Скачать 471.48 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)» ЭКОНОМИКА ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НОВОЧЕРКАССК 2011 ББК 65.01 Рецензенты: док. эконом. наук, проф. О.Г. Андрющенко; канд. эконом. наук, Е.В. Трушкин Составители: Сербиновский Б.Ю., Бакланова Н.А., Водолазский А.А.; Харитонова Е.Л., Елисеев Л.А., Ковалев Ю.А. Экономика: Планы семинарских и практических занятий / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011, 45 с. Планы и методические указания составлены в соответствии с новыми образовательными стандартами и учебными планами для технических специальностей ЮРГТУ (НПИ). Даны темы рефератов, контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме. Предназначены для студентов технических специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения. Южно-Российский государственный технический университет, 2011 Авторы, 2011 Тема 1. Экономическая теория: предмет, структура и функции(2 часа).
Литература [1-11] Новые понятия и категории Экономические отношения и экономические агенты, периодизация истории человечества, человеческие потребности, предмет экономической теории в целом, функции экономической науки, методология исследования экономических отношений, структура экономической науки, этапы развития экономической науки. Темы рефератов и докладов
Вопросы для обсуждения
Тема 2. Общие проблемы экономического развития (2 часа).
Литература [1-11; 18, 19, 21, 24, 30, 36, 41, 47, 51, 52, 54, 58, 62] Темы рефератов и докладов
Новые понятия и категории Экономические ресурсы, экономические потребности, занятость ресурсов, кривая экономических возможностей, закон возрастания внешних издержек, главные экономические потребности общества, экономический рост, традиционные системы, командная экономика, рыночная экономика. Вопросы для обсуждения
Плата за обучение на курсах 2000 ден. ед. Плата за учебные пособия на курсах 300 ден. ед. Расходы на питание 1800 ден. ед. Расходы на транспорт 600 ден. ед. Определить альтернативные издержки.
Определите, как изменятся альтернативные затраты при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на изготовление первой единицы этой продукции. Варианты ответа: а) увеличатся на 20%; b) уменьшатся на 20%; c) увеличатся в 5 раз; d) уменьшаться в 5 раз; e) останутся неизменными; f) правильного ответа нет. 16. Допустим, что мастер по ремонту автомобилей получает за каждый час работы по своей специальности 500 ден.ед. Предположим, что ему необходимо сделать ремонт собственной квартиры. Если он возьмется за это сам, то это отнимет у него 30 часов, и при этом он не испытает большого удовольствия от работы. Этот мастер может нанять маляра, заплатив за каждый час его работы 250 ден. ед. Маляр- начинающий и поэтому он потратит 40 часов. Что выгоднее для мастера- сделать ремонт самому или пригласить маляра? Подтвердите ответ расчетами. Что можно сказать об абсолютных и относительных преимуществах мастера по ремонту автомобилей и маляра в малярном деле? 17. Назовите факторы экономического роста? 18. Как связаны нынешние производственные альтернативы с будущим ростом производства? 19. Какие факторы и каким образом повлияют на общественное производство:
20. Отнесите приведенные ниже операции к одной из фаз производства:
Тема №3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система
1. Причины и условия существования рыночной организации хозяйства. 2 .Условия функционирования рыночной организации хозяйства: государственное законодательство; частная собственность и предпринимательство. 3. Собственность и рынок. 4. Переход к рыночной экономике в России. Литература [1-11,18, 19, 21, 24, 30, 32, 33, 38, 45,47, 51, 52] Темы рефератов и докладов 1. Рынок как экономическая система. 2. Инфраструктура рынка. 3. Систем рынков в экономике. 4. Конкуренция и монополия. 5. Методы рыночной экономики. 6. Собственность - экономическая основа экономической системы общества. 7. Рыночная экономика и отношение собственности. 8. Собственность и формы хозяйствования. 9. Собственность: экономический и юридический аспект. 10.Собственности акционерных форм хозяйствования. Новые понятия и категории Рынок, инфраструктура рынка, собственность, владение, пользование, распоряжение, государственная и муниципальная собственность, траст, трансакционные издержки. Контрольные вопросы 1 . Каково место собственности в экономической системе общества? 2. Дайте определение собственности как экономической категории и как юридического отношения. 3. Охарактеризуйте объекты, субъекты отношений собственности, уровни присвоения. 4. Каково значение правового регулирования отношений собственности? 5. В чем экономический смысл владения, пользования, распоряжения? 6. Чем обусловлено многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике? 7. Приведите примеры смешанных форм собственности. 8. Дайте характеристику структуры отношений собственности в российской экономике. 9. Каковы последствия изменений в отношениях собственности? 10. Каковы условия существования рынка? 11 . Охарактеризуйте структуру рынка. 12. Какую роль играют звенья рыночной инфраструктуры? 13. Назовите основные направления государственного регулирования рыночной экономики? Тема №4. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушение равновесия (2 часа) 1. Спрос. Кривая спроса. Неценовые детерминанты спроса. 2. Предложение. Кривая предложения. Неценовые детерминанты предложения. 3. Равновесная цена. Нарушения равновесия. 4. Эластичность спроса и предложения. Литература [1-11,18, 19, 21, 24, 30, 32, 33, 51, 52 ] Темы докладов и рефератов 1. Спрос и предложение в рыночном ценообразовании. 2. Факторы изменения спроса и предложения. 3. Эластичность спроса и предложения. 4. Рыночное равновесие спроса и предложения. Новые понятия и категории Спрос, график или кривая спроса, закон спроса, эластичность спроса, детерминанты спроса, предложение, шкала (кривая) предложения, детерминанты предложения, равновесная цена, "парадокс Смита", теория потребительского поведения, правило потребительского поведения, кривая безразличия. Контрольные вопросы 1. Почему график и кривую спроса называют "функцией покупателя". Какова зависимость между ценой единицы товара и количеством его покупок? 2. Дайте интерпретацию "функции предложения товаров" и графического положения кривой предложения. 3. Каковы факторы изменения спроса и предложения? 4. Увеличивается ли спрос во время инфляции? Стимулируют ли инфляционные цены рост производства и предложения товаров? 5. Выполняют ли конкурентные рыночные цены позитивную роль по устранению дефицита товаров на рынках? 6. Функция рыночного спроса Р = 10 — 4Р. Увеличение доходов населения привело к увеличению спроса на 20% при каждой цене. Найдите новую функцию спроса. 7. Как повлияет в кратковременном периоде на спрос на товар А или на величину спроса при неизменной функций спроса, на предложение или на величину предложения при неизменном предложении, а также на цену и объем продаж каждый фактор, рассмотренный отдельно от остальных: а) технический прогресс в производстве товара А; b) технический прогресс в производстве товара В, являющегося заменителем товара А; с) снижение себестоимости производства товара С, являющегося дополняющим для товара А; d) сокращение числа фирм, производящих товар А, до одной; е) ожидание того, что цена товара А снизится; f) повышение цен на ресурсы для производства товара А; ' g) директивное снижение цен на товар А; h) предоставление местными органами дотаций в размере 50% цены каждого выпущенного товара; i) расширение рынка сбыта товара А; j) сокращение ставок налогов с граждан; к) снижение цены на товар-заменитель; l) рост цен на ресурсы для производства товара С, являющегося дополняющим для товара А? 8. Формула спроса О_д= 1 1 - Р, формула предложения С>8 = 2Р-4 : а) найдите равновесную цену и объем продаж; b) найдите избыток (дефицит) предложения при цене 4; с) постройте график. 9. Функция спроса на товар описывается формулой рд = 26-4-Р, а функция предложения QS=-10+8*P где 0я, С/ - объем спроса и объем предложения товара, кг/день; Р - цена това- ра, ден.ед/кг. Определите: а) равновесную цену; b) равновесный объем; с) равновесный объем продаж в денежном выражении. Что произойдёт, если государство установит фиксированную цену на товар на уровне 2ден.ед.?; 4уся.ед.? 10. При увеличении цены товара с 5 до 7 ед. спрос на него сократился с 50 до 40 ед. Эластичен ли спрос при цене равной 5 ед.? 11. Спрос на товар при доходах в 20 ед. равен 5, а при доходе 30 ед. равен 8. Цена товара неизменна. К какой категории принадлежит товар? 12. Является ли спрос неэластичным, если известно:
13. Найдите эластичность спроса при неограниченном по сравнению со спросом предложении, если цена уменьшилась на 10%, а выручка снизилась на 5,5%. 14. На рынке зерна в результате увеличения спроса населения на белый хлеб выросла цена 1тн. пшеницы с 10 до 12 ден.ед. Это вызвало увеличение предложения пшеницы с 500 до 550 т/мес. Определите эластичность предложения. 15. Предположим, что предложение на товар представлено в виде уравнения Р=2+0,3 +С>8, а спрос - Р=5-0,2-(2Д. Определите равновесную цену и равновесное количество товара на рынке аналитически и графически. Найдите эластичность спроса и предложения в точке равновесия. 16. Индивид покупает 8 единиц товара X и 4 единицы товара У. Найдите его доход, если известно, что цена товара X равна 2ден.ед., а предельная норма замещения - соотношение цен товаров X и У - равно 4. 17. В чем заключается практическая значимость эластичности спроса и эластичности предложения? Какова здесь связь с категорией «торговая выручка»? 18. Что происходит при налогообложении продаж, если спрос на товар неэластичен? Если спрос эластичен или имеет единичную эластичность? |
Методические указания для студентов рекомендации по подготовке к... Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого... | Методичекие рекомендации и контрольные задания по дисциплине «Микробиология,... Программа учебной дисциплины с методическими указаниями по изучению каждой темы программы и вопросы для самоконтроля | ||
Контрольные вопросы по каждой теме, а также примерные тестовые задания и вопросы к зачету Ф 76 Компьютерные технологии в правовой практике: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2005. – 60 с | Методические рекомендации и контрольные задания по дисциплине сд... ... | ||
Программа по дисциплине «Коммерческая деятельность» Программа содержит организационно-методические указания, темы для самостоятельного изучения, контрольные вопросы для самостоятельной... | Контрольные вопросы по каждой теме, а также два блока примерных тестовых... П 42 Криминология: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2011. – 159 с | ||
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая... Сформулированы задания для самостоятельного выполнения в ситуации рейтинговой системы оценок. Приводится примерная тематика докладов,... | Урок по теме «Многообразие и значение земноводных» Создать содержательные и организационные условия для осознания и осмысления блока новой и известной учебной информации; применения... | ||
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие... «История стран Азии и Африки в новейшее время», конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, списки литературы к каждой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Неотъемлемой частью современного урока является хорошо продуманная система проверки и учета знаний учащихся. Один из видов такой... | ||
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Рефератов по теме «История кикбоксинга» Контрольные вопросы и практические задания для контроля самостоятельной работы студентов I курса | Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,... Лльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых... | ||
Тематика семинарских занятий и методические указания по подготовке... ... | Тема Первобытное общество Темы семинарских занятий и контрольные задания для проверки самостоятельной работы студентов |