Школа здоровья Лекция №13





НазваниеШкола здоровья Лекция №13
Дата публикации02.07.2013
Размер145 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Биология > Лекция


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ГУЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР

БАШКИРСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Школа здоровья

Лекция №13



Безопасность для позвоночника

Самая частая причина болей в позвоночнике – остеохондроз, дегенеративное заболевание межпозвонковых дисков. Это одна из наиболее распространенных болезней человека.

Обязательное условие здоровья позвоночника — исправная работа многочисленных суставов, которыми позвонки соединяются между собой, и в первую очередь хорошее состояние межпозвонковых дисков. У новорожденного позвонки наполовину состоят из хрящевой ткани. Окончательное формирование костной сис­темы позвоночника — заращение дужек позвонков в поясничном отделе — в норме происходит примерно к 10 годам. В этом же возрасте при очень тщательном рент­генологическом исследовании уже видны первые признаки «старческих» измене­ний в фиброзных кольцах шейного отдела. Окончательное формирование позво­ночного столба и его физиологическое совершенствование заканчиваются при­мерно в 20 лет. И к этому времени у здоровых молодых людей межпозвонковые диски в крестцовом отделе замещаются костной тканью, что ухудшает рессорную функцию позвоночника.

Возрастные изменения в позвоночнике неизбежны даже у здоровых людей с хорошей осанкой. Свой вклад в разрушение позвоночника вносит и прямохождение. Постоянные нагрузки по вертикальной оси тела рано или поздно приводят к дегенеративным изменениям в позвоночнике — нарушениям обмена веществ в костной и соединительной тканях и патологическому перерождению состав­ляющих позвоночник элементов, в первую очередь межпозвонковых дисков. При этом диски теряют эластичность, пересыхают и сморщиваются. Заметное на рентгеновском снимке уменьшение высоты межпозвонковых дисков — это пер­вый из органических признаков остеохондроза.

Раздражение корешков спинномозговых нервов, вызванное уменьшением высоты межпозвонковых дисков, является обычной причиной радикулита — одного из самых распространенных проявлений остеохондроза. Возникновению радикулита способствуют переохлаждение, простуды, травмы и чрезмерные на­грузки, но в основе его в подавляющем большинстве случаев лежат дегенера­тивные изменения в позвоночнике.

Неравномерная нагрузка на позвоночник, которая обусловлена плохой осанкой, неудобной рабочей позой, нерациональными приемами работы (осо­бенно связанной с подъемом тяжестей), способствует образованию трещин фиб­розного кольца. Студенистое ядро межпозвонкового диска выпячивается через эти трещины или частично и даже полностью выпадает, образуя грыжи дисков. Выступающие за края тела позвонка грыжи сдавливают корешки спинномозго­вых нервов или спинной мозг.

Методы консервативного лечения при этом час­то неэффективны, и единственным способом избавиться от боли оказывается опе­рация на позвоночнике.

Уменьшение высоты межпозвонковых дисков и расстояния между позвонка­ми приводит к тому, что суставы между отростками позвонков начинают опираться друг на друга. Чтобы ослабить давление в этих суставах, не приспособленных к выполнению опорной функции, костная ткань по краям суставных поверхностей раз­растается, и на рентгене становятся видны костные шипы. Часто их ошибочно счи­тают отложением солей.

Изменение межпозвонковых суставов называется спондилоартрозом. Это то же заболевание, что и артроз суставов конечностей, и с теми же последствиями — болями и ограничением подвижности. А любое слово, которое начинается со «спондило», означает «относящийся к позвоночнику», от греческого «спондилос» — «позвонок». Спондилез — это дистрофические изменения не только дисков, суставов и связок, но и тел позвонков, на краях которых образуются клювовидные и шиловидные разрастания. Обычно спондилез сопровождается обызвествлением задней продольной связки позвоночника, что дополнительно уменьшает его подвижность. Спондилолиз — это уже разрушение тел позвонков и позвонковых отро­стков. Спондилолистез— смещение позвонков, обычно кпереди от нижележаще­го.

Анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева) — окостенение позвоночника, вызванное пе­рерождением соединительной ткани — редкая, но тяжелая болезнь. Начинается она обычно в молодом возрасте, в 18 — 25 лет, и приводит к анкилозу — тугоподвижности и полной неподвижности суставов позвоночника.

Чаще всего заболевания позвоночника носят дегенеративно-дистрофический характер и обычно начинаются с уменьшения высоты межпо­звонковых дисков.

«По правилам» дегенеративное перерождение дисков, костные разраста­ния, обызвествление связок — это обычные возрастные изменения, которые должны начинаться лет в пятьдесят и (у здоровых пожилых людей) не сопрово­ждаются выраженными неприятными ощущениями. В действительности же юношеский остеохондроз сейчас стал скорее нормой, а не исключением, и почти у всех, кому за тридцать, есть остеохондроз с более или менее выраженным бо­левым синдромом и другими неприятными последствиями.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПОЗВОНОЧНИКОМ ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ?

Дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике вызывают уменьшение межпозвонковых отверстий и сдавление проходящих в них кровеносных сосудов и корешков спинномозговых нервов. Возникает так называемый корешковый синдром: боль в мышцах по ходу нервов, выходящих из больного сегмента, в результате чего организм рефлекторно напрягает окружающие мыш­цы, чтобы ограничить подвижность в пострадавшем межпозвонковом суставе. Это приводит к застою крови, отеку мягких тканей, повышению давления на спинномозговые корешки, боль усиливается - круг замыкается.

Чаще всего нарушения возникают в участках, которые испытывают максимальную нагрузку, — в поясничном и шейном отделах, в зонах соединения позвоночника с тазом и головой.

Крестец и поясница держат вес всего туловища и больше других отделов позвоночника страдают от неправильной позы и подъема тяжестей. Кроме того, в крестце у взрослого человека отсутствуют межпозвонковые диски, которые снижают нагрузку в остальных сегментах позвоночника. Движения поясничного отдела происходят главным образом в месте сочленения (нижнего) поясничного позвонка с I (верхним) крестцовым. Пояснично-крестцовый радикулит — самое частое проявление остеохондроза.

Хрупкие позвонки шейного отдела позвоночника несут на себе тяжесть головы и служат опорой поясу верхних конечностей — ключицам и лопаткам. Шейный радикулит стоит на втором месте по частоте случаев после пояснично-крестцового.

Преждевременное старение позвоночника из-за нарушений обмена ве­ществ, плохой осанки и множества других причин, слабые мышцы и связки, не­эластичные межпозвонковые диски снижают устойчивость позвоночника к внешним воздействиям. Прострел в пояснице может возникнуть при попытке поднять пианино на третий этаж, а шейный радикулит — в ответ на хлыстовидную травму (частое следствие резкого торможения автомобиля и отсутствия подголовника). Но нетренированного человека с плохим позвоночником может «прострелить» в любом отделе спины и после похода в магазин за картошкой, простого чиханья или неловкого подъема с кровати.

При радикулите раздражение корешков спинномозговых нервов вызывает острые или тупые боли и скованность движений в соответствующем отделе по­звоночника. Часто у больных развивается щадящая поза, в которой нагрузка на корешки уменьшается, — усиление или уменьшение поясничного лордоза, кри­вошея, функциональный (обратимый), сколиоз — S-образное искривление без характерного для «настоящего» сколиоза скручивания позвоночника. Боли уси­ливаются при движении, нагрузке, неудобной позе, охлаждении и часто ощуща­ются по ходу пораженных нервов. При поражении пояснично-крестцового отдела, боль может отдавать в ногу, обычно по задней поверхности, по ходу седалищного нерва. При шейном радикулите боль отдает в затылок и руки, при грудном носит опоясывающий характер и распространяется на всю грудную клетку.

