Рабочая программа дисциплины





Скачать 401.49 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации15.12.2014
Размер401.49 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3
НОУ ВПО «Институт экономики и управления» (г. Пятигорск)

НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск)


УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМС

Андреева Р.С.__________________

(Протокол № ___ от «__» ________ 2012г.)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3 В.11 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

(указывается шифр и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС и учебным планом)



Направление подготовки



080200.62 Менеджмент




(указывается индекс и наименование направления/специальности)


Квалификация (степень) выпускника


Бакалавр

(бакалавр/ магистр/ специалист)


Профиль подготовки бакалавра


Экономика и управление

(указывается индекс и наименование профиля)


Форма обучения


Очная, заочная

(очная, заочная и др.)


Факультет


Экономический факультет

(указывается полное наименование факультета Института, заказавшего программу)


Кафедра-разработчик

рабочей программы



Экономики и управления

(указывается полное наименование кафедры, составившей и реализующей программу)



г. Пятигорск

2012 г.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) ВПО и с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент


Программу составили:
Кафедра Экономики и управления

Богданова Элина Николаевна, доктор философских наук, профессор

Эксперт(ы):

Программа рассмотрена

на заседании кафедры Экономики и управления

Протокол № 1 от «29» августа 2011 г.
Зав. кафедрой Андреева Р.С. / /


Рабочая программа одобрена на заседании УМС Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.

Председатель УМС Андреева Р.С.., к.э.н., профессор

(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)

Учебная дисциплина обеспечена основной литературой

«___» ______201 _____ г. Библиотекарь Дмитриченко Т.А. / /

(подпись)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3 В.11 Инновационный менеджмент

(указывается шифр и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС и учебным планом)

Разделы рабочей программы



1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………




2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО………………………………..




3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………..




4. Формы контроля освоения дисциплины………………………………..




5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………....




6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………




Приложения к рабочей программе дисциплины




Приложение 1. Аннотация рабочей программы…………………………………….




Приложение 2. Технологии и формы преподавания ……………………………….





1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Актуальность дисциплины Инновационный менеджмент обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом. В этих условиях активное развитие инновационной деятельности должно происходить на всех уровнях – от государственного уровня управления до вновь созданного предприятия в сфере малого бизнеса.

Цель курса – формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, позволяющих эффективно осуществлять инновационную деятельность.

Задачи курса:

- изучения теоретических основ инновационного менеджмента;

- ознакомление с современными теоретическими и практическими разработками в области инновационной деятельности за рубежом и в России;

- формирование практических навыков планирования, организации и контроля инновационной деятельности на предприятии.

По окончании курса «Инновационный менеджмент» студенты должны

Знать:

- место и роль инновационной составляющей в процессе и системе стратегического менеджмента организации (предприятия).

- содержание инновационной деятельности организации (предприятия);

- формы организации инновационного менеджмента, используемые как в России, так и за рубежом.

Уметь:

- организовывать инновационную деятельность торговой организации (предприятия);

- осуществлять маркетинг инноваций;

- разрабатывать программы нововведений.

Владеть:

- навыками разработки инновационных стратегий;

- методами оценки эффективности инновационной деятельности.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

Общекультурных

ОК-а владение культурой мышления, способность к восприятию новой информации,

ОК-б готовность к инновациям;

OК-в способность к саморазвитию и повышению своей квалификации.
Профессиональных

ПК-а способность анализировать и интерпретировать информацию об инновациях, полученную из различных источников, использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

ПК-б способность управлять инновационными процессами на уровне предприятий (организаций);

ПК-в способность организовать деятельность инновационной группы, созданной для реализации конкретного инновационного проекта.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина Инновационный менеджмент является дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин ФГОС.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплины Теория менеджмента, Маркетинг и служит основой для освоения дисциплин Управление бизнес-процессами.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


(с распределением общего бюджета времени в часах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
3.1. Объем дисциплины «Инновационный менеджмент» и виды учебной работы

Форма обучения: очная.


Виды учебной работы


Количество часов

Всего часов/ ЗЕ

семестры

5

6

7

8

Аудиторные занятия (АЗ) (всего)

в том числе:

36/1







36




Лекции (Л)

18/0,5







18




Лабораторные работы (ЛР)
















Практические и семинарские занятия (ПЗ) и (С)

18/0,5







18




Самостоятельная работа (СР) (всего)

в том числе:

36/1







36




Научно-исследовательская работа (НИР)
















Курсовой проект (работа)
















Реферат (Р)

9/0,25







9




Работа над индивидуальным творческим заданием (ИТЗ), творческой работой (эссе)
















Проработка теоретического материала

18/0,5







18




Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к зачету

9/0,25







9




Вид итогового контроля










зачет




Общая трудоемкость часы/ зачетные единицы

72













2














Форма обучения: заочная.


Виды учебной работы


Количество часов

Всего часов/ ЗЕ

семестры

5

6

7

8

Аудиторные занятия (АЗ) (всего)

в том числе:

8/0,2

8










Лекции (Л)

4

4










Лабораторные работы (ЛР)
















Практические и семинарские занятия (ПЗ) и (С)

4

4










Самостоятельная работа (СР) (всего)

в том числе:

64/ 1,8

64










Научно-исследовательская работа (НИР)
















Курсовой проект (работа)
















Реферат (Р)
















Работа над индивидуальным творческим заданием (ИТЗ), творческой работой (эссе)
















Проработка теоретического материала

54/1,5

54










Другие виды самостоятельной работы (контрольная работа)

10/0,3

10










Подготовка к зачету
















Вид итогового контроля




зачет










Общая трудоемкость часы/ зачетные единицы

72 /2




72























3.2. Содержание модуля (раздела) дисциплины

Форма обучения: очная.


№ модуля

Наименование модуля (раздела) дисциплины



Содержание модуля

(в дидактических единицах)

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Практические семинарские занятия

М 1

Теоретические основы инновационного менеджмента

1

Введение в инновационный менеджмент

14

4

4

6

2

Организационные формы инновационной деятельности

9

2

2

5

3

Инновационное развитие в России

9

2

2

5

М 2

Инновационные стратегии и управление инновационными преобразованиями

4



Стратегический менеджмент и особенности инновационных стратегий

13

4

4

5

5

Управление инновациями

9

2

2

5

6

Маркетинг инноваций

9

2

2

5

7

Эффективность инновационной деятельности

9

2

2

5




Всего:




72

18

18

36

Форма обучения: заочная.


№ модуля

Наименование модуля (раздела) дисциплины



Содержание модуля

(в дидактических единицах)

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Практические семинарские занятия

М 1

Теоретические основы инновационного менеджмента

1

Введение в инновационный менеджмент

10

1

-

9

2

Организационные формы инновационной деятельности

10

0,5

1

8,5

3

Инновационное развитие в России

10

0,5

-

9,5

М 2

Инновационные стратегии и управление инновационными преобразованиями

4



Стратегический менеджмент и особенности инновационных стратегий

10

0,5

2

7,5

5

Управление инновациями

10

0,5

-

9,5

6

Маркетинг инноваций

10

0,5

1

8,5

7

Эффективность инновационной деятельности

12

0,5

-

11,5




Всего:




72/2

4

4

64

3.3. Аудиторный практикум

№ п/п

№ модуля (раздела) дисциплины

Тема практического занятия

Объем, ауд. часов

1

М 1

Введение в инновационный менеджмент

4

2

М 1

Организационные формы инновационной деятельности

2

3

М1

Инновационное развитие в России

2

4

М 2

Стратегический менеджмент и особенности инновационных стратегий

4

5

М 2

Управление инновациями

2

6

М 2

Маркетинг инноваций

2

7

М 2

Эффективность инновационной деятельности

2

Итого:

18



    1. Лабораторный практикум

Не предусмотрен

3.5.Занятия в интерактивных формах


№ п/п

№ модуля (раздела) дисциплины

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Интер-

активная форма

Объем, ауд. часов/в том числе в интерактив-ной форме

1

М2

Практическое

Стратегический менеджмент и особенности инновационных стратегий

Деловая игра

4

2

М2

Практическое

Управление инновациями

Case-study

2

Итого:

6


3.6.Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ модулей (разделов) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

Теория менеджмента

М 1

2

Маркетинг

М 2

3

Управление бизнес-процессами

М 2

3.7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов по дисциплине подразделяется на:

- самостоятельную работу под непосредственным руководством и контролем преподавателя;

- самостоятельную работу студента при выполнении домашних заданий учебного и научно-исследовательского характера без непосредственного руководства и контроля преподавателя.

Самостоятельная работа студентов дневной формы обучения

А) под непосредственным руководством и контролем преподавателя включает следующие виды:

    1. Участие в НИРС под руководством преподавателя.

    2. Совместная работа с преподавателем в ходе групповых и индивидуальных консультаций.

Б) без непосредственного руководства и контроля преподавателя включает следующие виды:

  1. Изучение материалов, законспектированных в ходе лекций.

  2. Изучение литературы, проработка и конспектирование вопросов, данных преподавателем для самостоятельного изучения.

  3. Проработка основных понятий (терминов).

  4. Поиск ответов на вопросы для самоконтроля, разработанные преподавателем.

  5. Самостоятельная подготовка докладов к семинарам по темам рефератов.

  6. Самоподготовка по материалам курса для прохождения тестирования.

  7. Самоподготовка на основе заранее представленных вопросов для итоговой аттестации по дисциплине в форме экзамена.

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения состоит из тех же видов работ, что и у студентов дневной формы обучения.
Рекомендации по работе с литературой

Работа с учебной и научной литературой является важным и сложным видом самостоятельной работы. Существует основная и дополнительная литература, изучение и проработка которой позволяют в совокупности с изучением лекционного материала освоить программу дисциплины «Менеджмент» в требуемом объеме и с необходимым качеством результатов.

Особое внимание необходимо уделить изучению базовых учебников, учебных пособий, которые непосредственно относятся к данной дисциплине. Большую пользу дает изучение дополнительной литературы, в которой рассматриваются отдельные темы более углубленно, а также изучение научных статей, в которых сжато, но емко раскрывается определенная проблема.

Для лучшего усвоения материала рекомендуется осуществлять конспектирование литературы или делать краткие записи (заметки) по темам. Особенно эти рекомендации важны для студентов заочной формы обучения, поскольку они в большей степени ориентированы на самостоятельную работу при изучении дисциплины.

Учебная литература, рекомендованная студентам в качестве основной и дополнительной по темам курса приведена в разделе 5, в перечне заданий ссылка делается на номер литературного источника.

В процессе изучения дисциплины каждый студент дневной формы обучения должен написать реферат и сделать по нему устный доклад на одном из семинарских занятий. График выступлений оговаривается заранее с преподавателем, ведущим практические занятия. Примерная тематика и правила написания реферата приводится в разделе 3.7.2.
3.7.1. Перечень заданий для СР


Темы для СР

Виды и Содержание СР

Объем часов

Срок выдачи

(№ недели семестра)

Срок сдачи (№ недели семестра)

Форма отчетности (контроля)

Тема 1. Введение в инновационный менеджмент

Задание 1. Пользуясь словарем, изучите и законспектируйте следующие основные понятия по теме: инновационный менеджмент; развитие; новации; инновации; инновационный процесс; диффузия нововведения

Задание 2. Используя основную литературу, проработайте и законспектируйте вопрос для самостоятельной подготовки по теме: «Теории инновации».

Задание 3.Найдите ответы на следующие вопросы для самоконтроля: 1) В чем сущность инновации?

2) Что является конечной целью инновационного менеджмента?

3) Назовите основные этапы инновационного процесса.

Литература: [1-7]

6

1

3

Опрос

Тема 2. Организационные формы инновационной деятельности

Задание 1. Пользуясь словарем, изучите и законспектируйте следующие основные понятия по теме: венчурный бизнес; бизнес-инкубаторы; технопарки; технополисы; научно-технические центры.

Задание 2. Используя основную литературу, проработайте и законспектируйте вопрос для самостоятельной подготовки по теме: «Федеральный проект – инновационный центр «Сколково»»

Задание 3.Найдите ответы на следующие вопросы для самоконтроля: 1) Какие формы малого инновационного предпринимательства вам известны? 2) Назовите инновационные структуры на: а) Федеральном уровне; б) региональном уровне; в) уровне предприятий.

Литература: [1-7]

5

3

5

Опрос

Тема 3. Инновационное развитие в России

Задание 1. Пользуясь словарем, изучите и законспектируйте следующие основные понятия по теме: инновационное развитие; инновационная политика; критические технологии

Задание 2. Используя основную литературу, проработайте и законспектируйте вопрос для самостоятельной подготовки по теме: «Меры поддержки инновационной деятельности в РФ»

Задание 3. Найдите ответы на следующие вопросы для самоконтроля: 1) Что такое критические (прорывные) технологии? 2) Какие меры принимает государство для поддержки инновационной деятельности? 3) В чем смысл инновационного развития экономики? Литература: [1-7]

5

5

7

Опрос

Тема 4.

Стратегический менеджмент и особенности инновационных стратегий

Задание 1. Пользуясь словарем, изучите и законспектируйте следующие основные понятия по теме: стратегический менеджмент; стратегическое планирование; инновационные стратегии.

Задание 2. Используя основную литературу, проработайте и законспектируйте вопрос для самостоятельной подготовки по теме: «Специфика российских инновационных стратегий»

Задание 3.Найдите ответы на следующие вопросы для самоконтроля: 1) В чем состоит основная цель стратегического планирования? 2) Какие типы инновационных стратегий вам известны? 3) особенности инновационного поведения фирм-виолентов; - патиентов; -эксплерентов; -коммутантов.

Литература: [1-7]

5

7

10

Опрос

Тема 5.

Управление инновациями

Задание 1. Пользуясь словарем, изучите и законспектируйте следующие основные понятия по теме: инновационный потенциал; инжиниринг, реинжинириг, инновационные бизнес-процессы.

Задание 2. Используя основную литературу, проработайте и законспектируйте вопрос для самостоятельной подготовки по теме: «Условия успешного реинжиниринга»

Задание 3.Найдите ответы на следующие вопросы для самоконтроля:1) Чем характеризуется инновационный потенциал предприятия? 2) Дайте определение инновационной цели и сформулируйте правила построения дерева целей. 3) Какие методы можно использовать для принятия оптимальных инновационных решений? Литература: [1-7]

5

10

13

Опрос

Тема 6. Маркетинг инноваций

Задание 1. Пользуясь словарем, изучите и законспектируйте следующие основные понятия по теме: мотивация инноваций; маркетинг инноваций; стратегический и оперативный инновационный маркетинг.

Задание 2. Используя основную литературу, проработайте и законспектируйте вопрос для самостоятельной подготовки по теме: «Инструменты продвижения нового товара на рынке»

Задание 3.Найдите ответы на следующие вопросы для самоконтроля: 1) Что понимается под маркетингом инноваций? 2) Какие цели и задачи решает маркетинг инноваций? 3) Какие факторы могут повлиять на эффективность продвижения нового товара?

Литература: [1-7]

5

13

15

Опрос

Тема 7. Эффективность инновационной деятельности

Задание 1. Пользуясь словарем, изучите и законспектируйте следующие основные понятия по теме: интеллектуальная собственность; патент; лицензия;товарный знак, «ноу-хау»; «роялти»; паушальный платеж.

Задание 2. Используя основную литературу, проработайте и законспектируйте вопрос для самостоятельной подготовки по теме: «Индексный метод в анализе эффективности инновационной деятельности»

Задание 3.Найдите ответы на следующие вопросы для самоконтроля: 1) Назовите материальные и нематериальные результаты инновационной деятельности. 2) Какие задачи решает товарный знак? 3) В чем значение лицензионной торговли? 4) Какие затраты связаны с изобретательством?

Литература: [1-7]

5

15

18

Опрос


3.7.2. Примерная тематика докладов (рефератов)


  1. Бизнес-среда инноваций.

  2. Н.Д. Кондратев (1892-1938). Большие циклы конъюнктуры.

  3. Й. Шумпетер (1883-1950). Вклад в развитие теории инновации.

  4. Вклад С.Ю.Глазьева в развитие инноватики. Теория «Технологических укладов».

  5. Венчурный бизнес.

  6. Бизнес-инкубаторы в России.

  7. Технополисы в России.

  8. Совместные предприятия как форма межфирменного инновационного сотрудничества.

  9. Специфика российских инновационных стратегий.

  10. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе

  11. Разновидности и инновационная роль специализированных фирм – патиентов.

  12. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций – эксплерентов.

  13. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса фирм - коммутантов.

  14. Место реинжиниринга в инновационной деятельности.

  15. Инновационный потенциал предприятия и его влияние на инновационную активность.

  16. Подходы к оценке инновационного потенциала.

  17. Охрана интеллектуальной собственности.

  18. Особенности лицензионной торговли.

  19. Виды затрат на осуществление инновационной деятельности.

  20. Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия.

  21. Особенности финансирования науки и инноваций в Российской Федерации.

  22. Инновации по отраслям (инновации в туризме, информационные технологии, производственные технологии, технологии живых систем и т.п.)

  23. Великие изобретения человечества (по выбору студента).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск