Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 272.7 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации18.12.2014
Размер272.7 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины
Собственность и богатство в религиях мира

для специальности 032301.65 «Регионоведение» подготовки специалиста

Автор: Т. Б. Коваль, доктор исторических наук (e-mail: t.b.koval@gmail.com)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета мировой экономики и мировой политики


мировой политики Зав. кафедрой Кортунов С.В.

Председатель Кудров В.М.

_______________________________ _____________________________

«____» ___________________20___г. «____»_________________ 20___г.

Утверждена УС факультета мировой экономики

и мировой политики

Ученый секретарь Вериго С.А.

_________________________

«____» ____________________20___г.
Москва, 2010

Автор программы – д. ист.наук, проф. Т. Б. Коваль
Раздел 1. Организационно-методический
1.1. Место курса в образовательной программе

Курс предназначен для студентов 4 и 5 курса, обучающихся по специальности «Регионоведение» в качестве лекционного курса по выбору. Курс позволяет свободно ориентироваться в религиозном многообразии современного мира, выявить общее и особенное в подходах различных религий к проблеме собственности и богатства, знать историю развития религиозной социальной мысли. Учитывая, что большинство студентов, обучающихся по специальности «Регионоведение», изучает США и страны Европы, представляется целесообразным выявить специфику христианской социальной этики по сравнению с другими религиями, а также особенности православного, католического и протестантского подходов к мотивации и этике труда, отношении этих христианских конфессий к материальным благам, земному благополучию, прибыли и богатству. Это необходимо современному выпускнику по специальности «Регионоведение» для работы в различных аналитических и практических организациях и центрах, а также в научной сфере.

1.2. Цели и задачи курса
Цель курса состоит, во-первых, в том, чтобы дать студентам общие представления о наиболее крупных и значимых религиях мира, их социальной этике и отношении к труду, собственности и богатству. Во-вторых, в том, чтобы познакомить их с эволюцией христианской социальной мысли и особенностями православного, католического и протестантского подходов к материальным благам. В-третьих, самостоятельная цель курса заключается в уяснении общей логики различных вероучений и вытекающих из нее представлений об экономической деятельности.

В задачи курса «Собственность и богатство в религиях мира» входит достижение у студентов следующих образовательных результатов:

- иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах;

- знать основы социально-экономической этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также особенности в подходах к труду, собственности и богатству христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма);

- уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей;

- обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить.

1.3. Аннотация курса

Вопросы, связанные с трудом, собственностью и богатством, имеют непреходящее значение для судеб всей человеческой цивилизации. С ними связаны, с одной стороны, бесконечные конфликты, войны и революции, а с другой – поиски социального блага и справедливого устройства общества. Их этическое осмысление прослеживается уже в памятниках письменности древних цивилизаций Египта, Индии, Китая, сакральных текстах многих религий мира, в том числе Библии, сочинениях античных и средневековых авторов, не говоря уже о мыслителях нового и новейшего времени. Тем не менее, они остаются нерешенными и поныне. Не случайно одна из задач первостепенной важности состоит в преодолении бедности и нищеты. Об этом говорится в «Декларации тысячелетия» ООН и других документах мирового сообщества. Социальная и имущественная дифференциация приобрела к XXI в. огромные масштабы во всем мире, в том числе и России, где постепенное «привыкание» к частной собственности и рыночным отношениям не означает морального принятия неравенства. В условиях современного мирового кризиса этические аспекты социально-экономической реальности приобрели особый смысл и значение. В этом контексте важно обратиться к духовно-религиозному опыту, накопленному человечеством.

Учитывая большую роль религиозного фактора в современной мировой политике, а также формировании этно-национальной и культурной идентичности, учащимся необходимо иметь представление о различных религиях, их отношении к социальной реальности и экономическому развитию.

1.4. Предмет курса составляют социальные учения мировых религий, взгляды их основоположников и духовных лидеров на проблему труда, бедности и богатства, а также современные воззрения православной, католической и протестантских церквей на проблему труда, собственности и богатства.
1.5. Методология

Преподавание строится на сочетании методов исторической науки, сравнительного религиоведения, этнологии и социологии. Это предполагает выяснение особенностей различных духовных и религиозных традиций и сопоставление их между собой, а также выявление общих этических подходов к социально-экономической деятельности.
1.6. Новизна курса

Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ. Впервые ставится задача познакомить студентов не просто с историей мировых религий, но рассмотреть в широком историческом диапазоне основные тенденции развития социально-этической мысли человечества, проследить эволюцию воззрений на собственность и богатство в различных религиях, выявить, с одной стороны, их особенности, а, с другой стороны, универсальные нравственные принципы, общие для всех. Предлагаемый учебный курс предполагает научную объективность и толерантное отношение ко всем религиозным традициям. Многие из рассматриваемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения.


1.7. Требования к уровню освоения курса
Подразумевается, что в соответствии с бакалаврской программой все студенты уже овладели материалами курса по истории мировых религий и философии.

1.8. Компетенции студентов, формируемые в ходе курса

В ходе курса студенты приобретут следующие профессиональные компетенции:

КОМПЕТЕНЦИИ


А. Аналитические компетенции

Студенты, успешно окончившие программу обучения, приобретут:

1. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) благодаря анализу подходов различных религий к проблеме собственности и богатства, социальной этике в целом;

2. Знание особенностей вероучений мировых религий и особенностей их социальной этики;

3. Учет влияния религиозного фактора на современное цивилизационное развитие;

Методы учения/преподавания


Лекционные занятия; обсуждение рефератов студентов.

Работа на лекционных занятиях, которые обязательно проводятся в интерактивном режиме (в частности, на лекциях студентам предлагается отстоять свою точку зрения и высказать самостоятельные суждения по рассматривающимся вопросам). 

Индивидуальные и групповые консультации; 

Написание рефератов.

Работа в составе группы:

Коллективное обсуждение рефератов

В. Системные компетенции

Студенты по итогам курса смогут развить:

1. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

3. Глобальное видение

 

Методы учения/преподавания

Поиск данных в Интернет ресурсах, библиотеках, базах данных,  у экспертов;

Работа с научной литературой и информацией;

Проведение дискуссий.




С. Коммуникационные компетенции

В ходе обучения студенты получат возможность развить следующие компетенции:

2. Обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени

Методы учения/преподавания

Презентации рефератов по группам

Организация дебатов (группа разбивается на подгруппы и отстаивает различные точки зрения на проблему) 
 
 
 

 
 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск