Скачать 4.39 Mb.
|
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Ныртинского совхоза» Кукморского муниципального района Республики Татарстан 2013 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Содержание:
1.1. Нормативно-правовая база 1.2. Цели и задачи 1.3. Особенности условий 1.4. Принципы построения
2.1. Пояснительная записка 2.2. Учебный план 2.3. Учебные программы 2.4. Условия реализации образовательной программы 2.5. Планируемые результаты и способы оценивания достижений
1. Пояснительная записка к образовательной программе школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Ныртинского совхоза» является общеобразовательной средней школой. В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании») «разработка и утверждение образовательных программ» отнесена к компетенции образовательного учреждения. Образовательная программа школы сформирована, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании». В статье 9 (п.1) поясняется, что «образовательная программа определяет содержание образования определённого уровня и направленности», а в статье 14 (п. 5) говорится, что «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов» относятся к компетенции образовательного учреждения. Образовательная программа школы представляет собой совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. 1.1. Нормативно – правовая база. Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
Закон РФ «Об образовании»
1.2. Цели и задачи. Сегодня руководство страны, республики ставит проблему формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», основными составляющими которой являются обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная инфраструктура, здоровье учащихся. Цель образовательного процесса – повысить качество и эффективность школьного образования. Задачи образовательного процесса: - развить содержание образования учащихся с учётом требований общества к выпускнику школы; - обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности; - способствовать всемерному интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности каждого ученика. Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Ныртинского совхоза» направлена: - на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт; - на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования. - на обеспечение непрерывности образования: 1 уровень – 2 уровень – 3 уровень В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно: повышению уровня культуры личности школьников обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
1.3. Особенности условий. При разработке образовательной программы учтены: - возможности образовательной среды; -уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив; - материально-техническое обеспечение учебного процесса - в школе созданы условия для всех участников образовательного процесса; -традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д. 1.4. Принципы построения. Образовательная программа определяет:
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений. Образовательная программа регламентирует:
диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся. В тексте представлены образовательные программы
Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ. Образовательная программа - это маршрут, на котором образовывается личность, вместе с тем - это нормативный текст, в котором определены цели, ценности образования на соответствующей его ступени, а также пути их достижения. 2. Образовательная программа начального общего образования I уровень обучения (1-4 классы) 2.1. Пояснительная записка. 1 уровень обучения – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первом уровне обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими. Педагогический коллектив школы на первом уровне обучения: · создает условия для проявления и развития способностей и интересов ребёнка; · формирует желание и умение учиться, обеспечивает развитие у ребенка чувства собственной компетентности; · мотивирует интерес к знаниям и самопознанию; · оказывает помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества, формирует первые навыки творчества; · обеспечивает достаточно прочную базовую общеобразовательную подготовку, которая дает выпускнику начальной школы эффективно продвигаться в условиях разноуровневого обучения к следующей ступени. Важнейшим приоритетом начального образования первой ступени является формирование учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предоставляет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. Модель выпускника начальной школы. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие учащихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, навыками элементарного теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны: - освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями; - овладеть навыками учебной деятельности, сложными дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни; - овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности. У выпускников начальной школы должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как семья, школа, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим. Готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.
Осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества. Уроки «Литературного чтения» помогают детям понять и принять данную компетенцию. Потребность выполнять правила для учащихся, уметь различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основы индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
Готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками такими, как умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществлении индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и в школе. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным. Желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом. 2.2. Учебный план Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Ныртинского совхоза» составлен на основе федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом МО и Н РТ № 1312 от 9.03.2004 года; Приказ МО и Н РФ от 31.01.2012года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; Приказ МО и Н РФ от 1.02.2012года №74 «О внесении изменений в федеральный и базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО и Н РФ от 9.03.2004года №1312; Приказ МО и Н РТ №4154\12 от 9.07.2012г., приказ МО и Н РТ от 9.07.2012г. №4154\12 «Об утверждении базисных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования; на основании методического письма МО и Н РТ от 23.06.2012г. №7699\12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС»; На основании приказа МО и Н РТ от 10.07.2012г. №4165\12 «Об утверждении базисных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования, Законы РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках Республики Татарстан» 2012-2013 учебного года для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования; Приказ МО и Н РТ от 2.08.11г. №3933\11, а также в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СаПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3.03.2011, рег.№19993); Приказ МО и Н РТ от 3 июня 2011г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 9.03.2004г. №1312. Учебные планы разработаны на основе Закона РФ «Об образовании», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона РФ «О языках народов РФ» №126-ФЗ от 24.07.1998г. Учебные планы разработаны на основе учебных планов общеобразовательных учреждений РТ в рамках основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования в условиях введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Учебный план сохраняет в необходимом объёме содержание образования, обязательное на первой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между отельными учебными предметами. Образовательные программы и учебный план школы предусматривают выполнение государственного образовательного стандарта. Рабочие образовательные программы выполнены по единой форме, с указанием используемого учебно-методического комплекта. Содержание и структура образовательной программы реализуемой посредством данного учебного плана обусловлена статусом школы. Требования государственного образовательного стандарта в части образовательного минимума содержания образовательных программ выполняются в полном объёме, исполняется федеральный и региональный компонент. Максимальный объём учебный нагрузки соответствует требованиям СанПиНа. - Учебно – методический комплекс к учебному плану МБОУ «СОШ пос. Ныртинского совхоза» на 2012 – 2013 учебный год полностью соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Учебный план МБОУ «СОШ пос. Ныртинского совхоза» представляет недельный вариант распределения учебных часов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Учебный план МБОУ «СОШ пос. Ныртинского совхоза» для 1- 4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года для 1 класса 33 учебные недели, для 2–4 классов – 34 учебных недель. Продолжительность урока для 1 класса 35 минут, для 2–4 классов – 45 минут. Режим работы 2-4-х классов по шестидневной учебной неделе Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое и общественно-полезная деятельность) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, шефство над детскими садами. I уровень обучения – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими. Учебный план 1 класса МБОУ «СОШ пос. Ныртинского совхоза», реализующего ООП НОО ФГОС в 2011-2012 учебном году, является нормативным документом, определяющим максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределение учебного времени, отводимого на основании содержания образования по 1 классу и учебным предметам. Учебный план для 1-х классов МБОУ «СОШ пос. Ныртинского совхоза» разработан на основе: - Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594); - примерной основной образовательной программы начального общего образования; - Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции); - Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» № 44ЗРТ от 18.07.2004г. -основная образовательная программа МБОУ «СОШ пос. Ныртинского совхоза» Содержание и структура учебного плана 1 класса определяются требованиями ФГОС НОО РФ вариант №3, согласно рекомендациям МО и НРТ выбрана модель 4 реализующих программы общего образования государственных образовательных стандартов. Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 недели. В соответствии с ФГОС НОО на уровне начального общего образования следующие планируемые результаты :
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Согласно СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 проводится 3 часа физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки, для увеличения двигательной активности обучающихся. При составлении рабочих учебных программ по физической культуре руководствовались «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», направленным письмом Министерства образования и науки России от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры». Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов 3- 4 урока и 3 дня в неделю - не более 5 уроков, за счет уроков физической культуры. Продолжительность учебного года: 2 – 4 классы - 34 учебных недель Продолжительность уроков 45 минут. Компонент образовательного учреждения во 2-х-4-х классах распределен следующим образом:
Английский язык. Учебный предмет изучается со 2 по 4 класс по УМК авторов Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В, Денисенко О.А., Трубаневой Н.Н. в объеме 2-х часов в неделю. Методическая концепция данного курса характеризуется следующими основными положениями:
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. Элементы основ безопасности жизнедеятельности, а также разделы социально-гуманитарной направленности преподаются в качестве модулей, включенных в содержание предмета «Окружающий мир». «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» Данный предмет способствует развитию логического и абстрактного мышления, что позволяет учащимся начальной школы успешно обучаться математике. В 4-х классах вводится учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики», утверждённый распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012г.№84, в объёме 1 часа в неделю. На преподавание учебного предмета «Физическая культура» отведено по 3 часа в неделю. Учебный план ориентирован на непрерывность и преемственность в содержании с основным общим образованием. Обеспечивает целостность педагогической системы школы и создает условия для эффективной организации образовательной деятельности на основе концептуальных принципов учреждения, а также учитывает культурно-образовательные потребности и запросы регионального и местного уровня. Учебный план составлен в соответствии с максимально допустимым в неделю объемом учебной нагрузки: во 2-4 классах - 26 учебных часов. Татарский язык изучается на основе программ национальных школ. В учебном плане представлены все образовательные области, предусмотренные базисным планом. 2.3. Учебные программы Обучение осуществляется по типовым государственным программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованным МОи Н РФ. Все используемые программы обеспечивают получение качественного начального общего образования всеми категориями учащихся. Наряду с традиционными образовательными программами реализуются программы «Перспектива», «Перспективная начальная школа», «Школа России». В школе реализуется программа предшкольного образования для будущих первоклассников, выравнивающая стартовые условия для получения начального образования и делающая доступным качественное обучение на первой ступени. Внутренним условием, обеспечивающим качественную реализацию программ, является их преемственность и завершенность, которая обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего образования. |
Образовательная программа мбоу «сош пос. Новый» Получение нового качества образования обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Вого качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карабашская средняя общеобразовательная... | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Благодатновская средняя... | Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Содержание образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лучковская средняя общеобразовательная... | ||
Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Горютинская средняя общеобразовательная школа» | Образовательная программа основного общего образования Муниципального... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3им. Ю. И. Тлюстена» | ||
Основная образовательная программа на 2013-2017 годы муниципального... Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №38 городского округа город якутск | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнечелнинская сош»»... | ||
Приказ №213 от 6 сентября 2013 года образовательная программа основного... ... | Приказ №213 от 6 сентября 2013 года образовательная программа среднего... ... | ||
План реализации программы воспитательной работы Муниципального бюджетного... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Яснополянская средняя общеобразовательная школа | Программа внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №174» советского района г. Казани |