Скачать 139.13 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет» Институт менеджмента и бизнеса Кафедра «Менеджмент в отраслях топливно – энергетического комплекса» Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры МТЭК Протокол № __ от «__» __________ 2013г. Заведующий кафедрой Плёнкина В.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса«Основы менеджмента» 10- 11 класс, бизнес- информатика, социально – экономический профили Форма обучения: очная Тюмень, 2013 Рабочая программа элективного курса «Основы менеджмента» составлена на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), который включает положения об основных принципах менеджмента и основных элементах маркетинга, на основе авторской программы Федина С.В. Методическое пособие по элективному курсу «Основы менеджмента» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: -М.: Вита-Пресс, 2007.- 128с. Учебное пособие «Основы менеджмента» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Федин С.В., Федина Н.В., Тесленко И.Б.: - М.: Вита-Пресс, 2007. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения учителей естественно-математических дисциплин. Протокол №1 от 28.08.2013г. Заведующий МО Т.В.Сафаргалиева Программу разработал: Юмсунов М.С. , доцент, к.э.н. Пояснительная записка Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, определяются выбором каждым лицеистом содержания образования в зависимости от своих интересов, способностей, последующих жизненных планов. Исходя из вышеизложенного, в программу курса «Основы менеджмента» заложены следующие принципиальные положения: – освоение на информационном и практическом уровнях новых социальных ролей, выполняемых человеком в организационном окружении; – формирование у лицеистов навыков рационального поведения в условиях смешанной экономики; – внимание к личностной ориентации на основе формирования ценностных ориентиров. В центре внимания находится деятельность человека в организации; – деятельностный характер обучения благодаря работе с источниками управленческой информации на основе использования средств коммуникации (включая ресурсы Интернета), критического осмысления информации, поступающей из разных источников, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; – участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни. Целью курса является создание условий для социализации обучающихся в будущей жизни на основе осознанного определения своих интересов и возможностей в сфере управленческой деятельности. Задачами курса является изучение сущности менеджмента, организации как управляемой системы во взаимодействии внутренней и внешней среды, функций менеджмента, включая определение целей, планирование, организацию, принятие решений, руководство, мотивацию и контроль. Соответствующим образом организована структура курса. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения курса «Основы менеджмента» ученик должен: знать/понимать – основные теоретические положения менеджмента; – основные принципы функционирования организации/предприятия/фирмы во взаимодействии внутренней и внешней среды; уметь – описывать: менеджмент как синтетическое понятие, функции менеджмента, цели фирмы, стратегию организации; – объяснять: мотивационную структуру поведения людей в организации, сущность коммуникационных процессов; – сравнивать/различать: власть и лидерство, основные фонды и оборотные средства, бухгалтерский и управленческий учет; – применять: формы и методы планирования, алгоритм принятия решений, оптимальные методы постановки и достижения цели. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: – решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями; – совершенствования собственной познавательной деятельности; – оценки происходящих событий и поведения людей в хозяйственной жизни; – осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования управленческой информации. Учебно-тематический план, 10 класс, 16 часов
Учебно-тематический план, 11 класс, 16 часов
Содержание программы элективного курса «Основы менеджмента» Тема1. НАЧАЛА МЕНЕДЖМЕНТА(6ч) Менеджмент и менеджеры. Менеджмент как синтетическое понятие. Профессия – менеджер. Качества менеджера. Предмет и продукт труда менеджера. Роли менеджера. Уровни менеджмента в организации. Менеджмент и управление. Общая характеристика управления. Менеджмент как управление хозяйственными системами. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Проблемы современного менеджмента. Управление в условиях неопределенности. История науки менеджмента. Школа научного управления. Ф. У. Тейлор. Фрэнк и Лилиан Гилбретт. А. К. Гастев и научная организация труда. Классическая (административная) школа. А. Файоль. Школа человеческих отношений. М. П. Фоллет. Э. Мэйо. Хоторнские эксперименты. Концепция «человеческого фактора» Н. А. Витке. Количественная школа и вклад Л. В. Канторовича. Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ (10 ч) Организация и ее основные характеристики. Организация как открытая система. Структура организации. Организация как хозяйственная система. Виды предприятий. Эффективный и неэффективный собственник. Организационно-правовые формы предпринимательства. Коммерческие и некоммерческие предприятия. Цели и миссия организации. Организация и ее цели. Значение цели в менеджменте. Виды и характеристики целей. Совокупность целей и формирование дерева целей. Управление по целям. Миссия организации и ее определение. Этапы жизненного цикла организации. Организация снаружи. Взаимодействие организации с внешней средой. Среда прямого и косвенного воздействия. Регулирование отношений с обществом. Организация изнутри. Внутренняя среда организации. Структура внутренней среды. Организационная культура. Проектирование организации. Организационные структуры. Типы организационных структур. Механистические и органистические организации. Линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, матричные структуры. Стратегическое управление. Стратегия организации. Необходимость стратегического управления. Анализ внешней и внутренней среды – SWOT-анализ. Выработка стратегии. Матрица Бостонской консультативной группы. Типы стратегий. Выполнение стратегии. Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЛЮДИ В ОРГАНИЗАЦИИ (6 ч) Человек в организации. Организационное окружение. Ожидания человека и ожидания организации. Адаптация человека и изменение поведения. Типы обучения при вхождении человека в организацию: классическое, оперантное, социальное. Реакция на поведение (компенсация). Формальные и неформальные группы. Резюме для поступления на работу. Мотивация. Мотивация и мотивационный процесс. Концепции мотивации: традиционный подход Ф. Тейлора и концепция человеческих отношений Э. Мэйо. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Герцберга, теория приобретенных потребностей Мак-Клел-ланда. Процессуальные теории: теория ожидания, теория справедливости. Коммуникации. Сущность коммуникации. Внешние и внутренние коммуникации. Процесс коммуникации и его элементы. Этапы коммуникации. Коммуникационные барьеры и их преодоление. Виды коммуникации: устные, письменные. Невербальная коммуникация. Основные типы коммуникационных сетей. Руководство, власть, лидерство. Сущность руководства. Основы и источники власти. Взаимозависимость власти. Лидерство и власть. Лидерство и эффективность управления. Концепции лидерства. Стиль управления. Теории стиля управления: теория Дугласа МакГрегора. Этика руководителя. Деловой этикет. Внешний облик. Деловая переписка. Технология телефонных разговоров. Культура деловой речи. Конфликты в организации. Тема 4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ (10 ч) Организация производства. Предприятия и используемые ресурсы. Технология производства. Производственный менеджмент. Производственный процесс и его основные задачи. Основные фонды и оборотные средства. Показатели эффективности производства: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость. Резервы роста производительности труда. Пути повышения фондоотдачи. Маркетинг и сбыт. Сущность маркетинга. Изменение концепции маркетинга. Комплекс маркетинга. Маркетинговые исследования. Сегментация рынка и позиционирование товара. Жизненный цикл товара. Система сбыта. Реклама, ее достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий. Каналы распространения рекламы. Планирование. Сущность планирования как функции управления. Этапы планирования. Виды планирования по содержанию и срокам. Бизнес-планирование. Методы планирования. Цикличность планирования. Бюджетирование. Стратегическое планирование. Прогнозирование. Принятие решений. Природа и характеристика управленческого решения. Виды решений. Теории принятия решений: классическая, поведенческая, иррациональная. Модели принятия решений. Алгоритм принятия решений. Определение проблемы, принятие решения, реализация решения. Этапы рационально-логического метода принятия решения. Экономические методы принятия решений. Метод исследования операций. Администрирование. Сущность администрирования. Бюрократическая организация М. Вебера. Описание процедур. Основные документы организации. Делопроизводство и документирование. Основные виды документов. Процедура подготовки документов. Делегирование полномочий. Норма управляемости. Формальные группы и этапы их становления. Групповое принятие решений. Контроль. Контроль как функция менеджмента. Сущность и значение контроля. Объекты контроля. Формы контроля: финансовый и административный контроль. Процесс контроля и его этапы. Контроллинг как форма стратегического управления. Подведение итогов. Менеджмент как комплексная дисциплина управления хозяйственной системой. Факторы эффективности менеджмента. Формы и средства контроля Знания обучающихся оцениваются по зачетной системе. Уровень знаний, умений и навыков оценивается с помощью тестов, практических заданий, познавательных задач. Обучающиеся пишут доклады, рефераты, составляют кроссворды, презентации проектов. Проводятся уроки-практикумы, ролевые игры, деловые игры, аукционы. Перечень учебно-методических средств обучения: Основная литература: 1. Учебное пособие «Основы менеджмента» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Федин С.В., Н.В.Федина, И.Б.Тесленко: – М.: Вита-Пресс, 2007.
Дополнительная литература: 1. Основы экономическое теории: Учебник для 10-11 кл. Профильный уровень образования/Под ред. С. И. Иванова. – В 2-х кн. – М.: Вита-Пресс, 2006.
|
Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача» Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Николая Николаевича Носова «Федина задача» | ||
Кубанская тема в украинской периодике: библиографический аспект П. П. Короленко, Ф. А. Бигдай, В. К. Чумаченко, М. В. Семенцов, А. И. Федина. Список имен можно продолжить. В этих заметках мне бы... |