Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии»





Скачать 235.61 Kb.
НазваниеУчебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии»
Дата публикации19.11.2014
Размер235.61 Kb.
ТипУчебная программа курса
100-bal.ru > Экономика > Учебная программа курса
Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

_____________________________________________________________________________________

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Учебная программа курса

по специальностям:
08050265 «Экономика и управление на предприятии»

08011165 «Маркетинг»

08050265 «Экономика и управление на предприятиях туризма

и гостиничного хозяйства»
и направлениям:

08050062 «Менеджмент организации»

08040062 «Управление персоналом»
Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013

ББК 65.9(2) – 823.2+30.609

Учебная программа курса «Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством». Представляет собой доработанную редакцию учебной программы «Управление качеством», разработанной доцентом кафедры ЭМ Рукавицыной М.Н. и утвержденной кафедрой ЭМ в 2008 г.

Учебная программа дисциплины «Управление качеством» рассматривает сущность качества, его проблемы для отечественной экономики, связь между конкурентоспособностью и качеством, отечественный и зарубежный опыт системного подхода к управлению качеством, роль стандартизации, сертификации и метрологии в обеспечении качества.

Рассмотрены современные методы работы по качеству с использованием принципов всеобщего управления качеством, создание на российских предприятиях и организациях систем качества согласно требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Для студентов специальностей 08050265 «Экономика и управлениена предприятии», 08011165 «Маркетинг», 08050265 «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» и направлений подготовки 08050062 «Менеджмент организации», 08040062 «Управление персоналом».
Автор: М.Н. Рукавицына, доцент кафедры МН.
Утверждена на заседании кафедры МН, протокол № 21 от 18.06.2013.
Рекомендована к изданию УМК ИПУ ВГУЭС, протокол № 2 от 24.06.2013.

© Издательство Владивостокский

государственный университет

экономики и сервиса, 2013

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент в России качество продукции и услуг играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специали-стов и политиков стала осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строго соблюдения технических параметров уже выпускае-мых изделий. Данная учебная программа подготовлена в соответствии стребованиями образовательного стандарта по дисциплине «Управление качеством». Программа охватывает изучение ключевых терминов и понятий: качество как экономическая категория, методы его анализа, оценки и измерения; методологические основы управления качеством, контроль качества, квалиметрия и способы ее практического использования, интеллектуальная собственность и управление качеством. Кроме того, программа курса направлена на изучение обобщенного и систематизированного теоретического и практического опыта по управлению качеством в условиях рыночных отношений как у нас в стране, так и за рубежом.

Особое внимание в учебной программе уделяется изучению методов и инструментов государственного регулирования деятельности организаций в области качества. Данная редакция учебной программы отличается от изданной в 2008 г. более полным охватом отечественных и зарубежных источников по проблемам управления качеством, большим вниманием к влиянию качества на эффективность деятельности организации, а также переосмыслением имеющихся знаний в области управления качеством. Учебная программа курса «Управление качеством» предназначена для самостоятельного изучения и преподавания теоретической части учебной дисциплины «Управление качеством», ориентирована на студентов экономических специальностей всех форм обучения.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским предпринимателям нужно быть готовым уже сегодня. Предприятия любой формы собственности не уделяющие внимание вопросам качества будут просто разорены, им не помогут никакие протекционистские меры государства.

Для обеспечения производства продукции конкурентоспособного каче-ства следует спроектировать не просто систему качества, а систему, ко-торая наряду с улучшением потребительских свойств, способствовала бы снижению или хотя бы стабилизации цены продукции. Изучение данной дисциплины позволит подготовить менеджеров по управлению производством «через качество» – с использованием современных стан-дартов международной организации по стандартизации (ИСО).
1.2. Связь с другими дисциплинами
Курс «Управление качеством» органически связан с рядом экономических дисциплин, объектом изучения которых являются экономические законы развития общества и закономерности общественного производства, функции управления экономикой (экономическая теория, маркетинг, экономика предприятия, экономика промышленности, организация производства, цены и ценообразование, управление персона-лом, планирование на предприятии, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия и др.)

При освоении данной дисциплины обращается внимание на необходимость тщательного изучения нормативных документов, регламентирующих законодательство по обеспечению качества.
1.3. Знания, умение и навыки, которые должны

приобрести студенты в результате изучения

дисциплины
В результате усвоения данной дисциплины студентом должны быть показаны знания сущности и необходимости повышения качества, экономической эффективности улучшения качества, проблем и методов современного управления качеством, что позволит пользоваться специальной литературой для дальнейшего углубления знаний.

Структура курса дает возможность изучить отечественный и зарубежный опыт системного и комплексного подхода к управлению качеством. Кроме того студенты смогут иметь достаточно полное представление о проблемах всеобщего управления качеством, о разработке систем качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, которые распространяются и на качество управления. Исключи-тельную важность для будущих специалистов приобретает знание сущности, порядка проведения и схем сертификации.
1.4. Виды текущего, промежуточного и итогового

контроля знаний студентов по дисциплине

и способы их проведения
Студент обязан в течение семестра выполнять:

1) контрольные работы по предложенным темам;

2) реферат по предложенным темам с использованием дополни-тельной литературы и практических данных коммерческих фирм;

3) промежуточный и итоговый тесты.

Форма итогового контроля по данной дисциплине – зачет.

Текущая и промежуточная аттестация проводится в форме теста.

Промежуточная аттестация складывается из баллов, набранных студентами в течение семестра за посещаемость лекционных и практических занятий, работу на практических занятиях, текущего тестирования (их максимальное количество – 80 баллов). На зачет выносится 20 баллов. К зачету не допускаются студенты, набравшие в течение семестра менее 41 балла.

Студент получает зачет, если набирает не менее 61 балла. При этом в зачетной книжке и в ведомости указывается количество набранных баллов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
2.1. Перечень и содержание лекционных занятий
Тема 1. Основные понятия и категории управления качеством

Понятие «управление», цели, функции, методы и принципы управления. Понятие качества. Динамика понятий качества. Понятие качества по международному стандарту ИСО 8402-86. Объект качества. Относительное качество. Уровень качества. Система качества. Взаимосвязь понятий «потребительская стоимость», «качество» и «полезный эффект». Обобщающие и индивидуальные показатели качества. Показатели качества предметов труда и средств труда. Показатели назначения, надежность товара. Экономичность и безопасность применения товара. Показатели эргономичности товара. Показатели технологичности товара. Эстетичность товара. Показатели стандартизации и совместимости объекта. Патентноправовые показатели объекта. Показатели качества сервиса товара. Квалиметрия как метод количественной оценки качества продукции.

Тема 2. Экономические проблемы качества

Влияние качества на прибыль. Зависимость роста объема продаж и дохода от улучшения качества продукции. Классификация затрат на качество. Метод калькуляции затрат на качество. Составляющие затрат: профилактика, оценивание, внутренние затраты, внешние затраты. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Стоимость соответствия, стоимость несоответствия. Метод определения потерь вследствие низкого качества. Экономическая эффективность улучшения качества.

Тема 3. Качество и эффективность управления

Сущность понятия «качество» применительно к управлению. Принципы оценивания качества управления. Комплексность оценок качества. Сочетание количественного и качественного анализа. совмещение объективных и субъективных оценок. Сочетание внутреннего и внешнего оценивания качества. Непрерывность развития системы оценивания. Виды оценивания и оценок качества управленческой деятельности. Самооценивание. Оценивание со стороны руководителей работ. Оценивание со стороны заказчиков. Коллегиальное оценивание. Индивидуальное оценивание со стороны экспертов, контролеров, ревизоров, аудиторов. Качественное суждение и количественная числовая оценка. Уровневая оценка. Параметрическая оценка. Методы сопоставительного анализа качества управления. Метод статистических сопоставлений. Метод сопоставления запланированных и реальных результатов. Метод анализа экспериментальных результатов. Метод нормативных сопоставлений. Метод сравнения с уровнем мировых достижений. Метод сравнения с аналогичными работами. Метод вариантных сопоставлений. Схема процесса оценки качества управленческой работы. Критерии качества управления. Целевые критерии качества методов и организации управленческих работ. Критерии качества ресурсного обеспечения работ. Эффективность управления.

Тема 4. Конкурентоспособность и качество

Понятие конкурентоспособности и конкурентность товара. Рейтинг «всемирной конкурентности». Понятие «уровень конкурентоспособности». Анализ конкурентоспособности продукции. Анализ конкурентоспособности фирмы. Способы определения показателя конкурентоспособности товара. Качество жизни. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия.

Тема 5. Интеллектуальная собственность в управлении качеством

Интеллектуальная собственность и ее виды. Объекты промышлен-ной собственности и ее виды. Объекты авторского права.Основные законодательные акты в области интеллектуальной собственности. Лицензирование промышленной собственности. Лицензионный договор: понятие, виды, применение. Патентная чистота как нормативное условие обеспечения конкурентоспособности продукции. Патентное ведомство – орган государственного регулирования патентной системы. Авторское право и смежные права, их роль в обеспечении конкурентоспособности продукции.

Тема 6. Организация контроля качества

Историческая последовательность развития управления качеством продукции в нашей стране. Контроль качества продукции. Оценка качества продукции. Управление качеством продукции (УКП), этапы системного подхода в УКП. Взаимосвязь непосредственного УКП с обеспечивающими факторами (роль государства, государственная система стандартизации, гармонизация с международными стандартами и др.). Система контроля качества. Технический контроль. Общие принципы рациональной организации технического контроля. Основные виды технического контроля.

Методы контроля качества: контроль наладки; летучий контроль; статистические методы контроля; выборочный или сплошной контроль; статистический анализ технического процесса обо-рудования; качество продукции. Классификация контрольных операций. Функции службы качества. Необходимость и развитие оценок качества продукции. Виды оценок для определения качества продукции, применяемые в доперестроечный период. Роль квалиметрии в разработке оценочных показателей качества продукции.
Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством

Необходимость системного и комплексного взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий для устойчивого совершенствования качества продукции. Факторы, влияющие на качество продукции: внутренние (внешние) обстоятельства, человеческий фактор и внешние условия. Последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в отечественной практике.

Цели и основные критерии количественной оценки качества труда исполнителей саратовской системы бездефектного изготовления продукции и сдача ее с первого предъявления (БИП), львовской системы бездефектного труда (СБТ), системы КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), комплексных систем управления каче-ством продукции (КСУКП). Роль Госстандарта в переходный период к рынку по гармонизации отечественных стандартов на системы качества с международными. Отечественный опыт комплексного управления качеством как фундамент освоения стандартов ИСО 9000. основные отличия систем качества (по ИСО 9000) от КСУКП.Европейский опыт управления качеством. Опыт управления качеством в США, в Японии.

Тема 8. Системы качествапо международным стандартам ИСО серии 9000

Необходимость освоения Россией требований международных стандартов по системам качества ИСО серии 9000. Состав стандартов ИСО серии 9000 по системам качества. Принципы построения структу-ры стандартов. Органическое сочетание статуса обязательности и реко-мендательности. Полная инициативность предприятий в выборе техно-логий внутреннего управления в интересах обеспечения заданных тре-бований. Петля качества. Разработка документов системы качества. Взаимосвязь систем качества по ИСО 9000 с признаками всеобщего управления качеством, принципы оценки систем качества на фирмах. Новая версия международных стандартов ИСО серии 9000.

Тема 9. Современные концепции менеджмента качества

Сущность системы менеджмента качества. Концепция всеобщего управления качеством (ВУК). Составные части ВУК: Коренная, ключевая система, система технического обеспечения, система непрерывного развития принципов и содержание ВУК. Четыре уровня японской концепции более высокого качества. Приемы и средства, используемые для всеобщего управления качеством. Методы работы по качеству. Методы обеспечения качества. Методы стимулирования. Методы контроля. Кружки качества. Условия успешной работы кружков качества. Метод самоконтроля. Внедрение принципов самоконтроля на производстве. Статистические методы управления качеством и их область применения. Мозговая атака. Схема процесса. Контрольный листок. Временной ряд. Диаграмма Парето. Причинно-следственная диаграмма. Гистограмма. Диаграмма рассеяния. Контрольная карта. Освоение принципов всеобщего управления качеством и методов самооценки фирм по критериям национальных премий по качеству. Технология самооценки. Разработка модели российской премии по качеству. Сквозной механизм управления качеством в России.

Тема 10. Сертификация продукции и систем качества

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Нормативные документы по сертификации.

Элементы и участники сертификации продукции и услуг. Порядок проведения, схемы сертификации, испытания и органы по сертификации продукции. Порядок проведения, схемы сертификации, органы по сертификации услуг. Сертификация систем качества и производств. Экономические оценки работы по сертификации продукции, услуг и систем качества.
Тема 11. Метрология в управлении качеством

Организационно-правовые основы законодательной метрологии. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. Система испытаний и утверждение типа средств измерений. Аттестация методик выполнения измерений. Государственный метрологический надзор. Калибровка средств измерений. Международные организации по метрологии.

Тема 12. Стандартизация в управлении качеством

Организационно-правовые основы стандартизации. Закон РФ «О техническом регулировании». Понятие технического регламента. Объекты и требования технических регламентов. Социально-экономические функции стандартизации. Понятие стандартизации. Цели стандартизации. Международные договоры. Организация работ по стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним. Органы государственного контроля и надзора. Осуществление государственного контроля и надзора. Государственные инспекторы, их права и ответственность. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору.

Тема 13. Организационные вопросы управления качеством

Государственная защита прав потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей». Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Полномочие федеральных органов, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг). Экономические показатели и оценка эффективности работы территориальных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Влияние общественности на решение проблем качества.

2.2. Перечень и содержание практических занятий

Тема 1. Управление качеством

План:

1. Основные понятия и категории управления.

2. Понятие качества.

3. Система показателей качества товаров.

4. Влияние качества на прибыль.

5. Экономическая эффективность улучшения качества.

Тема 2. Качество и эффективность управления

План:

1. Сущность понятия «качество» применительно к управлению.

2. Принципы оценивания качества управления.

3. Виды оценивания и оценок качества управленческой деятельности.

4. Методы сопоставительного анализа качества продукции.

5. Принципиальная схема оценивания качества управленческой работы.

6. Критерии качества управления.

Тема 3. Конкурентоспособность и качество

План:

1. Конкурентоспособность фирмы, конкурентоспособность товара,

качество и их взаимосвязь.

2. Рейтинг «всемирной конкурентоспособности».

3. Уровень конкурентоспособности продукции.

4. Оценка конкурентоспособности товара.

5. Связь конкурентоспособности с прибылью.

Тема 4. Организация контроля качества

План:

1. Технический контроль как компонент системы контроля качества продукции.

2. Объекты технического контроля.

3. Принципы рациональной организации технического контроля.

4. Виды и методы технического контроля.

5. Функции службы качества.
Тема 5. Системный подход к управлению качеством

План:

1. Необходимость системного подхода к управлению качеством.

2. Факторы, влияющие на качество продукции.

3. Отечественный опыт воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции.

4. Гармонизация отечественных стандартов на системы качества с

международными ИСО серии 9000.

5. Зарубежный опыт управления качеством.

Тема 6. Системы качествапо международным стандартам ИСО серии 9000

План:

1. Необходимость создания систем качества по международным

стандартам ИСО серии 9000.

2. Международные стандарты ИСО серии 9000 на системы качест-ва: сущность, задачи, состав стандартов.

3. Разработка документов системы качества.

4. Взаимосвязь систем качества по ИСО 9000 с принципами ВУК.

5. Национальные премии по качеству и их критерии.

6. Сквозной механизм управления качеством в России.

Тема 7. Всеобщее управление качеством

План:

1. Концепция всеобщего управления качества (ВУК) и его принципы. Составные части ВУК.

2. Приемы и средства ВУК, реализуемые на фирме.

3. Методы работы по качеству.

4. Статистические методы управления качеством.
Тема 8. Стандартизация в управлении качеством

План:

1. Организационно-правовые основы стандартизации.

2. Закон РФ «О техническом регулировании»

3. Понятие стандартизации. Цели стандартизации. Организация работ по стандартизации.

4. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований

госстандартов.
Тема 9. Сертификация продукции и систем качества

План:

1. Сущность, цели и виды сертификации.

2. Система сертификации. Порядок проведения, схемы сертифика-ции, испытания и органы по сертификации продукции.

3. Порядок проведения, схемы сертификации, органы по сертифи-кации услуг.

4. Сертификация систем качества и производств.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
3.1. Самостоятельная работа студентов,

тематика и методические рекомендации

по ее осуществлению
В соответствии с учебным планом направления подготовки 08050062 «Менеджмент организации» студенты заочной формы обучения при изучении курса «Управление качеством» для формирования практических навыков и умений должены выполнить контрольную работу, которая является одной из форм самостоятельной работы студентов.

Контрольная работа – один из основных элементов учебного процесса. Подготовка к выполнению и само выполнения работы способст-вует углублению теоретических знаний будущих специалистов, формирует умение пользоваться специальной и справочной литературой. Это дает возможность в будущей производственно – коммерческой деятель-ности применять общепринятые в мировой практике хозяйствования термины и ощущения, экономические законы и закономерности. Профессиональные, специальные умения и навыки, полученные студентом при выполнении контрольной работы и детальным изучением теории по курсу «Управление качеством», помогут будущему специалисту формировать тот особый стиль экономического рыночного типа мышления, который поможет обеспечить конкурентоспособность специалистов на рынке труда в постоянно меняющейся ситуации формирующихся рыночных отношений.

Творческое, самостоятельное выполнение контрольной работы поможет будущему специалисту экономисту – менеджеру, во-первых, правильно проанализировать цели, задачи и практику обеспечения качества, исследуя социально-экономические аспекты и воздействие конкурентной среды. Во-вторых, поможет обратить особое внимание, что термин «качество» применяется в курсе двояко – в отношении к продукции (качество продукции) и к системе управления (система качества). Кроме того, выполнение контрольной работы позволит уяснить, что обеспечение стабильности производства и выполнения производственной программы –дело субъекта управления, он же отвечает за качество продукции в широком (административном) смысле, организация определения необходимого качества продукции при маркетинге, оптимизацию качества на стадии НИОКР, гарантируя нужные поставки сырья и комплектующих, обеспечивая качество продукции при хранении и транспортировке и т.п.

Выполнение работы студент начинает с подбора соответствующей литературы и статистического материала. Студенты должны владеть концепцией экономической политики в стране, а также знать проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, основные законодательные акты и решения законодательной и представительной власти по вопросам качества.

Письменная контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с установленным во ВГУЭС стандартом.
3.2. Перечень и тематика контрольных работ студентов

Выбор варианта контрольной работы по курсу «Управление качеством» осуществляется по следующей таблице:

варианта

Буква, с которой начинается фамилия студента

варианта

Буква, с которой начинается фамилия студента

1

А, Н, Э

8

Ж, Ф

2

Б, О, Ю

9

З, Х

3

В, П, Я

10

И, Ц

4

Г, Р

11

К, Ч

5

Д, С

12

Л, Ш

6

Е, Т

13

М, Щ

7

Е, У







Варианты контрольных работ

Вариант 1

1. Понятие качества. Система показателей качества.

2. Сертификация систем качества.

3. Зарубежный опыт управления качеством.
Вариант 2

1. Закон РФ «О техническом регулировании».

2. Экономические проблемы качества.

3. Интеллектуальная собственность в управлении качеством.
Вариант 3

1. Качество и эффективность управления.

2. Конкурентоспособность товара и способы его оценки.

3. Порядок проведения, схемы сертификации, испытания и органы

по сертификации продукции.
Вариант 4

1. Основные законодательные акты в области интеллектуальной

собственности.

2. Организация контроля качества.

3. Обязательная и добровольная сертификация продукции (работ,

услуг).
Вариант 5

1. Отечественный опыт системного подхода к управлению качест-вом.

2. Международные стандарты ИСО серии 9000.

3. Метрология в управлении качеством.
Вариант 6

1. Зарубежный опыт управления качеством.

2. Всеобщее управление качеством.

3. Статистические методы управления качеством.
Вариант 7

1. Понятие и сущность квалиметрии.

2. Факторы, влияющие на качество продукции.

3. Системы качества по международным стандартам ИСО серии

9000.
Вариант 8

1. Кружки качества как метод управления качеством.

2. Петля качества.

3. Государственный контроль за соблюдением законодательства о

защите прав потребителя.
Вариант 9

1. Экономическая оценка работы по сертификации продукции, ра-бот, услуг и систем качества.

2. Российская премия по качеству и ее критерии.

3. Приемы и методы, используемые для всеобщего управления качеством.
Вариант 10

1. Самоконтроль как метод управления качеством.

2. Сквозной механизм управления качеством в России.

3. Международные стандарты на системы качества.
Вариант 11

1. Разработка документов системы качества.

2. Экономические проблемы стандартизации.

3. Маркировка товаров.
Вариант 12

1. Закон РФ «О техническом регулировании».

2. Виды и методы контроля качества.

3. Патентная чистота как нормативное условие обеспечения конкурентоспособности продукции.
Вариант 13

1. Классификация затрат на качество.

2. Организация работ по техническому регулированию.

3. Петля качества услуги.
3.3. Техническое и программное обеспечение курса
Для проведения лекций и практических занятий аудитория должна оборудованием для демонстрации презентации по данной дисциплине в формате Power Point.

4. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4.1. Основная литература

1. Басовский Л.Е. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 253 с.

2. Герасимов Б.И. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.

3. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. – СПб.: Издательство Политехнического ун-та, 2013.- 650 с.

4.2. Дополнительная литература

1. Аристов О.В. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 224 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс»

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования.– Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс»

4. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.- Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс»

5. Ефимов В.В. Спедства и методы управления качеством. – М.: КНОРУС, 2012. - 232 с.

6. Заика И.Т. Документирование системы менеджмента качества. – КНОРУС, 2010. - 192 с.

7. Коноплев С.П. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 252 с.

8. Кунтулова М.Г. Система менеджмента качества – единый систематизированный процесс [монография]. – Хабаровск, 2012. -352 с.

9. Флеминг Дж. Управление качеством услуг. Метод Human Sigma. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 218 с.

Журналы: «Стандарты и качество», «Менеджмент качества», «Российский экономический журнал», «Секрет фирмы», «Коммерсант», «ЭКО», «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг».

4.3. Обзор рекомендуемой литературы

Басовский Л.Е. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2011. В учебном пособии представлены основные понятия и категории управления качеством, приведен исторический экскурс создания и развития международных стандартов ИСО 9000, зарубежный опыт менеджмента качества.

Герасимов Б.И. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2011. В данном учебном пособии рассмотрены основные вопросы курса «Управление качеством», его ключевые термины и понятия: качество как экономическая категория, методы его анализа, оценки и измерения, методологические основы управления качеством, планирование и контроль качества, квалиметрия и способы ее практического использования. Обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт по управлению качеством в условиях рыночных отношений в России и за рубежом.

Окрепилов В.В. Менеджмент качества. – СПб.: Издательство Политехнического ун-та, 2013. В учебнике изложены основные понятия и категории управления качеством, экономические проблемы качества, конкурентоспособность и качество. Кроме того, большое внимание уделено вопросам интеллектуальной собственной в управлении качеством. Подробно и последовательно представлен исторический подход к формированию основных положений и принципов современного менеджмента качества. В данном учебнике изложены организационно-правовые основы и положения системы обеспечения единства измерений. Значительное место в данном учебнике уделяется вопросам стандартизации и сертификации продукции и систем качества.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................2

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ....................................................4

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ» ................................6

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ..................................13

4. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................................................17

Учебно-методическое издание

Автор:

Мария Николаевна Рукавицына

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Учебная программа курса

по специальностям:

08050265 «Экономика и управление на предприятии»

08011165 «Маркетинг»

08050265 «Экономика и управление на предприятиях туризма

и гостиничного хозяйства»

и направлениям:

08050062 «Менеджмент организации»

08040062 «Управление персоналом»

В авторской редакции

Компьютерная верстка Н.А. Игнатьевой

Лицензия на издательскую деятельность ИД № 03816 от 22.01.2001

Подписано в печать . Формат 60 84/16.

Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,2.

Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 150 экз. Заказ

________________________________________________________

Издательство Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41

Отпечатано в типографии ВГУЭС

690600, Владивосток, ул. Державина, 57

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по выполннению выпускно квалификациоой работы...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», выполняющих...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 08 «мировая экономика» для специальности...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconРабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений»
«Экономика и управление на предприятии» 080105. 65 «Финансы и кредит», 080301. 65 «Коммерция (торговое дело)», 080109. 65 «Бухгалтерский...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconПрограмма курса для специальности 080502 «Экономика и управление...
Охватывает следующие направления
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconКонтрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий...
Русский язык и культура речи. (Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика и управление...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей 080502-Экономика...
Учебно-методический комплекс Рекреационная география составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconПрограмма для специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии транспорта»
Факультет «Управление на водном транспорте Кафедра истории и экономической теории Шифр дисциплины: опд ф. 08 Планировании на предприятии...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconИнформационные технологии в экономике
Подготовки 080105. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105. 65 «Финансы и кредит», 080102. 65 «Мировая экономика», 080502....
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconПрограмма курса для специальностей №060800 Экономика и управление...
Программа курса “Английский язык” предназначается для студентов I iv курсов экономического факультета рггу, обучающихся по специальностям...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconУчебное пособие по курсу «Управление качеством» (практикум)
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, разработано на основе государственных стандартов по специальностям...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Специальность 080502(8) – Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconТесты по дисциплине тппр(технология производства продукции растениеводства)для...
Тесты по дисциплине тппр(технология производства продукции растениеводства)для студентов по специальностям 060500 «Бухгалтерский...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconУчебная программа по дисциплине Управление качеством продукции Для...
Цели и задачи дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconУчебно-методический комплекс для специальностей №080101 «Экономическая теория»
«Экономическая теория», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии» и составлен на основе Государственного...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
...
Учебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии» iconРабочая программа по дисциплине этика и эстетика по специальности...
«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск