Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент





Скачать 61.03 Kb.
НазваниеВасильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент
Дата публикации10.07.2013
Размер61.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК РЕГИОНА: СТРАТЕГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Эльвира Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, экономический факультет, кафедра «Менеджмент и право»

e-mail: elvnika@mail.ru

Ключевые слова: Кластер, устойчивое развитие, государственное управление, региональное управление, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, кадровый потенциал, инновации, система подготовки кадров.
Становление АПК региона в качестве конкурентоспособного кластера как основы устойчивого развития аграрной экономики, настоятельно требует такого же поступательного развития и ее кадрового потенциала. Ведущая роль в этом процессе отводится использованию всех доступных механизмов, стратегий и инструментария, ускоряющих совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров на всех участках научной, управленческой и исполнительской цепочки.

Такой подход к изучению проблем повышения экономической эффективности подготовки кадров ставит новые задачи. Прежде всего, речь идет о выборе оптимальной и конкурентоспособной модели развития кадрового потенциала, о приоритетных направлениях, имеющих вполне понятный экономический результат, и реально обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественных кадров в АПК региона в условиях глобализации и состоявшегося вступления России в ВТО.

Потребность в разработке новых теоретических и практических подходов к решению проблем формирования и развития конкурентоспособного кадрового потенциала назрела давно и требует не только изучения мирового опыта в этой области, но и быстрых и достаточно эффективных форм реагирования на новые рыночные «вызовы» и новые реалии.

Известно, что наиболее успешной моделью экономического «преуспевания» как отдельных фирм, так и экономических систем, наиболее эффективной формой экономического роста является теория кластерного механизма.

Система подготовки кадров в АПК, в рамках аграрной отрасли отдельного региона может быть представлена на основе кластерной модели. Кластер в традиционном «экономическом» понимании определяется как «индустриальный» комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу.

Инновационность подходов к НИОКР, к поиску и обеспечению необходимыми средствами для внедрения новых стратегий способствует свободному обмену информацией и быстрому распространению цепочек взаимосвязей внутри кластера, в свою очередь порождающим новые возможности и новые решения. Интеллектуальные ресурсы, идеи образуют новые комбинации, кластер становится гибким инструментом, эффективным средством для преодоления замкнутости на внутренних проблемах, инертности и косности.

Ценность агропродовольственного и любого другого специализированного кластера заключается и в том, что возникает эффект динамичной синергии при параллельном формировании образовательного кластера в данной отрасли. Данный процесс неизбежно будет порождать подготовку кадров с высокой «потребительской» (прошу прощения за небольшой утилитаризм) ценностью, важной для успешной отрасли успешного региона и успешного государства. Конкурентоспособность становится заразительной и распространяется вверх по цепочке подготовки высокопрофессиональных кадров. Кластер, предоставляя исключительно благоприятные условия для развития специализированной системы подготовки кадров, производств заставляет поднять качество поставляемых им кадров и, тем самым, вынуждает своих потребителей (компании АПК региона) существенно повышать их конкурентоспособность.

Далее, получивший специальное образование на уровне современных стандартов и требований, персонал будет стремиться применить свои знания и навыки в аграрной отрасли, где уже существует реальный и потенциальный внутренний спрос. Особенно важным становится успешное продвижение современного опыта, успешных практик и бизнес-инструментария компаний мирового уровня, действующих в регионе, которые становятся проводниками специальных знаний, международных стандартов управления и сертификации, необходимых для устойчивого развития АПК региона.

На ранних этапах развития важно создать благоприятные условия и эффективный инструментарий повышения уровня конкурентоспособности образовательного кластера в АПК. Особую роль в этом процессе должны сыграть компании национального масштаба в АПК страны и региона, традиционно занимающие наиболее передовые и прочные позиции на соответствующих агропродовольственных рынках. Возможность эффективного симбиоза, органичного «врастания» грандов аграрного бизнеса в процесс кластеризации подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров АПК региона во многом, зависит и от того, как будет расширяться база национального преимущества, региональной и отраслевой конкурентоспособности. Возникают «репперные» точки, такие, как преимущества спроса, наличие механизмов создания специализированных факторов благоприятствования такому партнерству, учет системности процесса «доводки» высококвалифицированных сельскохозяйственных кадров на предприятиях производственного сектора и вузовской науки.

Что же мешает, на наш взгляд, эффективной кластеризации подготовки кадров в АПК региона? Во-первых, самым главным тормозом является отсутствие единой системы координации в национальной системе подготовки кадров. Зачастую благие инициативы в сфере «всеобщей модернизации» начинаются и заканчиваются только на различных «вариациях» по тому или иному «озвучиванию» проблемы. «Правильная» постановка задач модернизации, возможность «отрапортовать» о разработке «дорожных карт», или соответствующих «индикаторов» еще не означает, что будут просчитаны и смоделированы действенные инструментарии оценки и оптимальные мотивационные сценарии по управлению кадрами. Очень часто упускается проработка механизма эффективного мониторинга и адаптивного нивелирования возможных негативных последствий тех или иных законотворческих инициатив и принимаемых решений.

Вряд ли, например, одна из последних инициатив Правительства России по сокращению числа ВУЗов поможет возродить и сохранить былой потенциал инновационноемкого высшего образования в той же аграрной сфере. Негативный опыт сокращения «малокомплектных» школ в сельских районах уже продемонстрировал недальновидность подобных «регулирующих» воздействий для возрождения села в условиях сегодняшней «репопуляции».

Во-вторых, почему сейчас молодёжь недостаточно активно «идёт в науку», как фундаментальную, так и прикладную? Об этом свидетельствует отрицательная «кадровая» статистика: из года в год снижается количество защищаемых кандидатских и докторских диссертационных работ по аграрной тематике, происходит своеобразная «депопуляция элитных кадров» в АПК. Молодые специалисты уходят в коммерческую деятельность, нередко оставляя перспективные, но нерегулярно финансируемые научные разработки. Кроме того, отсутствие специальных налоговых льгот не способствует закреплению молодых специалистов на рабочих местах. Следствием такой нерациональной политики является «старение» кадров. Не соответствуют современным реалиям и тенденциям развития кадрового потенциала нормативы законодательного определения возраста молодого учёного. Например, возраст кандидата наук установлен до 35 лет, согласно Указа Президента Российской Федерации от 03.02.2005 № 120 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и их научных руководителей». Возраст доктора наук - до 40 лет (согласно Указу Президента Российской Федерации от 03.02.2005 № 121 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 г. № 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации»).

Для исправления сложившейся ситуации необходимо, на наш взгляд, прежде всего предоставить существенные, практически «сколковские» по содержанию, налоговые льготы отечественным предприятиям, ВУЗам, предлагающим работу по контракту молодым учёным (например, в технопарках, научно-производственных и консалтинговых фирмах, инновационных центрах при региональных аграрных ВУЗах). Инновационная стратегия развития АПК региона должна иметь и инновационные решения в системе обновления его кадров. Если не предпринять в ближайшее время такие эффективные меры, то вряд ли можно ждать «прорывного» инновационного развития нашего кадрового потенциала в вопросе привлечения молодых научных кадров в реальную экономику, в сферу аграрного производства, например, регионов Сибири и Дальнего Востока.

Только в этом случае развитие аграрной отрасли может привести к созданию или расширению своего образовательного кластера, который в свою очередь будет мощным рычагом экономического развития АПК региона, и, в итоге – условием формирования так называемого национального "золотого сечения" и региональной, и общероссийской экономики. Высокий уровень конкурентоспособности как агропродовольственного кластера, так и всего АПК региона, все более зависит от способности кадрового потенциала АПК постоянно генерировать и эффективно применять на практике все новые знания и самые современные инновационные технологии, поддерживать на высоком уровне собственную конкурентоспособность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В. 01 Налоги и налогообложение...
Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Савельева О. В., кандидат экономических наук, доцент Прибыткова Г. В
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconСоставитель Власова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент Рецензенты
Наумова И. В. кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента виб
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconДля студентов, обучающихся по специальности
Авторы-составители: кандидат экономических наук Мошин А. Ю., кандидат экономических наук, доцент Далисова Н. А
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. М. Максимцов, кандидат экономических наук, профессор А. В. Игнатьева, кандидат экономических наук, доцент Н. И. Малышев
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент icon«менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности
Авторы-составители: кандидат философских наук Григорьев Д. А., кандидат экономических наук, доцент Далисова Н. А
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconМп налоги и налоговое консультирование
Разработчики программы: Зав кафедрой, доктор экономических наук, профессор Холопов К. В.; кандидат экономических наук, доцент Артемкина...
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ
Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина...
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconПрограмма курса «Экономическое прогнозирование»
Программу курса разработала Ружинская Татьяна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент при участии Клинова Виленина Георгиевича,...
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconИнформация о деятельности нпф «Образование и наука» на территории Красноярского края
Разработчики программы: Зав кафедрой, доктор экономических наук, профессор Холопов К. В.; кандидат экономических наук, доцент Артемкина...
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconПрограмма по дисциплине «экономика и организация транспортного обеспечения...
Разработчики программы: Зав кафедрой, доктор экономических наук, профессор Холопов К. В.; кандидат экономических наук, доцент Артемкина...
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconБезопасность жизнедеятельности учебно-методический комплекс курса Пермь пгпу 2008
Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга...
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,...
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений»
Авторы-составители: кандидат экономических наук, доцент Малиновский Л. Ф., старший преподаватель Хайдарова Н. Н
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconПрограмма учебной дисциплины 1 Автор программы: Сафонов Г. Б., к...
Современная модель хозяйствования предусматривает развитие различных форм экономических отношений, что требует развития адекватных...
Васильевна Николаева, кандидат экономических наук, доцент iconРоль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск