Скачать 189.52 Kb.
|
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Руководство к выполнению курсового проекта Владивосток 2010 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Руководство к выполнению курсового проекта по направлению 070600.62 Дизайн Владивосток Издательство ВГУЭС 2010 ББК Руководство к выполнению курсового проекта по дисциплине «Основы дизайна городской среды» разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России и предназначено для студентов направления 070600.62 «Дизайн». Составитель: Масловская О.В., кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна Утверждено на заседании кафедры дизайна 03.12.2010, протокол № 3. Рекомендовано к изданию методическим советом института сервиса, моды и дизайна ВГУЭС. Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2010 ВВЕДЕНИЕФормирование среды обитания, в том числе дизайн городской среды, относится к числу наиболее актуальных проблем, решаемых современным дизайнером. «Основы дизайна городской среды» стоят в ряду важных дизайнерских дисциплин, формирующих дизайнера высшей квалификации, активного участника формирования окружающей предметной среды, воспитателя и выразителя культуры и эстетического вкуса общества. В ходе выполнения курсового проекта по дисциплине «Основы дизайна городской среды» студенты приобретают компетенции в области проектирования городских пространств различного типа и их элементов. Городские пространства формируются под воздействием многих факторов и на протяжении длительных периодов времени. Их проектирование требует от специалиста применения обширных знаний и умений, овладение которыми определяет задачи курса: - понимание специфики архитектурно-художественной деятельности, направленной на проектирование городской среды, - познание логики взаимодействия и умения решать сложный комплекс эстетических, функциональных, социо-культурных, политических, конструктивно-технологических и финансово-экономических вопросов в проектировании городских пространств, - совершенствование навыков проектного моделирования в области дизайна городской среды, ответственного обоснования принимаемых решений, умений работать в коллективе. Курсовой проект выполняется на топографической съемке реального городского пространства в масштабе М 1:500, 1:200, 1:100. Текстовая часть курсового проекта оформляется в соответствии с СТП 1.005-2004*. Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части дипломных, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам. — www.vvsu.ru/ портал Института непрерывного образования ВГУЭС/ Справочные и нормативные документы/ Стандарты ВГУЭС/ СТП 1.005-2004*. Выполнение курсового проекта тесно связано с такими дисциплинами, как проектирование в дизайне среды, ландшафтное проектирование, методика научных исследований. Знания и навыки, получаемые студентами в результате выполнения курсового проекта, необходимы при их возможной дальнейшей ориентации в дипломном проектировании, а также в профессиональной деятельности по созданию безопасной, удобной и привлекательной городской среды. Данное руководство к выполнению курсового проекта построено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению 070600.62 «Дизайн». 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ1. 1 Цель и задачи курсового проектаЦелью курсового проекта является закрепление теоретического материала и получение навыков по проектированию небольшого городского пространства. В число задач курсового проекта входит: - анализ и оценка исходной градостроительной ситуации, строения рельефа и исходных условий микроклимата, определение экологической эффективности проектируемого объекта и оценка состояния существующего озеленения; - разработка функциональной схемы рационального зонирования территории; - предложение композиционно-семиотической идеи проекта, последовательная работа над образом и доведение его до полноценного графического воплощения; - оформление проекта, его публичное обсуждение и защита. 1.2 Требования к компетенциям, приобретаемым при изучении курсаВ результате выполнения курсового проекта студент приобретает компетенции в области проектирования внешних городских пространств различного типа. Он должен знать композиционные закономерности формирования предметно-пространственного окружения, учитывать в своей работе функциональные, конструктивно-технологические и другие требования. В ходе выполнения курсового проекта студенты должны научиться: - выделять основные проблемы, формулировать актуальность, цель и задачи исследовательского и творческого процесса, понимать логику проектирования, справедливо оценивать его результаты и вырабатывать соответствующие выводы; - публично выступать и дискутировать в ходе защиты и критики авторских проектных идей; - последовательно овладевать творческими методами дизайнера, анализировать и синтезировать пространственные формы с точки зрения художественного языка и композиции, определять объемно-пространственную структуру, пропорции, особенности фактуры и цвета проектируемого объекта; - проектировать городские пространства различного масштаба и функционального содержания с учетом нормативных требований, технологии строительства объектов данного типа, а также существующего рынка строительных и отделочных материалов. 1.3 Объем времени и сроки выполнения курсового проектаКурсовой проект выполняется студентами в течение седьмого семестра самостоятельно вне основной сетки расписания занятий. Руководство процессом выполнения курсового проекта преподавателем осуществляется в режиме групповых и индивидуальных консультаций в объеме 3 часа на каждого студента в целом за семестр. Общее количество самостоятельных внеклассных занятий может варьироваться в зависимости от уровня общетеоретической и профессиональной подготовки студента, его способностей и организационных навыков. 1.4 Основные виды работы над курсовым проектом и особенности их проведенияСамостоятельная практическая работа студентов направлена на выполнение курсового проекта, включающего изучение проектного задания и предопределенной информации, натурные обследования внешней среды города (зарисовки, фотографическую фиксацию и обмеры), в том числе строительных площадок проектируемых объектов, поиск информации в библиотеке, дома, в интернет-классе, изучение материалов по дизайну городской среды, справочной, нормативной и периодической литературы, собственно работу студента над персональным или коллективным проектом. Контроль над ходом выполнения курсового проекта преподавателем осуществляется в режиме групповых и индивидуальных консультаций. 1.5 Техническое обеспечение дисциплиныДля проведения групповых консультаций необходима аудитория, оснащенная экраном, компьютером и мультимедийным оборудованием, индивидуальные консультации на эскизном этапе проработки проекта допустимо проводить в обычной аудитории, на завершающей стадии для контроля процесса необходимо компьютерное оборудование. Топографические съемки, задания на проектирование раздаются студентам как на бумажном носителе, так и в цифровом варианте. Для выполнения завершающих стадий курсового проекта студенты используют стационарный компьютер или переносной ноутбук, для перевода бумажной графики в цифровой формат – сканер, для печати — принтер или плоттер. При подготовке курсового проекта используются такие программы, как Microsoft Word (или другой текстовой редактор), 3D Max, AutoCAD (или ArchiCAD), Adobe PhotoShop (или CorelDraw) и др. 1.6 Виды контроля знаний студентов и их отчетностиПромежуточный контроль хода выполнения курсового проекта — выполнения клаузур, эскиз-идей, детальной проработки изображений, экспликации, компоновки курсового проекта в альбоме или на планшете — осуществляется на консультациях в течение семестра. Итоговый контролем является оценка за курсовой проект. При сдаче курсового проекта обязательны его представление аудитории и защита. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА2.1 Примерный перечень тем для курсовых проектов
Адресное местоположение объектов благоустройства уточняется в зависимости от приоритета разработки тех или иных участков городских пространств в данное время. В связи с особой актуальностью разработки ландшафта Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) перечень тем для курсовых проектов может быть конкретизирован следующим образом:
2.2 Состав и структура графической части курсового проектаГрафическая часть курсового проекта оформляется в виде иллюстративных приложений. В приложении А приводится ситуационный план участка в масштабе 1:2000. В приложении Б разрабатывается функциональная схема зонирования территории в масштабе 1:500, 1:200. Приложения В, Г, Д, Е, Ж отражают подбор и классификацию аналогов планировочных решений и основных элементов благоустройства. Приложение И представляет собой эскиз генерального плана, совмещенного с планом озеленения, планом размещения оборудования и малых архитектурных форм, планом покрытий дорожек и площадок в масштабе 1:500, 1:200, 1:100 и экспликацией. Общее планировочное решение должно демонстрировать размещение зданий, сооружений, озеленения, проездов, площадок, малых архитектурных форм. В приложении К изображается общий вид проектируемого объекта: перспектива с высоты «птичьего полета», выполненная вручную, фотография макета или отображение трехмерной цифровой модели (выбор техники оформления производится по согласованию с преподавателем). Здесь же приводится фотографическая фиксация существующего положения участка (фотография 8х12 или 10х15 см) с аналогичной точки зрения. В приложении Л разрабатывается поперечный профиль объекта или его части в масштабе М 1:500, М 1:200, М 1:100. В приложении М изображаются видовые кадры проектируемого объекта с точки зрения высоты глаз человека (рисунки не менее 10х15 см). Здесь же приводится фотографическая фиксация существующего положения участка (фотографии 8х12 или 10х15 см) с аналогичных точек зрения. В зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных методических и творческих задач, преподаватель может корректировать состав курсового проекта и масштаб составляющих его чертежей. 2.2 Состав и структура графической части курсового проекта3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА3.1 Очередность выполнения этапов курсового проектаРекомендуемая форма календарного плана-графика приведена в Приложении Б данного руководства. Получение задания на курсовое проектирование. Определение цели и задач курсового проектирования, состава проекта, составление календарного графика выполнения проекта. Анализ градостроительной ситуации. Цель работы: научиться анализировать и оценивать исходную градостроительную ситуацию. Содержание работы: анализ градостроительного положения. Результаты данного исследования иллюстрируются в Приложениях А и Б (Ситуационный план и Функциональная схема) курсового проекта. Анализ природно-климатических условий. Цель работы: научиться анализировать и оценивать строение рельефа и исходные условия микроклимата. Содержание работы: общая оценка строения рельефа; определение уклонов и ориентации склонов. Результаты данного исследования фиксируются в соответствующих подразделах первой главы курсового проекта. Экологическая оценка территории и оценка существующего озеленения. Цель работы: научиться определять экологическую эффективность проектируемого объекта и оценивать состояние существующего озеленения. Содержание работы: выявление экологических ограничений, определяющих санитарно-гигиенический комфорт территории и влияющих на выбор проектного решения; выявление возможностей защиты территории от солнца, ветра, шума, пыли и газа; натурная фиксация насаждений на участке; определение характера реконструкции озеленения (полная или частичная замена); выделение зон ограничений посадок; формирование предложений по новым посадкам и восстановлению растений. Поиск художественного образа. Цель занятий: поиск и определение композиционно-семиотической идеи проекта. Содержание занятий: предложение девиза будущего проекта; разработка абстрактной графической клаузуры; поиск возможного объемно-пространственного строения объекта в макете. Разработка эскиз-идеи проекта. Цель занятий: научиться последовательно работать над образом и доводить идею до ее полноценного графического воплощения. Содержание занятий: эскизное предложение окончательного варианта генерального плана; разработка графических набросков видовых кадров; представление эскиз-идеи аудитории, ее защита и утверждение преподавателями. Разработка функциональной схемы зонирования территории. Цель работы: предложить функциональную схему рационального зонирования территории. Содержание работы: определение основных функциональных зон и возможных связей между ними; разработка схемы основных транспортных и пешеходных связей; компоновка вариантов зонирования и выбор наиболее рационального из них. Разработка композиционной схемы организации проектируемого объекта. Цель работы: проработать композиционную схему организации пространства. Содержание работы: уточнение и детализация объемно-пространственного решения будущего объекта; формирование системы визуальных связей, акцентов, видовых точек и трасс восприятия, лучей, фокусных и доминантных точек; разработка сценария видовых кадров. Поиск и разработка приемов озеленения. Цель работы: научиться выполнять генеральные планы озеленения. Содержание работы: работа со справочной литературой по поиску необходимого ассортимента древесно-кустарниковых пород; изучение основных приёмов озеленения в соответствии с современными принципами размещения и группировки растений; разработка групп деревьев и кустарников с учётом декоративных свойств растений; разработка плана озеленения и сопутствующей ему ведомости элементов озеленения. Размещение оборудования и малых архитектурных форм на благоустраиваемой территории. Цель работы: научиться выполнять генеральные планы размещения оборудования и малых архитектурных форм. Содержание работы: предложение вариантов организации водных устройств и малых архитектурных форм; разработка схемы освещения территории; компоновка плана размещения малых архитектурных форм и соответствующей ему экспликации. Разработка мощения поверхности земли. Цель работы: научиться выполнять планы покрытий дорожек и площадок. Содержание работы: работа со справочной литературой по поиску необходимого ассортимента искусственных и естественных материалов; разработка плана покрытий дорожек и площадок и соответствующей ему экспликации; построение схем сечений покрытий дорожек и площадок. Оформление курсового проекта. Цель работы: оформить курсовой проект. Содержание работы: компоновка демонстрационных материалов с учетом размещения необходимых чертежей; оформление демонстрационных материалов; подготовка доклада. Сдача, защита и обсуждение курсового проекта. Цель работы: усовершенствовать навыки публичного обсуждения. Содержание работы: представление целей, задач, основных идей проекта; ответы на вопросы аудитории и оценивающей комиссии; оценка проектов комиссией; просмотр выставки и обсуждение проектов. 3.2. Обзор рекомендуемой литературыВ процессе выполнения курсового проекта студентам необходимо усвоить основные теоретические положения курса, получить знания о существенных особенностях типа проектируемых объектов. Типологические основы проектирования городской среды хорошо разобраны в: Шимко В. Т., Гаврилина А. А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды: Учебное пособие. – М.: Издательство Архитектура-С, 2004. – 104 с.: ил. Функционально-технологические требования, которые необходимо учитывать в дизайне городской среды, излагаются в: Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов /Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К. Кудряшов – М.: Архитектура-С, 2004. – 504 с.: ил., а также в: Тосунова М. И. Планировка городов и населенных мест: Учеб. Для строит. техникумов по спец. № 1201 «Архитектура». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1986. – 207 с.: ил. Особенности зрительного восприятия городской среды наиболее емко исследованы в: Беляева Е. Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. – М.: Стройиздат, 1977. – 127 с. Приемы ландшафтного проектирования всестороннее рассмотрены в: Крижановская, Н. Я. Основы ландшафтного дизайна: учебник для студ. вузов / Н. Я. Крижановская. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 204 с., а также Теодоронский, В. С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник для студ. вузов / В.С. Теодоронский, Е.Д. Сабо, В. А. Фролова. — 3-е изд. - М.: Академия, 2008. — 352 с. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре отражен в: Сокольская, А. Л. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты : учебное пособие для студ. вузов, обуч. по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / А. Л. Сокольская, В.С. Теодоронский, А. П. Вергунов. — М. : Академия, 2007. — 224 с., а также: Сычева, А. В. Ландшафтная архитектура: учебное пособие для студ. вузов / А. В. Сычева. - 4-е изд. — М. : Оникс, 2007. — 87 с. 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ4.1. Основная литература1. Крижановская, Н. Я. Основы ландшафтного дизайна: учебник для студ. вузов / Н. Я. Крижановская. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 204 с. 2. Сокольская, А. Л. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / А. Л. Сокольская, В.С. Теодоронский, А. П. Вергунов. — М. : Академия, 2007. — 224 с. 3. Сычева, А. В. Ландшафтная архитектура: учебное пособие для студ. вузов / А. В. Сычева. - 4-е изд. — М. : Оникс, 2007. — 87 с. 4. Теодоронский, В. С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник для студ. вузов / В.С. Теодоронский, Е.Д. Сабо, В. А. Фролова. — 3-е изд. - М.: Академия, 2008. — 352 с. 4.2 Дополнительная литература1. Беляева Е. Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. – М.: Стройиздат, 1977. – 127 с. 2. Ландшафтное искусство: газоны, посадки, цветники [Электронный ресурс]: практическое пособие / разраб.: Компания «Ландшафтное искусство». — Электрон. дан. и прогр. — М. : Новый диск, 2006. — 1 CD-ROM. 3. Ландшафтное искусство. Камень в саду. Использование камня. Работа с камнем [Электронный ресурс]: практические советы / разраб. «Ландшафтное искусство». — Электрон. дан. — М. : Новый диск, 2008. 4. Ландшафтное искусство. Вода в саду. Оформление водоемов. Жизнь в водоемах [Электронный ресурс]: практические советы / разраб. «Ландшафтное искусство». — Электрон. дан. — М. : Новый диск, 2008. 5. Ландшафтное искусство. Мощение. Лестницы. Подпорные стенки [Электронный ресурс]: практические советы / разраб. «Ландшафтное искусство». — Электрон. дан. — М. : Новый диск, 2008. — 1 CD-ROM. 4.3 Нормативная литература1. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» – М.: 2004. — 56 с. 2. Требования, ассортимент древесных пород и технические условия на проектирование объектов зеленого строительства в г. Владивостоке и других населенных пунктах юга Приморья. — ДВ ПромстройНИИпроект, 1989. 3. СТО 1.005 - 2004* «Стандарт ВГУЭС. Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам». Приложение АОбразец формата задания на курсовой проект МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт сервиса, моды и дизайна Кафедра дизайна УТВЕРЖДАЮ Заведующая кафедрой канд. арх., проф. _________А. В. Копьева ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Студента ________________________________________(Ф.И.О., группа) Тема проекта _______________________________________________________ Утверждена на заседании кафедры от «__» ____20__г. протокол №__________ Срок сдачи проекта ___________________________________________________ Исходные данные_____________________________________________________ Перечень вопросов, подлежащих исследованию или разработке: 1)____________________________________________________________ 2)____________________________________________________________ 3)____________________________________________________________ Перечень графических материалов _______________________________ Консультанты по работе (проекту) с указанием относящихся к ним разделов______________________________________________________ Научный руководитель __________подпись «__» ______________20__г. Исполнитель _______________ ___ подпись «__» ______________20__г. Приложение БОбразец формата плана-графика выполнения курсового проекта План-график выполнения курсового проекта Студент _____________________________________________________________________ (Ф.И.О., группа) Тема проекта ________________________________________________________________ Утверждена на заседании кафедры от _________протокол___________________
Преподаватель_______________ подпись «__» ______________20__г. Студент ____________________ подпись «__» ______________20__г. Приложение ВОбразец титульного листа курсового проекта МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФВладивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт сервиса, моды и дизайна Кафедра дизайна УТВЕРЖДАЮ Заведующая кафедрой канд. арх., проф. _________А. В. Копьева КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине «Основы дизайна городской среды» Ландшафтный дизайн детской игровой площадки по ул. Монтажная, 7 БДЗ–07–103. 000. КП Студент гр. БДЗ -07-01 Ли Ли Руководитель ассистент А. А. Левченко Нормоконтролер ст. преподаватель Т. А. Баишева Владивосток 2011 Приложение ГПримеры графического оформления эскиз-идеи генерального плана, продольного профиля территории и видового кадра улицы Приложение ДПример выполнения общего вида рекреационной территории Приложение ЕПримеры выполнения видовых кадров рекреационных территорий Рис. 1. Видовой кадр образовательной зоны в городском парке Рис. 2. Видовой кадр прогулочной зоны со скамьями и озеленением в городском парке Рис. 3. Видовой кадр прогулочной зоны с водными устройствами в городском парке Рис. 4 Видовой кадр зоны перекрестка улиц в пригороде Рис. 5. Видовой кадр прогулочной зоны с выставочным оборудованием в городском сквере Рис. 6. Видовой кадр городского бульвара Рис. 7. Видовой кадр прогулочной зоны набережной Рис. 8. Видовой кадр рекреационной зоны со скамьями, водными устройствами и озеленением в городском парке |
Руководство к выполнению курсового проекта по дисциплине «Основы дизайна городской среды» Руководство к выполнению курсового проекта по дисциплине «Основы дизайна городской среды» разработано в соответствии с требованиями... | Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине... Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсового проекта. Даны общие требования к курсовому проекту,... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине... ... | Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология машиностроения» Методические указания содержат основные сведения о составе курсового проекта и указания по его разработке, знакомят с характером... | ||
Руководство к выполнению курсового проектирования содержит примерный... Руководство предназначено для студентов специальности 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» всех... | Методические указания и индивидуальные задания по выполнению курсового проекта по дисциплине Студенты, работающие над проектом должны помнить, что залогом высококачественного и своевременного завершения проекта является систематическая... | ||
Программа дисциплины «Инженерно-технологические основы дизайна среды» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины «Инженерно-технологические основы дизайна среды» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Курсовое проектирование 2» Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Оборудование комплексов спортивно-оздоровительного сервиса» | Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века» Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века» составлено в соответствии с требованиями... | ||
Реферат Работа посвящена созданию курсового проекта по основам ngn Целью дипломной работы является разработка курсового проекта, который позволит обобщить и дополнить пройденный материал по основам... | Руководство к выполнению контрольной работы №1 по дисциплине «Синтаксис» Синтаксис. Программа, вопросы экзамена, контрольные работы и руководство к их выполнению по дисциплине «Синтаксис современного русского... | ||
Методические указания по выполнению курсового проекта для специальности... Ское обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и предназначен для закрепления и углубления знаний по технологии и организации... | А. В. Долматов Руководство к выполнению контрольных работ по дисциплине Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок и транспортно-технологического оборудования | ||
А. В. Долматов Руководство к выполнению контрольных работ по дисциплине Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок и транспортно-технологического оборудования | Методические указания к выполнению курсовых проектов Красноярск 2010 Маркетинг: Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 080507. 65 всех форм обучения. Красноярск,... |