Нарушение работы нервов в запущенных случаях может приводить к дис­трофическим и сосудистым изменениям и нарушениям нервной регуляции в мыш­цах и коже конечностей. Могут появиться слабость и атрофия мышц, оплошность, отечность, сухость или потливость кожи, снижение или повышение ее чувствитель­ности, ощущение «мурашек», жжения и другие симптомы.
ПОЗВОНОЧНИК И ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ

Дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике — частая при­чина болей во внутренних органах. Шейный остеохондроз может быть причиной болей в сердце, которые иногда без кардиограммы не отличить от стенокардии. Шейный отдел позвоночника — частый «виновник» головных болей, нарушений памяти, зрения, слуха и многих других неприятностей: выходящие из шейного отде­ла нервы управляют работой всех органов верхней части тела, а кровеносные со­суды, питающие головной мозг, проходят через отверстия между суставами шейных позвонков и шейно-затылочного сочленения.

При остеохондрозе грудного отдела возможны боли в сердце и боли в живо­те, имитирующие заболевания желудка, желчного пузыря и других органов брюшной полости. При поражении поясничного отдела возможны расстройства мочеиспус­кания и нарушение половых функций.

Нарушения в позвоночнике часто лежат в основе и функциональных (обра­тимых) отраженных болей, и заболеваний внутренних органов, работой которых управляют соответствующие нервы. И наоборот, при многих болезнях болевые ощущения, проходящие по нервам в спинной и далее в головной мозг, вызывают вторичные (отраженные) боли в спине и внутренних органах. Например, очень частая причина болей в пояснице у женщин — многие гинекологические заболева­ния, предменструальный синдром и сами «критические дни».

При хронической боли во внутренних органах и вторичном болевом син­дроме в позвоночнике, как и при первичных болях в спине, возникает замкнутый круг. Мышцы, окружающие соответствующий двигательный сегмент, рефлекторно напрягаются, ограничивая его подвижность, возникает отек, ухудшается кровоснаб­жение сегмента, усиливаются дегенеративные процессы в позвоночнике, страдают корешки спинномозговых нервов — и усиливается боль во внутреннем органе.

Конечно, нельзя считать нарушения в работе позвоночника причиной всех болезней до одной. Нельзя забывать о том, что боли в спине могут быть симптомом не только остеохондроза и связанных с ним изменений, но и многих других болезней. в том числе и таких серьезных, как рак или костный туберкулез. И остеохондроз — далеко не единственное, а лишь самое распространенное из заболеваний позво­ночника. При любой болезни необходимое условие успешного лечения — это пра­вильно поставленный диагноз. Но в подавляющем большинстве случаев именно остеохондроз является причиной не только болей в спине, но и многих за­болеваний, на первый взгляд не имеющих к позвоночнику никакого отношения.

Метеопатические реакции, различные варианты вегетососудистой дистонии, хроническая усталость и бессонница, «непонятные» болезни внутренних органов — частые проявления неполадок в позвоночнике. Нередко они возникают в то вре­мя, когда проявления остеохондроза носят функциональный, обратимый характер, а органические изменения, в том числе дегенеративные процессы в межпозвонковых дисках, еще незаметны. Боль в спине при этом если и ощущается; то еще не становится сильной и постоянной, и связать причину болезни с позвоночником в таких случаях не приходит r голову ни больным, ни врачам. А причина чаще всего со­стоит в том, что тонус окружающих позвоночник мышц повышается и вызывает небольшое, но постоянное нарушение деятельности нервов и кровеносных сосудов.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА

Очень многие взрослые люди, страдающие остеохондрозом, на деле осо­бенно не страдают, так как его проявления ограничиваются некоторой ско­ванностью (обычно по утрам) в том или ином отделе позвоночника. Такие люди вряд ли обратятся к врачу, будь то терапевт, специалист по лечебной физкультуре или мануальный терапевт одни будут жить, как живется, другие, возможно, самостоятельно предпримут кое-какие меры. Дня этих «других» и предназначены приве­денные ниже рекомендации.

