Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система





НазваниеМосква-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система
страница1/4
Дата публикации07.12.2014
Размер0.62 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4
АНО ВПО ЦС РФ

Финансовый факультет, Кафедра финансов и статистики


Лекция. Бюджет и бюджетная основа


Автор: Карандаев Геннадий Никифорович

Доктор экономических наук профессор, Академик РАЭН


Москва-2009

Содержание

Введение

Вопросы:

1. Бюджетное устройство и бюджетная система

2. Основы внебюджетных отношений в Российской Федерации

3. Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

Заключение

Вопросы для самопроверки

Введение
Бюджетное устройство любого государства определяется его государственным устройством, которое закрепляется законодательством этой страны.

Бюджетное законодательство закрепляет бюджетное построение государственного устройства данной страны и выражает её интересы. Как происходит распределение власти между федеральным центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарный тип государства представляют собой. Которые состоят лишь из административных единиц- областей, провинций, губерний. Они не имеют собственной государственности или автономии. В таких государствах действуют единая Конституция, единые органы власти, централизованное управление экономикой социальной сферой. В таком государстве бюджетное устройство состоит из двух уровней бюджетов: государственного бюджета и бюджетов местного (муниципального) бюджета.

Тип федеративного государства представляют собой союзные государства создаваемые из государственных образований как республик, штатов, земель. В них административно- территориальные образования, входящие в состав государства они имеют собственную государственность и обладают опредёленной самостоятельностью распределенных между центром и административным образованиями полномочий. В таких государствах бюджетное устройство состоит из трёх уровней: федеральный государственный бюджет, бюджет субъектов (республик, областей, автономных образований) и бюджеты местных муниципальных образований.

Конфедеративное государство это союз государств, созданный для достижения определённых целей и оно основано на постоянном союзе для достижения политических и, экономических и военных целей. Конфедеративное государство формирует свой бюджет из взносов, входящих в конфедерацию государств.
1. Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, которая включает три важных характеристики:

структуру бюджетной системы;

организационные принципы построения бюджетной системы;

взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

Первая характеристика, а значит, и тип бюджетного устройства

определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в го­сударственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:

федеральный бюджет (бюджет цент­рального правительства);

бюджеты членов федерации (штаты, зем­ли, провинции и т.п.);

местные бюджеты.

В условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федераль­ный бюджет.

Если в начале XX столетия основная сумма средств была со­средоточена в местных бюджетах, второе место занимали бюджеты членов федерации и лишь потом — федеральный бюджет, то в на­стоящее время ситуация коренным образом изменилась. Сегодня большая часть средств сосредоточена в федеральных бюджетах, что обусловлено все возрастающей ролью государства, расширением его экономических функций и необходимостью концентрации ресурсов в руках государства с тем, чтобы более эффективно ис­пользовать их по приоритетным направлениям.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на эконо­мических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюд­жетов государственных внебюджетных фондов.

До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ состояла из бюдже­тов трех уровней:

федеральный бюджет;

бюджеты субъектов РФ;

местные бюджеты.

С принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уров­ней:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджет­ных фондов;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государ­ственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных обра­зований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образо­ваний, находящихся на его территории, составляют консолидиро­ванный бюджет субъекта РФ.

В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет РФ не утверждается законода­тельным органом власти. Он в большей степени используется как счетная единица для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы. На основании данных консолидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами располагает государство на всех уровнях государственной власти, какие территориальные образования в большей степени нуждаются в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные кон­солидированного бюджета используются для составления проекта федерального бюджета.

Вторая характеристика связана с рассмотрением принципов построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

единства бюджетной системы РФ;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы РФ;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федера­ций, муниципальных образований;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы предполагает наличие единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной до­кументации, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные прин­ципы построения бюджетного процесса. Он предполагает еди­ный порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы означает закрепление соответствующих видов до­ходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами го­сударственной власти субъектов РФ и органами местного само­управления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законо­дательных (представительных) органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы:

самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

иметь собственные источники доходов бюджетов;

иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги;

самостоятельно определять направления расходования бюд­жетных средств;

определять источники финансирования дефицитов бюджетов;

получить компенсацию расходов, возникших в результате реше­ний, принятых вышестоящими органами власти и управления. Принцип самостоятельности предполагает также недопусти­мость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе ис­полнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней по­терь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе ис­полнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Недопустимо также устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соот­ветствующих расходных обязательств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обяза­тельств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюд­жетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов пред­полагает обязательность и полноту отражения всех доходов и рас­ходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. В соответствии с этим принципом все государственные и муни­ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму­лированных в бюджетной системе РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп­лате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем пре­дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сум­марному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости мини­мизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюд­жетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться к экономному использованию бюджетных средств. Эффективность использования бюджетных средств мо­жет определяться двояко:

достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств;

достижение наилучшего результата с использованием определенного объема бюджетных средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита. Этот принцип очень похож на принцип сбалансированности, однако он имеет самостоятельное значение, ибо предполагает, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности предполагает:

обязательное опубликование в открытой печати утвержден­ных бюджетов и отчетов об их исполнении;

полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов;

открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже­тов, главным образом по вопросам, вызывающим разногласия;

федеральный бюджет может содержать секретные статьи, но они должны утверждаться только в его составе.

Принцип достоверности бюджета означает надежность и до­стоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, на основании которого разрабатываются бюджеты разных уровней, а также реалистич­ность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряже­ние конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их конкретного использования.

И, наконец, третья характеристика бюджетного устройства связана с системой взаимосвязи бюджетов разных уровней, кото­рая в федеративных государствах проявляется через систему бюд­жетного федерализм.

Бюджетный федерализм — это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уров­ней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе спе­циально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

единство общегосударственных интересов и интересов населе­ния как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вер­тикали бюджетной системы, распределение и перераспределе­ние их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

активное участие членов Федерации в формировании и реа­лизации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и до­ходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться толь­ко при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

разграничение доходных (налоговых) полномочий;

разграничение расходных полномочий;

выравнивание бюджетов.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномо­чиями и доходными возможностями существует разрыв. В резуль­тате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный фи­нансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распре­делением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюд­жетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномо­чий. Важным моментом для вертикального выравнивания явля­ется четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

Более важной и сложной задачей является обеспечение верти­кального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных тер­риторий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящи­ми от местных властей факторами:

уровнем экономического раз­вития территории;

хозяйственной специализацией;

численностью и плотностью населения;

природно-климатическими особенно­стями и др.

Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, суб­сидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

Дотациибюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвоз­вратной основах на покрытие расчетных минимально необходи­мых текущих расходов без определения конкретных направлений расходов по их видам, при недостаточности у них собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов.

Субсидиибюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с дотациями субсидии являются более гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвести­ционной бюджетной деятельности местных органов власти. Вместе с тем, поскольку субсидии предусматривают встречное финан­сирование из региональных и местных бюджетов, то в условиях роста дефицита бюджетов разных уровней они применимы не во всех случаях.

Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюдже­ту другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подле­жат возврату в бюджет, из которого они были получены. Если же субвенция выделяется с указанием и других условий, то она называется обусловленной субвенцией. Различают текущие и инве­стиционные субвенции в зависимости от их целевого характера и условий предоставления.

К текущим относят субвенции, направленные на финанси­рование текущих расходов (расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социаль­ную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетно­му финансированию). К инвестиционным относятся субвенции, связанные с расширенным воспроизводством, финансированием инвестиционной и инновационной деятельности (капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окру­жающей среды, комплексное развитие территории и т.п.).

Бюджетный кредитэто сумма денежных средств, выделяе­мых бюджету другого уровня на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит как форма выравнивания используется значи­тельно реже, чем другие формы.

Важную роль в вертикальном выравнивании играют также соб­ственные и регулирующие налоги и доходы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бюджетная система РФ
Бюджет: понятие, значение и структура Бюджетная система рф: понятие и принципы. Взаимодействие бюджетов всех уровней. Бюджетное регулирование....
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconРабочая учебная программа по дисциплине «Бюджетная система рф» разработана...
Бюджетная система рф: рабочая учебная программа [Текст] Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 34 с
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconКурс лекций по дисциплине бюджетная система российской федерации...
Научная принадлежность курса. Актуальность курса. Содержание и система курса: цель и основные задачи. Источники изучения дисциплины:...
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бюджетная система Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconРабочая учебная программа по дисциплине «Бюджетная система рф» разработана...
Л. Н. Джек. Бюджетная система рф: рабочая учебная программа для студентов направления 080100 «Экономика» профиль «Экономика предприятий...
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconКонспект лекций для студентов по дисциплине «Бюджетная система рф»
Содержание пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный материал или познакомиться с дополнительным материалом,...
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства...
Цель Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности. 7
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconКазначейская система исполнения бюджета
Учебно-методический комплекс «Бюджетная система рф» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconМетодическое пособие для проведения семинарских, индивидуальных занятий...
Методическое пособие для проведения семинарских, индивидуальных занятий и самостоятельной работы по курсу «Бюджетная система Российской...
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconРуководство пользователя Ассоциация эбнит москва 2009 удк 025. 32:...
Система автоматизации библиотек ирбис. Арм «Каталогизатор». Руководство пользователя. — М. Гпнтб россии, 2009. — 124 с
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconБюджетная система РФ
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconРефератов по курсу «Бюджетная система рф»
Проблемы бюджетного регулирования и межбюджетные отношения. Мировой опыт и российская практика
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconМосковский гуманитарно-экономический институт
Рабочая программа учебной дисциплины «Бюджетная система рф». – Новороссийск : нф мгэи, 2015. 80 с
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система iconРабочая программа Бюджетная система РФ направление
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешеэкономических связей, экономики и права»
Москва-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск