Скачать 238.92 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» Институт инновационного управления экономикой Кафедра политической экономии Утверждаю Зав. кафедрой политэкономии д.э.н. проф. Денисов Б.А. Программа учебной дисциплины «Анализ цен и ценовой политики» Для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» Специализация 080103.03 «Экономическая аналитика» Квалификации (степень) выпускника - специалист Форма обучения: очная Москва 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» Институт инновационного управления экономикой Кафедра политической экономии Программа учебной дисциплины «Анализ цен и ценовой политики» Для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» Специализация 080103.03 «Экономическая аналитика» Квалификации (степень) выпускника - специалист Форма обучения: очная Москва 2011
Цель курса - сформировать у студентов представление о месте и роли цен и ценообразования в рыночной экономике, о традиционных и новых подходах и методах ценообразования, о функциях государственных органов в установлении и регулировании цен, познакомить с мировым опытом в этой области. Задачи курса:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Курс «Анализ цен и ценовой политики» читается для студентов специализации «Экономическая аналитика» на 4-м курсе, имеет интегрированный характер и предполагает наличие у студентов базовых знаний по таким предметам как: «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Анализ конкурентных стратегий», «Финансы», «Национальная экономика», «Менеджмент», «Маркетинг», и другими учебными дисциплинами. Материал курса формирует базу для изучения экономики различных отраслей, написания выпускных квалификационных работ по проблематике, связанной с конкуренцией и ценообразованием, а также для освоения магистерских программ в области экономики и менеджмента. 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате изучения курса студент должен: иметь представление: - о цене как интегрированном показателе, увязывающем интересы фирмы, рыночные возможности и ограничения со стороны государственных институтов; - об экономических основах концепции современного ценообразования как специфической деятельности на предприятии, - о подсчете общей экономической ценности товара и формировании цены; - о мировых тенденциях в использовании способов формирования ценовой стратегии и методологии определения уровня цен на продукцию и услуги в различных сферах деятельности. знать: - основные различия между затратным и ценностным подходами к ценообразованию; - содержание основных направлений и правила организации ценовой работы; - основные аналитические приемы анализа ценовой информации; - основные виды цен по областям применения и факторы, учитываемые при их обосновании; - современные подходы к изучению механизма формирования цены, - основные методы обоснования цен на рынках потребительских товаров, продукции производственно-технического назначения и услуг. уметь: - анализировать уровень цен на продукцию фирмы и ее и конкурентов; - обосновывать принятие конкретных решений по формированию стратегии ценообразования; - обосновывать необходимые мероприятия по совершенствованию ценовой работы и приведению в соответствие системы цен на продукцию и системы целей фирмы; - объяснить особенности различных модификаций методов расчета цены; - обосновывать выбор метода ценообразования; - использовать различные варианты расчета цены на продукцию фирмы с учетом заданных условий и допущений; - объяснять различия в уровне цен, рассчитанных разными способами. владеть навыками: - поиска необходимой информации, - анализа безубыточных изменений продаж при изменениях цены, удельных переменных затрат, условно-постоянных затрат - проведения необходимых расчетов, - интерпретации результатов проведенных исследований и расчетов, - визуализации результатов проведенных исследований, - самостоятельного изучения теоретического материала, - презентации результатов теоретических и практических исследований. Формы контроля:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Теоретические основы цен и ценообразования Тема 1.1. Экономические функции цены Основные функции цены в рыночной экономике. Принципы ценообразования. Методология ценообразования. Факторы, воздействующие на ценообразование. Этапы ценообразования на фирме. Анализ методов ценообразования и реформирования цен в условиях становления рыночной экономики. Основные ценовые диспропорции в экономике. Несоответствие розничных цен оптовым и закупочным. Дотационный характер экономики. Оторванность от мировой экономики. Тема 1.2. Виды цен и их классификация Основные способы классификации цен. Определение системы цен. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему. Классификация цен в зависимости от сферы товарного обращения. Структура конечной розничной цены. Оптовые цены на продукцию промышленности. Цены на строительную продукцию. Закупочные цены. Тарифы грузового и пассажирского транспорта. Розничные цены. Тарифы на платные услуги населению. Классификация по степени свободы цен от влияния государства: свободные цены, регулируемые цены, фиксируемые цены, лимитные цены. Прочие виды цен: престижная цена; скользящая или падающая цена; долговременная цена; гибкая цена; преимущественная цена, договорная цена. Расчетные и публикуемые цены. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. Справочные цены. Цены, используемые в учете и статистике. Индексы цен и направления их использования. Трансфертные цены, их особенности и роль в реализации функций планирования и контроля деятельности компании. Задачи, выполняемые трансфертными ценами. Механизм манипуляций с трансфертными ценами в целях перераспределения прибыли. Раздел 2. Основные методы коммерческого ценообразования Тема 2.1. Ценообразование на основе затрат (издержек производства). Определение издержек. Формирование затрат у производителя. Взаимозависимость между уровнем цен, себестоимостью и прибылью. Деление затрат по экономическому содержанию. Деление затрат по калькуляционным статьям. Группировка по способу отнесения затрат. Группировка затрат в зависимости от объема производства. Рентабельность: понятие и разновидности. Метод полных издержек. Проблема начисления косвенных издержек. Метод маржинальных издержек. Анализ маржинальных издержек: влияние изменения структуры издержек. Проблема калькуляционного выравнивания. Метод целевой прибыли. Анализ точки безубыточности. Метод рентабельности инвестиций. Тема 2.2. Методы ценообразования с ориентацией на спрос Чувствительность покупателей к уровням цен и значимость ее изучения. Эффект представлений о наличии заменяющих товаров. Уникальность. Затраты на переключение. Затрудненность сравнений. Оценка качества через цену. Дороговизна товара. Значимость конечного результата. Возможность разделения затрат. Мера "справедливости" цены. Пригодность товара для резервирования. Классификация методов количественной оценки ценовой чувствительности покупателей. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках. PSM –методика изучения ценовой чувствительности. Метод воспринимаемой ценности. Тема 2.3. Параметрические методы ценообразования Нормативно-параметрический метод ценообразования. Коэффициент торможения. Использование корреляционно-регрессионного анализа при обосновании цен на продукцию с дифференцированными технико-экономическими параметрами. Модификации нормативно-параметрического метода ценообразования: определение цены товара через удельную цену; балльный метод. Раздел 3. Ценовая политика фирмы Тема 3.1. Стратегия и тактика ценообразования Понятие ценовой политики. Цели ценовой политики и принципы ценообразования. Ценовая политика как составляющая системы управления финансами организации. Характеристика основных этапов формирования ценовой политики. Особенности организации ценовой работы в организации. Разработка ценовой стратегии. Содержание основных этапов разработки ценовой стратегии фирмы. Модели ценовой стратегии организации. Базовые стратегии реализации агрессивной ценовой политики. Консервативные модели ценовой стратегии. Разновидности ценовой политики. Условия применения отдельных приемов стратегического и тактического ценообразования. Принятие решений по корректировке цен в условиях изменения конкурентных условий рынка. Выход на новый рынок (стратегия прорыва). Введение нового товара (стратегия “снятия сливок”). Стратегия дифференцированных цен. Стратегия льготных цен. Стратегия гибких цен. Стратегия конкурентных цен. Стратегия престижных цен. Тема 3. 2. Скидки в политике ценообразования Виды и условия ценовых скидок. Расчеты ценовых скидок. Скидки Сконто за ускорение товарооборота. Кумулятивные скидки. Клубные скидки. Скидки с учетом жизненного цикла. Раздел 4. Государственное регулирование ценообразования Тема 4.1. Зарубежный опыт государственного регулирования цен Факторы, оказывающие влияние на способы и методы государственного регулирования цен. Методологический аспект ценообразования в развитых странах. Опыт и особенности государственного регулирования цен в США, Испании, Дании, Греции, Швеции, Японии, Финляндии и других странах. Тема 4.2. Государственное регулирование цен в современной российской экономике Органы государственного регулирования цен и их функции. Регулирование цен в основных отраслях и сферах деятельности. Ценообразование на рынках государственных закупок. Основные виды контрактных цен и их применение. Федеральная контрактная система в РФ. 5.2 Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Программное обеспечение: Учебно-методический комплекс, включающий презентации лекций. Интернет-ресурсы: Государственные органы власти РФ: www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли www.gks.ru - Госкомстат www.minfin.ru – Министерство финансов России г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: - компьютеры с доступом в Интернет - доступ к вышеуказанным поисковым системам 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 9.1. Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины
9.2. Примерные темы рефератов.
9.3. Примерные задания для промежуточного и итогового контроля а) тестовые задания и задачи:
2. Метод ценообразования, характерный для фирм-монополистов
3. Ценовая политика, стимулирующая продажу в комплексе называется
4. Формула для расчета точки безубыточности:
5. В случае выхода на новый рынок (сегмент) фирма предлагает старый товар
6. Лидерство в ценах и ценовое соглашение характерны для
7. «Точка безубыточности» - это
8. Рыночные цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования называются…
9. Плановые скидки – это
10. Скидки, предоставляемые за оплату наличными или за досрочное осуществление платежей -
11. Спрос на изделия производственного назначения менее эластичен по цене в сравнении с потребительскими товарами, потому что
12. Метод ценообразования, при котором цену устанавливают на Х% выше издержек производства –
Задача 1. Определите, какая цена будет наиболее приемлемой с точки зрения получения наибольшей прибыли (без учета инфляции) и рентабельности производства. Исходные данные: Рассматривается три проекта по выпуску товаров бытовой техники. Предполагаемая цена единицы продукции может колебаться в зависимости от конъюнктуры рынка в следующих пределах (см. таблицу). Таблица Срок окупаемости капитальных затрат – 8 лет. Налоги из ожидаемой прибыли – 20 %. Задача 2. Определите свободную розничную цену автомагнитол «Урал-171SА» и «Урал-131SА», используя метод балловых оценок. Исходные данные: 1. Для расчета себестоимости одного балла принята автомагнитола «Урал-171SА», себестоимость которой составляет 1000 руб. 2. Коэффициент классности автомагнитолы «Урал-131SА» установлен в размере 1,25. 3. Балловая оценка различных параметров указанных марок автомагнитол приведена в таблице. Таблица 4. Уровень рентабельности, рассчитанный предприятием на автомагнитолу «Урал-171SА», составляет 30% себестоимости. 5. «Урал-131SА» - 40% себестоимости. 6. Налог на добавленную стоимость – 18%. 7. Торговая надбавка – 15%. Задача 3. Рассчитайте выручку от реализации продукции, маржинальную прибыль и операционную прибыль организации при следующих условиях. Переменные расходы на единицу продукции — 10 руб. Постоянные расходы — 150 000 руб. Объем реализации — 20 000 ед. Цена реализации единицы продукции — 20 руб. Задача 4. Привести состав и структуру свободной розничной цены автомобиля (схематично, в абсолютных показателях и процентах), исходя их следующих данных: себестоимость автомобиля – 22000 руб., рентабельность производства автомобиля – 25 % себестоимости, ставка акциза на автомобиль – 30 % отпускной цены производителя, ставка НДС – 20 %, оптовая надбавка – 10 %, торговая надбавка – 20 %. б) итоговые контрольные вопросы и задания по курсу:
Автор (составитель) - С.А. Толкачев, д.э.н., профессор кафедры политической экономии Государственного университета управления Обсуждена и одобрена на заседание кафедры политической экономии Протокол № 9 от 09 июня 2011г. Зав. кафедрой политической экономии Д.э.н., проф. Б.А. Денисов |
Рабочая программа дисциплины Специальность 080103 «Национальная экономика» Программа дисциплины предназначена для студентов очной и заочной формы обучения специальности 080103 «Национальная экономика» | Рабочая программа дисциплины специальности 080103 «Национальная экономика» Рабочая учебная программа предназначена для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» ивключает в себя организационно-методический... | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов направления 080100 «Экономика» и специальностей... | Программа дисциплины «Введение в экономическую теорию» Дипломированного специалиста по специальностям Экономическая теория (080101), Мировая экономика (080102), Финансы и кредит (080105),... | ||
Методические указания по выполнению выпускной (дипломной) работы... Методические указания предназначены для студентов, научных руководителей, и консультантов, участвующих в реализации программы подготовки... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... «Маркетинг», 032301. 65 «Регионоведение», 080507. 65 «Менеджмент организации», 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике», 030501.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело и право Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / основной образовательной программой по специальности... | Вопросы к государственному экзамену по специальности 080103. 65 «Национальная... И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили… | ||
Целью дисциплины «Ценообразование» является усвоение ценовой политики,... Изучение дисциплины базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения дисциплин: математического и естественнонаучного... | Программа дисциплины «Теория и практика проведения макроэкономической... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080100. 68 «Экономика»,... | ||
Программа дисциплины «Теория и практика проведения макроэкономической... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080100. 68 «Экономика»,... | Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Национальная... Э40 для студ спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А. А. Никитин; Перм... | ||
Учебной дисциплины в составе опоп по специальности 080114 Экономика... Рабочая программа дисциплины составлена для студентов специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Математические методы в экономике, экономика труда, экономика организаций и предприятий, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги... | ||
Программа учебной дисциплины «Экономика зарубежных стран» Согласно учебной программе данный курс является дисциплиной по выбору при подготовке студентов по специальности: «Профессиональное... | Учебной дисциплины (модуля) «Институциональная экономика» по направлению... Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» сформировать следующие компетенции |