Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка





НазваниеПрограмма по биологии 9 класс. Пояснительная записка
страница1/6
Дата публикации07.08.2013
Размер0.63 Mb.
ТипТестовая контрольная работа
100-bal.ru > Биология > Тестовая контрольная работа
  1   2   3   4   5   6
Рабочая программа по биологии 9 класс.

Пояснительная записка

Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. Биология - неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса Биология.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Контрольных работ – 4

Лабораторных работ – 4

Форма итоговой аттестации – тестовая контрольная работа

Учебно-методический комплекс:

- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 288с.

- С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»:Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс»– М.: Дрофа, 2010. – 128с.

Раздел 1. Эволюция живого мира на земле (19часов)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Признаки живых организмов. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Учения Ч.Дарвина о естественном и искусственном отборе, формы естественного отбора. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Микроэволюция: вид, критерии видов, адаптация. Макроэволюция. Развитие жизни на Земле: протерозейская, палеозойская, мезозойская, кайназойская эры.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (15 часов)

Химическая организация клетки: неорганические вещества (макро-, микроэлементы, вода), органические вещества (биополимеры: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты). Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Строение и функции клеток. Органеллы клетки. Деление клетки: митоз, амитоз, мейоз. Клеточная теория.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Размножение организмов: бесполое, половое, вегетативное. Онтогенез, эмбриогенез, общие закономерности развития.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (13 часов)

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. Законы Г.Менделя. Генетика пола. Генотип как система взаимодействующих генов. Закономерности изменчивости. Изменчивость: наследственная (генотипическая), фенотипическая (модификационная). Селекция растений, животных, микроорганизмов.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов)

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Экологические факторы. Биогеоценозы. Биоценозы. Пищевые связи в экосистемах. Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.


Тематическое планирование



Тема урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Элементы дополнительного содержания

Тип урока

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей

 

Основные понятия Биология микология бриология альгология палеоботаника биотехнология биофизика биохимия радиобиология Факты Биология как наука Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация

Давать определение термину Биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей.

 

 

Вводный

стр. 3-5, повторить

по курсам

"Многообразие

живых организмов"

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов)

2

Признаки живых организмов

 

Основные понятия: Жизнь Открытая система Наследственность Изменчивость Факты Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Давать определение понятию жизнь. Называть свойство живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

Задания № 3,4,6,7,8 (Раздел 1, глава1) в рабочей тетради с печатной основой

 

урок изучения и первичного закрепления нового материала

Глава 1, стр.7-11

Вопросы к тексту

§ № 4,5,6,7,8,9.

Повторить по курсу

7 класса тему

"Классификация

живых организмов".

Подготовить

сообщения о К.Линнее.

3

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.

 

Основные понятия: таксон система иерархия Факты уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Задания № 1,2,3,4,5,6,7 (Глава 2, §1) в рабочей тетради с печатной основой

 

комбинированный

Глава 2, § 1

Вопросы к тексту

параграфа № 1,3,4.

Подготовить

сообщения о

Ж.Б.Ламарке

Тема 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (1час)

4

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

 

Основные понятия: Эволюция, искусственный отбор. Факты Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле "Бигль". Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов.

Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт. Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Задания №1,2 (Глава 3, §3). Задания №1,3 (Глава 3 §4).Задания №1,2,5 (Глава 3 §2) в рабочей тетради

Представления К.Линнея. Взгляды Ж.Б.Ламарка, факторы эволюции

комбинированный

§§ 2,3,4.

Вопросы 1,2,3

к тексту §3.

Вопрос №2 к

тексту §2

Тема 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3часа)

5

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

 

Основные понятия: Наследственная изменчивость, Борьба а существование Факты Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Процессы Проявление в природе борьбы за существования.

Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование.

Задания № 1,2,3,4 (Глава 3, § 5) в рабочей тетради с печатной основой

 

урок изучения и первичного закрепления нового материала

§ 5 стр. 24-26

Вопросы 3,4,6

к тексту

6

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе (продолжение)

 

Основные понятия: Естественный отбор Факты Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе естественного отбора. Закономерности Положения учения Ч.Дарвина

Давать определения понятию: естественный отбор. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы

Задания № 6,7,8 (Глава 3, § 5) в рабочей тетради с печатной основой

 

комбинированный

§ 5 стр. 24-26

Вопросы 1,2,5,7

к тексту

7

Формы естественного отбора

 

Основные понятия: Естественный отбор Факты Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор.

Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.

Задания № 1,2,3,4,5,6,7,8 (Глава 3, § 6) в рабочей тетради с печатной основой

 

комбинированный

§ 6 Вопросы 1,2,3

Тема 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа)

8

Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания

 

Основные понятия Приспособленность вида Мимикрия Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Факты Приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Задания № 1,2,3,6 (Глава 4,§ 7); Задания № 4,6,7 (Глава 4 § 8); Задания № 1,3,5,7 (Глава 4 §9) в рабочей тетради

Развитие приспособленности

урок изучения и первичного закрепления нового материала

Глава 4 §§7,8,9

Вопросы к §7,8

9

Выявление приспособленности к среде обитания

 

Основные понятия Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды). Факты Приспособительные особенности растений и животных. Закономерность Приспособленность организмов к условиями внешней среды - результат действия естественного отбора

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений.

Выполнение практической работы "Выявление приспособленности к среде обитания" и выводы к ней.

 

Урок закрепления знаний. Практическая работа 1

§9 (повторить)

Вопросы №1-5 к § 9

Тема 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3часа)

10

Вид, его критерии и структура

 

Основные понятия: Вид Виды-двойники Ареал Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия "вид". Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Задание № 1 (Глава 5 § 10) в рабочей тетради с печатной основой. Задания со сводободным ответом.

 

комбинированный

Глава 5 § 10,

записи в тетради.

Вопросы № 1,4 к

тексту § 10

11

Популяция

 

Основные понятия: Популяция Факты Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица.

Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида.

Задания № 4,5 (Глава 5 § 10) в рабочей тетради

 

комбинированный

Глава 5 § 10,

записи в тетради.

Вопрос № 6 к тексту

§ 10

12

Видообразование

 

Основные понятия: Микроэволюция Факты Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, проведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы Видообразование. Закономерность Видообразование - результат эволюции.

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определения понятия микроэволюция.

Задания № 2,3 (Глава 5 § 10) Задания № 2,4,8 (Глава 5 § 11) в рабочей тетради

Роль полиплоидии в процессе видообразования.

комбинированный

Глава 5 § 11

вопросы 1-4
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень)
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии. 9 класс рабочая...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 5- 9 класс Пояснительная записка
Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования мбоу «Кейзесская сш»
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012...
В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель:...
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа предназначена для изучения...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка Биология 11 класс
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2011, требований к уровню...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка 10 класс
Значение биологии для человека огромно. Общебиологические закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой


Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск