Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»





НазваниеКонспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
страница1/5
Дата публикации26.09.2013
Размер0.98 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Бухгалтерия > Конспект
  1   2   3   4   5


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Филиал в г. Барнауле

Кафедра бухгалтерского учета, аудита, статистики

УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
Конспект лекций

для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составитель: ст. преподаватель, к.э.н.

М.М. Богданова

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры
от «__29_»____сентября_________ 2009 г. протокол № __2_


Барнаул 2009

ПЛАН КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ
Раздел 1. Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 4

Тема 1. Сущность малого бизнеса и нормативно-правовые основы

его функционирования 4

    1. Понятие «субъект малого бизнеса» 4

    2. Содержание и основные направления Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса 5

    3. Порядок создания малого предприятия 7

    4. Аудит деятельности малых предприятий 8

Тема 2. Режимы налогообложения деятельности субъектов малого бизнеса и их влияние на организацию учетной работы 9

2.1. Содержание общего режима налогообложения 9

2.2. Специальные налоговые режимы 11

Тема 3. Организация учета на предприятиях малого бизнеса 15

3.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса 15

3.2. Организационные основы построения простой формы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 17

3.3. Условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения 18

3.4. Понятие единого налога на вмененный доход 19

3.5. Особенности формирования учетной политики и построение рабочего плана счетов малых предприятий 21

Раздел 2. Ведение учета и формирование отчетности предприятиями

малого бизнеса 23

Тема 4. Порядок ведения учета при общем режиме налогообложения предприятиями малого бизнеса 23

4.1. Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов 23

4.2. Бухгалтерский учет готовой продукции, товаров, услуг 26

4.3. Бухгалтерский учет расчетов 29

4.4. Бухгалтерский учет затрат 34

4.5. Бухгалтерский учет финансовых результатов 35

4.6. Ведение налогового учета на предприятиях малого бизнеса 37

Тема 5. Порядок ведения учета субъектами малого бизнеса в условиях

специальных налоговых режимов 39

5.1. Ведение учета в условиях применения упрощенной

системы налогообложения 39

5.2. Ведение учета в условиях применения единого налога на вмененный доход 41

5.3. Смена предприятием малого бизнеса налоговых режимов 42

Тема 6. Порядок формирования отчетности субъектами малого бизнеса 43

6.1. Бухгалтерская отчетность 43

6.2. Налоговая отчетность 44

Распределение бюджета времени при изучении дисциплины (в часах)


Тема

Всего

Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная

работа

Раздел 1. Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях

малого бизнеса

1. Сущность малого бизнеса и нормативно-правовые основы его функционирования

22

2

-

20

2. Режимы налогообложения деятельности субъектов малого бизнеса и их влияние на организацию учетной работы

22

2

-

20

3. Организация учета на предприятиях малого бизнеса

36

3

3

30

Раздел 2. Ведение учета и формирование отчетности предприятиями малого бизнеса

4. Порядок ведения учета при общем режиме налогообложения предприятиями малого бизнеса

46

4

2

40

5. Порядок ведения учета субъектами малого бизнеса в условиях специальных налоговых режимов

68

6

2

60

6. Порядок формирования отчетности субъектами малого бизнеса

34

3

1

30

Итого

228

20

8

200


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

Тема 1. Сущность малого бизнеса и нормативно-правовые основы его функционирования


    1. Понятие «субъект малого бизнеса»


Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыноч­ной экономики, которые имеют установленные законом признаки.

В настоящее время к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Если на малом предприятии численность работников превысило вышеназванную, оно лишается льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые многопрофильные предприятия считаются малыми по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, зани­мающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества, производствен­ные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Малые пред­приятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, спо­собны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адап­тируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значитель­ный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

Опираясь на опыт развитых стран, можно сделать вывод, что малый бизнес помогает решить следующие проблемы:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений;

  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;

  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

  • малое пред­принимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

  • привлечение личных средств населения для развития произ­водства;

  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населе­ния, для которых работа на крупном производстве имеет оп­ределенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инва­лиды, учащиеся);

  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

  • освоение и использование местных источников сырья и от­ходов крупных производств;

  • создание вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточ­ных предприятий за счет их аренды и выкупа.


    1. Содержание и основные направления Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса


Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, которые осуществляются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Основные цели данной государственной политики состоят в следующем:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике страны;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в бюджеты разных уровней.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства построена на принципах:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность всех органов государственной власти за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании и реализации данной государственной политики, экспертизе проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, которые могут быть установлены федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства строится на соблюдении следующих принципов:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

Чтобы получить поддержку, субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, которые подтверждают их соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка не может быть оказана в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, если они являются:

1) кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) участниками соглашений о разделе продукции;

3) организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

5) организациями, осуществляющими производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.

Если субъект малого и среднего предпринимательства допустил нарушение порядка и условий оказания поддержки, то данной поддержки он лишается на три года.


    1. Порядок создания малого предприятия


Общий алгоритм механизме создания и функционирова­ния собственного дела можно выразить следующей краткой схемой: предпринимательская идея — цели предпринимателя — разработка предпринима­тельского проекта — реализация его в виде создания соб­ственного дела — функционирование организации (первая стадия жизненного цикла).

Практически любой предприниматель, задумав создание соб­ственного малого предприятия, осуществляет следующие этапы:

  • возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;

  • постановка ближайших и перспективных целей осуществле­ния своей предпринимательской идеи;

  • формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;

  • подбор квалифицированных и надежных соучредителей но­вого малого предприятия;

  • определение финансовых источников, необходимых для ве­дения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования предприятия;

  • разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

  • проведение комплекса организационных мероприятий по со­зданию собственного дела: проведение первого собрания уч­редителей, выбор фирменного наименования, подбор ква­лифицированных сотрудников, изготовление печати, штам­пов, выбор товарного знака и др.

  • разработка обоснованного бизнес-плана;

  • государственная регистрация предприятия в установленном порядке;

  • постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения предприятия (месту жительства индивидуального предпри­нимателя);

  • открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов;

  • заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, ма­териалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предприниматель­ской деятельности;

  • получение в соответствии с законодательством разреше­ния (лицензии) на осуществление отдельных видов дея­тельности;

  • проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определе­ние путей сбыта продукции потребителям и методов форми­рования цен на продукцию или услуги;

  • заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (ус­луг) с потребителями и др.;

  • проведение необходимой рекламной кампании товаров (ус­луг);

  • организация учета доходов и расходов и хозяйственных опе­раций в соответствии с нормативными документами Мин­фина РФ и др.




    1. Аудит деятельности малых предприятий


Субъекты малого предпринимательства имеют право не проводить аудиторскую проверку финансовой отчетности. В случае проведения аудиторской проверки аудитор должен руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов».

На организацию и методику проведения аудита малых предприятий влияют следующие их специфические черты:

  • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

  • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны действия предприятия.

С одной стороны, персональный контроль руководителя мо­жет способствовать повышению надежности учета. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может привес­ти к появлению преднамеренных искажений бухгалтерского учета и отчетности.

Перед началом аудита малых экономических субъектов необходимо согласовать в договоре или письме-обязательстве условия проведения аудита, права и обязанности аудиторской организации и аудируемого лица. Аудитору следу­ет информировать руководство малого экономического субъек­та об ответственности за своевременную подготовку, составле­ние и представление достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При аудите малых экономических субъектов необходимо уделять внимание следующим возможным факторам риска:

  • нерегулярное, неадекватное ведение учетных записей;

  • отсутствие разделения ответственности и полномочий меж­ду учетными работниками;

  • возникновение злоупотреблений (сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно могут иметь доступ к активам аудируемого лица);

  • занижение выручки и завышение расходов при осуществле­нии большого количества операций за наличный расчет;

  • ограниченное число работников бухгалтерии, что затрудняет сверки учетных данных и повышает риск возникновения оши­бок и искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности;

  • неинформированность руководства малого экономического субъекта по поводу целей аудиторской проверки.

Аудиторской организации в ходе аудита следует учитывать специфику нормативной базы малых экономических субъектов, в том числе:

  • упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сер­тификации деятельности;

  • упрощенный порядок представления статистической и финансовой отчетности;

  • допустимость использования самостоятельно разработан­ных форм документов и отчетности;

  • меры государственной поддержки малых экономических субъектов, влияющие на финансово-хозяйственную дея­тельность;

  • влияние особенностей регионального и местного законо­дательства на функционирование малых экономических субъектов.

При аудите малых экономических субъектов, использующих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, аудиторской организации следует рассмотреть:

  • обоснованность применения упрощенной системы налого­обложения, учета и отчетности;

  • адекватность отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;

  • правильность исчисления валовой выручки или совокуп­ного дохода.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconПрограмма дисциплины «История экономических учений» для студентов...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета по специальности 080109. 65 –...
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине статистика финансов специальность...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент...
Гос впо по специальности 080109. 65 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Бухгалтерский учет в сфере...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)»
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управление финансовыми...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Международные стандарты...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)»
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconРабочая учебная программа по дисциплине «статис тика» Специальность...
...
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«История российского предпринимательства» составлен в соответствии с примерной программой по дисциплине по специальностям 080109...
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconПрограмма дисциплины для специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет,...
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности 080109. 65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденной...
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методическая разработка по дисциплине «Контроль и ревизия»...
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Конспект лекций для студентов 5 курса учетно-статистического факультета, специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» icon080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Авторы: к э. н., доцент...
Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск