Основы управления инновационными проектами
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Сущность инновационного проекта и составляющие процесса управления им 5
1.1Понятие инновационного проекта. Особенности инновационного проекта в сфере услуг 5
1.2 Факторы успеха инновационных услуг 7
1.3 Управление инновационным проектом 11
Глава 2. Управление инновационными проектами в сфере услуг 14
Заключение 22
Список используемых источников 24
Приложение 1. Общая схема цикла управления инновационными проектами 25
Введение В течение последних двух десятилетий в России сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами, представляющая собой раздел теории управления социально-экономическими объектами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.
Инновационная деятельность сводиться к разработке инновационных проектов и программ. Инновационные проекты и программы реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества. Следовательно, инновационные проекты и программы играют важную роль в государственной научно-технической политике, имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники.
В отечественной практике концепция управления проектами (Project Management) нашла отражение в широком применении (как в современных, так и в прежних условиях) программно-целевого метода управления (особенно планирования), предусматриваюшгего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ и проектов представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Развернутая система проектов и программ реализуется и в научной, и в инновационной сферах. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующегося хозяйственного механизма управления научно-техническим развитием страны.
Цель данной работы – осветить составляющие процесса управления инновационными проектами в сфере услуг.
Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решены следующие задачи:
дать определение понятию «инновационный проект»;
выявить факторы успеха инновационных услуг;
рассмотреть понятие и принципы управления инновационными проектами;
особенности управления инновационных проектами в сфере услуг.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
При подготовке к написанию работы были изучены научные труды следующих авторов: Балабанов В.С., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Гольдштейн Г. Я. и др. Исследованы материалы периодических изданий и интернет-источников.
Глава 1 Сущность инновационного проекта и составляющие процесса управления им Понятие инновационного проекта. Особенности инновационного проекта в сфере услуг В настоящее время единого общепринятого определения слова «проект» в литературе нет. В общем случае для сферы услуг понятие «инновационного проекта» можно сформулировать следующим образом. Инновационный проект представляет собой сложную управляемую, а, следовательно, хорошо структурированную и упорядоченную систему взаимообусловленных, взаимоподчиненных и взаимоувязанных по ресурсам и срокам экономических субъектов совместного производства услуг, деятельность которых направлена на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники1.
При этом в сфере услуг под инновационным проектом можно понимать создание новых видов услуг, новых технологий и оборудования, повышающего качество и эффективность производства услуг, новых предприятий и объединений сферы услуг, обеспечивающих, с одной стороны, неудовлетворенные потребности населения в определенного вида услугах, а с другой стороны, создание новых рабочих мест в муниципальном образовании. Это, прежде всего, внедрение в производство результатов исследований в области создания нового оборудования, технологий и материалов, применение которых позволяет улучшить качество и сократить сроки производства услуг.
Основными разделами инновационного проекта в сфере услуг являются:
Раскрытие содержания и актуальности проблемы (идеи);
Построение дерева целей проекта, формируемое на основе маркетинговых исследований и структуризации решаемой проблемы;
Определение ресурсов, требующихся для реализации проекта;
Разработка системы мероприятий по реализации дерева целей проекта;
Проведение комплексного обоснования проекта;
Обеспечение реализации проекта;
Экспертное заключение проекта;
Выбор и обоснование механизма реализации проекта и системы мотивации.
Между проектом и внешней средой обычно осуществляется тесное взаимодействие и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации. Внешняя среда характеризуется факторами следующего вида: политическими; экономическими; социальными и научно-техническими. Таким образом, важным условием успешной реализации проекта является правильное его выделение из окружающей среды для формирования проблемной среды реализации проекта, в рамках которой принимаются решения по управлению проектом. При этом важно не только правильно ограничить в окружающей среде рамки реализуемого проекта, но и правильно определить и описать его взаимодействие с внешней средой.
Для организации эффективного управления инновационным проектом целесообразно рассматривать две границы его выделения их окружающей среды. На первом уровне определяется внутренняя среда проекта, включающая объект инновационной деятельности и непосредственных исполнителей инновационного проекта. На втором уровне формируется проблемная среда проекта, включающая внешнюю среду или все объекты окружающей среды, с которыми он непосредственно взаимодействует.
Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает2:
комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;
количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;
непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;
обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;
сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта;
межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.
|