Методические рекомендации Екатеринбург





НазваниеМетодические рекомендации Екатеринбург
страница1/11
Дата публикации20.09.2013
Размер1.81 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Бухгалтерия > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования» Свердловской области

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ

1-4 КЛАССОВ
методические рекомендации

Екатеринбург

2009

Содержание

Введение

1. Система трудового обучения детей с умственной отсталостью в 1-4 классах

    1. Задачи трудового обучения детей с умственной отсталостью в 1 – 4 классах на современном этапе развития системы специального образования

    2. Модельные характеристики выпускника 4 класса на этапе перехода к профильному обучению

    3. Дидактические основы обучения и воспитания на этапе ручного труда

    4. Урок как основная форма организации учебного процесса, рекомендации по проведению уроков ручного труда

    5. Экскурсии как особая форма проведения урока

2. Психолого-педагогические особенности личности и рудовой деятельности умственно отсталых школьников и их учет в процессе трудовой деятельности

2.1. Психолого-педагогическая характеристика личности и трудовой деятельности умственно отсталого школьника

2.2. Изучение особенностей трудовой деятельности умственно отсталых учащихся начальных классов

2.3. Организация и содержание диагностического изучения особенностей трудовой деятельности умственно отсталых учащихся

2.4. Отслеживание результатов трудового обучения в начальных классах для детей с умственной отсталостью

3. Организация трудового обучения в начальных классах для детей с умственной отсталостью

3.1. Кабинет ручного труда в специальной (коррекционной) школе

3.2. Кабинетная система в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

3.3. Дидактические и методические требования к учебному кабинету

3.4. Оборудование кабинета ручного труда и рабочих мест учителя и учащихся

Приложение

Приложение 1. Подготовка к переходу учащихся на профильное обучение; Анкета учащегося «класса наблюдения»

Приложение 2. Информационно – рекомендательная карта учащегося «класса наблюдения»

Приложение 3. Требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов на уроках ручного труда

Приложение 4. Конспекты уроков по ручному труду (1,2,4 класс)

Приложение 5. Рабочая программа (фрагмент) по ручному труду для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (1 – 4 классы)

Литература

Введение
Процесс обучения умственно отста­лых детей труду имеет существен­ную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой общеоб­разовательной школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной на­грузки на уроках для учащихся, преимуще­ственном использовании наглядных мето­дов обучения.

Необходимость этих отличий не вызыва­ет сомнений, а понимание их сущности не представляется сложным. Иначе обстоит дело с задачей исправления (коррекции) присущих учащимся недостатков, которая также отражают специфику работы спе­циальных (коррекционных) общеобразо­вательных школ VIII вида. Необходимость и актуальность такой задачи очевидны, но содержание процесса коррекции сложнее, и это приводит к ряду трудностей. В еще большей степени это касается процесса обучения ручному труду.

Трудовое обучение школьников с нарушением интеллекта различной степени тяжести является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Трудовое обучение и трудовое воспитание в этих школах представляют собой единую систему. Первый ее этап - трудовое обучение в 1-3 классах; второй - общетехнический труд в 4 классе; третий - профессионально- трудовое обучение в 5-9 класса; четвертый – 10-11 класс в школах с углубленной трудовой подготовкой. Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально - трудовому обучению. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно - полезным и производительным трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы.

Каждый этап обучения имеет свои задачи, реализация которых создает базу для последующего обучения. Недоработки в младших классах влекут за собой большие сложности на других этапах.

В разделе своей монографии «Ручной труд», М. Монтессори отмечает: «Отличие ручного труда от ручной гимнастики в том, что цель второй - упражнение рук, а цель первой - выполнение определенной работы, дейст­вительно представляющей собой или сти­мулирующее общеполезное занятие. Одна совершенствует личность, другой обога­щает среду, но и тот и другой труд связаны между собой, ибо только человек, усовер­шенствовавший свою руку, может создать полезный продукт» (М. Монтессори, с. 143)

1. Система трудового обучения детей с умственной отсталостью в 1-4 классах
1.1. Задачи трудового обучения детей с умственной отсталостью в 1 – 4 классах на современном этапе развития системы специального образования
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида центральное место в образовательном процессе занимает трудовое обучение умственно отсталых обучающихся. В младших классах, согласно учебному плану, трудовое обучение осуществляется, прежде всего, на уроках ручного труда.

Занятия ручным трудом направлены на решение как общих, так и специальных образовательных задач, на подготовку к профессионально-трудовому обучению.

В ряду общих трудовых могут быть выделены следующие задачи:

  • Воспитание положительных личностных качеств обучающихся, а именно: трудолюбия, аккуратности, бережливости, настойчивости, уважительного отношения к людям труда, умения работать в коллективе, способности согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих людей и др.

  • Обучение доступным видам труда: сообщение элементарных знаний, формирование умений и посильных навыков, доступных приемов, развитие самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий.

  • Формирование организационных умений, дисциплинарных правил и норм, как то: вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, по окончанию работы убирать за собой рабочее место, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т.п.

Стойкие существенные нарушения в развитии познавательных процессов не позволяют умственно отсталым детям учиться в условиях обычной школы. Именно поэтому наряду с общеобразовательными задачами обретает актуальность задача коррекции познавательной сферы. «..вопросы трудового обучения умственно отсталых детей рассматривались прежде всего в аспекте проблемы коррекции недостатков их умственного развития» (Г. М. Дульнев).

Специальные задачи, стоящие перед учителем ручного труда, касаются коррекции и компенсации психофизических недостатков, имеющихся у обучающихся с умственной отсталостью:

  • Коррекция недостатков умственной деятельности. Развитие умений, необходимых при выполнении трудовых заданий: ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать имеющийся опыт), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и выбирать нужные инструменты, рассказывать о проделанной работе), осуществлять самоконтроль при выполнении работы и оценивать полученный результат (определять правильность действий и их результатов, отмечать качество готовых изделий) и т.п.

  • Коррекция недостатков познавательной сферы: воспитание умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия (с учетом особенностей материала), ориентироваться на ограниченной плоскости (альбомного листа, поверхности стола) и в окружающем пространстве.

  • Коррекция недостатков языковых и речевых средств. Развитие умения последовательно и полно излагать высказывание, структурировать его грамматически верно, используя точные и разнообразные лексические единицы.

  • Коррекция недостатков моторной сферы: нарушений координации движений, преодоление общемоторной неловкости, несогласованности движений, малой амплитуды и неточности движений и др.

Организация трудового обучения в младших классах представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки умственно отсталых школьников. На протяжении этого периода учащихся необходимо подготовить к переходу к следующему этапу – ручному труду, который осуществляется на базе школьных учебных мастерских. Основное содержание этой подготовки заключается не в том, чтобы «сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определенную сумму специальных знаний…Задачи трудовой подготовки младших школьников следует рассматривать в более широком плане»1.

Первостепенная задача, стоящая перед учителем ручного труда, заключается в привитии обучающимся интереса к труду в различных его формах. Этому будет способствовать и использование разнообразных методов подачи учебного материала, и внесение в обучение различных элементов занимательности, и обыгрывание ситуаций, широкое использование игровых приемов. Весьма существенным является при этом учет психологических особенностей ребенка: задания должны быть посильными, реально выполнимыми, с четко видимым результатом.

Вследствие ограниченности свободного выбора профессии умственно отсталыми учениками, особую актуальность приобретает работа по их профессиональной ориентации. Необходимо, начиная с третьего класса, активизировать работу по формированию интереса именно к тем профессиям, по которым организовано обучение в данной школе, и которыми в дальнейшем, согласно медицинским показаниям и собственным психологическим характеристикам, он сможет успешно овладеть. В ходе такой работы раскрывается привлекательность конкретной профессии, ее социальная значимость и важность.

Содержание урока ручного труда позволяет познакомить учащихся с множеством разнообразных явлений и предметов, сообщить сведения различного характера. Тем самым расширяется круг понятий и представлений об окружающей действительности, о жизни и трудовой деятельности взрослых людей, развиваются познавательные способности умственно отсталых детей. Очень важно на этом этапе систематически приучать детей использовать и применять на уроках труда общеобразовательные знания. в свою очередь трудовая конкретно-практическая деятельность способствует более прочному их усвоению.

В процессе обучения умственно отсталых детей ручному труду следует осуществлять целенаправленную работу по эстетическому воспитанию. Это возможно в процессе иллюстрации красоты используемых материалов, изделий, поделок.

Организуя каждое занятие, следует обращать особое внимание на правильность выполнения рабочих приемов, на правильную хватку инструментов, с тем чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать закрепившийся навык.

Вся коррекционно-развивающая работа должна носить целенаправленный характер и способствовать развитию самостоятельности в выполнении трудовых заданий.

Задачи обучения ручному труду усложняются постепенно, в зависимости от года обучения.

1 класс

Занятия по труду в этот период являются более сложными. Это объяснимо тем, что дети приходят в школу с разной дошкольной подготовкой (из дома, детского сада, массовых школ) и разным уровнем умственного развития. Отсюда и вытекают задачи обучения в первом классе.

1. Изучение состава учащихся и тех знаний, умение и навыков с которыми они пришли в школу. Изучить их возможности и затруднение в работе.

2. Заинтересовать учащихся практической деятельностью, так как в первом классе интерес детей является кратковременным.

3. Обучать простейшим орудийным и безорудийным приемам труда.

4. Формировать у учащихся организационные умения, так как они очень невнимательны и несобранно

5. Решать коррекционную задачу по развитию общетрудовых умений.

- ориентировка в задании;

- планирование (с помощью учителя);

- формирование пространственных представлений и умений ориентироваться при выполнении работы.

6. Развитие речи учащихся (повторить за учителем характеристики изделий, ответить на вопросы учителя полными предположениями, пополнять активный словарь).

2 класс

Вся работа во 2 классе строится на знаниях, умениях и как, приобретенных в первом классе.

1. Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, трудолюбие, умение работать в коллективе).

2. Продолжать формирование организационных умений (дети сами готовят свое рабочее место, должны знать правила техники безопасности).

3. Расширение знаний о материалах и инструментах.

4. Повышение сложности приемов работ (1 кл.- шитье по проколу, 2 кл. - проколы выполнятся самостоятельно).

5. Общетрудовые умения с частичной помощью учителя и самостоятельно.

6. Ориентировка на листе бумаги с помощью учителя или самостоятельно; умение определить, на глаз или с помощью учителя используя линейку размер.

7. Работа над развитием речи, ответы на вопросы самостоятельно, анализ образа, планирование отчета о проделанной работе самостоятельно, ответы должны быть динамичны.

8. Определение возможностей детей, характеристика их затруднений.

9. Распределение учащихся по группам.

3 класс

1. Должно быть сформировано положительное отношение к трудовой деятельности, умение работать коллективно, помогать одноклассникам.

2. Продолжать развивать организованные умения самостоятельной подготовке.

3. Знакомство с новыми материалами (древесина, проволока, металл) и новыми приемами работы.

4. Научить выполнять двигательные приемы изолировано при изготовлении поделок.

5. Совершенствование общетрудовых умений от частичной помощи до самостоятельности.

6. Продолжать работу над развитием речи, ответы учащихся должны представлять собой небольшой рассказ.

7. В дифференцированном подходе учитель сокращает меру помощи и увеличивает меры работы.

8. Продолжать вести наблюдение за успеваемостью учащихся.
1.2. Модельные характеристики выпускника 4 класса

на этапе перехода к профильному обучению
Требования к результату образования обучающихся, завершивших обучение в 1-4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для умственно отсталых детей, могут быть представлены на уровне сформированности общеучебных умений и навыков, общетрудовых умений и навыков, личностных качеств и социальных навыков.


  1. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Обучающиеся:

- освоили общеобразовательную программу для умственно отсталых детей по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования в 5-9 классах;

- освоили знания об окружающей действительности, свойствах различных материалов и областях их применения;

- овладели умениями применять знания при выполнении практических заданий;

- овладели элементами общеучебных умений: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.;

- способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя.
2. Уровень сформированности общетрудовых умений и навыков. Обучающиеся:

- овладели умениями включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия самостоятельно, при помощи учителя, выполнять их самостоятельно, по правилу, показу, образцу, представлению, словесной инструкции учителя;

- овладели способностью к усвоению заданного образца;

- овладели умениями реализовывать пооперационную последовательность действий при выполнении задания и доводить начатое дело до конца;

- овладели простейшими навыками самоконтроля учебных действий, навыками самостоятельного краткого оценивания выполнения заданий;

- овладели умениями применения ранее усвоенных правил;

- овладели умениями работать с различными материалами, инструментами;

- умеют принимать помощь учителя при выполнении тех или иных заданий;

- овладели умениями организации рабочего места, соблюдения техники безопасности при работе с различными инструментами и санитарно-гигиенических требований при выполнении различных работ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации Екатеринбург iconГбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства...
Биоэтика: Программа курса / методические рекомендации. – Екатеринбург, угма, 2012
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации по курсу для студентов отделения социологии Екатеринбург 2004
Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу истории философии для студентов отделения...
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации Екатеринбург
Печатается по решению Методического совета Научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации Екатеринбург
Болышева Светлана Александровна, заведующая кафедрой имк и брендинга, кандидат филологических наук, доцент
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические указания для изучения курса философии для студентов...
Печатается по рекомендации совета гуманитарного факультета углту, протокол № от г
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации Екатеринбург iconГбоу впо уральская государственная медицинская академия
Власова Е. В., Заболотских К. И., Шеметов Г. А. Философия. Учебное пособие: планы семинарских занятий для студентов медицинских и...
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации Екатеринбург iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Юлия Лекомцева. Организация работы культурно-досуговых учреждений по профилактике правонарушений с использованием средств культуры...
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
Методические рекомендации Екатеринбург iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск