МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе
МГИМО (У) МИД России
А.И.Подберезкин
«______»_____________ 2012 г.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру
по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Москва-2012
Авторы программы:
ХОЛОПОВ А.В., д.э.н. профессор кафедры экономической теории, декан факультета МЭО МГИМО (университет) МИД РФ. ИВАШКОВСКИЙ С.Н., к.э.н., профессор , зав кафедрой экономической теории факультета МЭО МГИМО ( университет) МИД РФ Назарова И.Б.. ,к.э.н., доцент кафедры экономической теории МГИМО (университет) МИД РФ.
Программа курса утверждена на заседании Кафедры экономической теории .
Факультета международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России.
Протокол заседания № _7__ от «_11___» апреля________________ 2012 г. Подпись зав. кафедрой: _________ /Ивашковский С.Н../ Ивашковский С.Н., 2012
МГИМО (У) МИД России, 2012
Введение Данная программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по курсу «Экономическая теория». Вступительный экзамен проводится по систематическому курсу «Экономическая теория», включающему знания по разделам: микроэкономика и макроэкономика. Программа содержит характеристику основных тем названных разделов, список литературы, необходимой для подготовки к сдаче вступительного экзамена по экономической теории, и примерного перечня вопросов для подготовки к экзамену. Вступительный экзамен в аспирантуру по экономической теории нацелен на определение уровня теоретической подготовки выпускников высших учебных заведений в РФ, определенных ФГОС ВПО по направлению подготовки 08.01.00 «Экономика» (квалификация (степень) магистр), приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 543. Экзамен проводится в устной форме. Экзаменационные билеты включают: а) вопрос по микроэкономике; б) вопрос по макроэкономике. Критерии оценки знаний и умений АБИТУРИЕНТОВ
При принятии экзамена необходимо иметь в виду следующие критерии: - знание учебного материала предмета (учебной дисциплины); - наличие аналитического мышления; - владение категориальным аппаратом; - владение экономико-математическим инструментарием; - умение применять теоретические знания для анализа конкретных экономических ситуаций; - общий (культурный) и специальный (профессиональный) язык ответа.
Уровень знаний абитуриента определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» - ставится при полных, исчерпывающих, аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью в выражении мыслей и обоснованностью выводов, демонстрирующих знание источников, понятийного аппарата и умения ими пользоваться при ответе.
Оценка «хорошо» - ставится при достаточно полных и аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием понятийного аппарата и литературы по теме вопроса при незначительных упущениях при ответах.
Оценка «удовлетворительно» - ставится при неполных и слабо аргументированных ответах, демонстрирующих общее представление и элементарное понимание существа поставленных вопросов, понятийного аппарата и обязательной литературы.
Оценка «неудовлетворительно» - ставится при незнании и непонимании абитуриентом существа экзаменационных вопросов.
ПРОГРАММА КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
МИКРОЭКОНОМИКА Тема 1. Методологические проблемы экономической теории.
Модель “человека экономического” (homo economicus) и другие модели человека в экономической теории.
Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности людей - центральная задача экономического анализа. Определение предмета экономической теории. Экономическая теория как изучение экономического поведения людей. Мотивация и целевая функция экономической деятельности человека. Понятие рационального экономического поведения (рационального выбора). Полная, ограниченная и органическая рациональность.
Закон редкости и необходимость технологического выбора.
Кривая производственных возможностей (кривая трансформации). Понятие альтернативной стоимости, или издержек упущенных возможностей. Цена как альтернативная стоимость. Возрастающие издержки упущенных возможностей (издержки замещения) и конфигурация кривой трансформации.
Понятие хозяйственной системы. Трансакционные издержки и их виды. Трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Экономические институты и экономия трансакционных издержек.
Полный пучок прав собственности («перечень Оноре»). Права собственности как «правила игры». Роль государства как гаранта добровольности обменных сделок. Проблема спецификации прав собственности.
Частная, коммунальная и государственная формы собственности. Общая собственность (свободный доступ) и «трагедия общин».
Рыночное хозяйство и спонтанный порядок в координации экономического выбора. Координация выбора в иерархических системах. Взаимодействие рынка и государства в системе «смешанной экономики».
Тема 2. Рыночное равновесие.
Понятие рынка. Общественное разделение труда, сравнительные преимущества, обмен, автономия хозяйствующих субъектов в принятии решений как условия возникновения рыночного хозяйства. Трансакционные издержки и границы рынка. Субъекты рынка.
Понятие экономического и неэкономического блага. Товар. Спрос, предложение, конкуренция. Кривые спроса и предложения. Алгебраическое выражение функций спроса и предложения. Эффект дохода и эффект замещения. Нормальные и низкокачественные (низшие) товары. Товар Гиффена. Кривые Энгеля. Факторы смещения кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке. Равновесная цена. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.
Понятие эластичности. Эластичность спроса по ценам. Факторы эластичности. Коэффициент эластичности. Перекрестная эластичность спроса по ценам. Эластичность спроса по доходам. Эластичность предложения по ценам. Фактор времени и мобильности экономических ресурсов при характеристике эластичности предложения.
Тема 3. Теория потребительского выбора.
Потребительский выбор в условиях совершенной конкуренции. Кардиналистская концепция полезности. Спрос и убывающая предельная полезность. Первый и второй законы Госсена.
Ординалистская концепция полезности. Бюджетное ограничение. Кривая безразличия потребителя. Предельная норма замещения. Условия равновесия потребителя.
Тема 4. Теория фирмы и организационные формы бизнеса.
Технологический и институциональный подход при объяснении природы фирмы.
Трансакционные издержки и функционирование фирмы. Виды ресурсов, или активов (общие, специфические, интерспецифические). Основные типы контрактов: классический, неоклассический, отношенческий. Проблема оппортунистического поведения при анализе контрактных отношений. Проблема «принципал-агент». Фирма как особая форма организации контрактов.
Организационные формы бизнеса: индивидуальное владение, партнерство, корпорация и др. Преимущества и недостатки различных организационных форм бизнеса.
Общественные потребности и оптимальный размер фирмы. Малые, средние, крупные фирмы, их функциональная роль в рыночном хозяйстве.
Тема 5. Структура рынка и поведение экономических агентов в условиях совершенной конкуренции.
Основные типы рыночных структур: понятие совершенной и несовершенной конкуренции.
Конкурентное предложение и издержки производства. Альтернативные издержки фирмы (явные и неявные). Невозвратные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Издержки и нормальная прибыль. Постоянные и переменные издержки. Валовые, предельные, средние издержки. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффект масштаба и издержки фирмы.
Валовой и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Излишек производителя. Условие равновесия фирмы- совершенного конкурента (в краткосрочном и долгосрочном периоде). Максимизация прибыли и минимизация убытков. Квазирента.
Понятие предельной фирмы. Излишек потребителя, излишек производителя и взаимовыгодность обмена.
Тема 6. Структура рынка и поведение экономических агентов в условиях несовершенной конкуренции. Власть над ценой со стороны производителя в условиях рыночных структур несовершенной конкуренции (чистой монополии, дуополии, олигополии, монополистической конкуренции с дифференциацией продукта). Понятие «ценополучателя» и «ценоискателя». Открытая, закрытая, естественная монополия. Барьеры при вступлении в отрасль.
Цена, предельный доход и валовой доход в условиях несовершенной конкуренции. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Излишек потребителя и излишек производителя при несовершенной конкуренции. Проблема “мертвого убытка”( чистые потери от монополизации). Индекс Лернера как измеритель монопольной власти. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.
Особенности ценообразования в условиях естественной монополии.
Олигополистическая структура рынка. Концентрация рынка и способы ее измерения. Индекс Герфиндаля. Олигополистическая взаимозависимость. Теория игр при объяснении олигополистического поведения. «Дилемма заключенного». Ломаная кривая спроса, картель, ценообразование по принципу «издержки плюс», лидерство в ценах и другие формальные модели олигополии. Неценовая конкуренция.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта: степень монопольной власти, потери и выигрыш для потребителя. Монопсония: власть над ценой со стороны покупателя. Симметрия в положении монополиста и монопсониста.
Антимонопольное регулирование.
Тема 7. Экономика неопределенности, информации и страхования.
Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации (рынок «лимонов»). Неблагоприятный отбор. Неопределенность и риск. Измерение риска (объективная и субъективная вероятность, ожидаемое значение). Отношение людей к риску: противники риска, нейтральные к риску, склонные к риску. Концепция ожидаемой полезности при объяснении различного отношения людей к риску. Способы снижения риска (диверсификация, объединение риска, распределение риска и др.). Угроза недобросовестного поведения. Страхуемые и нестрахуемые риски. Страхование в бизнесе и других областях человеческой жизнедеятельности.
Механизм уменьшения асимметричности информации: рыночные сигналы и гарантии.
|