Скачать 1.58 Mb.
|
Министерство образования и науки РФГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университетим. В.П. Астафьева»Кафедра экономической географии ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050103.65 «География» (отделение непрерывного образования) Квалификация «учитель географии» Количество часов 370 ( аудиторных – 62 час., внеаудит. – 308 час.) 8 семестр: лекции -16 час. Семинары - 12 9 семестр: лекции -16 час. Семинары – 8 час. Контрольная работа, экзамен 10 семестр: Семинары – 8 час. экзамен Красноярск 2013 Рабочая программа составлена к.г.н., доцентом И.Х.Усмановой, к.г.н., Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономической географии «______»___________________ 2013 г. Заведующий кафедрой д.э.н., профессор А.И.Шадрин Одобрено учебно-методическим советом «____»__________________2013г. Председатель НМСС В.А. Берестнев ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономическая и социальная география зарубежных стран» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050103.65 «География» на 2012/13 учебный год
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ дополнения и изменения рабочей программы на 2012/13 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экономической географии «___» _____ 2013 г. Внесённые изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан /Директор «___________»________________ 2013 г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Экономическая и социальная география зарубежных стран» для студентов заочной формы обучения по специальности 050103.65 «География» состоит из следующих элементов:
В соответствии с действующим учебным планом программа для ОНО рассчитана на 370 часов, из них 62 часа - аудиторные занятия (32 часа- теоретический курс и 30 часов - лабораторно-практические занятия). Занятия проводятся на IV и V курсах (8, 9, 10 семестры), в 9 семестре предусмотрена контрольная работа, в 9 и 10 семестрах проводятся итоговые экзамены. Выписка из ГОС ВПО по экономической и социальной географии зарубежных стран Теоретические подходы к регионализации мира: регион (культурный регион), субрегион, страна. Географическое страноведение. Зарубежная Европа. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Интеграционные процессы в регионе. Субрегионы и страны: Средняя Европа (ФРГ, Франция, Великобритания), Южная Европа (Италия, Испания), Северная Европа, Центрально-Восточная Европа (Польша). Зарубежная Азия. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Новые индустриальные страны Азии. Субрегионы и страны: Восточная Азия (Китай, Япония), Юго-Восточная Азия, Южная Азия (Индия), Юго-Западная Азия. Африка. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Африка – континент конфликтов. Различия между Северной и Тропической Африкой. Страны: Египет, Нигерия, ЮАР. Северная Америка. Экономико- и социально-географическая характеристика США как мировой сверхдержавы. Основные сведения о Канаде. Интеграционные группировки в регионе. Латинская Америка. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Истрико-географические и этнокультурные особенности региона. Страны: Мексика, Бразилия. Австралия и Океания: общая характеристика. Австралийский Союз. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экономическая и социальная география зарубежных стран» для студентов ОНО по специальности 050103.65 «География» Введение Главная цель дисциплины – сформировать понятие о мировом хозяйстве как территориальной социально-экономической системе, принципах экономико-географического мышления, видеть исторические корни современных социальных и экономических проблем; опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт, адекватно оценивать текущую социально- экономическую ситуацию и принимать правильные решения. Основные задачи дисциплины : На современном этапе развития географической науки главной задачей дисциплины является изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете, дать экономико- и социально-географические и представления о происхождении, современных особенностях, закономерностях и тенденциях развития регионов мира и отдельных стран, рассматривая их в типологическом и индивидуальном срезах, привить умения и навыки изучения особенностей регионов, типологических групп и отдельных стран мира. Курс состоит из двух крупных разделов — «Экономически высокоразвитые страны» и «Развивающиеся страны», что соответствует сочетанию компонентного и комплексного подходов. В первом разделе рассматриваются экономически развитые страны Зарубежной Европы, США, страны переселенческого капитализма и Япония; второй охватывает развивающиеся страны Латинской Америки, Зарубежной Азии и Африки. Основными принципами отбора содержания и организации преподавания учебного материала являются научность, логичность, целостность. Особое значение имеет организация и проведение лабораторных занятий, в течение которых студенты учатся анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, овладевать современными методами географических исследований (при выполнении заданий по конкретным темам, при подготовке рефератов, докладов и др.) Заключением большой многоплановой работы является проведение различных форм итоговой аттестации, где проверяется глубина усвоения теоретических положений, умения применять их в теории и на практике – во время работы в школе. Дать представление о формировании и развитии мирового хозяйства и входящих в его состав стран; Познакомить студентов с отраслевой и территориальной структурой мирового хозяйства; Раскрыть особенности развития стран разного типа ; Изучить особенности развития отдельных регионов и наиболее крупных стран; Показать возможности использования полученных знаний в школьных курсах географии, в воспитательной работе со школьниками Экономическая и социальная география зарубежных стран является одной из ведущих базовых дисциплин федерального компонента в цикле дисциплин профессиональной подготовки. Она дает целостное представление о регионах и странах мира, мировом хозяйстве, завершает подготовку студентов по специальности 032500 «География» и опирается на знания, получаемые на предыдущих курсах – общая экономическая и социальная география, геология, картография с основами топографии, физическая география материков и океанов. С другой стороны, курс является опорным для физико-географических и региональных дисциплин (социально-экономическая география России, экономической географии Красноярского края, ландшафтоведение). Она тесно связана с экономическими и географическими дисциплинами, обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом о хозяйственном развитии человечества, и от качества, количества и полноты первичной общеэкономической информационной базы в значительной степени зависят выводимые экономической теорией законы и категории. Поскольку данная наука изучает хозяйственную жизнь разных стран и континентов, она тесно связана с географическими науками, демографической наукой и многими другими общественными дисциплинами (социология, политология, психология и др.). Студенты должны ЗНАТЬ:
Изучив дисциплину, студент должен УМЕТЬ:
РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ (УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Базовый модуль №1 Введение Европа как один из центров мирового хозяйства. Позиции в мире: сильные, слабые. Проблемы формирования единого экономического пространства; усиление геополитического Западно-Европейского центра в связи с распадом СССР, СФРЮ, ЧССР и другими политическими и экономическими изменениями, происходящими в странах Восточной Европы, формирование новых экономических связей между Западной и Восточной Европой, повышение экономического и социального уровней развития стран европейского союза (ЕС), создание единой инфраструктуры, решение экологических проблем. |
Тематическое планирование по курсу экономическая и социальная география мира. 10 класс Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников и сочетает экономико- географическое... | Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников | ||
Рабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория» «Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая,... Познакомить с основными глобальными проблемами современности, выделив экономико-географический аспект их исследования, понять место... | ||
Поурочное планирование по Экономической и социальной географии мира.... Учебник В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. Москва «Просвещение» 2011год | Рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 24, Экономическая,... Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует... | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Курс «Экономическая и социальная география мира» один из трех основных курсов экономической и социальной географии, который входит... | Педагогическая практика аспирантов учебно-методический комплекс рабочая... Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Программа по географии Учебный план по географии 10кл Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Источники географических знаний. Н. Н.... | Рабочая программа предназначена для планирования преподавания курса... Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом... | ||
Рабочая программа по географии Экономическая и социальная география мира | Учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география... При проведении уроков используются учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (издания 2000-2004... | ||
Программы: Программа курса «Экономическая и социальная география... Неклюдов Александр Анатольевич – учитель географии и краеведения моу комсомольской сош | Николай Николаевич Баранский вошел в историю науки как основоположник... Баранский разрабатывал основополагающие методологические проблемы учета природной среды в экономической географии и географического... |