Федин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б





Скачать 139.13 Kb.
НазваниеФедин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б
Дата публикации27.07.2014
Размер139.13 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет»

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра «Менеджмент в отраслях топливно – энергетического комплекса»


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры МТЭК

Протокол № __ от «__» __________ 2013г.

Заведующий кафедрой Плёнкина В.В.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса




«Основы менеджмента»

10- 11 класс, бизнес- информатика, социально – экономический профили

Форма обучения: очная

Тюмень, 2013

Рабочая программа элективного курса «Основы менеджмента» составлена на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), который включает положения об основных принципах менеджмента и основных элементах маркетинга, на основе авторской программы Федина С.В. Методическое пособие по элективному курсу «Основы менеджмента» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: -М.: Вита-Пресс, 2007.- 128с. Учебное пособие «Основы менеджмента» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Федин С.В., Федина Н.В., Тесленко И.Б.: - М.: Вита-Пресс, 2007.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения учителей естественно-математических дисциплин.

Протокол №1 от 28.08.2013г.

Заведующий МО Т.В.Сафаргалиева

Программу разработал: Юмсунов М.С. , доцент, к.э.н.

Пояснительная записка

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, определяются выбором каждым лицеистом содержания образования в зависимости от своих интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Исходя из вышеизложенного, в программу курса «Основы менеджмента» заложены следующие принципиальные положения:


– освоение на информационном и практическом уровнях новых социальных ролей, выполняемых человеком в организационном окружении;

– формирование у лицеистов навыков рационального поведения в условиях смешанной экономики;

– внимание к личностной ориентации на основе формирования ценностных ориентиров. В центре внимания находится деятельность человека в организации;

– деятельностный характер обучения благодаря работе с источниками управленческой информации на основе использования средств коммуникации (включая ресурсы Интернета), критического осмысления информации, поступающей из разных источников, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

– участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.

Целью курса является создание условий для социализации обучающихся в будущей жизни на основе осознанного определения своих интересов и возможностей в сфере управленческой деятельности.

Задачами курса является изучение сущности менеджмента, организации как управляемой системы во взаимодействии внутренней и внешней среды, функций менеджмента, включая определение целей, планирование, организацию, принятие решений, руководство, мотивацию и контроль.

Соответствующим образом организована структура курса.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения курса «Основы менеджмента» ученик должен:

знать/понимать

– основные теоретические положения менеджмента;

– основные принципы функционирования организации/предприятия/фирмы во взаимодействии внутренней и внешней среды;

уметь

 описывать: менеджмент как синтетическое понятие, функции менеджмента, цели фирмы, стратегию организации;

 объяснять: мотивационную структуру поведения людей в организации, сущность коммуникационных процессов;

 сравнивать/различать: власть и лидерство, основные фонды и оборотные средства, бухгалтерский и управленческий учет;

 применять: формы и методы планирования, алгоритм принятия решений, оптимальные методы постановки и достижения цели.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

– совершенствования собственной познавательной деятельности;

– оценки происходящих событий и поведения людей в хозяйственной жизни;

– осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования управленческой информации.


  Учебно-тематический план, 10 класс, 16 часов




урока

Тема

урока

Количество

часов

Дата

1-2

Введение.
Менеджмент и менеджеры. 

2

07.09.

3-4

Менеджмент и управление. 

2

14.09.

5-6

История науки менеджмента. 

2

21.09.

7-8

Организация и ее основные характеристики. 

2

28.09.

9-10

Цели и миссия организации. 

2

05.10.

11-12

Взаимодействие организации с внешней средой.

Внутренняя среда организации.

2

12.10.

13-14

Организационные структуры. 

2

19.10.

15-16

 Стратегическое управление. 

2

26.10.

ИТОГО:

16




Учебно-тематический план, 11 класс, 16 часов




урока

Тема

урока

Количество

часов

Дата

1-2

Введение.Человек в организации. 

2

07.09.

3-4

Мотивация и мотивационный процесс. Коммуникации. 

2

14.09.

5-6

Руководство, власть, лидерство. 

2

21.09.

7-8

Организация производства. 

2

28.09.

9-10

Маркетинг и сбыт. 

2

05.10.

11-12

Сущность планирования как функции управления.

2

12.10.

13-14

Принятие решений. Администрирование. Контроль. 

2

19.10.

15-16

Менеджмент как комплексная дисциплина управления хозяйственной системой.

2

26.10.

ИТОГО:

16





Содержание программы элективного курса «Основы менеджмента»

Тема1. НАЧАЛА МЕНЕДЖМЕНТА(6ч)

Менеджмент и менеджеры. Менеджмент как синтетическое понятие. Профессия – менеджер. Качества менеджера. Предмет и продукт труда менеджера. Роли менеджера. Уровни менеджмента в организации.

Менеджмент и управление. Общая характеристика управления. Менеджмент как управление хозяйственными системами. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Проблемы современного менеджмента. Управление в условиях неопределенности.
История науки менеджмента. Школа научного управления. Ф. У. Тейлор. Фрэнк и Лилиан Гилбретт. А. К. Гастев и научная организация труда. Классическая (административная) школа. А. Файоль. Школа человеческих отношений. М. П. Фоллет. Э. Мэйо. Хоторнские эксперименты. Концепция «человеческого фактора» Н. А. Витке. Количественная школа и вклад Л. В. Канторовича.

Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ (10 ч)

Организация и ее основные характеристики. Организация как открытая система. Структура организации. Организация как хозяйственная система. Виды предприятий. Эффективный и неэффективный собственник. Организационно-правовые формы предпринимательства. Коммерческие и некоммерческие предприятия.

