НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
при Правительстве Москвы
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА,
АНАЛИЗА И АУДИТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ
Специальность:
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Авторы:
к.э.н., доцент Тульцова И.В.
доцент Колосова Е.В.
Москва 2011
УТВЕРЖДЕНО
Учебно-методическим Советом
Московской Академии
предпринимательства
при Правительстве Москвы
1 июля 2010 г.
Рецензент:
д.э.н., профессор. Долматович И.А.
Печать офсетная.
Усл.п.л. 6,75
Тираж 50
Заказ 9
_______________________________________________________________
Отпечатано в типографии ОАО «Альянстрансатом» СОДЕРЖАНИЕ
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 10
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 11
IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 15
V. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ (ТЕСТОВЫХ) ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 23
VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ 64
VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 67
VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Бухгалтерский баланс 74
Отчет о прибылях и убытках 77
Отчет об изменениях капитала 79
Отчет о движении денежных средств 83
Приложение к бухгалтерскому балансу 85
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
СД.03 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике; нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России; виды бухгалтерской отчетности; бухгалтерский баланс и модели его построения; особенность оценки статей баланса в условиях гиперинфляции; отчет о прибылях и убытках: схемы построения в отечественных и международных стандартах, взаимосвязь с налоговыми расчетами; отчет о движении денежных средств, модели его составления; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; пояснительная записка, ее содержание; сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность: их назначение, методы составления; сегментарная отчетность организации: ее цели, состав и методы составления; информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности; аудит и публичность бухгалтерской отчетности; трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в составляемую по международным стандартам.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Дисциплина «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита.
Государственным образовательным стандартом по специальности 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусмотрено выделение раздела финансовой отчетности как отдельной дисциплины из общего курса бухгалтерского учета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность входит в число специальных учебных дисциплин, являясь одной из профилирующих. Значение бухгалтерской (финансовой) отчетности во многом определяется тем, что она является, с одной стороны, завершением учетного процесса как такового, характеризующегося обобщением учетной информации в системе формирования финансовой отчетности, с другой стороны бухгалтерская (финансовая) отчетность является заключительной ступенью более широких счетных знаний в профессиональной подготовке бухгалтеров и аудиторов с высшим образованием.
Цель курса «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»:
Получение системы знаний о бухгалтерской (финансовой) отчетности как одной из функций предпринимательской деятельности, позволяющей принять соответствующие решения в рыночной экономике;
Организация информационной системы для широкого круга внутренних и внешних пользователей;
Формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, удовлетворяющей требованиям различных пользователей;
Ознакомление с особенностями формирования показателей для составления статистической и налоговой отчетности.
Задачи курса «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» – ознакомить студентов со следующими вопросами бухгалтерской учета:
Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике;
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России;
Виды бухгалтерской отчетности;
Бухгалтерский баланс и модели его построения;
Особенность оценки статей баланса в условиях гиперинфляции;
Отчет о прибылях и убытках: схемы построения в отечественных и международных стандартах, взаимосвязь с налоговыми расчетами;
Отчет о движении денежных средств, модели его составления;
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
Пояснительная записка, ее содержание;
Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность: их назначение, методы составления;
Сегментарная отчетность организации: ее цели, состав и методы составления;
Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности;
Аудит и публичность бухгалтерской отчетности;
Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в составляемую по международным стандартам.
Место курса «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» в профессиональной подготовке выпускника. Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» обусловлено тем, что она является одной из базовых профилирующих. Изучение дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» тесно связано с такими дисциплинами, как «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Бухгалтерский управленческий учет», , «Экономический анализ», «Аудит» и другими. Дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как «Экономическая теория», «Цены и ценообразование», «Налоги и налогообложение», «Теория бухгалтерского учета», «Статистика» и другие.
Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что студенты должны не только знать и уметь пользоваться методикой бухгалтерской отчетности, но и составлять формы бухгалтерской финансовой отчетности, вносить в отчетность необходимые изменения, а также использовать в учетном процессе прикладные программные продукты.
Особое место в овладении данной дисциплиной отводится самостоятельной работе студента с законодательными актами, нормативными документами, в частности, бухгалтерскими стандартами (ПБУ), методическими указаниями, которые выпускаются министерствами и ведомствами, а также с периодическими экономическими изданиями, еженедельниками, журналами и газетами.
Требования к уровню освоения содержания курса «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». В соответствии с квалификационной характеристикой выпускник по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должен:
В результате изучения дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» выпускник должен:
Знать:
основные принципы подготовки и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
нормативные документы, регулирующие формирование бухгалтерской отчетности;
состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок составления и сроки представления отчетности;
технику формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности;
взаимосвязь финансовой, налоговой и статистической отчетности.
2. Уметь:
использовать положения учетной политики предприятия для подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности;
проводить подготовительную работу, предшествующую составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности (инвентаризация статей баланса, закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции, выявление финансового результата от продажи продукции и прочих операций, выявление чистой прибыли или непокрытого убытка, формирование оборотно-сальдовой ведомости);
составлять бухгалтерский баланс (форма № 1);
формировать отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
составлять отчет об изменениях капитала (форма № 3);
составлять отчет о движении денежных средств (форма № 4);
формировать другие обязательные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность.
3. Иметь представление:
о способах и целях использования отчетной бухгалтерской информации участниками рыночных отношений в процессе принятия решений;
о международных стандартах финансовой отчетности, в которых рассматриваются вопросы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и в международной практике.
По окончании курса «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» студенты сдают зачет, в процессе обучения выполняют письменную, практическую и курсовую работу. Выполнение практической работы в инициативном порядке и представление ее преподавателю на зачете используется преподавателем в качестве предмета для обсуждения и засчитывается им при оценке.
Зачет проводится по билетам. Билет состоит из двух вопросов: первый вопрос – теоретический, второй вопрос – часть практической работы по выбору преподавателя. Возможет вариант зачета в виде теста. Допускается иная форма зачета по выбору преподавателя, в том числе в письменном виде.
Возможен другой регламент изучения настоящего курса, который определит преподаватель и который найдет отражение в расписании установочных занятий и сессий.
|