к экзаменационной работе выпускников стало более серьёзным и ответственным.

2.2. Анализ выполнения заданий Части 1 экзаменационной работы.

В таблице 2 представлена информация о выполнении выпускниками Части 1 экзаменационной работы.

Таблица 2

Процент выполнения выпускниками заданий Части 1 экзаменационной работы

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Максимальный балл

Планируемый %

выполнения заданий

% выполнения заданий по Вологодской области

А1

Биология как наука. Методы научного познания, основные уровни организации живой природы

1.1., 1.2.

1

60-90

70,3

А2

Клеточная теория. Многообразие клеток

2.1., 2.2.

1

60-90

79,1

А3

Клетка: химический состав, строение, функции органоидов

2.3., 2.4.

1

60-90

60,2

А4

Клетка - генетическая единица живого. Деление клеток

2.7.

1

60-90

54,5

А5

Разнообразие организмов. Вирусы

3.1.

1

60-90

74,6

А6

Воспроизведение организмов. Онтогенез

3.2., 3.3.

1

60-90

66,5

А7

Генетика, ее задачи, основные генетические понятия

3.4.

1

60-90

60,2

А8

Закономерности наследственности. Генетика человека

3.5.

1

60-90

64,5

А9

Закономерности изменчивости

3.6, 3.7.

1

60-90

75,1

А10

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы

4.1, 4.2., 4.3.

1

60-90

70,8

А11

Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений

4.4.

1

60-90

63,6

А12

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных

4.5.

1

60-90

71,9

А13

Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика. Классы членистоногих

4.6.

1

60-90

58,8

А14

Хордовые животные. Основные классы, их характеристика

4.7.

1

60-90

56,4

А15

Человек. Ткани. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, выделения

5.1.

1

60-90

70,9

А16

Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека

5.2.

1

60-90

69,5

А17

Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ

5.3.

1

60-90

77,1

А18

Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция

5.4.

1

60-90

58,0

А19

Гигиена человека. Факторы здоровья и риска

5.6

1

60-90

61,6

А20

Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование

6.1.

1

60-90

84,5

А21

Эволюционная теория. Движущие силы эволюции

6.2.

1

60-90

70,5

А22

Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов

6.3.

1

60-90

66,9

А23

Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Происхождение человека

6.4., 6.5.

1

60-90

69,8

А24

Экологические факторы. Взаимоотношения организмов

7.1.

1

60-90

81,6

А25

Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы

7.2., 7.3.

1

60-90

64,3

А26

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере

7.4., 7.5.

1

60-90

66,1

А27

Структурно-функциональная и химическая организация клетки

2.2. - 2.4.

1

30-60

52,0

А28

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза

2.5., 2.6.

1

30-60

43,1

А29

Деление клетки. Воспроизведение организмов

2.7., 3.2., 3.3.

1

30-60

40,7

А30

Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма

3.4. - 3.7.

1

30-60

53,5

А31

Селекция. Биотехнология

3.8., 3.9.

1

30-60

54,6

А32

Многообразие организмов

3.1., 4.1.- 4.7.

1

30-60

49,0

АЗЗ

Процессы жизнедеятельности организма человека

5.1.- 5.3.

1

30-60

46,4

А34

Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность

5.4., 5.5.

1

30-60

59,4

А35

Эволюция органического мира. Экосистемы и присущие им закономерности

6.1. - 6.5

7.1-7.5

1

30-60

50,9

А36

Общебиологические закономерности

2.2-2.7, 3.1.-3.7, 6.1-6.5, 7.1-7.5

1

30-60

59,5


Среди заданий базового уровня сложности (А1 – А26) (см.табл. 2) наиболее успешно освоены такие элементы содержания, как «Клеточная теория. Многообразие клеток», «Разнообразие организмов. Вирусы», «Закономерности изменчивости», «Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ», «Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование», «Экологические факторы. Взаимоотношения организмов».

Менее успешно, недостаточно освоены следующие элементы содержания:

    • «Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток». Основные трудности в усвоении данного элемента содержания традиционно связаны со сложностью изучаемых процессов, сложной терминологией (неуверенном владении понятиями хроматиды, сестринские хромосомы, гомологичные хромосомы, плоидность клеток на разных стадиях клеточного цикла).

    • «Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных животных, их характеристика. Классы членистоногих», «Хордовые животные. Основные классы, их характеристика». Трудности в освоении данных разделов связаны, прежде всего, с недостаточным кругозором, неумением дифференцировать существенные признаки, характеризующие классы и отряды, недостаточно сформированным умением сравнивать группы животных.

    • «Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция» - вопросы регуляции функции в биологических системах разного уровня организации всегда более сложны для понимания, тем более, применительно к конкретным физиологическим процессам.

Самый низкий процент выполнения в этой части задания (24 – 29%) выявлен у вопросов:

    • о генотипе как целостной системе (А8);

    • вопрос по рисунку отделов головного мозга, в котором необходимо выбрать отдел, регулирующий деятельность сердца (А18). Вопрос к такому же рисунку о функции других отделов не вызвал затруднений;

    • вопрос о названии группы млекопитающих, откладывающих яйца (А14): использование другого названия яйцекладущих – «однопроходные» – вызвало затруднения.

Результаты заданий повышенного уровня сложности (А27 – А36) показали наиболее успешное усвоение раздела «Человек. Анализаторы. Высшая нервная деятельность», что связано с относительной несложностью заданий, и раздела «Общие биологические закономерности», так как этот новый тип заданий предполагает однозначное толкование важнейших биологических понятий и закономерностей. Введение такого рода заданий является несомненным положительным фактором.

Слабее других усвоены разделы, касающиеся физиологических и биохимических процессов, протекающих на клеточном уровне, что согласуется с низкими результатами по данной теме базового уровня.

Наиболее низкий процент выполнения (21 – 27%) отмечен у следующих вопросов:

1. «Чем второе деление мейоза отличается от первого деления мейоза» (А29). Вопрос очень хороший, имеется однозначно правильный и корректный ответ, однако стереотипность мышления выпускников не позволила сделать правильный выбор.

2. Вопрос «В синтезе какого вещества участвуют атомы водорода в темновой фазе фотосинтеза» (А28) сложен для восприятия, но максимально корректен, здесь выпускников подвела логика и неумение использовать знания в новой ситуации.

3. Также плохо отвечали на вопрос о месте протекания реакций окисления в клетках прокариот, так как обычно подробно изучается структура бактерий, а не их метаболизм.

4. Малое количество выпускников справились с вопросом о передаче нервного возбуждения у кишечнополостных (А32). Очевидно, их смутила формулировка «Разбросанные нервные клетки».

5. Слабо ответили на вопрос о том, чем поддерживается постоянство хромосомного набора в череде поколений, хотя он имеет однозначный единственный правильный ответ. В данном случае подвела невнимательность и неуверенность в своих знаниях.

В целом можно сделать вывод о среднем уровне готовности выпускников региона к выполнению заданий данной части экзаменационной работы.

2.3. Анализ выполнения заданий Части 2 экзаменационной работы.

Уровень выполнения выпускниками Вологодской области в 2012 г. Части 2 экзаменационной работы по биологии представлен в таблице 3 и таблице 4.

Таблица 3

Процент выполнения выпускниками заданий Части 2 экзаменационной работы

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Максимальный балл

Средний балл выполнения заданий по Вологодской области

Планируемый %

выполнения заданий

% выпускников Вологодской области, получивших максимальный балл

В1

Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни

2.1.- 2.7., 3.1.- 3.8.

2

1,46

30-60

46,6

В2

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке

4.1.- 4.7., 5.1.- 5.6.

2

1,08

30-60

37,8

В3

Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира

6.1.- 6.5., 7.1.- 7.5.

2

1,12

30-60

35,0

В4

Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

4.2.- 4.7.

2

1,03

30-60

39,7

В5

Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека

5.1.- 5.6.

2

0,78

30-60

27,4

В6

Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни

2.1.- 2.7., 3.1.- 3.9

2

0,78

30-60

28,7

В7

Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на надорганизменных уровнях жизни

6.1-6.5, 7.1-7.6

2

1,11

30-60

37,9

В8

Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений

2.2-2.7, 3.1-3.9, 4.2-4.7, 5.1-5.6, 6.1-6.5, 7.1-7.5

2

1,35

30-60

48,9

Таблица 4

Процент выпускников, получивших соответствующий балл

за задания Части 2 экзаменационной работы

Балл

Процент выпускников, получивших соответствующий балл за задания Части 2

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

0

0,7

29,6

23,0

36,6

49,3

50,2

28,1

21,1

1

52,7

32,2

41,0

22,3

21,4

18,7

25,6

10,2

2

46,6

37,8

35,0

39,7

27,4

28,7

37,9

48,9

Среди заданий Части В наиболее успешно выпускники справились с темами: В1: «Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни» и В8: «Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений» - это демонстрирует достаточно уверенное владение основами биологических знаний.

Вопросы, связанные с сопоставлением: В5 «Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека» и В6 «Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни» рассмотрены хуже, почти половина выпускников получили 0 баллов за эти задания. Особенно удручают низкие показатели по разделу В5, так как вопросы были предложены несложные.

Необходимо обратить серьезное внимание при подготовке ЕГЭ на более тщательную проработку системы знаний о строении и функциях организма человека.

2.4. Анализ выполнения заданий Части 3 экзаменационной работы.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconОтчет о работе предметной комиссии по литературе при проведении егэ в 2012 году
Эвм презентации, выполненные в мультимедийной программе Power Point, позволяющие продемонстрировать учебно-профессиональные достижения...
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconОтчёт о работе предметной цикловой комиссии общепрофессиональных...
Отчёт о работе предметной цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин №3 гбоу спо «Валуйский колледж» за 2012 – 2013 учебный...
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconПорядок организации работы территориальной предметной комиссии при...
Тюменской области в 2012 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconОтчет о работе предметной комиссии по русскому языку

Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconОтчёт о проделанной работе предметной недели по географии, биологии...
Для проведения предметной недели был составлен план работы. Определены по дням недели мероприятия, их содержание, класс, ответственные....
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconОтчет о проведении предметной недели по химии и биологии в мбоу «сош №1 Верхне-Нойберского с/п»
Началась предметная неделя с объявления на общешкольной линейке. Организатор школы Мусостова А. М. объявила учащимся и их классным...
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconИнформация для участников егэ 2013 года о сроках, местах и порядке...
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconОтчет о работе предметной комиссии по обществознанию
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconАналитический отчет мбоу сош №14 об организации методической и учебно-воспитательной...
Аналитический отчет мбоу сош №14 об организации методической и учебно-воспитательной работы в 2012-2013 уч году
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconАналитический отчет мбоу нош №17 об организации методической и учебно-воспитательной...
Аналитический отчет мбоу нош №17 об организации методической и учебно-воспитательной работы в 2012-2013 уч году
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconОтчет о работе предметной комиссии по физике
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconОтчет по результатам егэ-2009 (скачать)
Русский язык. Егэ 2012. Демонстрационный вариант Демо; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким егэ 2012
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconСостав членов (экспертов) предметной экзаменационной комиссии по...
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconИнформационно-аналитический отчет за 2012 год по учреждениям культуры...
Основные цели, задачи и приоритетные направления развития сферы культуры в текущем году
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconОтчет о декаде иностранных языков
При организации и проведении предметной декады учителя иностранного языка всегда руководствуются интересами учащихся, учитывают их...
Аналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году iconКурьезный случай
Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск