Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме





Скачать 471.48 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме
страница1/4
Дата публикации19.07.2013
Размер471.48 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Экономика > Литература
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»

ЭКОНОМИКА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

НОВОЧЕРКАССК 2011

ББК 65.01

Рецензенты: док. эконом. наук, проф. О.Г. Андрющенко;

канд. эконом. наук, Е.В. Трушкин

Составители: Сербиновский Б.Ю., Бакланова Н.А., Водолазский А.А.; Харитонова Е.Л., Елисеев Л.А., Ковалев Ю.А.

Экономика: Планы семинарских и практических занятий / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011, 45 с.

Планы и методические указания составлены в соответствии с новыми образовательными стандартами и учебными планами для технических специальностей ЮРГТУ (НПИ). Даны темы рефератов, контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме.

Предназначены для студентов технических специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения.

Южно-Российский государственный технический университет, 2011

Авторы, 2011

Тема 1. Экономическая теория: предмет, структура и функции(2 часа).

  1. Предмет и структура экономической теории. Экономическая теория в системе экономических наук.

  2. Методология исследования экономической теории.

  3. Основные этапы развития экономической науки.

Литература [1-11]

Новые понятия и категории

Экономические отношения и экономические агенты, периодизация истории человечества, человеческие потребности, предмет экономической теории в целом, функции экономической науки, методология исследования экономических отношений, структура экономической науки, этапы развития экономической науки.

Темы рефератов и докладов

  1. Функции экономической теории.

  2. Экономическая теория и хозяйственная практика.

  3. Генезис экономической науки.

  4. Методология экономической теории.

  5. Взаимодействие экономической теории и хозяйственной практики.

  6. Пути формирования современного экономического мышления.

Вопросы для обсуждения

  1. Какова роль экономической науки в обществе?

  2. Место экономики среди других наук?

  3. В чем различие в определении предмета экономикс и марксовой политической экономии?

  4. Каковы инструменты экономической науки и методы их использования?

  5. Роль человека в рыночной и централизованно-командной экономике?

  6. С какой целью используются экономико-математические модели?

  7. Какова роль экономического эксперимента в хозяйственной практике?

  8. Сформулируйте проблемы макро- и микроэкономики.

  9. Дайте характеристику экономической системы и ее элементов.

  10. Является ли экономика точной наукой или она носит вероятностный характер?

  11. Какова взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики?

  12. Что следует понимать под способностью делового человека мыслить экономически?

  13. Что изучает нормативная экономическая теория?

  14. Возможно ли использование достижений западной экономической мысли в нашей стране?

  15. Какое значение имеет выработка «правил игры» для хозяйственной практики?

  16. Что необходимо для формирования современного экономического мышления?

Тема 2. Общие проблемы экономического развития (2 часа).

  1. Ограниченность ресурсов и безграничность общественных потребностей. Выбор альтернатив использования ресурсов.

  2. Кривая производственных возможностей. Эффективность использования ресурсов.

  3. Факторы экономического роста.

  4. Возможные модели экономических систем.

Литература [1-11; 18, 19, 21, 24, 30, 36, 41, 47, 51, 52, 54, 58, 62]

Темы рефератов и докладов

  1. Основные экономические проблемы общества.

  2. Альтернативы использования ресурсов и эффективность.

  3. Эффективность использования ограниченных ресурсов.

  4. Модели экономических систем.

  5. Факторы экономического роста.

Новые понятия и категории

Экономические ресурсы, экономические потребности, занятость ресурсов, кривая экономических возможностей, закон возрастания внешних издержек, главные экономические потребности общества, экономический рост, традиционные системы, командная экономика, рыночная экономика.

Вопросы для обсуждения

  1. Сформулируйте основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система, независимо от ее социальных характеристик и политической ориентации?

  2. Какие разные экономические системы решают основные проблемы экономики?

  3. Что такое экономические ресурсы и каковы принципы их классификации?

  4. Почему ресурсы ограничены и необходимо решать проблему их выбора?

  5. В каждой экономической системе основные фундаментальные вопросы что, как и для кого производить решаются на микро- и макроуровне. Приведите конкретные примеры.

  6. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактором ограниченности ресурсов? Как может быть преодолена проблема ограниченности ресурсов?

  7. Что означает полное и эффективное использование ресурсов?

  8. Как объяснить модель кривой производственных возможностей, каковы ее основные функции в экономическом анализе?

  9. Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность альтернативных издержек и закона убывающей производительности факторов производства.

  10. Какие факторы влияют на производительные возможности общества?

  11. Раскройте понятие экономическая эффективность.

  12. Студентка во время летних каникул может заработать 5000 ден. ед., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка, в обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:

Плата за обучение на курсах 2000 ден. ед.

Плата за учебные пособия на курсах 300 ден. ед.

Расходы на питание 1800 ден. ед.

Расходы на транспорт 600 ден. ед.

Определить альтернативные издержки.

  1. По таблице производственных возможностей рассчитайте альтернативные издержки на производство дополнительного миллиона пылесосов, если экономика в данный момент находится в точке С:

Вид продукции

А

В

С

D

Е

Автомобили млн. шт.

0

2

4

6

8

Пылесосы млн. шт.

30

27

21

12

0



  1. Отказавшись от работы токарем с зарплатой 12000 ден. ед. в год или работы референтом с зарплатой 10000 ден. ед. в год, человек поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6000 ден. ед. какова альтернативная стоимость его решения на первом году обучения, если он имеет возможность в свободное время подрабатывать в магазине за 4000 ден. ед. в год?

  2. В таблице представлены данные, характеризующие возможности условной экономической системы.

Возможности

А

В

С

D

E

F

Товары потребления

0

1

2

3

4

5

Инвестиционные товары

15

14

12

9

5

0

Определите, как изменятся альтернативные затраты при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на изготовление первой единицы этой продукции.

Варианты ответа:

а) увеличатся на 20%;

b) уменьшатся на 20%;

c) увеличатся в 5 раз;

d) уменьшаться в 5 раз;

e) останутся неизменными;

f) правильного ответа нет.

16. Допустим, что мастер по ремонту автомобилей получает за каждый час работы по своей специальности 500 ден.ед. Предположим, что ему необходимо сделать ремонт собственной квартиры. Если он возьмется за это сам, то это отнимет у него 30 часов, и при этом он не испытает большого удовольствия от работы. Этот мастер может нанять маляра, заплатив за каждый час его работы 250 ден. ед. Маляр- начинающий и поэтому он потратит 40 часов. Что выгоднее для мастера- сделать ремонт самому или пригласить маляра? Подтвердите ответ расчетами. Что можно сказать об абсолютных и относительных преимуществах мастера по ремонту автомобилей и маляра в малярном деле?

17. Назовите факторы экономического роста?

18. Как связаны нынешние производственные альтернативы с будущим ростом производства?

19. Какие факторы и каким образом повлияют на общественное производство:

  1. высокие ставки налогов;

  2. выдающиеся открытия ученых;

  3. выпуск государственных ценных бумаг;

  4. падение производства;

  5. миграция ученых за рубеж;

  6. ошибки в управлении экономикой;

  7. высокая сознательность и патриотизм населения;

  8. технические катастрофы и аварии;

  9. вооруженные конфликты;

  10. стихийные действия?

20. Отнесите приведенные ниже операции к одной из фаз производства:

  1. утверждение бюджета государства;

  2. высокотемпературная перегонка нефти;

  3. выплата населению пенсий и пособий;

  4. покупка товаров длительного пользования;

  5. изготовление деталей в порошковой металлургии;

  6. бартерные операции?

Тема №3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система

  1. часа)

1. Причины и условия существования рыночной организации хозяйства.

2 .Условия функционирования рыночной организации хозяйства: государственное законодательство; частная собственность и предпринимательство.

3. Собственность и рынок.

4. Переход к рыночной экономике в России.

Литература [1-11,18, 19, 21, 24, 30, 32, 33, 38, 45,47, 51, 52]

Темы рефератов и докладов

1. Рынок как экономическая система.

2. Инфраструктура рынка.

3. Систем рынков в экономике.

4. Конкуренция и монополия.

5. Методы рыночной экономики.

6. Собственность - экономическая основа экономической системы общества.

7. Рыночная экономика и отношение собственности.

8. Собственность и формы хозяйствования.

9. Собственность: экономический и юридический аспект.

10.Собственности акционерных форм хозяйствования.

Новые понятия и категории

Рынок, инфраструктура рынка, собственность, владение, пользование, распоряжение, государственная и муниципальная собственность, траст, трансакционные издержки.

Контрольные вопросы

1 . Каково место собственности в экономической системе общества?

2. Дайте определение собственности как экономической категории и как юридического отношения.

3. Охарактеризуйте объекты, субъекты отношений собственности, уровни присвоения.

4. Каково значение правового регулирования отношений собственности?

5. В чем экономический смысл владения, пользования, распоряжения?

6. Чем обусловлено многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике?

7. Приведите примеры смешанных форм собственности.

8. Дайте характеристику структуры отношений собственности в российской экономике.

9. Каковы последствия изменений в отношениях собственности?

10. Каковы условия существования рынка?

11 . Охарактеризуйте структуру рынка.

12. Какую роль играют звенья рыночной инфраструктуры?

13. Назовите основные направления государственного регулирования рыночной экономики?
Тема №4. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушение равновесия (2 часа)
1. Спрос. Кривая спроса. Неценовые детерминанты спроса.

2. Предложение. Кривая предложения. Неценовые детерминанты предложения.

3. Равновесная цена. Нарушения равновесия.

4. Эластичность спроса и предложения.

Литература [1-11,18, 19, 21, 24, 30, 32, 33, 51, 52 ]

Темы докладов и рефератов

1. Спрос и предложение в рыночном ценообразовании.

2. Факторы изменения спроса и предложения.

3. Эластичность спроса и предложения.

4. Рыночное равновесие спроса и предложения.

Новые понятия и категории

Спрос, график или кривая спроса, закон спроса, эластичность спроса, детерминанты спроса, предложение, шкала (кривая) предложения, детерминанты предложения, равновесная цена, "парадокс Смита", теория потребительского поведения, правило потребительского поведения, кривая безразличия.

Контрольные вопросы

1. Почему график и кривую спроса называют "функцией покупателя". Какова зависимость между ценой единицы товара и количеством его покупок?

2. Дайте интерпретацию "функции предложения товаров" и графического положения кривой предложения.

3. Каковы факторы изменения спроса и предложения?

4. Увеличивается ли спрос во время инфляции? Стимулируют ли инфляционные цены рост производства и предложения товаров?

5. Выполняют ли конкурентные рыночные цены позитивную роль по устранению дефицита товаров на рынках?

6. Функция рыночного спроса Р = 10 — 4Р. Увеличение доходов населения привело к увеличению спроса на 20% при каждой цене. Найдите новую функцию спроса.

7. Как повлияет в кратковременном периоде на спрос на товар А или на величину спроса при неизменной функций спроса, на предложение или на величину предложения при неизменном предложении, а также на цену и объем продаж каждый фактор, рассмотренный отдельно от остальных:

а) технический прогресс в производстве товара А;

b) технический прогресс в производстве товара В, являющегося заменителем товара А;

с) снижение себестоимости производства товара С, являющегося дополняющим для товара А;

d) сокращение числа фирм, производящих товар А, до одной;

е) ожидание того, что цена товара А снизится;

f) повышение цен на ресурсы для производства товара А; '

g) директивное снижение цен на товар А;

h) предоставление местными органами дотаций в размере 50% цены каждого выпущенного товара;

i) расширение рынка сбыта товара А;

j) сокращение ставок налогов с граждан;

к) снижение цены на товар-заменитель;

l) рост цен на ресурсы для производства товара С, являющегося дополняющим для товара А?

8. Формула спроса О_д= 1 1 - Р, формула предложения С>8 = 2Р-4 :

а) найдите равновесную цену и объем продаж;

b) найдите избыток (дефицит) предложения при цене 4;

с) постройте график.

9. Функция спроса на товар описывается формулой рд = 26-4-Р, а функция предложения

QS=-10+8*P

где 0я, С/ - объем спроса и объем предложения товара, кг/день; Р - цена това-

ра, ден.ед/кг.

Определите:

а) равновесную цену;

b) равновесный объем;

с) равновесный объем продаж в денежном выражении.

Что произойдёт, если государство установит фиксированную цену на товар на уровне 2ден.ед.?; 4уся.ед.?

10. При увеличении цены товара с 5 до 7 ед. спрос на него сократился с 50 до 40 ед. Эластичен ли спрос при цене равной 5 ед.?

11. Спрос на товар при доходах в 20 ед. равен 5, а при доходе 30 ед. равен 8. Цена товара неизменна. К какой категории принадлежит товар?

12. Является ли спрос неэластичным, если известно:

Цена изделия, ден. ед.

1.05

1.15

Величина спроса,тыс.шт

1000

900


13. Найдите эластичность спроса при неограниченном по сравнению со спросом предложении, если цена уменьшилась на 10%, а выручка снизилась на 5,5%.

14. На рынке зерна в результате увеличения спроса населения на белый хлеб выросла цена 1тн. пшеницы с 10 до 12 ден.ед. Это вызвало увеличение предложения пшеницы с 500 до 550 т/мес. Определите эластичность предложения.

15. Предположим, что предложение на товар представлено в виде уравнения Р=2+0,3 +С>8, а спрос - Р=5-0,2-(2Д. Определите равновесную цену и равновесное количество товара на рынке аналитически и графически. Найдите эластичность спроса и предложения в точке равновесия.

16. Индивид покупает 8 единиц товара X и 4 единицы товара У. Найдите его доход, если известно, что цена товара X равна 2ден.ед., а предельная норма замещения - соотношение цен товаров X и У - равно 4.

17. В чем заключается практическая значимость эластичности спроса и эластичности предложения? Какова здесь связь с категорией «торговая выручка»?

18. Что происходит при налогообложении продаж, если спрос на товар неэластичен? Если спрос эластичен или имеет единичную эластичность?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconМетодические указания для студентов рекомендации по подготовке к...
Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconМетодичекие рекомендации и контрольные задания по дисциплине «Микробиология,...
Программа учебной дисциплины с методическими указаниями по изучению каждой темы программы и вопросы для самоконтроля
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconКонтрольные вопросы по каждой теме, а также примерные тестовые задания и вопросы к зачету
Ф 76 Компьютерные технологии в правовой практике: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2005. – 60 с
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconМетодические рекомендации и контрольные задания по дисциплине сд...
...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconПрограмма по дисциплине «Коммерческая деятельность»
Программа содержит организационно-методические указания, темы для самостоятельного изучения, контрольные вопросы для самостоятельной...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconКонтрольные вопросы по каждой теме, а также два блока примерных тестовых...
П 42 Криминология: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2011. – 159 с
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconМетодические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая...
Сформулированы задания для самостоятельного выполнения в ситуации рейтинговой системы оценок. Приводится примерная тематика докладов,...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconУрок по теме «Многообразие и значение земноводных»
Создать содержательные и организационные условия для осознания и осмысления блока новой и известной учебной информации; применения...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconМетодические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие...
«История стран Азии и Африки в новейшее время», конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, списки литературы к каждой...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неотъемлемой частью современного урока является хорошо продуманная система проверки и учета знаний учащихся. Один из видов такой...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса
Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconРефератов по теме «История кикбоксинга»
Контрольные вопросы и практические задания для контроля самостоятельной работы студентов I курса
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconПоложение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,...
Лльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconТематика семинарских занятий и методические указания по подготовке...
...
Контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме iconТема Первобытное общество
Темы семинарских занятий и контрольные задания для проверки самостоятельной работы студентов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск