Скачать 139.25 Kb.
|
Доцент Финансовой Академии при Правительстве РФ, к.э.н. Гусев Андрей Алексеевич БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Бюджетирование деятельности предприятия - это процесс составления детальных маркетинговых, финансовых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. Также бюджетирование является финансовой, информационной и организационной технологией, обеспечивающей ведение различных бюджетов предприятия. Оно может использоваться в бизнес- планировании, а также в финансовом, бухгалтерском, управленческом и оперативном учетах. Бюджетом называется финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени ожидаемые показатели деятельности предприятия. Бюджеты могут составляться на неделю, месяц, квартал, полугодие, год, несколько лет, в зависимости от потребностей предприятия. Весь процесс бюджетирования условно может быть разделен на 2 составные части:
Операционный бюджет включает: - бюджет продаж; - бюджет производства; - бюджет производственных запасов; - бюджет прямых затрат на материалы; - бюджет производственных накладных расходов; - бюджет прямых затрат на оплату труда; - бюджет коммерческих расходов; - бюджет управленческих расходов. Финансовый бюджет состоит из: - инвестиционного бюджета; - кассового бюджета; - прогноза балансового отчета; - прогноза отчета о прибылях и убытках; - прогноза отчета о движении денежных средств. Основной, или общий, бюджет предприятия должен включать следующие финансовые документы:
Самым первым и важным шагом в составлении основного бюджета является построение бюджета продаж. Этот документ включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж продукции/услуг предприятия. Он должен отражать объемы продаж как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Бюджет продаж обязательно должен составляться с учетом уровня спроса на продукцию/услуги предприятия, категорий покупателей, географии сбыта, сезонных факторов и других маркетинговых данных.
Бюджетирование доходов и расходов – регулярная процедура планово –контрольных расчетов, представляющая в систематизированном виде финансовый результат на заданном интервале времени как организации в целом, так и в разрезах выделенных объектов учета (подразделений). Основные цели и задачи системы бюджетирования доходов и расходов включают:
Ответственность за реализацию данной системы обычно возлагается на финансовый департамент/отдел предприятия. Вследствие тесной взаимосвязанности подразделений на предприятиях часто внедряется административная модель управления финансовыми результатами, которая является разновидностью системы бюджетирования. По данной модели принимается, что, если затраты подразделений вписываются в некие заданные пределы, то предприятие достигнет желаемого общего финансового результата. С этой целью создается специальная система планирования и контроля затрат. До начала отчетного месяца начальники подразделений, ответственные за бюджетирование представляют в финансовую службу предприятия смету расходов своего подразделения на следующий месяц. Данная смета должна включать расшифровку отдельных сумм расходов, наименование поставщиков, обоснование целесообразности осуществления расходов. Все расходы подразделений должны проверяться и анализироваться финансовым отделом. На основе спланированных смет расходов подразделений, а также отчетной информации за прошлый период, осуществляется их консолидация в сводный бюджет расходов организации в целом на следующий месяц. При этом расходы группируются по статьям: сырье, вспомогательные материалы основного производства, услуги сторонних организаций, основные материалы вспомогательных подразделений, транспортные услуги, реклама и представительские расходы, командировочные расходы, оборудование, коммунальные услуги, заработная плата, аренда, прочие. В рамках системы план общих расходов предприятия на месяц приводится в соответствие с производственной программой и поступлением выручки от реализации. Если выручка от реализации не покрывает общую сумму расходов, то затраты подразделений урезаются или откладываются на следующий отчетный период. Бюджетный контроль расходов заключается в том, что финансовая служба подтверждает право произведения расходов только в пределах утвержденных плановых лимитов (плановым лимитов считаются суммы расходов подразделений в соответствии с утвержденным бюджетом). В случае невыполнения доходной части бюджета финансовая служба вправе сократить расходную часть. Решение по сверхплановым расходам обычно принимает финансовый директор по каждому конкретному случаю таких платежей, исходя из целесообразности данных расходов и факта наличия текущих активов. В результате данная система приводит к равномерному расходу денежных средств в течение месяца и более точному достижению планируемого финансового результата. По истечении месяца проводится анализ исполнения бюджета, при котором проводится сопоставление фактических показателей расходов подразделений с плановыми. В случае, если отклонения превысят допустимые (заранее установленные пределы), проводится анализ причин отклонений и корректировка целей, мероприятий и бюджетов подразделений до конца всего планового периода. Второй составляющей системы бюджетирования является составление бюджета прибылей и убытков. Процесс составления бюджета прибылей и убытков должен состоять из двух основных этапов: 1. Планирование сбыта На основе целей, стратегических планов и мероприятий подразделений прошлых периодов и прогноза состояния внешней среды осуществляется планирование программы сбыта. 2. Планирование производства На основе спланированной программы сбыта, стратегических планов, целей и мероприятий прошлых периодов осуществляется планирование программы производства за период:
Достоинства приведенной формы состоят в том, что она позволяет согласовать бюджеты производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия и представить их в единой системе показателей финансовых результатов. Тормозом для управления финансовыми результатами на предприятиях является тот факт, что точный общий финансовый результат формируется только через месяц после отчетного периода вследствие сложности подсчета себестоимости. Однако, с целью контроля за формированием прибыли на предприятии должен проводиться оперативный анализ. В связи с этим используются специальные программные комплексы, представляющие собой единые автоматизированные системы учета движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, начиная от приема сырья и заканчивая реализацией готовой продукции. Такие системы позволяют получать полную оперативную информацию о реализации, дебиторской задолженности, себестоимости, финансовых результатах в любой момент времени, что обеспечивает осуществление тщательного оперативного контроля за деятельностью предприятия и повышает эффективность управления финансовыми результатами. 3. Постановка системы бюджетного планирования Эффективная система бюджетного планирования позволяет решать целый ряд управленческих задач, среди которых: контроль за затратами и доходами;
Для того, чтобы система бюджетного планирования на конкретном предприятии стала эффективной, необходимо выполнить следующие виды работ:
Анализ исполнения бюджета — заключительная стадия бюджетного планирования. С помощью специальных инструментов его можно выполнить относительно временных сроков, по подразделениям, по статьям и по видам валют. 4. Разработка системы управленческого учета долговых обязательств В практике хозяйствующих субъектов система управленческого учета в целом и в частности, управленческого учета долговых требований (обязательств) пока не получила широкого распространения. Управленческий учет долговых требований (обязательств) предполагает формирование комплексной системы информационной поддержки управленческих решений в рамках кредитной политики и политики управления кредиторской задолженности предприятий. Информация о структуре и направлениях возникновения долговых требований (обязательств) предприятий формируется на отдельных участках хозяйственной деятельности предприятия. Действующая нормативно-правовая база в части определения учетной политики предприятия, формирования финансовых результатов для целей налогообложения обусловила появление бухгалтерского и налогового учета, что объективно увеличивает потенциальный риск искажения (а иногда и отсутствия) информации о реальном состоянии дебиторской/кредиторской задолженностей предприятия, что отрицательно сказывается на эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Сложившиеся системы бухгалтерского и налогового учета повышают ответственность бухгалтерской службы в системе оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия в целом и, в частности, состояния долговых обязательств предприятия, что осложняется, с одной стороны, отсутствием механизмов своевременного документооборота на предприятии, а с другой – недостаточной квалификацией специалистов. Установленные официальные формы периодической отчетности характеризуют состояние финансово-хозяйственной деятельности на фиксированный момент времени и включают обобщающие показатели, что осложняет использование подобных форм в рамках системы гибкого реагирования управленческой системы на изменения внешней среды. Кроме того, подобные отчеты не учитывают специфику бизнес-процессов отдельно взятого предприятия. Информация по задолженностям формируется на уровне функциональных подразделений конкретного предприятия (планово-экономическая, финансовая, маркетинговая службы и т.д.), а в бухгалтерском учете находит отражение после совершения хозяйственной операции, что объективно исключает возможность отражения долговых обязательств, возникающих при определенных условиях, а также прогнозной оценки существования дебиторской и кредиторской задолженностей. Таким образом, в целях создания эффективной системы управления долговыми требованиями (обязательствами) существуют объективные предпосылки внедрения управленческого учета долговыми требованиями (обязательствами). В их числе:
Внедрение системы управленческого учета долговых требований (обязательств) может быть представлено в виде следующих этапов:
Среди основных положительных моментов внедрения системы управленческого учета долговых требований/обязательств можно выделить:
регулирование взаимной задолженности предприятий и бюджетной задолженностей.
Система аккумулирования затрат – это калькуляции затрат на продукт, которая предполагает исчисление всех видов производственных издержек: затрат на материалы, труд, накладных расходов – и разнесение суммарных величин на готовые изделия и полуфабрикаты. Калькуляция затрат на продукт нужна не только для того, чтобы оценить стоимость запасов, но и для ценообразования. Руководители должны иметь общее понимание системы аккумуляции затрат, анализа и составления отчетов, так как им необходима информация о формировании затрат, связанных с их центрами ответственности. Речь идет об измерении затрат, относящихся к производственным операциям в течение данного расчетного периода и отнесение этих затрат на изделия. Известны два основных подхода к учету и аккумуляции затрат:
Разница между двумя подходами заключается в том, как калькулируются затраты на изделие. В случае метода на основе калькуляции затрат на изготовление партии продукции затраты присваиваются отдельным работам, которые могут состоять как из одной, так и из нескольких похожих операций. При применении метода калькуляции затрат на повторяющийся процесс данные собираются в производственном подразделении (или центре затрат) и усредняются по всем изделиям, изготавливаемым подразделением. Метод используется при массовом производстве однотипной продукции, которая изготавливается непрерывным образом и проходит серию однородных стадий, называемых процессами. Калькуляция затрат на изготовление партии продукции – это система аккумуляции затрат, предполагающая, что затраты назначаются на работы, заказы или контракты. Метод подходит для ситуаций, когда изделия изготавливаются либо выраженными партиями или сериями, либо в соответствии со спецификациями покупателя. Калькуляция затрат на изготовление партии продукции широко применяется в производстве на заказ, в частности, в типографиях, авиастроительных и строительных компаниях. В методе на основе калькуляции затрат на изготовление партии продукции контролируются затраты, так как основные материалы и основной труд относятся на отдельные работы. Накладные расходы контролируются неявно: они разносятся по отдельным работам в соответствии с заранее определенной ставкой. Подводя итоги, необходимо отметить, что, по оценкам специалистов консультационных компаний, фирмы, не формирующие годовые бюджеты, теряют в течение года до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо, составив бюджет, постоянно сравнивать его с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования. |
Программа по дисциплине «Прогнозирование и планирование в налогообложении» России и рекомендаций кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации. Она предназначена... | Московская академия предпринимательства при правительстве москвы А 647 Английский язык: Учебные задания для практических занятий: Для студентов заочного обучения экономических специальностей./ Сост.:... | ||
Евгений Иванович Гусев выдающийся отечественный невролог с мировым именем. Под руководство Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного... | Темы рефератов (эссе) по дисциплине “Анализ финансовой отчетности” Место анализа финансовой отчетности в системе видов экономического анализа деятельности предприятия | ||
Программа дисциплины опд. Р. 02 Основы финансовой деятельности Цели и задачи курса состоят в формировании у студентов представления о финансовых отношениях в государстве, возникающих в ходе формирования... | Лекции по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» по теме... Бюджетирование как средство координации деятельности подразделений организации 19 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине учет и анализ: финансовый анализ Виды финансового анализа. Бухгалтерский баланс как объект финансового анализа. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности... | Активизация форм обучения при подготовке студентов в вузе Благовещенский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, Россия | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «финансы предприятия» Целью дисциплины является обучение основам устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе... | Реферат Основной целью дипломной работы, является применение процедуры... Ооо «Орион». В связи с поставленной целью проводится анализ показателей финансового состояния предприятия. Рассчитываются показатели... | ||
Методические материалы к дисциплине «античная художественная историография» Преподаватель – лектор Дмитриев Владимир Алексеевич, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук,... | 1. Организация анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Финансовой академии, обучающихся... Финансовой академии, обучающихся по специальности 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 351000... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Преподаватель – лектор Дмитриев Владимир Алексеевич, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук,... | ||
Виноградова Е. А Рецензент: Кошелева Т. Н., к э н., доцент, доцент кафедры «Экономика предприятия и предпринимательства» спбууиЭ | Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации... Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного... |