Прежде всего, можно в сотый раз повторить: самое главное для здоровья по­звоночника — правильная осанка. Все упражнения, предлагаемые для детей с нару­шениями осанки, можно выполнять и взрослым. Полностью выправить осанку в зрелом возрасте вряд ли удастся, но состояние позвоночника (и здоровья!) заметно улучшится.

Если для занятий лечебной физкультурой нет ни времени, ни желания, ни сил, то надо, по крайней мере, соблюдать «правила техники безопасности» для по­звоночника. Вот некоторые из них.

• Любые движения следует выполнять с максимально прямым позвоночником — на корточках, на коленях, сидя на низкой скамеечке, — но только не в наклон.

• При работе стоя старайтесь сохранять оптимальную позу: ноги слегка расставле­ны, спина чуть отклонена назад. Каждые 5—10 минут переносите тяжесть тела то на одну, то на другую ногу или ставьте ногу на невысокую подставку. Время от вре­мени необходимо присесть на стул или хотя бы на корточки, а если есть воз­можность — полежать несколько минут.

• В положении сидя возрастает нагрузка на шейный и поясничный отделы позво­ночника, особенно если человек сидит «неправильно»: слишком сильно накло­няет туловище или голову к поверхности стола. Для «правильного» сидения лучше всего подходит современный офисный стул, у которого можно регулиро­вать высоту и угол наклона спинки. Такой стул позволяет зафиксировать позво­ночник в правильном положении, повторяет вес его изгибы и как бы берет на себя часть нагрузки, что ослабляет напряжение мышц спины. Высоту стула необхо­димо отрегулировать так, чтобы можно было сидя свободно положить локти на стол, не сгибая при этом спину.

• При подъеме грузов с земли (а также при опускании их на землю) используйте возможности таких сильных естественных рычагов, как ноги. Поднимайте тя­жести из положения полуприседа с прямой спиной и так же опускайте их. При переносе груза не держите его на вытянутых руках, так как в этом случае на­грузка на. спину увеличивается в несколько раз. Груз следует держать снизу двумя руками, прижимая к грудной клетке, или переносить на плечах.

• При переносе грузов на большие расстояния по чаще останавливайтесь и от­дыхайте, опустив груз па землю, по чаще перекладывайте его из одной руки в другую.

• При подъеме тяжестей на высоту выше вашего роста не поднимайте груз вы­ше уровня плеч — воспользуйтесь какой-нибудь подставкой или стулом.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА

«ОТ ПОЛЯ БРЭГГА»

Это имя, наверное, знакомо каждому. Поля Брэгга можно считать одним из первых валеологов (валеология — наука о здоровье). Всю свою жизнь он по­святил исследованию (если можно так выразиться) здорового образа жизни и помог вернуть молодость и здоровье очень многим людям. Сам Поль Брэгг являлся лучшей рекламой разработанной им системы оздоровления. Твердо уве­ренный в том, что каждый может и должен жить минимум 120 лет, он ушел из жизни в возрасте 96 лет, но отнюдь не «от старости»: его накрыло гигантской волной во время занятий серфингом у побережья Флориды.

Мы не будем здесь подробно рассматривать систему оздоровления, кото­рую проповедовал Поль Брэгг, так как в настоящее время его книги переведены на русский язык, издаются большими тиражами и их можно приобрести чуть ли не на любом книжном лотке. Мы приведем, лишь специальные упражнения для оздоровления позвоночника, потому что они довольно оригинальны и выполнять их будет интересно, если не сказать — забавно. Итак — предоставим слово По­лю Брэггу...

«Упражнения, которые я разработал, помогут полностью восстановить функции позвоночника, сколько бы вам ни было лет. Во-первых, нервные во­локна, ведущие ко всем внутренним органам, перестанут сдавливаться позвон­ками, и у вас произойдет оздоровление всего организма. Во-вторых, благодаря этим упражнениям вы укрепите мышцы и связки, поддерживающие позвоночник в растянутом состоянии, и приобретете правильную осанку. В результате ваш по­звоночник будет постоянно работать нормально, а не только во время выполнении упражнений.

Выполнение полного комплекса этих упражнений не займет много времени и не особенно утомит вас. Но вы должны рассчитывать свои силы. В течение первой недели делайте все упражнения медленно и ни в коем случае не насилуйте себя! Не надо преодолевать утомление и боль в позвоночнике как только вы почувствуете, что устали, скажите себе, что на сегодня достаточно. С каждым днем вам будет все легче и легче.

А вот боль в мышцах поначалу — совершенно естественное явление, на нее можно не обращать внимания. Она пройдет через несколько дней, и упражнения бу­дут доставлять вам только радость!

Прежде чем приступать к оздоровительным упражнениям, запомните не­сколько правил:

• Не прилагайте резких усилий, когда упражнение рассчитано именно на тот от­дел позвоночника, который у вас наиболее «пострадал».

• Выполняя упражнение, соизмеряйте нагрузку с вашими физическими возможностями.

• Не стремитесь сразу делать упражнения с максимальной амплитудой движения.

• И последнее, а вернее — самое главное: если у вас острые, резкие боли в позвоночнике, сначала покажитесь врачу.

Пять первых упражнений являются основными. Они в чем-то похожи между собой, но отличаются друг от друга по своему воздействию. После каждого упражне­ния можно передохнуть, но обязательно выполните всю серию.

Первое упражнение

Оно окажет воздействие на нервные волокна, обслуживающие голову и глазные мышцы, а также желудок и кишечник. То есть уже одно это упражнение мо­жет избавить от таких недугов, как головная боль, напряжение в глазах, несварение желудка и расстройства кишечника.

Лягте на пол на живот. Опираясь только на ладони и пальцы ног, выгнув спину дугой, поднимите таз так, чтобы он был расположен выше уровня головы. Голова опущена, ноги на ширине плеч, колени и локти прямые.

Затем опустите таз как можно ниже, почти до пола. Руки и ноги должны быть все время прямыми. Поднимите голову и запрокиньте ее назад.

Упражнение надо делать медленно, то опуская, то поднимая таз и выгибая cm-гну дугой. Первые движения довольно трудны, но затем, если вы все выполняете правильно, наступит облегчение, так как позвоночник «раскачается» и расслабится.

Второе упражнение

Это упражнение благотворно влияет на нервные волокна, ведущие к печени и почкам. Благодаря ему вы устраните неполадки в работе этих органов.

Исходное положение такое же, как в первом упражнении. Так же поднимите таз и выгните спину, опираясь на ладони выпрямленных рук и пальцы ног — тоже прямых. Теперь разверните таз как можно больше влево, опускаясь как можно ниже на правый бок; затем то же самое — в другую сторону. Руки и ноги остаются прямы­ми, Выполняйте движения медленно и все время обращайте внимание на то, что ваш позвоночник растягивается.

Для начинающих это очень утомительное упражнение. Оно, кстати, нико­гда не станет слишком простым, но со временем вам все-таки будет легче делать его, и даже не потому, что окрепнут мышцы, а потому, что оздоровится нервная сис­тема.
Третье упражнение

При выполнении этого упражнения позвоночный столб расслаблен сверху донизу. Стимулируются все нервные центры, значительно улучшается состояние та­зового отдела позвоночника и органов газа. Крепнут мышцы, прикрепленные к по­звоночнику и поддерживающие его в растянутом состоянии, а благодаря этому стимулируется рост межпозвонковых хрящей.

Исходное положение: сядьте на пол, опираясь на прямые руки чуть поза­ди таза. Ноги согнуты. Поднимите таз — теперь тело опирается на расставлен­ные, согнутые в коленях ноги и прямые руки. Позвоночник находится в горизон­тальном положении. Затем вернитесь в исходное положение. Повторите это уп­ражнение несколько раз. Движения должны выполняться в быстром темпе.

Четвертое упражнение

Оно особенно укрепляет тот отдел позвоночника, который «заведует» же­лудком, но вообще благотворно влияет на весь позвоночник и уравновешивает все процессы в организме.

Лягте на пол, на спину, ноги вытянуты, руки в стороны. Согните колени и, обхватив их руками, подтяните к груди. Затем поднимите голову и попытайтесь подбородком коснуться колен. Сохраните это положение в течение 5 секунд.

Пятое упражнение

Это одно из самых эффективных упражнений для растягивания позво­ночника. К тому же оно улучшает состояние нервных волокон, управляющих толстым кишечником, и нормализует его работу. Исходное положение такое же, как в первом и втором упражнениях: лежа на полу лицом вниз, опираясь на руки на уровне груди. Так же, как в первом упражнении, поднимите таз как можно выше, выгибая дутой спину, и обойдите комнату в этом положении, опираясь на прямые руки и ноги.

Сколько раз и с какой частотой выполнять упражнения?

Это вопрос очень индивидуальный. В первый и второй дни каждое упражнение делайте не более двух-трех раз. На третий день попробуйте увеличить это число до пяти, а можно и больше. Через несколько дней вы сами почувствуе­те, что с легкостью способны выполнить каждое упражнение до десяти раз — ведь ваши мышцы окрепнут, а все связки и сам позвоночник станут более гиб­кими.

Очень важно поначалу выполнять этот комплекс ежедневно. Затем, когда вы заметите улучшения в своем организме, достаточно будет двух раз в неделю, чтобы поддерживать достигнутый эффект.

Некоторые люди уже через неделю начинают чувствовать благоприятные изменения, а через 2 — 3 недели эти изменения становятся постоянными. Но не обольщайтесь! Вы в течение многих лет портили ваш позвоночник, и теперь не почините его за один день. Чтобы начала восстанавливаться хрящевая ткань межпозвонковых дисков, потребуется время. Только при регулярных занятиях позвоночник станет растянутым и эластичным».

Успехов Вам и крепкого здоровья!

Подготовила Старцева С.Л., зав отд. восстановительной медицины и реабилитации ГУЗ РВФД


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школа здоровья Лекция №13 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Школа здоровья Лекция №13 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №939, сокращенное...
Школа здоровья Лекция №13 iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Школа здоровья Лекция №13 iconЛекция «организация работы по гигиеническому воспитанию, пропаганде...
Вляется активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и...
Школа здоровья Лекция №13 iconКонтрольная работа по вопросам 1 раздела дисциплины (темы №1-2). 2/5
Лекция №1 «Здоровье – важнейшая жизненная ценность человека и общества. Проблемы здоровья»
Школа здоровья Лекция №13 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя...
Данная программа занятий «Школа докторов Природы» нацелен на формирование у ребенка ценностного здоровья, чувства ответственности...
Школа здоровья Лекция №13 iconЛекция №5
Лекция №5 Вредные вещества и их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии
Школа здоровья Лекция №13 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школа ведёт непрерывный цикл образования с 1 по 11 класс. С 5-го класса открываются гимназические классы. С 2009 года в школе открыт...
Школа здоровья Лекция №13 iconРезультат практической деятельности в рамках проекта «Школа территория здоровья»
...
Школа здоровья Лекция №13 iconКонспект занятия группы здоровья во 2 классе Учитель: Н. А. Гадова,...
Воспитание навыков коллективной работы, сознательного отношения к вопросам индивидуального здоровья
Школа здоровья Лекция №13 iconЛекция. Проектирование графического интерфейса пользователя Лекция №11
Комплексная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой...
Школа здоровья Лекция №13 iconЛекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат,...
Активные формы и методы проведения учебных занятий – это способы и приемы воздействия, побуждающие
Школа здоровья Лекция №13 iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Школа здоровья Лекция №13 iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Паспорт программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения Апанасовская средняя общеобразовательная школа Белокалитвинского...
Школа здоровья Лекция №13 iconЛекция должна отвечать следующим
Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное...
Школа здоровья Лекция №13 iconРабочая программа по предмету «урок здоровья», для 2-5 классы
Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск