Скачать 3.05 Mb.
|
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан СТЕРЛИТАМАК, 2010г. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсновная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия № 4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан разработана на основе Примерной основной образовательной программы с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ начального общего образования, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность гимназии. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный: • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни, перспективы личностного и познавательного развития; • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. При составлении программы учтены характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Приоритетные направления программы: 1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. 2. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. 3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников. 4. Развитие культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. 5. Создание условий для самореализации и творческого развития личности обучающихся. 6. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 7. Организация углубленного изучения дисциплин художественно-эстетического цикла, которое способствует личностному развитию учащихся при условии сохранения их психического и физического здоровья. Принципы реализации программы: 1. Принцип адаптивности, развития, психологической комфортности (личностно ориентированные принципы). 2. Принцип целостности содержания образования, систематичности. 3. Принцип овладения культурой, смыслового отношения к миру. 4. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. 5. Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося. 6. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития гимназии. Краткая характеристика Гимназии Юридический адрес: 453129, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Шафиева, д.23; т. 8(3473) 24-99-65 Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Сокращенное название: МБОУ «Гимназия №4» городского округа г.Стерлитамак РБ Учредитель: городской округ город Стерлитамак Республики Башкортостан в лице администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Государственный статус: - тип ОУ – общеобразовательное учреждение - вид ОУ- гимназия Проектная мощность – 1176 мест Руководитель гимназии: руководитель высшей категории Шишкина Валентина Ивановна Телефон: 8 (3473) 24-64-15 Е - mail: _zao_@mail.ru Адрес сайта: http://gimnazia-home.ru/ Особенности контингента обучающихся первой ступени общего образования: В МБОУ «Гимназия №4» в основном получают образование дети жителей микрорайона «Михайловский», а также других районов г.Стерлитамака. В гимназии обучаются дети разных национальностей: русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, украинцы и др. Образовательный процесс в Гимназии осуществляет профессиональный педагогический коллектив. Кадровый состав начальной школы:
Материально-техническая оснащенность: Для реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №4» обладает удовлетворительной материально-технической базой:
Особенности организации образовательного процесса Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 учебные недели, во 2-4-х классах – 34 недели. Продолжительность урока в 1-ом классе – 35 минут (сентябрь-октябрь), 40 минут (ноябрь-декабрь), 45 минут (январь-май), во 2–4-х классах – 45 минут. МБОУ «Гимназия № 4» городского округа г. Стерлитамак РБ работает при 5-дневной учебной неделе в 1-х классах и 6-дневной учебной неделе во 2-4-х классах. В 1-х классах ежедневно после 2-го урока проводится длительная динамическая пауза в течение 40 минут с обязательным пребыванием на свежем воздухе и 30-минутная динамическая пауза после 4-ого урока с ноября по май месяцы. Обучение в 1–4-х классах осуществляется:
Используемые в гимназии образовательные технологии позволяют реализовать гимназические образовательные программы и направлены на обеспечение стратегии личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию:
Основным принципом при выборе педагогических технологий является соответствие технологий возрастным и психологическим особенностям обучающихся. На первой ступени общего образования используются следующие технологии:
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования программы: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей, а также обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность. Заинтересованность гимназии в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Гимназией выбрана оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, которая предполагает, что в её реализации используются внутренние ресурсы образовательного учреждения, принимают участие педагогические работники данного образовательного учреждения. Режим работы в классах, обучающихся по ФГОС второго поколения, строится по традиционной схеме: первая половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня организуется работы группы продленного дня, в режим которой входит отдых, обед, самоподготовка, а затем посещение кружков. В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов (воспитатель ГПД), который регулирует посещение обучающимися кружков и других мероприятий. Программа организации внеурочной деятельности состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются следующие направления деятельности: общеинтеллектуальное направление («Занимательная математика»), общекультурное направление («Музыка. Театр. Экология»; «Волшебная кисточка»), духовно-нравственное направление («Изучение фольклора и народных традиций в учебно-воспитательном процессе. Истоки», «Азбука нравственного воспитания», «Секреты бабушкиного сундучка»), спортивно-оздоровительное направление («В мире танца»), социальное направление («Мир вокруг нас»). К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности и диалога культур; • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития; • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: - технологию формирования правильного типа читательской деятельности, - проблемно-диалогическую технологию, - технологию оценивания учебных успехов, - технологию развивающего обучения; - технологию проблемного обучения; - технологию проектных методов обучения; - технологию развития «критического мышления». Основная образовательная программа начального общего образования Гимназии содержит следующие разделы: • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; • учебный план гимназии; • план внеурочной деятельности; • система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта; • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; • программы отдельных учебных предметов, курсов; • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Важнейшей частью основной образовательной программы начального общего образования является учебный план Гимназии, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. Основная образовательная программа начального общего образования, разработанная Гимназией, предусматривает: • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию социальной практики с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Гимназия обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: • с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Гимназии; • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Гимназии. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и Гимназией договоре (Приложение), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. |
Осно вная образовательная программа начального общего образования... Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения | Основная образовательная программа начального общего, основного общего... Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Средней Общеобразовательной | ||
Приказ №357/од от 02. 12. 2013 г. Основная образовательная программа... Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения | Основная образовательная программа начального общего образования... Руководитель отдела образования и по делам молодежи администрации Куженерского муниципального района | ||
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №39 Ленинского района городского округа город Уфа | Основная образовательная программа среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №39 Ленинского района городского округа город Уфа | ||
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Мензелинского муниципального района рт разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... | Основная образовательная программа начального общего образования... Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования | ||
Пояснительная записка основная образовательная программа начального... Научное направление возникло в 2003 году, развивалось благодаря научной работе преподавателей кафедры, работающих над диссертационными... | Основная Образовательная программа начального общего образования... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | ||
Пояснительная записка Общие положения Основная образовательная программа... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | ||
Основная образовательная программа общего образования муниципального... ... | Основная образовательная программа начального общего образования... Образовательная программа в соответствии с требованиями фгос содержит следующие разделы | ||
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «основная общеобразовательная школа №108» | Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Содержание образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лучковская средняя общеобразовательная... |