Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 373.66 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации29.11.2014
Размер373.66 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины
Политическая психология

для направления 030700.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра

Автор Ильина Н.Б. (e-mail: NBI-111-@yandex.ru)


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ _______________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ _______________________________

«_____» __________________ 2010 г. «____»_________________ 2010 г.

Утверждена УС факультета

____________________________

Ученый секретарь

______________________________

« ____» ___________________2010 г.

Москва, 2010 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы: доцент, кандидат исторических наук Ильина Н.Б.

I.1. Обоснование курса «Политическая психология»
Исходя из общей концепции развития факультета мировой экономики и мировой политики и поставленных в связи с этим задач, автор программы курса «Политическая психология» рассматривает его как один из важнейших компонентов уже утверждённого для изучения направления «Политическая наука» (Политология), но до нынешнего момента, не внесённого в реестр читаемых на факультете курсов. Он дополняет и конкретизирует знания, получаемые из основных курсов — прежде всего, истории и теории международных отношений, социологии, философии, экономической теории и истории. Особый упор в содержании и организации курса делается на системное понимание развития общества и развивающихся в нём процессов, что принципиально важно для отслеживания и прикладного анализа любых явлений и тенденций психологического плана в политике.

В процессе подготовки специалистов-международников, как в экономической, так и в политической сферах, способных адекватно ориентироваться в стремительно меняющемся и всё более непредсказуемом политическом пространстве, ставится цель преодолеть устаревшие стандарты подготовки, основанных преимущественно на изучении фактологического материала без учёта социально-психологических механизмов свершения политики и принятия политических решений. В условиях всё более чётко проявляющейся тенденции к персонификации мировой политики и политических процессов специалистам-международникам необходимы специальные знания, основанные на понимании мотивов политического поведения контрпартнёров, умении подобрать адекватную форму политической коммуникации, противостоять широко используемым в международной практике психологическим технологиям.

I.2. Общие сведения об учебном курсе
Дисциплина читается студентам по направлению «Международные отношения» факультета мировой экономики и мировой политики. Курс «Политическая психология» является курсом по выбору для студентов и читается во II модуле учебного года. Продолжительность курса составляет 162 часа, в том числе: 64 часа лекционных занятий. Рубежный контроль — зачёт.
I.3. Требования к уровню освоения содержания курса
Освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием смежных дисциплин таких как, например, «Философия», «Введение в политологию», «Социология», «Экономическая теория и история», «Теория международных отношений» и другие. Основополагающим требованием является достаточное свободное владение иностранным (английским) языком для ознакомления с рекомендуемыми иностранными источниками.

При успешном освоении курса студенты должны:

  • как минимум — освоить основной понятийный материал политической теории и внутреннюю логику в рамках заявленного в данном курсе материала;

  • получить навык элементарного анализа и комментария понятийного и мировоззренческого содержания конкретных политических концепций на материале текстов источников;

  • освоить психологические знания в сфере политики как основу для системного понимания развития общества и развивающихся в нём процессов, причём не только в собственной стране, но и в мире в целом.


I.4. Аннотация
Политическая психология является одним из прикладных направлений психологической науки, в равной мере опирающимся на категории, объяснительные принципы и концепции как общей, так и социальной психологии. Используемые в политической психологии понятия и теоретические построения специфичны психологическому знанию и предполагают способность слушателя осознавать и четко формулировать различия в трактовке и применении схожих терминов в политической психологии и смежных социогуманитарных дисциплинах, а не механическое перенесение понятий из других наук.

Общая психология изучает личность как бы «изнутри» во всех присущих ей психических свойствах и качествах. Одним из многих направлений такого исследования является психоанализ. Социальная психология изучает личность во взаимодействии с другими людьми — от межличностных отношений до психологических процессов в больших социальных группах. Политическая психология синтезирует понятия и концепции этих наук в той мере, какая необходима для понимания и прогнозирования функционирования психики в условиях политики как виде деятельности (деятельностный подход — один из центральных объяснительных принципов психологии).

Психология как наука о психике одной из своих опор имеет весь комплекс наук о жизни вообще, биологии и анатомии человека в первую очередь (эти науки как весьма специальные в рамках данного курса не затрагиваются); а другой — весь комплекс наук об обществе как специфической социальной форме жизнедеятельности человека (с основами этих наук слушатели знакомятся в курсах философии, истории, теории политики, социологии и других). В процессе обучения студенты подробно знакомятся с различными социальными дисциплинами, не получая подготовки в области наук о жизни. Эта особенность социогуманитарного образования должна осознаваться и учитываться как слушателями, так и преподавателем в процессе изучения данного курса.

К особенностям курса относится:

  • широкое привлечение работ российской и зарубежной политической мысли как на русском, так и на языке оригиналов, в силу того, что реальная противоречивая действительность не всегда соответствует рамкам классических политических теорий и поддаётся однозначным научным оценкам раз и навсегда;

  • возможность для студентов изучить механизм взаимоотношений в политической сфере, что помогает приобрести широту идеологических воззрений, сформировать такие качества, как политическая толерантность, готовность к разумному компромиссу и партнёрству, стремление к консенсусу, умение институционализированно выражать и защищать свои интересы, патриотизм и государственное мышление.

Учебные цели курса

Целями курса являются: ознакомление студентов с основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими подходами современной психологии в соответствии с требованиями обязательного государственного образовательного стандарта; формирование у слушателей общего представления о теоретических и методологических принципах научно корректного политико-психологического анализа политических ситуаций, явлений, крупных социальных структур и политически значимых процессов; создание основы для возможного в дальнейшем более углубленного изучения политических психологии и социологии, конкретных политологических дисциплин и специальных курсов.

Студенты по завершении курса должны твердо усвоить основные категории и объяснительные принципы психологии, иметь представление о природе психического, о качественных отличиях психики как явления от непсихических явлений; о главнейших особенностях функционирования психики в политической сфере деятельности, об основных методах прикладного политико-психологического анализа; овладеть материалом в объеме лекций, учебной и рекомендуемой литературы.

Практическими критериями степени усвоения учащимися данного курса являются понимание специфики психического; способность сформулировать объект и предмет общей, социальной и политической психологии; провести теоретические и методологические различия между науками психологии в целом, политической психологией и теорией политики; способность ставить психологические задачи в рамках политического проекта (портрет политического лидера, план PR-кампании, анализ поведения электората и/или проект влияния на него, анализ политической ситуации, понимание и прогноз международных отношений и т.п.).

Основные задачи курса включают:

  • ознакомиться с базовыми категориями и объяснительными принципами системы психологических наук;

  • уяснить специфику политики как сферы деятельности и вытекающих из деятельностной природы политики последствий социо-культурного (как формирующего психологическую среду данного общества) и политико-психологического характера;

  • понимать предмет политической психологии как особой сферы приложения общей и социальной психологии;

  • познакомиться с основными типами и видами психических явлений и процессов и спецификой их функционирования в политике и в связи с политикой;

  • освоить основные принципы построения системного исследования политико-психологических процессов на уровне межличностных отношений и в больших социальных системах;

  • проявлять интерес к человеческому содержанию политики; к проблемам взаимосвязи текущей политики и исторической эволюции политики как явления с развитием сознания и психики в целом;

  • уметь активно использовать полученные знания на практике, самостоятельно работать с текстами и пользоваться учебной и научной литературой, справочниками, словарями;

  • вычленять общие черты того или иного круга концепций в рамках развития национального общества;

  • обладать навыками политических дискуссий на основе полученных данных, привычкой к критической оценке аналитических и научных материалов по предметам, сравнительного анализа; изучать предмет в контексте сегодняшних политических реалий.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

II.1. Тематический план

Наименование тем

Аудиторные часы (лекции)

Самосто-ятельная работа

Всего часов

  1. Политическая психология: явление и наука. Предмет и история становления политической психологии, основные направления, место в системе психологических и политических наук.

4

8

12

  1. Базовые категории и основные объяснительные принципы психологии, специфика приложения в политической психологии.

6

8

14

  1. Личность в политике и политическая личность. Интересы, мотивация личности. Политическая: ее инициация и социализация. Мотивация в политике.

6

8

14

  1. Лидерство как механизм структурирования группы и ее активности. Лидерство в политике. Лидер и лидерство. Лидер и руководитель. Лидер и ведомые. Психологические типы политики и лидерства.

6

8

14

  1. Межличностные отношения в политике. Малая группа: понятие, структура внутригрупповой активности. Малые группы в политическом процессе.

6

8

14

  1. Пределы межличностных отношений и политика. Понятие и типы больших социальных групп. Политическая психология первичных и вторичных больших социальных групп.

6

10

16

  1. Элита как механизм сопряжения межличностной и макросистемной сфер отношений в обществе и политике. Элиты в политическом процессе: мотивация, поведение и социальная роль.

6

10

16

  1. Политическое участие: личность в большой социальной группе. Виды включенности, типы отношений и политическое поведение в социально типологизируемых ситуациях.

6

10

16

  1. Взаимодействие как психологический механизм политических общения и деятельности. Политико-психологические взаимодействия в политическом процессе: общение, сотрудничество, партнерство, конфликт.

6

10

16




  1. Психологические аспекты политического общения. От общественного мнения к политическому поведению. Психологические основы электорального поведения.

6

8

14

  1. Конфликтные взаимодействия в политике. Политико-психологические функции конфликта. Психология разрешения конфликтов и поддержания социально-политической стабильности.

6

10

16

Всего

64

98

162


Базовый учебник отсутствует.
Формы контроля:

  • опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу, возможно, в письменной форме;

  • итоговый — зачёт (с учётом выступлений и неформальных дискуссий) как на лекциях, так и вне их.

В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, подготовка к зачёту по предложенным вопросам, написание эссе (рефератов).

Курс завершается зачётом (оценки выставляются по 10 балльной шкале).
II.2. Программа курса
Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЯВЛЕНИЕ И НАУКА.

Предмет и история становления политической психологии,

основные направления, место в системе психологических и

политических наук
Индивид и пределы его возможностей: почему политика стала интересоваться психологией.

«Человек общественный»: проблема объекта психологических исследований макросоциальных и политических процессов.

Что изучает наука психология: поведение или психику? Психика как объект психологии.

Диалектика взаимосвязей психологии субъекта, процессов и результатов его деятельности и изменения психологии субъекта и психологии как явления в процессе и под влиянием деятельности.

История как процесс эволюции психики и сознания, их операциональных структур и механизмов.

Мышление как средство и результат психологической компенсации. Религия как форма познания и концептуализации.

Психология и проблема соотношения рационального и иррационального в истории и практике.

История становления политической психологии, взаимодействие ее с психологическими науками и смежными дисциплинами.

Современное понимание предмета политической психологии.

Основные направления политико-психологических исследований.

Психологическая детерминация, ее сопряжение с экономическим, политическим, социо-историческим и культурно-цивилизационным детерминизмом.

Политическая психология и политология: точки сопряжения и теоретико-методологические водоразделы.

Литература

  1. Андреев А.Л. Политическая психология. М., 2002.

  2. Пирогов А.И. Политическая психология. М., 2005.

  3. Политическая психология. Под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова. М.-Екатеринбург, 2003.

  4. Шестопал Е.Б. Политическая психология. I и II тт. М., 2002.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск