Скачать 373.66 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политикиПрограмма дисциплины Политическая психология для направления 030700.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор Ильина Н.Б. (e-mail: NBI-111-@yandex.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ _______________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ _______________________________ «_____» __________________ 2010 г. «____»_________________ 2010 г. Утверждена УС факультета ____________________________ Ученый секретарь ______________________________ « ____» ___________________2010 г. Москва, 2010 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор программы: доцент, кандидат исторических наук Ильина Н.Б. I.1. Обоснование курса «Политическая психология» Исходя из общей концепции развития факультета мировой экономики и мировой политики и поставленных в связи с этим задач, автор программы курса «Политическая психология» рассматривает его как один из важнейших компонентов уже утверждённого для изучения направления «Политическая наука» (Политология), но до нынешнего момента, не внесённого в реестр читаемых на факультете курсов. Он дополняет и конкретизирует знания, получаемые из основных курсов — прежде всего, истории и теории международных отношений, социологии, философии, экономической теории и истории. Особый упор в содержании и организации курса делается на системное понимание развития общества и развивающихся в нём процессов, что принципиально важно для отслеживания и прикладного анализа любых явлений и тенденций психологического плана в политике. В процессе подготовки специалистов-международников, как в экономической, так и в политической сферах, способных адекватно ориентироваться в стремительно меняющемся и всё более непредсказуемом политическом пространстве, ставится цель преодолеть устаревшие стандарты подготовки, основанных преимущественно на изучении фактологического материала без учёта социально-психологических механизмов свершения политики и принятия политических решений. В условиях всё более чётко проявляющейся тенденции к персонификации мировой политики и политических процессов специалистам-международникам необходимы специальные знания, основанные на понимании мотивов политического поведения контрпартнёров, умении подобрать адекватную форму политической коммуникации, противостоять широко используемым в международной практике психологическим технологиям. I.2. Общие сведения об учебном курсе Дисциплина читается студентам по направлению «Международные отношения» факультета мировой экономики и мировой политики. Курс «Политическая психология» является курсом по выбору для студентов и читается во II модуле учебного года. Продолжительность курса составляет 162 часа, в том числе: 64 часа лекционных занятий. Рубежный контроль — зачёт. I.3. Требования к уровню освоения содержания курса Освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием смежных дисциплин таких как, например, «Философия», «Введение в политологию», «Социология», «Экономическая теория и история», «Теория международных отношений» и другие. Основополагающим требованием является достаточное свободное владение иностранным (английским) языком для ознакомления с рекомендуемыми иностранными источниками. При успешном освоении курса студенты должны:
I.4. Аннотация Политическая психология является одним из прикладных направлений психологической науки, в равной мере опирающимся на категории, объяснительные принципы и концепции как общей, так и социальной психологии. Используемые в политической психологии понятия и теоретические построения специфичны психологическому знанию и предполагают способность слушателя осознавать и четко формулировать различия в трактовке и применении схожих терминов в политической психологии и смежных социогуманитарных дисциплинах, а не механическое перенесение понятий из других наук. Общая психология изучает личность как бы «изнутри» во всех присущих ей психических свойствах и качествах. Одним из многих направлений такого исследования является психоанализ. Социальная психология изучает личность во взаимодействии с другими людьми — от межличностных отношений до психологических процессов в больших социальных группах. Политическая психология синтезирует понятия и концепции этих наук в той мере, какая необходима для понимания и прогнозирования функционирования психики в условиях политики как виде деятельности (деятельностный подход — один из центральных объяснительных принципов психологии). Психология как наука о психике одной из своих опор имеет весь комплекс наук о жизни вообще, биологии и анатомии человека в первую очередь (эти науки как весьма специальные в рамках данного курса не затрагиваются); а другой — весь комплекс наук об обществе как специфической социальной форме жизнедеятельности человека (с основами этих наук слушатели знакомятся в курсах философии, истории, теории политики, социологии и других). В процессе обучения студенты подробно знакомятся с различными социальными дисциплинами, не получая подготовки в области наук о жизни. Эта особенность социогуманитарного образования должна осознаваться и учитываться как слушателями, так и преподавателем в процессе изучения данного курса. К особенностям курса относится:
Учебные цели курса Целями курса являются: ознакомление студентов с основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими подходами современной психологии в соответствии с требованиями обязательного государственного образовательного стандарта; формирование у слушателей общего представления о теоретических и методологических принципах научно корректного политико-психологического анализа политических ситуаций, явлений, крупных социальных структур и политически значимых процессов; создание основы для возможного в дальнейшем более углубленного изучения политических психологии и социологии, конкретных политологических дисциплин и специальных курсов. Студенты по завершении курса должны твердо усвоить основные категории и объяснительные принципы психологии, иметь представление о природе психического, о качественных отличиях психики как явления от непсихических явлений; о главнейших особенностях функционирования психики в политической сфере деятельности, об основных методах прикладного политико-психологического анализа; овладеть материалом в объеме лекций, учебной и рекомендуемой литературы. Практическими критериями степени усвоения учащимися данного курса являются понимание специфики психического; способность сформулировать объект и предмет общей, социальной и политической психологии; провести теоретические и методологические различия между науками психологии в целом, политической психологией и теорией политики; способность ставить психологические задачи в рамках политического проекта (портрет политического лидера, план PR-кампании, анализ поведения электората и/или проект влияния на него, анализ политической ситуации, понимание и прогноз международных отношений и т.п.). Основные задачи курса включают:
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА II.1. Тематический план
Базовый учебник отсутствует. Формы контроля:
В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, подготовка к зачёту по предложенным вопросам, написание эссе (рефератов). Курс завершается зачётом (оценки выставляются по 10 балльной шкале). II.2. Программа курса Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЯВЛЕНИЕ И НАУКА. Предмет и история становления политической психологии, основные направления, место в системе психологических и политических наук Индивид и пределы его возможностей: почему политика стала интересоваться психологией. «Человек общественный»: проблема объекта психологических исследований макросоциальных и политических процессов. Что изучает наука психология: поведение или психику? Психика как объект психологии. Диалектика взаимосвязей психологии субъекта, процессов и результатов его деятельности и изменения психологии субъекта и психологии как явления в процессе и под влиянием деятельности. История как процесс эволюции психики и сознания, их операциональных структур и механизмов. Мышление как средство и результат психологической компенсации. Религия как форма познания и концептуализации. Психология и проблема соотношения рационального и иррационального в истории и практике. История становления политической психологии, взаимодействие ее с психологическими науками и смежными дисциплинами. Современное понимание предмета политической психологии. Основные направления политико-психологических исследований. Психологическая детерминация, ее сопряжение с экономическим, политическим, социо-историческим и культурно-цивилизационным детерминизмом. Политическая психология и политология: точки сопряжения и теоретико-методологические водоразделы. Литература
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |