Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе





НазваниеАвтор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе
страница1/5
Дата публикации24.10.2014
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5



Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С.И.
Общие сведения об учебном курсе.
Настоящий курс «Экономика и политика Индии» предназначен для студентов третьего курса специальности «Мировая экономика» факультета мировой экономики и мировой политики. Курс читается в первом и втором семестрах (модули 1-4). Продолжительность курса составляет 120 часов лекционных занятий. Он включает занятия по экономике и истории Индии, экономической географии, внутренней политике, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности. Второй модуль завершается зачетом и написанием эссе, а четвёртый модуль - подготовкой реферата по избранной студентом теме и общим экзаменом по курсу.
Цель курса состоит в комплексном ознакомлении студентов с историческими процессами в Южной Азии в доколониальный и колониальный периоды – в контексте всемирно-исторического процесса - с политическим, экономическим и духовным развитием Южной Азии; со спецификой индийской цивилизации; с природными и людскими ресурсами; с особенностями социально-экономической системы; ее экономическим и научно-техническим потенциалом; с особенностями экономического регионального развития страны; с основными тенденциями и факторами хозяйственного развития страны; с актуальными проблемами индийской экономической политики; с основными тенденциями эволюции политической системы, политической культуры и основных правовых институтов в Индии после достижения ею независимости; с геополитическими характеристиками Индии; с национальным и религиозным составом; с политико-географической картой современной Индии и проблемами федеративных отношений; с основными факторами и ведущими тенденциями международной деятельности Индии, ее местом и ролью в мировой политической и экономической системе.
Аннотация. Индия, бесспорно, уже вошла в состав мировых держав и превратилась в особую подсистему международных отношений. За последние полвека особо впечатляющих успехов Индия добилась в социально-экономической сфере. Средний ежегодный рост ВВП в Индии составил за последние 10 лет – более 7%, и страна вышла на четвертое место в мире по объему экономики, исчисленному по паритету покупательной способности. Прогнозы о дальнейшем росте южноазиатской страны на 5-5,5% в год являются средневзвешенными. Основой роста ВВП в Индии остаются внутренние источники.

Основной проблемой, вставшей сейчас перед Индией, стала возможность переноса нового возникающего строя Севера, где утверждается «экономика, основанная на знаниях». Для Индии свойственна самая высокая степень культурной динамики и научно-технической автономности среди развивающихся государств. В техническом плане Индия показала способность осваивать импортные высокие технологии и создавать свои. Страна добилась колоссального прорыва в сфере информационных технологий. Но огромным препятствием для Индии в плане создания нового общества является объективная социально-экономическая ситуация. Наличие огромного массива неквалифицированного (и часто неграмотного) населения не позволяет ей использовать многие модели развитых стран.

Радикальные перемены произошли в Индии и в социальной сфере, хотя, безусловно, перед страной по-прежнему стоят крайне сложные вопросы (проблема бедности, безработицы). Особое внимание следует уделить существованию кастовой системы, функционирующей в течение тысячелетий, что привело к значительной корреляции социального и экономического статуса (бедные в своей подавляющей массе происходят из традиционно бедных страт общества). Кастовая дискриминация была отменена законом полвека назад, но многие эксперты полагают, что она сохраняется. Политика индийских правительств после завоевания независимости была направлена на улучшение положения обездоленных, что вело к постепенной интеграции низов общества в политическую и социальную жизнь. В Индии в целом происходит размывание кастовой системы, что позитивно с гуманистической точки зрения, но достаточно негативно – с социально-политической. Кастовая система железным обручем стягивала общество и играла важнейшую роль в плане смягчения социальной напряженности.

С политической точки зрения, авторитет Индии на мировой арене продолжает серьезно расти, свидетельством чего являются разговоры о предоставлении стране места постоянного члена СБ ООН, о возможности ее включения в «Восьмерку» и т.д.

Продолжение независимого внешнеполитического курса считается по-прежнему крайне значимым для повышения статуса Республики. Особые опасения в Индии вызывают перспективы установления однополярного мира. При этом всемерное расширение экономических взаимосвязей с развитыми державами (Севером) стало одним из главных направлений с начала 90-х годов.

С военной точки зрения, Индия является одной из крупнейших военных держав мира (3-е место в мире по количеству военнослужащих). Индия стала ядерной державой еще в 1974 г., а сейчас в распоряжении Индии может находиться более 100 атомных боезарядов. В стране активно развивается ракетная программа.

Для индийской цивилизации свойствен срединный путь - развитие по широкому полю, но довольно далеко от чисто коллективистского и индивидуалистского векторов. При всех существенных отличиях от западной модели, именно определенная близость к западной цивилизации по подходу к фундаментальным проблемам и позволила Индии установить политическую систему, которая - по сравнению почти со всеми странами Юга - наиболее соответствует большинству западных параметров. Индия дает нам пример весьма успешной демократизации. По-видимому, определяющую роль играют особенности индийской цивилизации.

Перед страной по-прежнему стоят острейшие экономические, социальные и политические проблемы, однако на своем крайне длительном историческом пути Индия не раз сталкивалась с еще большими трудностями, и каждый раз их достаточно успешно преодолевала, сохраняя в целом свою цивилизационную парадигму.
Учебные задачи курса:

- дать студентам общее представление об историческом процессе в Южной Азии;

- объяснить основные характеристики индийской цивилизации и вскрыть разнонаправленную культурную динамику;

- осветить ситуацию с природными и людскими ресурсами;

- изучить особенности социально-экономической системы и экономического и научно-технического потенциала;

- проанализировать специфику экономического регионального развития страны;

- проследить основные тенденции и факторы хозяйственного развития страны;

- раскрыть актуальные проблемы индийской экономической политики;

- получить понимание студентами общих закономерностей формирования и эволюции политической культуры и политического развития стран Южной Азии;

- предоставить конкретную информацию о законодательной, исполнительной и судебной власти; местном самоуправлении; роли религий в политической культуре и политическом процессе; принципах государственного управления; механизме принятия решений; эволюции партийно-политической структур, ведущих политических лидерах; особенностях индийского федерализма;

- осветить особенности экономической и политической географии различных регионов Индии; физико-географические и природные условия Индии;

- дать целостные сведения о социальном развитии Индии;

- проследить демографическую ситуацию и проанализировать национальный и религиозный состав;

- изучить основные факторы и ведущие тенденции международной деятельности Индии, ее место и роль в мировой политической и экономической системе;

- развивать навыки самостоятельной работы по изучаемому региону и способности как критического осмысления текстов, написанных с различных политико-идеологических позиций, так и независимо оценивать вопросы, связанные с ходом событий;

- добиться свободного владения понятийным аппаратом; развивать навыки устной речи по академическим проблемам и письменных работ.
Требования к уровню освоения:

После изучения данного курса студент должен иметь базовые знания по экономике Индии, ее истории, внутренней и внешней политике, по экономическим и политическим процессам и экономической географии; о роли и месте Индии в мировой политике и экономике. Настоящий курс, наряду с другими курсами социогуманитарного образования, должен способствовать формированию у студентов целостного представления о развитии общества, о закономерностях всемирно-исторического процесса и о специфике проявлений этих закономерностей в отдельных странах.

Тематический план учебной дисциплины





Название темы и тематика

Всего часов

Аудиторные часы. Лекции

Самостоятельная

работа

Тема I

История и цивилизация Индии

32

20

12

1.

Современная Индия в мировой экономической и политической системе: общая характеристика


6


4


2

2.

Индия в доколониальный период

6

4

2

3.

Индия в колониальный период

6

4

2

4.

Индия после завоевания независимости


8


4


4

5.

Основные цивилизационные характеристики Индии


6


4


2

Тема II

Экономическое развитие Индии в независимый период

18

10

8

6.

Экономический курс Джавахарлала Неру

4

2

2

7.

Перемены в экономической политике (1964-1991 гг.)

6

4

2

8.

Экономическая либерализация в постбиполярный период

8

4

4

Тема III

Экономическая география Индии

28

14

14

9.

Природные ресурсы Индии

4

2

2

10.

Людские ресурсы

8

4

4

11.

Особенности регионального экономического развития страны


16


8


8

Тема IV

Основные параметры экономического развития Индии


68


36


32

12.

Основные принципы экономической политики


8


4


4

13.

Основные экономические показатели

4

2

2

14.

Аграрная экономика

14

8

6

15.

Экономическая и социальная структура обрабатывающей промышленности


8


4


4

16.

Энергетика

14

8

6

17.

Экономическая инфраструктура

8

4

4

18.

Научно-технический потенциал и инновационная экономика

8

4

4




Перспективы экономического развития Индии


4


2


2

Тема V

Финансовые проблемы

18

10

8

19.

Денежно-кредитная и валютная политика. Банковская система


12


6


6

20.

Налогово-бюджетная система

6

4

2

Тема VI.

Политические процессы и политическая система Индии


28


16


12

21.

Государственно-политическое устройство. Общая характеристика


4


2


2

22.

Политическая культура Индии и ее особенности


4


2


2

23.

Законодательная и исполнительная ветви власти


4


2


2

24.

Партийно-политическая структура

6

4

2

25.

Федерализм в Индии

6

4

2

25.

Социальная политика на федеральном уровне и в регионах


4


2


2

Тема VII.

Внешняя политика Индии и внешнеэкономические связи


24


14


10


27.

Основные векторы внешней политики Индии


4


2


2

28.

Политика Индии в Южной и Восточной Азии

4

2

2

29.

Американо-индийские отношения

4

2

2

30.

Российско-индийские отношения

6

4

2

31.

Внешняя торговля Индии и иностранные инвестиции


3


2


1

32.

СААРК: формирование, организация, направления деятельности


3


2


1




Зачет













Экзамен













Эссе













Реферат













Итого:

216

120

96



Базовый учебник отсутствует.

Формы контроля:

Оценка за зачет складывается из оценок за:

- эссе – 0,3;

- посещение лекций и активность на семинарах – 0,3;

- ответ на зачете – 0,4.

По каждому из вышеназванных видов текущего контроля дисциплины студент может получить по 10-бальной шкале соответственно:

- за эссе – 0,3 х Q 1;

- за посещение лекций активность на семинарах – 0,3 х Q 2;

- за зачет – 0,4 х Q 3, где Q 1, Q 2, Q 3 – оценки в 10-бальной шкале.
Итоговая оценка экзамена складывается из оценок за:

- реферат – 0,2;

- посещение лекций и активность на семинарах – 0,2;

- зачет – 0,2 (оценка после модуля 2);

- ответ на экзамене – 0,4.

По каждому из вышеназванных видов текущего контроля дисциплины студент может получить по 10-бальной шкале соответственно:

- за реферат – 0,2 х Q 1;

- за посещение лекций активность на семинарах – 0,2 х Q 2;

- за зачет – 0,2 х Q 3;

- ответ на экзамене - 0,4 х Q 4, где Q 1, Q 2, Q 3, Q 4 – оценки в 10-бальной шкале.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс построен по проблемному принципу. Структурно курс состоит из семи частей, соответствующих основным блокам преподавания – история, экономическая история, экономическая география, основные параметры экономического развития, финансы, политические процессы и политическая система, внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность.
Тема 1. История и цивилизация Индии

Введение. Современная Индия в мировой экономической и политической системе: общая характеристика

Лекция 1. Динамика развития Индии: достижения и проблемы. Роль страны в мировой экономической системе и перспективы дальнейшего развития.

Лекция 2. Превращение Индии в отдельную подсистему международных отношений. Страна в глобальной политике. Военное измерение. Культурно-цивилизационные параметры.
Индия в доколониальный период

Лекция 3. Индская цивилизация (культура Мохенджо-Даро и Хараппы). Арийская колонизация. Становление государственности. Эпоха Маурьев, кушанское государство, империя Гуптов. Социальный и экономический строй. Развитие культуры, возникновение индуизма.

Лекция 4. Мусульманское завоевание Северной Индии и Делийский султанат. Могольская империя. Реформы Акбара. Упадок империи.
Индия в колониальный период

Лекция 5. Британское завоевание Южной Азии. Экономические и социальные последствия колониального правления. Деградация автохтонной цивилизации. Сипайское восстание. Ликвидация Ост-Индской компании. Анклавное распространение капитализма. Особенности политической системы в Британской Индии и ее эволюция.

Лекция 6. Рост национального самосознания в Индии в новейшее время, механизм формирования национально-патриотической элиты, образование политических партий. Появление протогражданского общества. Национально-освободительное движение.
Индия после завоевания независимости

Лекция 7. Завоевание независимости и раздел страны: политические последствия. «Курс Неру». Национальные выборы в 1950-1960-х годах. Правая и левая оппозиция. Аграрная реформа и реорганизация штатов на лингвистической основе. Политический курс правительства Индиры Ганди (1966-1977 гг.).

Лекция 8. Введение чрезвычайного положения (1975 г.) и потеря ИНК (И) монополии на власть. Индия в 1980-х годах. Распад биполярного мира. Политика правительства Бхаратия Джаната Парти (1998-2004 гг.). Результаты возврата к власти ИНК (И) в 2004 г.
Основные цивилизационные характеристики Индии

Лекция 9. Возникновение цивилизации (природно-географические и этнолингвистические предпосылки). Временные рамки складывания Индийской цивилизации. Основные институты и ценности цивилизации.

Лекция 10. Индийская цивилизация в контексте мировой экономики. Жизненный потенциал Индийской цивилизации в меняющемся мире. Потенциал внешних и внутренних конфликтов. Интерцивилизационные диаспоры.*
*По желанию студентов может быть проведен круглый стол «Причины устойчивости демократии в Индии»

1. Основные институты и ценности Индийской цивилизации (сакральные тексты и предания; соотношение божественное – природное – человеческое; религиозные институты; человек – общество; характер социальной иерархии; базовые социальные ячейки: семья, община, каста, этно-конфессиональная общность и др.; сакральная и мирская легитимация власти; человек – труд; традиционное и инновационное в хозяйственной сфере).

2. Коллективизм / индивидуализм: срединный путь индийской цивилизации. Цивилизационные факторы внутриполитического развития. Значение кармы и дхармы. Кастовая система. Элитарная парадигма развития.

3. Методы колониального управления.
Литература

Алаев Л.Б. Традиционный Восток. - М.: МГИМО, 2005.

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. 2-е издание. - М.: Мысль, 1979.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука, Встреча культур. - 3-е изд. - М.: Восточная литература, 2000.

Бэшем А.Д. Чудо, которым была Индия. - 2-е издание. - М.: Восточная литература, 2000.

Гусева Н.Р. Джайнизм. - М.: Наука, 1968.

Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. - М.: Наука, 1977.

Древо индуизма /отв. ред. Глушкова И.П. - М.: Восточная литература, 1999.

Индийская цивилизация в глобализирующемся мире /Отв. ред. Лунев С.И., Хорос В.Г. - М.: ИМЭМО РАН, 2005.

Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь /гл. ред. Алаев Л.Б. - М.: Республика, 1996.

Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. - М.: ИВ РАН, 2002.

Куценков А. А. Индия: традиционный социально-культурный комплекс и политика // Восток. – 2001. - № 4; – 2002. - № 1.

Куценков А.А. Эволюция индийской касты. - М.: Наука, 1983.

Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. - М.: НаукаПереплет, 1992.

Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. - М.: Academia, 2001.

Мозолин В.П. Личность, право, экономика современной Индии. - М.: Наука, 1979.

Паниккар К.М. Очерк истории Индии. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961.

Широков Г.К., Лунев С.И. Россия, Китай и Индия в современных глобальных процессах. - М.: Московский научный общественный фонд, 1998.

Conflicting Images: India and the United States / Ed. by Glazer S. and Glazer N. Glen Dale. Md.: Riverdale, 1990.

Halbfass W. India and Europe: An Essay in Understanding. New York: State University of New York. Press, 1988.

Inden R. Imagining India. Cambridge, Mass.: Basil Blackwell, Inc., 1990.

Kulke H., Rothermund D. A History of India. London – New York: Routledge, 1998.

Kumar R. The Making of a Nation: Essays in Indian History and Politics. New Delhi: Manohar, 1989.

McEvilley Th. The Shape of Ancient Thought: Comparative Studies in Greek and Indian Philosophies. New York: Allworth Press, 2002.

The Oxford History of India / Ed. by Spear P. Delhi: Oxford University Books, 1988.

Raychaudhuri T. Perceptions, Emotions, Sensibilities: Essays on India’s Colonial and Post-Colonial Experiences. New Delhi and Oxford: Oxford University Press, 1999.

Sen Amartya. The Argumentative India. Writings on Indian Culture, History and Identity. London: Penguin Books, 2005.

Sen Kshiti Mohan. Hinduism. London: Penguin Books, 2005.

Wolpert S. A New History of India. New York: Oxford University Press, 2000.

Основная и дополнительная литература по теме 1


Алаев Л.Б. Традиционный Восток. - М.: МГИМО, 2005.

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. - 2-е издание. - М.: Мысль, 1979.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука, Встреча культур. 3-е изд. - М.: Восточная литература, 2000.

Брагина Е.А. Индия: сохранение опоры на собственные силы // Постиндустриальный мир и Россия / Отв. ред. Красильщиков В.А., Хорос В.Г. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Бэшем А.Д. Чудо, которым была Индия. - 2-е издание. - М.: Восточная литература, 2000.

Грановский А.Е. Накопление и экономический рост в Индии. - М.: Наука, 1983.

Гусева Н.Р. Джайнизм. - М.: Наука, 1968.

Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. - М.: Наука, 1977.

Деброй Б. Вызов глобализации и перспективы Индии // Постиндустриальный мир и Россия / отв. ред. Красильщиков В.А., Хорос В.Г. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Древо индуизма /Отв. ред. Глушкова И.П. - М.: Восточная литература, 1999.

Индийская цивилизация в глобализирующемся мире /Отв. ред. Лунев С.И., Хорос В.Г. - М.: ИМЭМО РАН, 2005.

Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь / гл. ред. Алаев Л.Б.. - М.: Республика, 1996.

Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. - М.: ИВ РАН, 2002.

Куценков А. А. Индия: традиционный социально-культурный комплекс и политика // Восток.- 2001.- № 4; 2002.- № 1.

Куценков А.А. Эволюция индийской касты. - М.: Наука, 1983.

Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. - М.: НаукаПереплет, 1992.

Лунев С.И. Индийский тигр готовится к прыжку // Металлы Евразии. - 2006. - N 2.

Лунев С.И. Индия в глобализирующемся мире // Глобализация и крупные полупериферийные страны/ отв. ред. В.Г. Хорос, В.А. Красильщиков, А.И. Салицкий. - М.: Международные отношения, 2003.

Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. - М.: Academia, 2001.

Маляров О.В. Государство и частный сектор экономики Индии. - М.: Наука, 1984.

Маляров О. В. Монополистический капитал в социально-экономической структуре Индии: Концентрация и централизация капитала. - М.: Наука, 1990.

Мозолин В.П. Личность, право, экономика современной Индии. - М.: Наука, 1979.

Паниккар К.М. Очерк истории Индии. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961.

Россия в глобальных процессах//Лунев С. Индийский марш; Давыдов А. Преодолевая стереотипы; Марки Д. Ошибочная альтернатива в подходе к Пакистану; Овчинский В. Пакистанская рулетка. - 2007. - N 4.

Широков Г.К., Лунев С.И. Россия, Китай и Индия в современных глобальных процессах. - М.: Московский научный общественный фонд, 1998.

Conflicting Images: India and the United States / Ed. by Glazer S. and Glazer N. Glen Dale. Md.: Riverdale, 1990.

Halbfass W. India and Europe: An Essay in Understanding. New York: State University of New York Press, 1988.

Inden R. Imagining India. Cambridge, Mass.: Basil Blackwell, Inc., 1990.

India 2008. //New Delhi. Indian Government: Publications Division, 2008.

Kulke H., Rothermund D. A History of India. London – New York: Routledge, 1998.

McEvilley Th. The Shape of Ancient Thought: Comparative Studies in Greek and Indian Philosophies. New York: Allworth Press, 2002.

The Oxford History of India / Ed. by Spear P. Delhi: Oxford University Books, 1988.

Raychaudhuri T. Perceptions, Emotions, Sensibilities: Essays on India’s Colonial and Post-Colonial Experiences. New Delhi and Oxford: Oxford University Press, 1999.

Rothermund D. An Economic History of India: From Pre-Colonial Times to 1986. London: Croom Helm, 1988.

Sen Amartya. The Argumentative India. Writings on Indian Culture, History and Identity. London: Penguin Books, 2005.

Sen Kshiti Mohan. Hinduism. London: Penguin Books, 2005.

Sidel M. Diaspora Philanthropy to India: A Perspective from the United States. Cambridge: Harvard University, 2003.

Wolpert S. A New History of India. New York: Oxford University Press, 2000.

http://www.rbi.org.in/ - статистика Резервного Банка Индии

http://dare.nic.in/ - Министерство сельского хозяйства Индии

http://commin.nic.in/ - Министерство торговли и промышленности Индии

http://finmin.nic.in/ - Министерство финансов Индии

http://powermin.nic.in/ - Министерство энергетики Индии

http://mospi.nic.in/ - Министерство статистики и реализации программ Индии

http://planningcommission.nic.in/ - Плановая комиссия правительства Индии

http://www.financialexpress.com/ index.php - газета “The Financial Express”

http://www.business-standard.com/index.asp - газета “Business Standard”
Тема 2. Экономическое развитие Индии в независимый период

Экономический курс Джавахарлала Неру

Лекция 11. «Курс Неру» и развитие «смешанной» экономики (преимущественное развитие государственного сектора; контроль над деятельностью крупных частных предпринимателей; помощь мелкому и среднему бизнесу; проведение аграрной реформы). Стратегия “самоподдерживающегося и самообеспечивающегося” роста.
Перемены в экономической политике (1964-1991 гг.)

Лекция 12. Перемены в экономической политике правительства Индиры Ганди (1966-1977 гг., 1980-1984 гг.). «Зеленая революция» (резкое улучшение качества семян, ирригационные работы, быстрое увеличение объема внесения минеральных удобрений и средств защиты растений). Концепция «организованного капитализма» в 1970-х гг. и дальнейшее усиление государства в экономике.

Лекция 13. Рост темпов развития в 1980-х гг. Отход от курса Неру во второй половине 1980-х гг. (постепенный отказ от приоритетного развития государственного сектора, снятие жесткого контроля над крупным капиталом, поощрение иностранных инвестиций, упор на развитие высоких технологий).
Экономическая либерализация в постбиполярный период

Лекция 14. Экономический кризис 1990-1991 гг. и начало политики либерализации. Подходы к экономическому развитию правительства БДП (1998-2004 гг.).

Лекция 15. Экономическая политика правительства ИНК (И) (с 2004 г.). Постепенность отхода от принципов протекционизма и снятия ограничений на импорт, ускорения приватизации, улучшения инвестиционного климата. Сохранение «полузакрытости» Индии.

Основная и дополнительная литература по теме 2


Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. - 2-е издание. - М.: Мысль, 1979.

Брагина Е.А. Индия: сохранение опоры на собственные силы // Постиндустриальный мир и Россия / Отв. ред. Красильщиков В.А., Хорос В.Г. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Грановский А.Е. Накопление и экономический рост в Индии. - М.: Наука, 1983.

Деброй Б. Вызов глобализации и перспективы Индии // Постиндустриальный мир и Россия / отв. ред. Красильщиков В.А., Хорос В.Г. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Индия: социально-экономические проблемы и пути их решения. М.: Институт востоковедения РАН, 2003.

Лунев С.И. Индийский тигр готовится к прыжку // Металлы Евразии. - 2006. - N 2.

Лунев С.И. Индия в глобализирующемся мире // Глобализация и крупные полупериферийные страны/Отв. ред. В.Г. Хорос, В.А. Красильщиков, А.И. Салицкий. - М.: Международные отношения, 2003.

Маляров О.В. Государство и частный сектор экономики Индии. - М.: Наука, 1984.

Маляров О. В. Монополистический капитал в социально-экономической структуре Индии: Концентрация и централизация капитала. - М.: Наука, 1990.

Медовой А.И., Галищева Н.В. Экономика Индии. - М.: МГИМО-Университет, 2009.

Растянников В.Г. Развитие капитализма в современной Индии. - М.: Наука, 1969.

Россия в глобальных процессах//Лунев С. Индийский марш; Давыдов А. Преодолевая стереотипы.- 2007. - N 4.

Широков Г.К. Индустриализация в Индии. - М.: ИВ АН СССР, 1971.

Яшкин В.А. Государственный капитализм и воспроизводство в Индии. - М.: Наука, 1970.

India 2008. New Delhi, Indian Government: Publications Division, 2008.

India’s Emerging Economy: Problems and Prospects in the 1990s and beyond / Ed. by Basu K. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2004.

Jetli K. N. India: Manpower, Employment Policy and Labour Welfare. 1947 to 2007. New Delhi: New Century Publications, 2006.

Mathur V. India: Economic Reforms and Social Sectors. New Delhi: New Century Publications, 2004.

Rothermund D. An Economic History of India: From Pre-Colonial Times to 1986. - London: Croom Helm, 1988.

Sidel M. Diaspora Philanthropy to India: A Perspective from the United States. Cambridge: Harvard University, 2003.

http://www.rbi.org.in/ - статистика Резервного Банка Индии

http://dare.nic.in/ - Министерство сельского хозяйства Индии

http://commin.nic.in/ - Министерство торговли и промышленности Индии

http://finmin.nic.in/ - Министерство финансов Индии

http://powermin.nic.in/ - Министерство энергетики Индии

http://mospi.nic.in/ - Министерство статистики и реализации программ Индии

http://planningcommission.nic.in/ - Плановая комиссия правительства Индии

http://www.financialexpress.com/ index.php - газета «The Financial Express»

http://www.business-standard.com/index.asp - газета Business Standard

Тема 3. Экономическая география Индии

Природные ресурсы Индии

Лекция 16. Пять основных природных региона (горы, Индо-Гангские равнины, Деканское плоскогорье, западная прибрежная низменность, восточная прибрежная низменность). Природный ландшафт и земельный фонд. Водные ресурсы. Минерально-сырьевые ресурсы. Типы природно-ресурсных районов. Флора и фауна.
Людские ресурсы

Лекция 17. Расовый и этнический состав населения. Численность и темпы прироста (резкое падение в новом веке). Проблема перенаселения. Рождаемость, смертность, продолжительность жизни.

Лекция 18. Половозрастная структура, гендерная проблема. Городское население, особенности урбанизации. Сельское население. Племена. Демографическая политика правительства.
Особенности регионального экономического развития страны

Лекция 19. Региональная природно-климатическая, ресурсная и экономическая специфика. Северо-Центральная Индия (союзная территория Дели, штаты Уттар-Прадеш, Уттаранчал, Джаркханд, Химачал-Прадеш) и Северо-Западная Индия (штаты Пенджаб, Харьяна, Раджастхан, Джамму и Кашмир, союзная территория Чандигарх).

Лекция 20.* Перспективы развития Северо-Восточной Индии (штаты Ассам, Мегхалая, Трипура, Манипур, Мизорам, Нагаленд, Аруначал Прадеш).

Лекция 21. Восточная Индия (штаты Западная Бенгалия, Бихар, Орисса, Сикким) и Центральная Индия (штаты Мадхья Прадеш, Чаттисгарх).

Лекция 22. Западная Индия (штаты Махараштра, Гуджарат, Гоа, союзные территории Дадра и Нагар Хавели, Даман и Диу) и Южная Индия (штаты Андхра Прадеш, Тамилнад, Карнатака, Керала). Союзные территории (Пондишери, Андаманские и Никобарские острова, Лакшадвип).
* При желании студентов вместо лекции можно провести «мозговую атаку» на тему «Перспективы развития Северо-Восточной Индии».
Основные блоки:

1) Природно-климатическая специфика Северо-Восточной Индии (штаты Ассам, Мегхалая, Трипура, Манипур, Мизорам, Нагаленд, Аруначал Прадеш).

2) Основные ресурсы региона и возможности их освоения.

3) Экономическое положение в регионе и перспективы его улучшения.

4) Этнолингвистическая ситуация в Северо-Восточной Индии и дальнейшее политическое развитие региона.

Основная и дополнительная литература по теме 3


Индия: страна и ее регионы /отв. ред. Ванина Е.Ю. – 2-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2004.

Индия – союз штатов. Проблемы политического и социально-экономического развития. - М., 1981.

Индия 80-х годов: тенденции социально-политического развития /ред.-сост. Бельский А.Г., отв. ред. Хорос В.Г. - М.: АН СССР ИНИОН, 1990.

Плешова М.А. Индийская федерация. Единство в многообразии // Федерализм. Теория и история развития (сравнительно-правовой анализ). - М.: Юристъ, 2000.

Плешова М.А. Федерализм в Индии и России: конституционно-правовые, социальные и экономические аспекты // Восток. - 2000. - №2.

Сдасюк Г. В. Штаты Индии. - М.: Мысль, 1981.

Bridging the Digital Divide: Lessons from India / Ed. by Kenniston K. and Kumar D. Bangalore: National Institute of Advanced Study, 2000.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconПрограмма обязательного учебного курса для специальности 030501. 65
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconПрограмма обязательного учебного курса для специальности 030501. 65
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconРабочая программа учебной дисциплины «история государства и права россии»
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconВ. В. Клочков тестовые задания по учебной дисциплине «История политических...
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconМетодические рекомендации по курсу историография истории россии для...
Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Н. М. Ушаков, доктор исторических наук, профессор Е. Г. Тимофеева
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;...
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconАвтор: Жиряков И. Г
Автор: Жиряков И. Г. доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук Москов­ской академии экономики и...
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconМетодические указания, программа и планы семинарских занятий Для...
Составители: доктор исторических наук, профессор Н. Н. Кабытова, кандидат исторических наук, доцент В. А. Тюрин
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе icon1. Общие понятия о метрологии
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconРоль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconПрограмма отражает современный уровень исторических исследований...
...
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доктор исторических наук, профессор, факультет истории, политологии и права, историко-филологический институт, профессор
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы программы – доктор социологических наук, профессор Н. Е. Покровский, доктор философских наук, кандидат психологических наук...
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconПрограмма религиоведческой школы 18-20 марта
Лектор – священник Георгий Ореханов, доктор церковной истории, доктор исторических наук, профессор, проректор по международной работе...
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе iconПрограмма дисциплины демократия и авторитаризм в современном мире...
Проблемы демократического строительства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск