Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А





Скачать 148.84 Kb.
НазваниеРабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А
Дата публикации12.08.2014
Размер148.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа

«Рассмотрено на заседании

педагогического совета»

протокол № ___ от

«___»_______ 2012г

«Утверждаю»

Директор БОУ «Плосковская ООШ»

Л.В. Девятилова / _________ /

Приказ № ___ от

«___»_______ 2012_ г



Бюджетное образовательное учреждение ГМР ВО «Плосковская ООШ»
Рабочая программа

по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч. год.

Учитель Игнатюк И. А.

2012 год

п. Плоское

Пояснительная записка
Изучение курса «Обществознание» призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, его основных сферах, отражая идеи гуманизации образовательного процесса. Освоение основных проблем курса «Обществознание» способствует социализации учащихся, создавая базу для решения жизненно важных проблем.

«Обществознание» является интегрированным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии, экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Кратко представляя каждую науку, её базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык – одна из базовых идей данной дисциплины.
Цель рабочей программы соответствует заявленной роли курса.

Целью изучения «Обществознания» (включая экономику и право) создание условий, способствующих формированию мировоззренческой модели старшеклассников, позволяющей им успешно адаптироваться в современном обществе.
Обозначенная цель рабочей программы достигается путем решения следующих задач:

-создать условия для усвоения знаний (на уровне функциональной грамотности) системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина, ценностях;

-создать условия для становления эмоционально-личностного отношения к социально-значимым ценностям (гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях);

-обеспечить реализацию на практике полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях, познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Нормативные документы.

Рабочая программа по курсу «Обществознание» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (2004), примерной программы по обществознанию основного общего образования, программы по обществознанию под редакцией А.И. Кравченко, С.И., Козленко и И.В. Козленко) 2011 г.
.Особенности программы.

Курс ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе (8-9 классы) последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей, изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Рабочая программа (вслед за примерной программой и государственным стандартом) предполагает изучение целого ряда теоретических положений на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок. При этом значительное внимание уделяется практико-ориентированному подходу.

В программу были внесены коррективы с учетом компетентностного подхода.
Место программы в образовательном процессе: программа обществознания в 9 классе продолжает целевую и содержательную линию 8-го класса, согласно учебному плану изучение курса «Обществознание» в 9 классе рассчитано на 34 часа. Курс ведется 1 час в неделю.
Описание основных методов и технологий, способов и форм работы с обучающимися.

Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Сочетать прагматическую и аксиологическую направленности обучения курса «Обществознание» призвано согласование имеющегося субъективного опыта ученика с усваиваемым общественно-значимым, формирование личностно-значимого образа мира. Конструировать личностно-ориентированные учебные ситуации позволяют три базовые технологии: технология учебного диалога; технология имитационных игр, технология задачного подхода. Данные технологии конкретизируются через серию активных и интерактивных приемов обучения обществознанию.

Осуществление личностно-ориентированной модели обучения на основе обозначенных технологий реализуется в сочетании следующих элементов:

- эвристические методы познания (А.В.Хуторской);

организационные формы деятельности обучающихся:

Коллективные (лекция, лекция-диалог, семинар, экскурсия, практикум, защита творческих работ, игра (деловая, ролевая), зачет, защита творческих работ, дискуссия);

Групповые (лекция, лекция-диалог, семинар, экскурсия, практикум, защита творческих работ, игра (деловая, ролевая), зачет, защита творческих работ, дискуссия, вертушка, игра по станциям, проект);

Индивидуальные (консультации, зачеты, экзамены, защиты творческих работ, практикумы (олимпиады, конкурсы, исследовательская деятельность), проект).

- типология уроков: урок изучения нового материала; урок-практикум, урок обобщения и систематизации, комбинированный урок, конференция, семинар, урок контроля и коррекции знаний.
Требования к уровню подготовки

Образовательный стандарт и примерная программа предусматривают формирование у обучающихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, поэтому приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

-следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

-выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-на использование элементов причинно-следственного анализа;

-на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Система отслеживания и оценивания результатов представлена перечнем контролирующих заданий:

-оформление таблицы

-выполнение заданий практикума

-составление схемы

-устный опрос

-письменный опрос

-поиск решение проблемы, выхода из социально-значимой ситуации

-тест (письменный, компьютерный)

-реферат

-зачет

-эссе

-творческая работа

-анализ текста

-взаимоконтроль

-проверка конспекта (письменного, опорного)

-понятийный диктант

-дерево решений

-синквейн.

Оценка результативности образовательной деятельности проводится систематически. После изучения глав и разделов проводятся зачетные задания. В конце учебного года - контрольная работа.

Содержание программы

Программа обществознания в 9 классе продолжает целевую и содержательную линию 8-го класса и содержит три основных раздела:

I раздел – « Политическая сфера».

Изучая эту сферу жизни общества, учащиеся узнают сущность власти, виды и форм правления, политические режимы, роль соц.групп в политической жизни общества. При изучении этой темы обучающиеся учатся анализировать содержание предвыборных программ, новостных блоков, формируют основы осознанных политических предпочтений.

В процессе изучения данного раздела, обучающиеся овладевают опорными понятиями и терминами: влияние, сила, власть, авторитет, государство, политическая система, суверенитет, национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, формы правления, виды республик, власть (законодательная, исполнительная, судебная), гражданское общество. Гражданство, правовое государство, парламент, выборы, электорат, политическая партия, политическая система, политическая программа .

II раздел–« Человек и его права».

В этом разделе затрагиваются вопросы, с которыми ежедневно сталкивается каждый гражданин (права, обязанности, ответственность за нарушение закона). Изучая содержание нормативных актов, учащиеся формируют основы правовой грамотности.

В процессе изучения, данного раздела, учащиеся овладевают опорными понятиями и терминами: конституция, закон, права человека, гражданские права, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли права, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность, презумпция невиновности.

III раздел–« Духовная сфера».

Освоение данного раздела ориентирует обучающихся на изучение круга проблем, связанных с культурой, религией, искусством и образованием. Изучение данного раздела призвано также способствовать становлению мировоззренческой модели девятиклассников

В процессе изучения, данного раздела, учащиеся овладевают опорными понятиями и терминами: культура, искусство, наука, образование, религия (фетишизм, тотемизм, анимизм, христианство, ислам, буддизм) ,художественное творчество, миф, мифология, вера, верование, культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии, обычаи, традиции, церемония, ритуал, обряд, виды и типы культуры (элитарная, массовая, народная, молодежная субкультура), школа, институт, университет, академии.
Учебно-тематический план

Раздел

Количество

часов по УП.

Характеристика основных видов деятельности ученика

I.«Политическая сфера»

12

Раскрывать соотношение и функции основных органов власти в РФ.

Выполнять поиск необходимой информации, осуществлять перевод текстовой информации в форму схем.

Различать и сопоставлять различные типы политических режимов, форм правления, национально-государственного устройства.

Характеризовать власть и политику как социальное явление.

II. «Человек и его права»

10

Объяснять причины создания правовых институтов в обществе.

Называть, этапы формирование правового государства в РФ, основные права и свободы граждан РФ, функционирования правовых органов.

Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права, демократизация общества и гражданская позиция

Различать правовые стороны социальных ситуаций.

Моделировать практические ситуации

Раскрывать связь прав и обязанностей граждан РФ, поправки К РФ, взаимодействия основных правовых институтов в государстве.

III. «Духовная сфера»

8

Составлять классификацию и характеристику форм культуры, иллюстрируя их конкретными примерами.

Определять сущностные характеристики понятия «культура».

Приводить исторические примеры, иллюстрирующих формирование духовных ценностей.

Характеризовать образовательную политику Российского государства и систему образования.

Обосновать свое отношение к образованию.

Объяснять необходимость стремление к идеалу

Осуществлять рефлексию своих ценностей.

VI. «Повторение и обобщение»

4

Составлять описание социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Характеризовать сферы жизни общества

Определять основные понятия курса.

Называть основные черты и принципы демократического устройства.

Объяснять и конкретизировать процессы создания и усвоения достижений культуры.

Приводить примеры гражданственности и патриотизма.

Сравнивать сферы жизни общества.

Итого

34





Результаты обучения на конец года

Результаты по способу работы:

обучающиеся должны уметь воспроизводить основные понятия;

обучающиеся должны иметь навыки работы с учебником, со схемами и таблицами в нем, а также уметь составлять их самостоятельно, делать выводы;

совершенствование навыков работы с дополнительной литературой, периодической печатью, статистическими и публицистическими материалами;

развитие умения обобщать имеющиеся и вновь полученные знания, возможность применять их на практике.

развитие умения анализировать процессы, проходящие в обществе, делать самостоятельные выводы;

определение своей точки зрения, умение ее формулировать, осуществлять оценочные суждения.

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различного видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.

Результаты по содержанию:

овладение ключевыми понятиями;

знание основных сфер жизни общества, умение подробно характеризовать экономическую и социальную, политическую и духовную сферы;

знание типологий обществ, исторических процессов, свойственных развитию общества;

знание сущности влияния человека на природу и природы на человека, социальной среды на личность и личности на социальную среду;

знать основные гражданские права;

знать роль государства в политической системе. Сущность политики и права.

знать формы государства;

знать закономерности межнациональных отношений и конфликтов в обществе.

объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;

сущность правового государства;

характерные черты и признаки основных сфер общественной жизни;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Нормы оценки знаний

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

-5 (отл.) Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

-4 (хор.) Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

-3 (уд.) Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

-2 (неуд.) Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

-5 (отл.) Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

-4 (хор.) Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

-3 (уд.) Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

-2 (неуд.) Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

-5 (отл.) Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

-4 (хор.) Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

-3 (уд.) Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

-2 (неуд.) Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

-5 (отл.) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

-4 (хор.) Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

-3 (уд.) Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

-2 (неуд.) Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями

-5 (отл.) Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

- 4 (хор.) Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

-3 (уд.) Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

-2 (неуд.) Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи

-5 (отл.) Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

-4 (хор.) Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

-3 (уд.) Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

-2 (неуд.) Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Ресурсное обеспечение

Перечень оборудования.

Учебник, практикум, СД пособия по курсу, экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Список литературы для учителя и для обучающихся.

Программа:

Кравченко А.И. программа Обществознание курс для 8-9 « Русское слово» 2010.
Агафонов С.В. Обобщающие таблицы по обществознанию. 8—9 классы. Наглядное пособие. Комплект из 7 таблиц.

Агафонов С.В.Схемы по обществознанию. 8-9 классы. К учебникам А.И. Кравченко "Обществознание" для 8 класса и А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой "Обществознание" для 9 класса. М., «Спектр», 2007.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию, 8-9 класс; М., «Русское слово», 2009.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8—9 классы. М., «Русское слово», 2008.

Кравченко А.И. Тесты по обществознанию, 8-9 класс; М., «Русское слово», 2001

Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8—9 классы. М., «Русское слово», 2007.

Кравченко А.И.Задачник по обществознанию. 8—9 классы. М., «Русское слово», 2007.

Кравченко и Е.А. Певцовой "Обществознание" для 9 класса. М., «Спектр», 2007.

Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс. Поурочные методические разработки. М., «Русское слово», 2008.

Певцова Е.И. Обществознание Книга для учителя с поурочным планированием. М., «Русское слово», 2005.

Черных Р.М. Тематическое планирование курса обществознания. 9 класс М., «Русское слово», 2008.

Литература для обучающихся:

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М., «Просвещение», 2004

Кравченко А.И. Обществознание. 8-9 класс, часть I и II. М., «Русское слово», 2008 – 2009.

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. (К учебнику Кравченко А.И. «Обществознание. 9 класс») М., «Русское слово», 2010.

Интернет - ресурсы:

http://nios.ru/index.php?newsid=1009

http://window.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.ege.edu.ru/

http://katalog.iot.ru/index.php?cat=23

http://school-collection.edu.ru/

http://his.1september.ru/urok/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по истории России 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории,2007
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч...
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по истории Нового времени 8 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по Новой истории 7 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А
Настоящая программа обеспечивает изучение курса «Новой истории» с рубежа xv—xvi вв до концаxyiii в. (1500—1800) для учащихся 7 класса...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012...
В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по истории Средних веков 6 класс на 2013-2014 уч год. Учитель Игнатюк И. А
Рабочая программа по истории средних веков предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Курс истории на ступени...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа природоведение учитель: Соловьёва Н. В. Класс : 5 учебный год 2013-2014
Умк : Учебник Естествознание 5 класс. Плешаков А. А, Сонин Н. И. Москва. «Дрофа». 2012 г
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconУрока по обществознанию для 5 класса Нечаева Л. Г., учитель истории...
Умк по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2012
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа на 2013 / 2014 учебный год Учитель
Рабочая программа по обществознанию 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013)
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по предмету литература в 8 классе 2012 -2013 учебный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по истории на 2012-2013 учебный год 5 класс (68ч.)
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира», Просвещение, 2012 г
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по обществознанию для общеобразовательного 8 класса...
Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа По химии Год составления: 2013 – 2014 учебный год Класс 10 11
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А iconРабочая программа по черчению 8 9 класс 2012 2013 учебный год базовый...
Мбоу сош №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск