Кафедра маркетинга и коммерции





Скачать 379.85 Kb.
НазваниеКафедра маркетинга и коммерции
страница1/3
Дата публикации08.11.2014
Размер379.85 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Экономика > Основная образовательная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И КОММЕРЦИИ

ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Рабочая программа учебной дисциплины

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Направление 100700.68 Торговое дело

Международная торговля

Владивосток

2013

ББК

Рабочая программа учебной дисциплины «Технология международных коммерческих операций» составлена в соответствии с требованиями ООП: 100700.68 Торговое дело на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Сидоров В.П., канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции

Утверждена на заседании кафедры МК от 15.05.2013г., протокол № 9.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, протокол № 8 от 21. 06. 2013г.


Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Учебная программа дисциплины «Технология международных коммерческих операций» составлена для слушателей магистратуры направления «Торговое дело». В программе предложено десять наиболее значимых, по мнению автора, тем, которые освещают вопросы организации внешнеторговых операций и техники их осуществления.

В раскрытии каждой международной коммерческой операции внимание уделяется прежде всего сущности и специфическим особенностям её осуществления, поскольку техника их осуществления и инструментарий отличны от аналогичных торговых операций на внутреннем рынке. Большое внимание уделяется структуре и содержанию внешнеторгового контракта, в том числе и контракта купли-продажи товаров. Предполагается подробное освещение каждого пункта контракта и организации работы по его исполнению.

Для тех, кто только начал или планирует начать свою деятельность на поприще внешней торговли, особо выделяется необходимость ознакомления с типичными ошибками, допускаемыми при заключении международных контрактов купли-продажи.

Уделяется внимание раскрытию специфики внешнеторговых контрактов по каждому виду сделки, будь то поставки сырья и материалов, продовольствия, поставки комплектного оборудования, товарообменной торговли, продажа лицензий и товарных знаков, международная торговля услугами или арендные операции. В разделе, посвященном изучению технологии международных операций по торговле услугами предполагается подробное изучение операций по видам услуг. Это транспортные услуги, услуги по международному туризму, арендные услуги, услуги по страхованию. Отдельно предполагается рассмотреть нормативную базу международной торговли услугами и международные торговые соглашения об услугах.

Предлагается тематика и освещаются некоторые методические вопросы написания самостоятельных работ магистрантов с учётом проблем развития внешней торговли России в настоящее время. Уделено внимание усилению контроля над качеством усвоения материала магистрантами. С этой целью предлагается тематика контрольных работ и рефератов. В заключение предлагаются вопросы для самоконтроля, на основе которых составлены экзаменационные тесты.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целью дисциплины «Технология международных коммерческих операций» является введение слушателей в сферу внешнеэкономической деятельности: ознакомление их с основными видами внешнеэкономических сделок, особенностями организации внешней торговли основными группами товаров и услуг, коммерческими методами и техникой осуществления внешнеэкономической деятельности. Важное место в дисциплине отводится структуре и содержанию внешнеторгового контракта, процедуре и подготовке переговоров по заключению внешнеторговых сделок.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

- освоение теории и практики осуществления коммерческих операций в целях квалифицированного решения вопросов, стоящих перед российскими предпринимателями на внешнем рынке;

- изучение основных форм внешней торговли и видов внешнеторговых операций;

- изучение субъектов международных коммерческих операций;

- изучение специфики международной торговли сырьевыми товарами, готовой продукцией, результатами интеллектуальной деятельности и услугами;

- избежание ошибок в этой сфере деятельности и повышения эффективности их внешнеэкономических операций.

Дисциплина предназначена для слушателей, изучающих международные экономические отношения. Ее особенностью является рассмотрение этих отношений на коммерческом уровне, т.е. принципов и механизма реализации коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территориях разных государств и, в частности, коммерческой деятельности российских организаций с зарубежными контрагентами.

Особое внимание уделяется задаче изучения структуры и содержания внешнеторгового контракта.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

В соответствии с утвержденным учебным планом дисциплина «Технология международных коммерческих операций» входит в вариативную часть профессионального цикла (М.2) дисциплин ООП ВПО.

Дисциплина «Технология международных коммерческих операций» имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с дисциплинами:

  • Экономическая теория.

  • Международная коммерческая деятельность.

  • Маркетинговые исследования

  • Основы коммерческой деятельности

  • Организация коммерции по отраслям и сферам применения.

Освоение данной дисциплины необходимо магистранту для успешного освоения следующих дисциплин (модулей), прохождения практик ООП по данному направлению подготовки:

  • Экономика и организация лизинга

  • Государственное регулирование международной торговли в Российской федерации

  • Научно-исследовательская практика в семестре.

  • Подготовка выпускной квалификационной работы.


1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ПК-2 – готовность выявлять и оценивать риски в профессиональной деятельности;

ПК-3 - способность выбирать инновационные системы закупок и продаж товаров.
Таблица - Формируемые знания, умения, владения


Компетенции

Знания/ умения/ владения (ЗУВ)

ПК-2


Знания:

- основные виды рисков в профессиональной деятельности;

- методы выявления вероятности рисков и методику их оценки

Умения:

- выявлять риски

- рассчитываться по сделкам с учетом минимальных рисков

- анализировать риски и снижать вероятность рисков

-страховать риски в профессиональной деятельности

Владение:

- методами оценки рисков

- инструментарием для прогнозирования коммерческих рисков

- навыками подсчета потерь от различных видов рисков

- опытом страхования коммерческих рисков

ПК-3

Знания:

- инновационные направления развития системы закупок и продаж товаров

- средства и методы, необходимые для их реализации

- методику оценки эффективности их внедрения в работу торгового предприятия

- методы разработки и реализации бизнес – процессов по внедрению новых систем закупок или продаж

Умения:

- самостоятельно выбирать из потока инноваций в сфере закупок и продаж те, которые соответствуют товарному профилю и организационной структуре коммерческого процесса торгового предприятия

- выбирать средства и методы по внедрению инновации в торгово-технологический процесс

- оценивать экономический эффект и организационную целесообразность нововведения.

Владение:

- владеть информацией о новых подходах к организации процессов закупки и продажи товаров, в т.ч. при организации международных коммерческих операций

- механизмом внедрения инноваций в процессы закупок и продаж

- методикой оценки экономической и организационной целесообразности нововведения


1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Курс читается для магистрантов второго курса в объеме 3 зачетных единиц или 108 академических часов, из которых 24 часа составляет аудиторная нагрузка, 48 часов - самостоятельная работа. Аудиторная нагрузка включает 4 часа лекций и 20 часов практических занятий, обеспечивающие выработку практических умений и владений у магистрантов. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена по дисциплине.

Для реализации компетентностного подхода в рамках лабораторных занятий предусмотрены такие виды активных и интерактивных форм проведения занятий как решение кейсов, групповые научные дискуссии, обсуждение и оценка результатов работы исследовательских групп.

Самостоятельная работа слушателя необходима для закрепления теоретического материала и подготовки к различным формам проведения практических занятий. СРС может осуществляться в виде таких форм как сравнительный анализ нескольких авторских точек зрения по исследуемому вопросу, аналитический обзор по заданной тематике, составления презентаций по одной из тем дисциплины, рецензирования работ своих коллег и т.д.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости магистрантов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов (магистрантов).

Оценочные фонды включают: контрольные и типовые ситуационные задания для аудиторных и внеаудиторных занятий, тесты для бланкового тестирования.

В течение периода обучения предполагаются следующие виды контроля:

- текущий контроль, предусматривающий контроль индивидуальных знаний студентов в рамках аудиторных занятий. Видами текущего контроля в рамках дисциплины выступают комплексные задания, включающих бланковое тестирование, ситуационные задания, опросы и дискуссии по основным моментам изучаемой темы. Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и групповых методов оценки и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами, проектов, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей

- промежуточный контроль в виде экзамена, к которому допускаются студенты, освоившие в полном объеме материал дисциплины и успешно прошедшие текущий контроль.

Все виды контроля осуществляются в соответствии с действующей системой оценки успеваемости студентов во ВГУЭС.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций

Лекционный материал состоит из 4 тем и включает ключевые вопросы предметной области и анализ зарубежного и отечественного опыта исследования международных коммерческих операций.

Тема 1. Сущность и особенности международных коммерческих операций.

Виды международных коммерческих операций. Экспортные операции. Реэкспортные операции. Импортные операции. Реимпортные операции. Классификация внешнеторговых операций. Методы осуществления внешнеторговых операций. Прямой метод. Характерные особенности прямых связей. Косвенный метод. Характерные особенности косвенного метода. Порядок осуществления внешнеторговых операций. Общие принципы товарообменной торговли. Встречная торговля. Основные условия осуществления операций по встречной торговле. Особенности бартерных операций. Меры защиты при проведении бартерных операций. Компенсационные операции. Простые компенсационные соглашения. Сложные компенсационные соглашения. Операции на давальческом сырье (толлинг). Выкуп устаревшей продукции.

Тема 2. Содержание внешнеторгового контракта купли продажи товаров.

Правовой режим внешнеторговых сделок. Типовые контракты и соглашения об общих условиях поставок. Толкование контракта купли-продажи. Исполнение контракта купли-продажи. Этапы исполнения контракта. Определение сторон. Предмет контракта. Цена и общая сумма контракта. Виды цен. Уровень цен и виды скидок. Базисные условия поставки. Содержание «Инкотермс» в редакции 2010 г. Сроки поставки товаров. Условия платежей. Упаковка и маркировка. Извещение о ходе исполнения обязательств. Переход права собственности и рисков. Гарантии качества товара и его проверка. Выборочный контроль. Приёмка товара. Гарантийные испытания. Претензии. Защита интересов продавца. Защита интересов покупателя. Защита сторон от нарушения платёжных обязательств. Возмещение убытков взыскание неустоек. Транспортное страхование. Форс-мажорные обстоятельства. Изменение и расторжение контракта. Арбитражные разбирательства сторон. Реквизиты контрактов. Типичные ошибки при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов.

Тема 3. Технология международных операций по торговле лицензиями, «ноу-хау» и товарными знаками. Сущность и виды международного франчайзинга.

Лицензионная торговля: основные понятия и термины. Организация лицензионной торговли. Виды лицензий. Лицензионное соглашение. Основные требования к объекту лицензии. Цена лицензии. Лицензионные платежи: периодические платежи (роялти), единовременные (паушальные) платежи, комбинированные платежи. Международное лицензионное соглашение. Обязательства и ответственность сторон лицензионного соглашения. Торговля товарными знаками. Франчайзинг. Использование наименования места происхождения товара.

Тема 4. Технология операций по международной торговле услугами.

Услуги во внешнеэкономической деятельности. Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи. Международные соглашения в сфере услуг. Виды торговли услугами. Роль и значение торговли услугами в экономике развитых стран. Сущность и значение международного туризма. Содержание и виды международного туризма. Особенности организации международного туризма. Агентское соглашение как способ разрешения противоречий в сфере туристических услуг. Договор франшизы в сфере торговли туристическими услугами. Россия на международном рынке туристических услуг.
2.2 Перечень тем практических занятий

Практические занятия в рамках данной дисциплины являются самостоятельной формой освоения учебного материала, то есть им не предшествует чтение лекций по заданной тематике. В связи с этим каждую практическую работу студенты должны выполнять на основе самостоятельного ознакомления с материалом по рекомендованному списку информационных источников.

Практические работы по дисциплине представляют собой комплексные практикумы. Они включают в себя бланковое тестирование, решение кейсов и выполнение студентами научного проекта, тема которого выбирается самостоятельно. Разнообразная по тематике и методике выполнения подборка заданий на практических занятиях позволяет студентам приобрести навыки анализа определенных коммерческих процессов и явлений, выявления коммерческих проблем предприятия и принятия управленческих решений по совершенствованию коммерческой деятельности.

Практикум 1. Сущность и особенности международных коммерческих операций.

Практикум включает защиту исследовательских проектов, содержащих материалы по реализации внешнеторговых операций, выполненных по предложенной ведущим преподавателем схеме.

Практикум 2. Классификация субъектов международных коммерческих операций.

Практикум включает бланковое тестирование по теме и ситуационное задание.

Практикум 3. Содержание внешнеторгового контракта купли продажи товаров.

Практикум включает бланковое тестирование по теме и ситуационное задание по анализу процесса заключения и исполнения внешнеторгового контракта.

Практикум 4. Экономический анализ применения Базисных условий поставки. Содержание «Инкотермс» в редакции 2010 г.

Практикум включает бланковое тестирование по теме и решение задач по анализу ситуаций применения правил «Инкотермс» в редакции 2010 г.

Практикум 5. Технология операций по международной торговле сырьевыми товарами.

Практикум включает бланковое тестирование по теме и разработку международного контракта по купле-продаже сырьевых товаров.

Практикум 6. Технология операций по международной товарообменной торговле.

Практикум включает бланковое тестирование по теме и обсуждение исследовательских работ по развитию международных товарообменных операций

Практикум 7. Технология международных операций по торговле лицензиями, «ноу-хау» и товарными знаками. Сущность и виды международного франчайзинга.

Практикум включает бланковое тестирование по теме, анализ наиболее известных международных франшиз.

Практикум 8. Технология операций по международной торговле услугами.

Практикум включает бланковое тестирование по теме, анализ развития международной торговли услугами и роли России в этой торговле

Практикум 9. Технология международных лизинговых операций.

Практикум включает бланковое тестирование по теме, анализ развития международного лизинга.

Практикум 10. Технология операций по международному страхованию.

Практикум включает бланковое тестирование по теме, анализ развития основных видов страховых операций

2.3 Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа слушателей (СРС) — это учебная и научная работа, которую они совершают без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформировавшимися ранее представлениями о порядке и правильности выполнения работ. Цель СРС в процессе обучения заключается как в усвоении знаний, так и в формировании умений и навыков по их использованию на новом учебном материале.

Формы организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины:

  • сравнительный анализ нескольких авторских точек зрения по исследуемому вопросу с целью выполнения предусмотренных дисциплиной практических заданий;

  • аналитический обзор по заданной преподавателем тематике или теме, выбранной студентом самостоятельно;

  • составление кейсов и/или презентаций по одной из тем в рамках дисциплины;

  • рецензирование и оппонирование студентами научных и лабораторных (практических) работ друг друга.




  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


В соответствии с ФГОС в рамках дисциплины предусмотрены инновационные технологии обучения:

- активные (проблемные) лекции,

- тематические групповые дискуссии на основе подготовленных студентами исследовательских проектов;

- подготовка презентаций;

- анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга и коммерции
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление цепями поставок в торговле» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700....
Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга и коммерции
Рабочая программа учебной дисциплины «Государственное регулирование международной торговли в Российской Федерации» составлена в соответствии...
Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга и коммерции
Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности
Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга и коммерции
Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности
Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга и коммерции
Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности
Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга и коммерции
Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности
Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга и коммерции
Рабочая программа учебной дисциплины «Логистика» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080200. 62 Менеджмент, 080500. 62...
Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга и коммерции поведение потребителей
Рабочая программа учебной дисциплины Поведение потребителей составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700. 62. Торговое дело...
Кафедра маркетинга и коммерции iconОдобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга...
Васенева Клавдия Георгиевна кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, профессор
Кафедра маркетинга и коммерции iconМетодические указания по выполнению и оформлению контрольной работы. Контрольная работа
В учебный план студентов заочного отделения факультета коммерции и маркетинга по курсу «Информационные системы маркетинга» включена...
Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга и коммерции
Товароведение. Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности. Товароведение и экспертиза товаров во внутренней и внешней...
Кафедра маркетинга и коммерции iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Товары и услуги как объект...
Национально-региональный (вузовский) компонент цикла дисциплины специализации и является обязательным для изучения
Кафедра маркетинга и коммерции iconКафедра маркетинга утверждено на заседании кафедры
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру на кафедру маркетинга
Кафедра маркетинга и коммерции iconПрограмма по дисциплине «Имидж фирмы»
Составитель: Исаев А. А., канд техн наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции
Кафедра маркетинга и коммерции iconУчебное пособие Г. М. Фрумкин Рекомендовано Учебно-методическим объединением...
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, маркетинга и рекламы в качестве учебного пособия...
Кафедра маркетинга и коммерции iconСанкт петербургский государственный университет аэрокосмического...
Научный редактор д т н., проф зав кафедрой электронной коммерции и маркетинга гуап а. П. Ястребов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск