Кафедра экономической географии экономическая и социальная





НазваниеКафедра экономической географии экономическая и социальная
страница1/11
Дата публикации27.10.2014
Размер1.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»


Кафедра экономической географии

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ


ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебно-методический комплекс дисциплины


Специальность: 050103.65 «География»

(отделение непрерывного образования)

Квалификация «учитель географии»


Количество часов 370 ( аудиторных – 62 час., внеаудит. – 308 час.)

8 семестр: лекции -16 час.

Семинары - 12
9 семестр: лекции -16 час.

Семинары – 8 час.

Контрольная работа, экзамен
10 семестр: Семинары – 8 час.

экзамен

Красноярск 2013
Рабочая программа составлена к.г.н., доцентом И.Х.Усмановой, к.г.н.,

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономической географии «______»___________________ 2013 г.
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор А.И.Шадрин


Одобрено учебно-методическим советом

«____»__________________2013г.

Председатель НМСС В.А. Берестнев
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ «Экономическая и социальная география зарубежных стран» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050103.65 «География»

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Общая экономическая и социальная география

Экономической географии

Сократить в курсе тему «Этапы развития мирового хозяйства», т.к. она рассматривается в курсе СЭГ ЗС

« « 20 г

Пр. №

кафедры экономической географии

Экономическая и социальная география зарубежных стран

Экономической географии

Сократить материал по историческим факторам развития ведущих стран, т.к. он рассматривается в курсе «Экономическая история развитых стран»

« « 20 г

Пр. №

кафедры экономической географии

Экономическая

теория

Кафедра

экономической

теории

Увеличить в курсе материал по эпохе первоначального развития капитализма, т.к. он недостаточно глубоко рассматривается

Курсе СЭГ ЗС

« « 20 г

Пр. №

кафедры экономической географии


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
дополнения и изменения рабочей программы на 2012/13 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

  1. Изменилось название университета на титульном листе

  2. Изменилось название министерства образования и науки на титульном листе

  3. Добавились литературные источники в карту литературного обеспечения


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экономической географии «___» _____ 2013 г.

Внесённые изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой

Декан /Директор

«___________»________________ 2013 г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Рабочая программа дисциплины

  1. Введение

  2. .Содержание теоретического курса дисциплины

  3. .Тематический план

  4. .Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

  5. .Карта литературного обеспечения

  6. .Технологическая карта рейтинга

  1. Методические рекомендации для студентов и преподавателей

  2. Банк контрольных заданий и вопросов

  3. Тематика рефератов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Экономическая и социальная география зарубежных стран» для студентов заочной формы обучения по специальности 050103.65 «География» состоит из следующих элементов:

              1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  1. Методические рекомендации для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Экономическая и социальная география зарубежных стран»

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Экономическая и социальная география зарубежных стран», который представлен различными тестами, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Тематики контрольных работ, которая отображает актуальные и значимые проблемы дисциплины и проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

В соответствии с действующим учебным планом программа для ОНО рассчитана на 370 часов, из них 62 часа - аудиторные занятия (32 часа- теоретический курс и 30 часов - лабораторно-практические занятия). Занятия проводятся на IV и V кур­сах (8, 9, 10 семестры), в 9 семестре предусмотрена контрольная работа, в 9 и 10 семестрах проводятся итоговые экзамены.

Выписка из ГОС ВПО по экономической и социальной географии зарубежных стран

Теоретические подходы к регионализации мира: регион (культурный регион), субрегион, страна. Географическое страноведение. Зарубежная Европа. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Интеграционные процессы в регионе. Субрегионы и страны: Средняя Европа (ФРГ, Франция, Великобритания), Южная Европа (Италия, Испания), Северная Европа, Центрально-Восточная Европа (Польша).

Зарубежная Азия. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Новые индустриальные страны Азии. Субрегионы и страны: Восточная Азия (Китай, Япония), Юго-Восточная Азия, Южная Азия (Индия), Юго-Западная Азия.

Африка. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Африка – континент конфликтов. Различия между Северной и Тропической Африкой. Страны: Египет, Нигерия, ЮАР.

Северная Америка. Экономико- и социально-географическая характеристика США как мировой сверхдержавы. Основные сведения о Канаде. Интеграционные группировки в регионе.

Латинская Америка. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Истрико-географические и этнокультурные особенности региона. Страны: Мексика, Бразилия.

Австралия и Океания: общая характеристика. Австралийский Союз.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономическая и социальная география зарубежных стран»

для студентов ОНО

по специальности 050103.65 «География»

Введение
Главная цель дисциплины – сформировать понятие о мировом хозяйстве как территориальной социально-экономической системе, принципах экономико-географического мышления, видеть исторические корни современных социальных и экономических проблем; опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт, адекватно оценивать текущую социально- экономическую ситуацию и принимать правильные решения.

Основные задачи дисциплины :
На современном этапе развития географической науки главной задачей дисциплины является изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете, дать экономико- и социально-географические и представления о происхождении, современных особенностях, закономерностях и тенденциях развития регионов мира и отдельных стран, рассматривая их в типологическом и индивидуальном срезах, привить умения и навыки изучения особенностей регионов, типологических групп и отдельных стран мира.

Курс состоит из двух крупных разделов — «Экономически высокоразвитые страны» и «Развивающиеся страны», что соответствует сочетанию компонентного и комплексного подходов. В первом разделе рассмат­риваются экономически развитые страны Зарубежной Европы, США, страны переселенческого капитализма и Япония; второй охватывает развивающиеся страны Латинской Америки, Зарубежной Азии и Африки.

Основными принципами отбора содержания и организации преподавания учебного материала являются научность, логичность, целостность. Особое значение имеет организация и проведение лабораторных занятий, в течение которых студенты учатся анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, овладевать современными методами географических исследований (при выполнении заданий по конкретным темам, при подготовке рефератов, докладов и др.)

Заключением большой многоплановой работы является проведение различных форм итоговой аттестации, где проверяется глубина усвоения теоретических положений, умения применять их в теории и на практике – во время работы в школе.

Дать представление о формировании и развитии мирового хозяйства и входящих в его состав стран;

Познакомить студентов с отраслевой и территориальной структурой мирового хозяйства;

Раскрыть особенности развития стран разного типа ;

Изучить особенности развития отдельных регионов и наиболее крупных стран;

Показать возможности использования полученных знаний в школьных курсах географии, в воспитательной работе со школьниками
Экономическая и социальная география зарубежных стран является одной из ведущих базовых дисциплин федерального компонента в цикле дисциплин профессиональной подготовки. Она дает целостное представление о регионах и странах мира, мировом хозяйстве, завершает подготовку студентов по специальности 032500 «География» и опирается на знания, получаемые на предыдущих курсах – общая экономическая и социальная география, геология, картография с основами топографии, физическая география материков и океанов. С другой стороны, курс является опорным для физико-географических и региональных дисциплин (социально-экономическая география России, экономической географии Красноярского края, ландшафтоведение).

Она тесно связана с экономическими и географическими дисциплинами, обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом о хозяйственном развитии человечества, и от качества, количества и полноты первичной общеэкономической информационной базы в значительной степени зависят выводимые экономической теорией законы и категории.

Поскольку данная наука изучает хозяйственную жизнь разных стран и континентов, она тесно связана с географическими науками, демографической наукой и многими другими общественными дисциплинами (социология, политология, психология и др.).

Студенты должны ЗНАТЬ:

  • Факторы экономического развития стран

  • Принципы экономического развития стран

  • Периодизацию экономического развития развитых стран

  • Исторические и географические особенности и специфику экономического развития главных капиталистических стран

  • типы и формы хозяйства

  • социальную и организационную структуру экономики

  • формы внешнеэкономических связей

  • экономическую политику государств

  • сдвиги в размещении производительных сил и др.


Изучив дисциплину, студент должен УМЕТЬ:

  • Объяснить причины успехов или неуспехов хозяйственного развития той или другой страны в конкретную историческую эпоху.

  • Сравнивать такие важнейшие социально-экономические явления и процессы, как эволюция систем землепользования и землевладения, развитие форм организации промышленного производства,

  • Анализировать связь между производительными силами и производственными отношениями

  • Делать самостоятельные выводы по изученному материалу

  • Проводить анализ статистического материала и статистических таблиц для получения нового материала

  • Анализировать информацию, полученную из разных источников



РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

(УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)


Модули (разделы)



Темы

Всего

Аудиторные, часы

Самостоятельная работа, часы

Всего аудиторных

Лекций

Лабораторно-практические занятия

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ №1


1. Зарубежная Европа

Оценка экономико- и политико-географического положения, природно-ресурсного потенциала.

6

2

2

-

4

2. Население Зарубежной Европы

8

2

-

2

6

3. Общая характеристика хозяйства и места в мировой экономике. Интеграционные процессы.

6

2

2

-

4

4. География промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы

8

2

2

-

6

5. Регионы Зарубежной Европы

4

-

-

-

4

6. Экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Центральной Европы

8

2

-

2

6

7. ЭГХ Северной Европы (Скандинавских стран и Финляндии)

6

2

-

2

4

8. ЭГХ Южной Европы

6

-

-

-

6

9. ЭГХ Центрально-Восточной Европы

4

-

-

-

4

10. Политико – и экономико-географическое положение США

8

2

2

-

6

11. Формирование территориального состава США

4

-

-

-

4

12. Оценка природно-ресурсного потенциала США

6

-

-

-

6

13. Основы государственного и административно-территориального устройства США

4

-

-

-

4

14. Население США: демографическая ситуация, половозрастной и национальный состав

8

2

-

2

6

15. Урбанизация в США

4

-

-

-

4

16. Общая характеристика хозяйства

6

-

-

-

6

17.Промышленность США: уровень развития, место в мировой промышленности, отраслевая и структура, концентрация производства6

6

2

2

-

4

18. География топливно-энергетической промышленности

6

-

-

-

6

19.География машиностроения США

6

2

2

-

4

20.Аграрно-промышленный комплекс США: размеры, состав, структура, уровень развития

6

-

-

-

6

21.География сельского хозяйства США

6

2

-

2

4

22.География транспорта США

6

-

-

-

6

23.Экономическое районирование США: опыты в зарубежной и отечественной литературе. Принципы районирования

6

2

-

2

4

24.Экономико-географическая характеристика мезорайонов и экономических районов США

6

-

-

-

6




ВСЕГО ПО 1 МОДУЛЮ

144

24

12

12

120

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ №2

1. Япония

Оценка политико- и экономико-географического положения Японии. Природные условия и ресурсы.

4

-

-

-

4

2. Историко-географические особенности развития Японии

8

2

2

-

6

3. Население Японии: демографическая ситуация, половозрастной состав, урбанизация

6

2

-

2

4

4. Общая характеристика хозяйства Японии: потенциал, место в мировом хозяйстве, отраслевая и функциональная структура, уровень концентрации и монополизации

8

2

2

-

6

5. География промышленности Японии: отраслевая и территориальная структура, факторы развития

4

-

-

-

4

6. Комплекс материалопроизводящих отраслей промышленности

6

-

-

-

6

7. География машиностроительного комплекса Японии

6

2

2

-

4

8. География сельского хозяйства Японии

6

-

-

-

6

9. Экономические районы и региональные проблемы Японии.

4

-

-

-

4

10.Сравнительная экономико-географическая характеристика стран переселенческого капитализма

8

2

-

2

6

11.Развивающиеся страны. Место в мировой экономике

4

-

-

-

4

12. Типологические черты развивающихся стран

8

2

2

-

6

13.Классификация развивающихся стран

6

2

-

2

4

14.ЭГП стран Латинской Америки. Оценка природно-ресурсного потенциала

6

-

-

-

6

15.Население Латинской Америки

4

-

-

-

4

16.Общая характеристика хозяйства Латинской Америки

8

2

2

-

6




17.ЭГХ Бразилии

6

2

-

2

4




18.ЭГХ Мексики

6

-

-




6




19.Сравнительная характеристика Андских стран

6

2

-

2

4




20.Сравнительная характеристика Ла-Платских стран

6

-

-

-

6




21.Сравнительная характеристика Центральной Америки и Вест-Индии

4

-

-

-

4




ВСЕГО ПО 2 МОДУЛЮ

124

20

10

10

104

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ 3

1. ЭГП Китая. Оценка природно-ресурсного потенциала

4

-

-

-

4

2. Население КНР

8

2

-

2

6

3. Основные этапы экономического развития КНР

6

2

2

-

4

4. Общая характеристика промышленности Китая

6

-

-

-

6

5. География топливно-энергетического комплекса Китая. Энергетические проблемы.

6

2

-

2

4

6. География сельского хозяйства Китая

8

2

2

-

6

7. ЭГХ населения Индии

6

-




-

6

8. Особенности современного этапа экономического развития Индии

8

2

2

-

6

9. География тяжёлой промышленности Индии

4

-

-

-

4

10.География сельского хозяйства Индии

8

2

-

2

6

11.Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Юго-Восточной Азии

4

-

-

-

4

12.Сравнительная ЭГХ стран Юго-Западной Азии

6

-

-

-

6

13.Формирование политической карты Африки

4

-

-

-

4

14.Население Африки

8

2

-

2

6

15.Роль Африки в международном разделении труда

8

2

2

-

6

16.Сравнительная ЭГХ стран Северной Африки

6

-

-

-

6




ВСЕГО ПО 3 МОДУЛЮ

102

16

8

8

86

Всего

370

62

32

30

308


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Базовый модуль №1

Введение
Европа как один из центров мирового хозяйства. Позиции в мире: сильные, слабые. Проблемы формирования единого эконо­мического пространства; усиление геополитического Западно-Европейского центра в связи с распадом СССР, СФРЮ, ЧССР и другими политическими и экономическими изменениями, происходящими в странах Восточной Европы, формирование новых экономических связей между Западной и Восточной Европой, по­вышение экономического и социального уровней развития стран европейского союза (ЕС), создание единой инфраструктуры, ре­шение экологических проблем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconТематическое планирование по курсу экономическая и социальная география мира. 10 класс
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников и сочетает экономико- географическое...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconРабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира»
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Экономическая,...
Познакомить с основными глобальными проблемами современности, выделив экономико-географический аспект их исследования, понять место...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconПоурочное планирование по Экономической и социальной географии мира....
Учебник В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. Москва «Просвещение» 2011год
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconРабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 24, Экономическая,...
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Курс «Экономическая и социальная география мира» один из трех основных курсов экономической и социальной географии, ко­торый входит...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconПедагогическая практика аспирантов учебно-методический комплекс рабочая...
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconПрограмма по географии Учебный план по географии 10кл
Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Источники географических знаний. Н. Н....
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconРабочая программа предназначена для планирования преподавания курса...
Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconРабочая программа по географии Экономическая и социальная география мира

Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconУчебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география...
При проведении уроков используются учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (издания 2000-2004...
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconПрограммы: Программа курса «Экономическая и социальная география...
Неклюдов Александр Анатольевич – учитель географии и краеведения моу комсомольской сош
Кафедра экономической географии экономическая и социальная iconНиколай Николаевич Баранский вошел в историю науки как основоположник...
Баранский разрабатывал основополагающие методологические проблемы учета природной среды в экономической географии и географического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск