Скачать 231.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа БИОМЕДИЦИНЫ ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД)Экономическая теория Специальность: 060301.65– Фармация Форма подготовки очная Школа биомедицины Кафедра фармации курс 1 семестр 1 лекции 16 (час.) практические занятия 52 час. семинарские занятия____-___час. лабораторные работы____-___час. всего часов аудиторной нагрузки 68 (час.) самостоятельная работа 76 (час.) зачет экзамен 1 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №38 от 17 января 2011 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономической теории 7 июня 2012г., протокол № 9 Заведующий кафедрой_Романов В.В.. Составитель: ст. препод. кафедры экономической теории_Теплова В.П. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) АННОТАЦИЯ Дисциплина «Экономическая теория» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (16 часов), практические занятия (52 часа), самостоятельная работа студентов (76 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре. Цель и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Экономическая теория» является создание базы теоретических знаний, практических навыков в области экономики, необходимую современному специалисту высшей квалификации для эффективного решения профессиональных задач. Задачи дисциплины: - формирование у студентов целостного представления о механизмах функционирования и развития современной рыночной экономики как на микро-, так и на макроуровне; - овладение понятийным аппаратом экономической теории, для более полного и точного понимания сути происходящих процессов; - формирование навыков анализа функционирования национального хозяйства, основных макроэкономических рынков, взаимосвязей между экономическими агентами в хозяйстве страны; - изучение законов функционирования рынка; поведение потребителей и фирм в разных рыночных условиях, как основы последующего успешного ведения бизнеса; - знакомство с основными проблемами функционирования современной рыночной экономики и методами государственной экономической политики; - изучение специфики функционирования мировой экономики в её социально-экономических аспектах, для более полного понимания места и перспектив России в МХ; Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные: ОК-4 - способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики; ОК-7- способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции; Профессиональные: Освоение курса «Экономическая теория» нацелено на вклад в формирование у студентов компетенций организационно-управленческой деятельности: ПК-7 -способностью и готовностью к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров. ПК-11 -способностью и готовностью принимать участие в обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции на рынке фармацевтических товаров и услуг; ПК-19 - способностью и готовностью анализировать и прогнозировать основные экономические показатели деятельности аптек; ПК-20 - способностью и готовностью осуществлять административное делопроизводство в аптеках, выполнять задачи по информационному обеспечению фармацевтической деятельности. В результате изучения дисциплины специалисты должны: Знать: - закономерности функционирования современной экономической системы на микро и макро уровнях; - основные результаты новейших исследований в области экономики; - современные методы экономического анализа; Уметь: - собирать, обобщать и анализировать необходимую экономическую информацию, в том числе о результатах новейших исследований отечественных и зарубежных экономистов по экономическим проблемам, для решения конкретных теоретических и практических задач; - применять методы современной экономической науки в своей профессиональной деятельности; Владеть: - категориальным и лексическим аппаратом экономикой науки на уровне знания и свободного использования; - навыками проведения анализа и определения тенденций развития конкретных экономических процессов на микро и макро уровнях. - методами обработки полученных результатов, анализа и осмысления их с учетом имеющихся литературных данных; - навыками библиографической работы с привлечением современных информационных технологий; - способами представления итого проделанной работы в виде отчетов, контрольных работ, статей, оформленных в соответствии с имеющимися тре-бованиями с привлечением современных средств редактирования и печати. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Лекционный курс, семинарские занятия, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, дискуссии, написание рефератов. I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Тема 1. Введение в экономическую теорию (2 час.)Понятие экономики. Предмет экономической теории. Взаимодействие системы экономических отношений и производительных сил. Понятие и типы экономических систем общества. Метод и функции экономической теории. Производство и потребности. Система потребностей и интересы. Понятие товара и блага. Свойства товара и классификация товаров. Деньги, их происхождение, функции и роль в современной экономике. Количество денег, необходимых для обращения. Кругооборот товаров и ресурсов в экономике. Характеристика производственных ресурсов и факторов производства. Ограниченность производственных ресурсов. Проблема экономического выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы. Сущность и структура отношений собственности. Формы собственности и их эволюция. Экономическое содержание и правовая форма собственности. Объекты собственности. Собственность и право собственности. Теория «пучка собственности» Коуза. Рынок: понятие, условия и причины возникновения. Функции рынка. Структура рынка. Инфраструктура рынка. Тема 2. Спрос и предложение. Потребительское поведение (2 час.)Понятие и закон спроса. Кривая спроса. Факторы, определяющие спрос. Эластичность спроса. Понятие и закон предложения. Кривая предложения. Факторы, определяющие предложение. Эластичность предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена и ее роль. Теория поведения потребителя. Бюджетные ограничения. Спрос и полезность продукта. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Тема 3. Теория производства фирмы (2 час.)Предпринимательская (коммерческая) деятельность предприятий (фирм). Предпринимательство, его формы. Фирмы, их виды, целевая функция Издержки фирмы и их виды. Понятие дохода и прибыли, и их формы. Производственная функция (изокванта) и прямая равных издержек (изокоста). Взаимозаменяемость, замещение факторов производства. Деятельность предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков. Эффективность деятельности предприятия. Внешние эффекты (экстерналии) Тема 4. Конкуренция и монополия (2 час.)Конкуренция и монополия: общие понятия. Виды и методы конкуренции. Совершенная (чистая) конкуренция и её характеристика. Несовершенная конкуренция: Монополистическая конкуренция. Олигополистическая конкуренция. Чистая монополия и их характеристики. Монопольная власть. Формы и виды монополий. Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Последствия монополизма. Антимонопольное регулирование. Тема 5. Рынки факторов производства (2 час.)Спрос на факторы производства в целом. Факторы и принципы ценообразования. Виды и система цен. Рынок труда. Механизм ценообразования на рынке труда. Равновесная цена труда. Эффект дохода и эффект замещения. Заработная плата при несовершенной конкуренции. Влияние профсоюзов. Формы и системы заработной платы. Рынок земли (природных ресурсов). Особенности рынка земли. Спрос и предложение земли. Экономическая рента. Дифференциальная рента. Цена земли. Рынок капитала: физического и ссудного. Спрос и предложение на капитал, и факторы, на них влияющие. Рынок физического капитала и его особенности. Рынок ссудного капитала и его особенности. Процентная ставка и инвестиции. Рынок инвестиционного капитала. Фондовый рынок и его функции. Понятие ценных бумаги и их виды. Предпринимательская деятельность и экономическая прибыль Тема 6. Национальная экономика: цели и результаты (2 час.) Основные цели и особенности макроэкономического исследования. Субъекты хозяйственной деятельности и модель экономического оборота.Основные макроэкономические показатели. Способы измерения валового внутреннего (национального) продукта (ВВП и ВНП). Макроэкономическое равновесие. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение. Закон Сэя. Кейнсианский подход к проблеме спроса. Совокупные расходы и равновесие производства. Структура и регулирование национального рынка. Взаимозависимости: "доход - потребление", "доход - сбережение". Потребление, сбережение и инвестиции. Общие факторы, влияющие на потребление и сбережение. Современные теории потребления и сбережения. Инвестиции и объем национального производства. Мультипликатор и акселератор. Тема 7. Макроэкономические проблемы экономических циклов, инфляции и безработицы (2 час.)Понятие, факторы и методы определения экономического роста. Цикличность экономического развития. Сущность экономических циклов и различные подходы к их характеристике. Фазы цикла. Длинные волны в экономической динамике. Виды и типы кризисов, и их влияние на национальную экономику. Государственное антициклическое регулирование. Сущность и причины инфляции. Закон денежного обращения. Виды и формы инфляции. Измерение инфляции. Последствия инфляции. Безработица: причины, типы, уровень, экономические и внеэкономические издержки. Проблема полной занятости. Закон Оукена. Безработица и экономический рост. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы, и политика государства в области решения данных проблем. Тема 8. Денежное обращение, денежно-кредитная и финансовая политика (2 час.)Деньги, денежное обращение и денежная политика. Денежные агрегаты М1, М2, МЗ. Ликвидность. Факторы равновесия на денежном рынке. Сущность, субъекты и объекты денежного рынка. Спрос и предложение денег. Основные методы стабилизации денежного обращения. Сущность, источники, функции, принципы кредитования и формы кредита. Содержание, инструменты и цели денежно-кредитной политики. Структура кредитной системы. Современные проблемы кредитно-денежного обращения. Банковская система и ее структура. Активные и пассивные банковские операции. Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Структура рынка ценных бумаг. Финансовая система и финансовая политика. Государственный бюджет, его формирование и использование. Бюджетный дефицит - профицит, государственный долг, стабилизационная политика. Фискальная политика. Принципы налогообложения. Виды и функции налогов. Бюджетно-налоговая политика и её формы. Воздействие налогов и госрасходов на экономический рост. Модели стабилизационной политики. Эффективность фискальной политики, ее измерение.
Семинарские занятия (52 часа) Занятие 1. Введение в экономику (6час)
Занятие 2. Спрос и предложение (4 час.) Потребительское поведение
Занятие 3. Теория производства фирмы (4 час.)
Занятие 4. Конкуренция и монополия (4час.)
Занятие 5. Рынки факторов производства (6 час.)
Занятие 6. Национальная экономика: цели и результаты (6 час.)
Занятие 7. Макроэкономические проблемы экономических циклов, инфляции и безработицы (4 час.)
Занятие 8. Денежное обращение, денежно-кредитная и финансовая политика (4 час.)
Занятие 9. Общее равновесие и благосостояние. Роль государства в рыночной экономике (4час.)
Занятие 10. Международные экономические отношения и международных экономических связей (4 час.)
Занятие 11. История экономических учений (6 час.)
Вопросы к экзамену
Рефераты:
21.Проблемы формирования и использования человеческого капитала.
Основная литература
Дополнительная литература
Электронные образовательные ресурсы
|
Рабочая программа учебной дисциплины пс рупд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3 | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рекомендовано Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рекомендовано Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рекомендовано Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рекомендовано Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рекомендовано Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины (рупд) «профессиональный английский язык» «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС) | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением... | Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... |