№
| Наименование тем и разделов
| Тип урока
| Содержание тем учебного курса
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Наглядные пособия и технические средства
| Сроки
|
план
| факт
|
Окружающая среда и здоровье человека (3 часа)
|
1
| Цели и задачи курса экологии человека.
|
| Цели и задачи курса экологии человека. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении науки и предмета.
| Знать: цели и задачи курса экологии человека.
Уметь: формулировать цели изадачи курса экологии человека.
| Презентация «Экология – наука об охране здоровья человека»
|
|
|
2
| История развития представлений о ЗОЖ.
| УОНМ
| История становления науки.
| Знать: цели и задачи курса.
Уметь: формировать ЗОЖ.
| Видеоролик «История ЗОЖ»
|
|
|
3
| Экстремальные факторы окружающей среды.
| УОНМ
| Факторы окружающей среды.
| Знать: факторы окружающей среды.
Уметь:характеризовать влияние факторов окружающей среды на здоровье.
| Презентация «Вредные факторы окружающей среды»
|
|
|
Влияние факторов окружающей среды на систему органов (22 часов)
|
4
| Вредные привычки.
| УОНМ
| Вредные привычки.
| Знать: вредные привычки.
Уметь: характеризовать влияние вредных привычек на организм
| Презентация «Вредные привычки»
|
|
|
5
| Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.
| УОНМ
ЗП
ЛР
| Опроно-двигательная система и ее защита.
| Знать: строение опорно-двигательной системы.
Уметь: тренировать опроно-двигательную систему.
| Таблица «Опорно-двигательная система»
ЛР «Уровень подготовки к спорту»
|
|
|
6
| Воздействие двигательной активности на организм.
| ЛР
| Лабораторная работа на тему «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой».
| Знать: воздействия двигательной системы на организм.
Уметь: оценивать уровень подготовленности к занятиям спротом
| Лабораторная работа
|
|
|
7
| Режим двигательной активности для разных возрастных групп.
| ЗП
| Защита проекта на темы: «Режим двигательной активности для разных возрастных групп», «Режим занятий спортивных тренировках».
| Знать: о режиме двигательной активности.
Уметь: изучать режим двигательной активности.
| Защита проектов
|
|
|
8
| Иммунитет и здоровье. Онкология. Аллергия. СПИД.
| КУ
| Лабораторная работа «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
| Знать: факторы, влиющие на здоровье.
Уметь: оценивать состояние противоинфекционного иммунитета».
| Презентации: «Чернобыльская АЭС», «Вакцины и их роль».
ЛР «Влияние стрессов на сердечно-сосудистую систему».
ЗП «Роль прививок в жизни человека», «Помощь больным, страдающим сердечными или онкологическими заболеваниями».
|
|
|
9
| Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
| ЛР
| Лабораторная работа на тему «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».
| Знать: условия полноценного развития системы кровообращения.
Уметь: изучать влияние физической нагрузки на деятельность сердечно-сосудистой системы.
| Лабораторная работа
|
|
|
10
| Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
| ЗП
| Защита проектов по темам:
«Роль прививок», «Артериальное давление и пульс – показатели состояния сердечно-сосудистой системы», «Помощь больным, страдающим сердечными или онкологическими заболеваниями».
| Знать: о профилактических мерах.
Уметь: сформировать отношение к здоровью как одной из главных ценностей.
| Защита проектов
|
|
|
11
| Условия полноценного развития кровообращения. Профилактика гипертоноии и гипотонии.
| КУ
| Лабораторная работа на тему: «Влияние физической нагрузки на работу сердца».
| Знать: строение системы кровообращения.
Уметь: характеризовать влияние физической нагрузки на работу сердца.
| Презентация «Работа сердца в зависимости от физической нагрузки». Таблицы: «Строение сердца», «Роль физической нагрузки на сердце». Химреактивы: спирт, табак, белок.
|
|
|
12
| Влияние алкоголя и никотина на организм.
| ЛР
| Лабораторная работа на тему: «Влияние алкоголя и никотина на организм».
| Знать: как вредные привычки вредят здоровью.
Уметь: доказать вредное влияние вредных химических веществ на организм (на опытах).
| Лабораторная работа. Оборудование:
тонометр.
Химреактивы:
спирт, табак, белок (белковая пища).
|
|
|
13
| Правильное дыхание. Горная болезнь. Носовое дыхание.
| КУ
ЛР
| Основные воздушные факторы, влияющие на здоровье.
| Знать: основные факторы физического и химического загрязнения воздуха.
Уметь: объяснять влияние воздушных факторов на здоровье.
| Лабораторная работа «Влияние холода на частоту дыхательных движений». Таблица «Основные загрязнения воздуха».
|
|
|
14
| Пища. Питательные вещества. Чужеродные примеси пищи. Рациональное питание.
| КУ
ПР
| Питательные вещества и природные пищевые компоненты- важный экологический фактор.
| Знать: основные питательные вещества.
Уметь: характеризовать правильное питание.
| Таблица «Питательные вещества».
Проектная деятельность:
1). «Блюда национальный кухни, их значимость».
2). «Диета и здоровье».
3). «Режим питания моей семьи».
|
|
|
15
| О чем рассказывают упаковки
| ПР
| Практическая работа на тему «О чем рассказывают упаковки»
| Знать: символику изображений на упаковках пищевых продуктов».
Уметь: составлять рекомендации по использованию информации о продуктах питания.
| Практическая работа « О чем рассказывает упаковка»
|
|
|
16
| Влияние температуры окружающей среды на человека.
| КУ
ЗП
| Воздействие солнца на кожу. Закаливание.
| Знать: физическое влияние солнечных лучей на кожу.
Уметь: способы закаливания.
| ЗП
«Профессия – косметолог».
«Опыты и наблюдения по закаливанию».
|
|
|
17
| Факторы, влияющие на развитие, функционирование нервной системы. Стресс как негативный биосоциальный фактор
| КУ
| Факторы, влияющие на нервную систему.
| Знать: строение нервной системы, факторы, влияющие на нее.
Уметь: объяснять влияние факторов на нервную систему.
| Презентации «Стресс», «Люди с разной психикой, темпераментом».
|
|
|
18
| Развитие утомления.
| ЛР
| Лабораторная работа на тему «Развитие утомления».
| Знать: причины утомления.
Уметь: сделать вывод - от чего зависит утомление.
| Лабораторная работа на тему «Развитие утомления»
|
|
|
19
| Факторы, влияющие на развитие анализаторов:
-зрительного;
-слухового;
-равновесия.
Факторы, влияющие на железы внутренней секреции.
| КУ
| Изучение факторов, влияющих на органы чувств.
| Знать: органы чувств, факторы, влияющие на них (шум, свет, давление).
| Таблица «Основные загрязнения атмосферы (шум, свет, давление)».
Презентация «Шумовые загрязнения».
ЛР «Влияние шума на слух».
|
|
|
20
| Влияние шума на слух.
| ЛР
| Лабораторная работа на тему «Влияние шума на слух».
| Знать: основные виды шумов (их сила).
Уметь: исследовать факторы, влияющие на остроту слуха.
| ЛР на тему: «Влияние шума на слух».
Оборудование:
- наручные часы
- музыкальный диск.
|
|
|
21
| Биоритмы и причины их нарушений. Гигиена сна.
| КУ
ЛР
| Биоритмы. Гигиена сна.
| Знать: биоритмы, гигиену сна.
Уметь: определять биоритмы
| Лабораторная работа «Определение суточных изменений»
|
|
|
22
| Из истории научных открытий о значении гигиены сна.
| ЗП
| Защита проекта на темы:
«Профессия врача (невропатолог, психолог, окулист, лор),Биоритмы (работы А.И. Чижовского, Г. Селье, А.А. Ухтомского»,
«Вещие сны: правда или вымысел»,
«Санитарно-гигиенические требования ко сну человека»,
«Норма и продолжительность сна».
|
| Защита проекта на темы:
«Профессия врача (невропатолог, психолог, окулист, лор),Биоритмы (работы А.И. Чижовского, Г. Селье, А.А. Ухтомского)»,
«Вещие сны: правда или вымысел»,
«Санитарно-гигиенические требования ко сну человека»,
«Норма и продолжительность сна».
|
|
|
23
| Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.
| КУ
| Высшая нервная деятельность. Темперамент:
- сангвиник;
- флегматик;
- холерик;
- меланхолик.
| Знать: нервные процессы, типы темпераментов.
Уметь: объяснять влияние внешних факторов на разные типы ВНД.
| Презентация «Типы ВНД».
Тест по терминологии.
|
|
|
24
| Типы высшей нервной деятельности.
| ЛР
| Лабораторная работа на тему «Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы ВНД».
| Знать: Типы ВНД.
Уметь: определять типы ВНД.
| ЛР на тему: «Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы ВНД».
|
|
|
25
| Обобщающий урок по теме: «Влияние факторов среды на систему органов»
| К
|
|
| Тест
|
|
|
Репродуктивное здоровье (3 часа)
|
26
| Особенности развития организма юноши и девушки.
Проблемы взросления и культура здоровья
| УОНМ
| Особенности развития юноши и девушки.
Проблемы взросления.
| Знать: анатомическое строение женского и мужского организма.
Уметь: характеризовать отличие в полах
Знать: проблемы взросления.
Уметь:характеризовать этапы развития организма человека.
| Таблица «Строение организма».
Презентация «Проблемы взросления».
|
|
|
27
| Факторы риска внутриутробного развития. Гендерные роли.
Заболевания, передающиеся половым путем.
| УОНМ
| Факторы риска беременности.
Заболевания сифилис, хламидиоз, трихомоноз, СПИД, герпес
| Знать: факторы риска беременности.
Уметь: характеризовать факторы риска.
Знать: заболевания, передающиеся половым путем.
Уметь: защитить себя от болезней.
| Презентация «Внутриутробное развитие».
Презентация «СПИД»
|
|
|
28
| Обобщающий урок по теме: «Репродуктивное здоровье».
| К
|
|
| Тест
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Биотические факторы (2 часа)
|
29
| Человек и растения.
Человек и животные.
| УОНМ
ЛР
| Биотические факторы. Роль растений для человека. Лекарственные растения.
Взаимодействие человека с животными.
| Знать: о взаимодействии человека и растений.
Уметь: характеризовать роль растений.
Знать: взаимодействие человека и животных.
Уметь: характеризовать роль животных.
Знать: фиточаи.
Уметь: приготовить фиточай.
| Презентация «Лекарственные растения»
Презентация «Животные – паразиты».
ЛР «Приготовление фиточая»
Шиповник, календула, мята, мелисса, черная смородина.
|
|
|
30
| Обобщение по теме «Биотические факторы»
| К
|
|
| Тест
|
|
|
Человек и культура ( 4 часа).
|
31
| Человек и социальные факторы
| КУ
| Социализация человека. Антиобщественные поступки.
| Знать: социальные факторы.
Уметь: давать характеристику социальным факторам.
| Презентация «Антиобщественные поступки»
|
|
|
32
| Здоровый образ жизни
| КУ
| Восприятие и преобразование человеком окружающего мира
| Знать: о ЗОЖ.
Уметь: различать понятия ЗОЖ, объяснять проблемы ЗОЖ.
| Презентация «ЗОЖ»
Защита проекта «Что означает ЗОЖ»
|
|
|
33
| Восприятие и преобразование человеком окружающего мира
| КУ
| Материальная и духовная культура человека. Восприятие и преобразование человеком окружающего мира.
| Знать: как познает и преобразует окружающий мир человек.
Уметь: различать понятия материальной и духовной культуры человека.
| Защита проекта «Влияние человека на окружающую среду, ее преобразования»
|
|
|
34
| Обобщение по теме «Экология человека»
| К
|
|
| Тест.
ЗП «Ответственное поведение, формирование ЗОЖ – как социальные факторы».
|
|
|