Цели и миссия организации. Организация и ее цели. Значение цели в менеджменте. Виды и характеристики целей. Совокупность целей и формирование дерева целей. Управление по целям. Миссия организации и ее определение. Этапы жизненного цикла организации.

 Организация снаружи. Взаимодействие организации с внешней средой. Среда прямого и косвенного воздействия. Регулирование отношений с обществом.

Организация изнутри. Внутренняя среда организации. Структура внутренней среды. Организационная культура. Проектирование организации.

Организационные структуры. Типы организационных структур. Механистические и органистические организации. Линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, матричные структуры.

 Стратегическое управление. Стратегия организации. Необходимость стратегического управления. Анализ внешней и внутренней среды – SWOT-анализ. Выработка стратегии. Матрица Бостонской консультативной группы. Типы стратегий. Выполнение стратегии.

 Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЛЮДИ В ОРГАНИЗАЦИИ (6 ч)

Человек в организации. Организационное окружение. Ожидания человека и ожидания организации. Адаптация человека и изменение поведения. Типы обучения при вхождении человека в организацию: классическое, оперантное, социальное. Реакция на поведение (компенсация). Формальные и неформальные группы. Резюме для поступления на работу.

Мотивация. Мотивация и мотивационный процесс. Концепции мотивации: традиционный подход Ф. Тейлора и концепция человеческих отношений Э. Мэйо. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Герцберга, теория приобретенных потребностей Мак-Клел-ланда. Процессуальные теории: теория ожидания, теория справедливости.

Коммуникации. Сущность коммуникации. Внешние и внутренние коммуникации. Процесс коммуникации и его элементы. Этапы коммуникации. Коммуникационные барьеры и их преодоление. Виды коммуникации: устные, письменные. Невербальная коммуникация. Основные типы коммуникационных сетей.

 Руководство, власть, лидерство. Сущность руководства. Основы и источники власти. Взаимозависимость власти. Лидерство и власть. Лидерство и эффективность управления. Концепции лидерства. Стиль управления. Теории стиля управления: теория Дугласа МакГрегора. Этика руководителя. Деловой этикет. Внешний облик. Деловая переписка. Технология телефонных разговоров. Культура деловой речи. Конфликты в организации.

Тема 4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ (10 ч)

Организация производства. Предприятия и используемые ресурсы. Технология производства. Производственный менеджмент. Производственный процесс и его основные задачи. Основные фонды и оборотные средства. Показатели эффективности производства: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость. Резервы роста производительности труда. Пути повышения фондоотдачи.

 Маркетинг и сбыт. Сущность маркетинга. Изменение концепции маркетинга. Комплекс маркетинга. Маркетинговые исследования. Сегментация рынка и позиционирование товара. Жизненный цикл товара. Система сбыта. Реклама, ее достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий. Каналы распространения рекламы.

Планирование. Сущность планирования как функции управления. Этапы планирования. Виды планирования по содержанию и срокам. Бизнес-планирование. Методы планирования. Цикличность планирования. Бюджетирование. Стратегическое планирование. Прогнозирование.

Принятие решений. Природа и характеристика управленческого решения. Виды решений. Теории принятия решений: классическая, поведенческая, иррациональная. Модели принятия решений. Алгоритм принятия решений. Определение проблемы, принятие решения, реализация решения. Этапы рационально-логического метода принятия решения. Экономические методы принятия решений. Метод исследования операций.

Администрирование. Сущность администрирования. Бюрократическая организация М. Вебера. Описание процедур. Основные документы организации. Делопроизводство и документирование. Основные виды документов. Процедура подготовки документов. Делегирование полномочий. Норма управляемости. Формальные группы и этапы их становления. Групповое принятие решений.

Контроль. Контроль как функция менеджмента. Сущность и значение контроля. Объекты контроля. Формы контроля: финансовый и административный контроль. Процесс контроля и его этапы. Контроллинг как форма стратегического управления.


Подведение итогов. Менеджмент как комплексная дисциплина управления хозяйственной системой. Факторы эффективности менеджмента.


Формы и средства контроля
Знания обучающихся оцениваются по зачетной системе. Уровень знаний, умений и навыков оценивается с помощью тестов, практических заданий, познавательных задач. Обучающиеся пишут доклады, рефераты, составляют кроссворды, презентации проектов. Проводятся уроки-практикумы, ролевые игры, деловые игры, аукционы. 

Перечень учебно-методических средств обучения:

Основная литература:
1. Учебное пособие «Основы менеджмента» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Федин С.В., Н.В.Федина, И.Б.Тесленко: – М.: Вита-Пресс, 2007.

  1. Федина С.В. Методическое пособие по элективному курсу «Основы менеджмента» для 10-11 классов общеобразоват. учр.:– М.: Вита-Пресс, 2007. – 128 с.. 

Дополнительная литература:
1. Основы экономическое теории: Учебник для 10-11 кл. Профильный уровень образования/Под ред. С. И. Иванова. – В 2-х кн. – М.: Вита-Пресс, 2006.

  1. Основы экономическое теории: Практикум для 10-11 кл. Профильный уровень образования/Под ред. С. И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б iconУрок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение...
Федин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Николая Николаевича Носова «Федина задача»
Федин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б iconКубанская тема в украинской периодике: библиографический аспект
П. П. Короленко, Ф. А. Бигдай, В. К. Чумаченко, М. В. Семенцов, А. И. Федина. Список имен можно продолжить. В этих заметках мне бы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск