Скачать 228.71 Kb.
|
Рассмотрено Согласовано Утверждаю Руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор МОБУ СОШ ________________ МОБУ СОШ с.Наумовка с. Наумовка Протокол №____ Богданова Э.Ф. _______ Сергеев А.П.________ от «___»_______ 2012г. «___»________2012г. Приказ №____ от «___» ___________2012г. . РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ЭКОНОМИКА(Профильный уровень)на 2012-2013 учебный год10 классСоциально-экономический профильСоставила: Учитель истории и обществознания Ионцева Ольга Михайловна Срок реализации программы: 1 год Наумовка,2012г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования (профильный уровень) и примерной программы по экономике (профильный уровень). Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися. Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием). Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических поня- тий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Цели: следующих целей: • развитие личности в период юности, ее экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению экономических дисциплин и интереса к предпринимательской деятельности; • воспитание ответственности за экономические решения; • освоение системы знаний об экономической деятельности человека, фирмы и государства и основ исследовательского аппарата экономической науки, в том числе для подготовки к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или путем самообразования; • овладение умениями находить и критически осмысливать информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, справочниках и статистических публикациях и выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен знать • важнейшие теоретические положения экономической науки; • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международной жизни; уметь • характеризовать: предмет и метод экономической науки, факторы производства и факторные доходы, кривую производственных возможностей, спрос и предложение, цели фирмы, необратимые затраты, естественные монополии, ошибки рынка, основные виды налогов, банковскую систему и финансовые институты, роль рынка ценных бумаг, рынок труда, об-щественные блага, внешние эффекты, особенности макроэкономического анализа, экономи-ческие циклы, виды безработицы и государственную политику в области занятости, банки и банковскую систему, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета России, методы покрытия бюджетного дефицита, влияние мер протекционизма и мер защиты свободной торговли на национальные и международные товарные рынки, глобальные экономические проблемы и глобализацию мировой экономики; мотивы предпринимательской деятельности, основные источники финансирования бизнеса, управление акционерным обществом, страховые услуги, представляемые гражданам и предприятиям, потребительский кредит, основные принципы менеджмента и организации производства, особенности современной экономики России; • объяснять: экономические явления с помощью альтернативных затрат, предельных затрат и предельной выгоды; выгоды обмена, закон спроса, формы кривой предложения, рыночный механизм, закон убывающей отдачи, причины неравенства доходов, причины различий в производительности и оплате труда, роль профсоюзов, роль минимальной оплаты труда и дискриминации на рынке труда, причины и последствия инфляции и дефляции, динамику занятости, процентных ставок и цен на различных фазах экономического цикла, воздействие мер монетарной и фискальной политики на экономическую конъюнктуру, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей и глобализацией мировой экономики; кому выгодно изменение курса национальной валюты, роль предпринимательства, роль ценных бумаг и фондовой биржи, роль государства в рыночной экономике; • приводить примеры: товаров с различной эластичностью спроса по цене и по доходу; взаи-модействия рынков, рыночных структур, общественных благ и внешних эффектов; форм денег, регрессивных и прогрессивных налогов; прямых и косвенных налогов; способов покрытия дефицита государственного бюджета, взаимовыгодной международной торговли; • сравнивать (различать): микроэкономику, макроэкономику и прикладную экономику, сво-бодные и экономические блага, спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, экономический рост и развитие, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации; • вычислять на условных примерах: абсолютные и сравнительные преимущества, рыночный спрос и предложение по данным об индивидуальном спросе и предложении, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов; эластичность спроса по цене и по доходу, равновесную цену и объем продаж, влияние на рынки предельных и фиксированных цен, экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, амортизационные отчисления, чистую прибыль, постоянные и переменные затраты, общие, средние и предельные затраты, предельную выручку, максимум прибыли, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд и предложение труда для отдельной фирмы, показатели неравенства доходов, реальный и номинальный ВВП, темп инфляции и покупательную способность денег, индекс потребительских цен и дефлятор ВВП, реальные показатели, темп экономического роста, уровень безработицы, депозитный (банковский) мультипликатор, среднюю и предельную налоговую ставку, налоги, дивиденды, страховые взносы и банковский процент; • использовать для экономического анализа: кривые производственных возможностей, кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен, спроса и предложения, фиксированных и предельных цен, а также цен на факторы производства, товары-заменители и сопутствующие товары, кривые совокупного спроса и предложения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для: • выполнения типичных экономических ролей; • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями, • совершенствования собственной познавательной деятельности; • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения; • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. Программа рассчитана на70 часов из расчета 2 час в неделю. 4 урока отводится на повторение и обобщение материала. Контроль уровня обучения Текущий контроль уровня обучения осуществляется на основе выполнения десятиклассниками письменных и устных видов заданий. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя следующие специфически юридические виды деятельности: • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации; • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.); • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения; • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; • написание творческих работ по экономическим вопросам. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 часов) Часть 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ (11 час) ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ (2 час) Экономика и экономические науки. Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Макроэкономика и микроэкономика. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (4 час) Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Проблема выбора. Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки).Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ОБМЕН, АБСОЛЮТНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА (3 час) Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Почему торговля рождает богатство. Абсолютные и сравнительные преимущества. Выгоды добровольного обмена. Условия взаимовыгодной и безубыточной торговли. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, СОБСТВЕННОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И СТИМУЛЫ (3 час) Административно-плановая система. Понятие экономической системы. Рыночная экономическая система. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности. Понятие рынка. Рынок одного товара. Часть 2. МИКРОЭКОНОМИКА (20час) СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 час) Спрос и закон спроса. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы, формирующие спрос. Предложение и закон предложения. Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага. Товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии. Урок повторения и обобщения 1 час РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ (2 час) Рыночное равновесие. Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос. Раздел II. ФИРМА. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА (10 час) Поведение потребителя. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос. Современная фирма. Фирма как производственная функция. Производительность ресурсов (факторов производства). Продукт фирмы. Продукт фирмы. Закон убывающей эффективности. Производительность труда. Измерение и факторы производительности труда. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные издержки. Кривые издержек в краткосрочном периоде. Обоснование формы кривых издержек. Эффект масштаба. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Цели фирмы. Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. Раздел III. БИЗНЕС (16 час) ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (2 час) Понятие предпринимательства. Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике. Характеристика предпринимателя. Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство. ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ (4 час) Организационно-правовые формы предпринимательства. Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес. Урок повторения и обобщения 1 час. МЕНЕДЖМЕНТ (2 час) Менеджмент. Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента. Функции менеджмента. Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль. МАРКЕТИНГ (2 час) Маркетинг. Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга. Основные элементы маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта. БИЗНЕС-ПЛАН (3 час) Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования. ДЕНЬГИ И БАНКИ (5 час) Роль денег в рыночной экономике. Деньги. Функции денег. История денег. Виды денег и их свойства. Формы денег. Денежные агрегаты. Коммерческие банки. Банки. История банковского дела. Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Центральный банк. Банковская система. Центральный банк и его функции. Урок повторения и обобщения 1 час Раздел IV. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (6 час) РЫНОК ТРУДА (3 час) Особенности рынков факторов производства. Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Рынок труда и заработная плата. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. РЫНКИ КАПИТАЛА И ЗЕМЛИ (3 час) Рынок услуг земли. Рынок земли (природных ресурсов). Цена земли. Земельная рента. Капитал и процент. Понятия капитала и рынка капитала. Процент как цена капитала. Дисконтирование. Приведенная стоимость. Смысл ставки дисконтирования и ее выбор. В каких случаях фирме целесообразно инвестировать. Цена капитала. Раздел V. ОТРАСЛЬ. КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ (10 час) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (3 час) Типы рыночных структур. Рынки, близкие к совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. МОНОПОЛИЯ (3 час) Виды монополий. Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России. Монопольная прибыль. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Социальная цена монополии. Условие прекращения производства монополией. Цена, издержки и эластичность спроса на монопольном рынке. Ценовая дискриминация. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (4 час) Олигополия. Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель). Монополистическая конкуренция. Природа монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Рыночная власть покупателей. Монопсония. Простейшая модель монопсонии. Особенности ценообразования в условиях монопсонии. Количественные методы оценки структуры рынка. Коэффициент Лернера. Измерение уровня концентрации в отрасли. Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков. Эволюция взглядов на монополию и антимонопольную политику. Российское антимонопольное законодательство. Урок повторения и обобщения 1 час КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-методическое обеспечение: Программа:
Учебник:
Дополнительная литература:1. Учебник: Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учреждений.- М.: Вита-Пресс, 2003. 2. Основы экономических знаний. Курс лекций -М.: НМЦСПО РФ, 1999 3. CD. 1С экономика: Практикум по экономике для 9-11 классов, 2009г. 4.Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов и др. «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».- М.: просвещение, 2008. 5. www.ecsocman.edu.ru 6. . www.online.rn/sp/iet/frends/ |
Рабочая программа по физике 10 11 класс профильный уровень Срок реализации... Муниципальное образовательное учреждение«большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени а. Е. Кошкина кайбицкого муниципального... | Рабочая программа по русскому языку для 10 «Г» класса (профильный... Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный... | ||
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год Разработано на основе примерной Программы для общеобразовательных учреждений: Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. / авторы... | Рабочая программа по химии для 10 класса 2013-2014 учебный год Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 10 класс, профильный уровень | ||
Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),... | Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | ||
Рабочая программа По математике (профильный уровень) для 10 класса на 2013-2014 учебный год Рабочая программа предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательной школы, профильной уровень | Рабочая программа по предмету «литература» Класс 5б 2012-2013 учебный год Плановых контрольных уроков: 5, сочинений: 3 ( 1 домашнее, 2 классных), зачётов 1, тестов 1 | ||
Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год 7 класс Уровень: общеобразовательный Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089) | Типовые задания по предмету Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | ||
Образовательная программа по предмету «Химия» 8-11 класс, базовый... «Программы курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений» О. С. Габриеляна | Рабочая программа курса химии ( профильный уровень ) по учебнику Габриеляна О. С., Лысовой Г. Г. Химия, 11 класс, Профильный уровень Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 12 издание,... | ||
Рабочая программа по истории 11 класс (базовый уровень) на 2012 -2013... Протокол № от 20 года от 20 года от 20 года | Рабочая программа по истории 7 класс (базовый уровень) на 2012 -2013... Протокол № от 20 года от 20 года от 20 года | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень... Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год |