Скачать 251.11 Kb.
|
ББК 66.4 (0) Рабочая программа учебной дисциплины «Дипломатический протокол и этикет» составлена в соответствии с требованиями ООП: 031900.62 «Международные отношения» (бакалавриат) на базе ФГОС ВПО. Составитель: Раевская О.В., старший преподаватель кафедры мировой экономики и международных отношений Утверждена на заседании кафедры МЭМО от 14.05.2014 г., протокол №8, редакция 2014 г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС. © Издательство Владивостокского Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Дипломатический протокол и этикет» входит в перечень обязательных дисциплин базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 031900.62 Международные отношения. Международные контакты Российской Федерации за последнее десятилетие получили весьма активное развитие. По состоянию на 1 января 2012 г. Россия имеет дипломатические отношения со 196 зарубежными странами. В Москве аккредитованы 159 главы дипломатических представительств иностранных государств, находятся посольства 156 стран. В свою очередь Российская Федерация имеет дипломатические представительства в 148 странах. Ежегодно в нашей стране принимают более ста иностранных делегаций на уровне глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Весьма интенсивно осуществляются и зарубежные визиты российского руководства. На карте мира до сих пор появляются новые независимые государства, с которыми Российская Федерация устанавливает дипломатические отношения. Одна из важнейших составляющих международных отношений - дипломатический протокол, являющийся острым политическим инструментом дипломатии. Знание норм и правил дипломатического протокола – необходимое условие успешной работы в сфере международных отношений и, прежде всего, на дипломатической службе. Актуальность дисциплины для студентов-международников состоит в том, что дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции в той или иной стране. Но его основа стабильна и неизменна: это выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице – к стране и народу, которые он представляет. Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Общение дипломатов со своими коллегами, с правительственными, общественными и деловыми кругами страны пребывания производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях между дипломатическим представительством и этими кругами. Игнорирование общепринятых норм международной вежливости может нанести ущерб престижу государства. При разработке дисциплины учитывалась сложившаяся практика преподавания курсов дипломатического протокола и этикета, государственного протокола Российской Федерации в ведущих российских и мировых университетах. 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целью освоения дисциплины «Дипломатический протокол и этикет» является ознакомление студентов с основными положениями государственной протокольной практики и организацией современной российской протокольной службы, с традициями и современными тенденциями дипломатического протокола. Задачи дисциплины: - сформировать у студентов систему современных знаний и представлений в области протокольной службы; - развить у студентов навыки самостоятельного приобретения и использования в профессиональной деятельности знаний и умений международного общения и деловых переговоров; - сформировать у студентов навыки исследования национальной специфики протокольной службы зарубежных стран. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Дисциплина Дипломатический протокол и этикет относится к базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению 031900.62. Международные отношения. Данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин: дипломатическая и консульская служба, история Росии. 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины. Выпускник должен обладать следующими компетенциями: ПК-4 - готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации; ПК-7 - владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках; ПК-8 - умение составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий; ПДК-17 - знание основ дипломатического и делового протокола и этикета и устойчивые навыки применять их на практике. Таблица - Формируемые знания, умения, владения
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения Объем и сроки изучения дисциплины: Курс читается для бакалавров первого года обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Из них 34 часа аудиторной работы, 74 часа самостоятельной работы. Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен. Для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается проведение интерактивных лекций, проблемных семинаров, групповых дискуссий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 45 % процентов аудиторных занятий. 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний бакалавров. Для аттестации студентов по дисциплине фонды оценочных средств включают: презентационные задания, тесты, проблемные ситуации по международной протокольной службе для ведения дискуссий. Текущий контроль и отчетность предполагает: - проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания, - проведение коллективной дискуссии по проблемным аспектам международного протокола, - тестирование по отдельным разделам дисциплины, - написание реферата, - рецензирование студентами работ друг друга. Промежуточный контроль проводится в форме экзамена – выполнение тестового задания. 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Темы лекций Тема 1. Этикет, азбука человеческих отношений и профессия дипломата. (2 часа) Предмет курса. Обзор рекомендуемой литературы. Понятие этикета. Этикет и исторический опыт человеческого общения. Основы и источники норм этикета. История возникновения правил этикета. Правила этикета и среда. Этикет, профессионализм и карьера. Тема 2. Этикет и дипломатический протокол. (2 часа) Язык дипломатического протокола и этикета (терминология, определение понятий). Источники норм дипломатического протокола. Протокол и церемониал. Дипломатический протокол и международная вежливость. Дипломатический протокол как международная категория. Традиции, национальные черты и особенности. Протокол и правовая норма. Протокол как средство реализации основополагающих принципов международного права. Протокольное старшинство и право преимущества. Протокол и прецедент. Сферы действия норм дипломатического протокола. Протокол и дипломатическая служба. Тема 3. История становления российской протокольной службы. (2 часа) История кодификации протокольных норм Российской империи (от Посольского Приказа до Департамента церемониальных дел). «Церемониал о послах чужестранных государей при императорском всероссийском дворе». Октябрьская революция и нормы протокола. «Инструкция о соблюдении правил принятого в буржуазном обществе этикета». Разработка основных положений протокольной практики в послевоенный период. Государственный протокол Российской Федерации. Современная организация российской протокольной службы. Тема 4. Протокол и символы суверенитета государства. (2часа) Правила международной вежливости и государственная символика. История символов российской государственности. Флаг. Герб. Гимн. Штандарт президента. Действующие законодательные нормы использования государственной символики. Этикет государственного флага и государственного гимна. Порядок использования государственной символики в дипломатических и консульских представительствах. Геральдика. Государственная геральдическая служба Российской Федерации. Дипломатический протокол и национальный праздник государства. Протокольное реагирование на важнейшие события в жизни страны и памятные даты. Тема 5. Дипломатический протокол и становление дипломатической процедуры. ( 2 часа) Кодификация норм дипломатического протокола и международные отношения. Требование единообразного подхода к протокольным правилам и нормам. Конфронтация и межгосударственные конфликты из-за вопросов протокольного старшинства и права преимущества. Становление дипломатической процедуры и ее основные этапы (от Реестра древних монархий до Венского регламента 1815 г.). Разработка Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г (история ратификации, оговорки). Общее представление о содержании и структуре документа, основных понятиях и терминологии. Дипломатический протокол и оформление актов об установлении дипломатических отношений. Классы глав диппредставительств и дипломатические ранги. Дипломатический корпус и его место на официальных государственных церемониях. (2 часа) Тема 6. Международная вежливость. Протокол и правила гостеприимства. Церемониал и протокольные почести. ( 2 часа) Протокол приема высоких гостей – отражение норм международной вежливости, обычаев и традиций. История правил гостеприимства и становление протокольной практики приема высоких зарубежных гостей. Церемониал визитов и протокольные почести. Протокольные подарки и их история. Протокольные мероприятия. Официальные и неофициальные дипломатические приемы. Виды приемов и их особенности. Протокольное старшинство участников официальных мероприятий. Цена протокольной ошибки. Тема 7. Этика поведения и имидж дипломата. (2 часа) Дипломатический этикет. Этика служебных взаимоотношений. Манеры и поведение. Умение держать себя в обществе. Внешний вид. Одежда дипломата (повседневная и протокольная). Дипломатическая форма и ее история. Протокольные требования к участникам официальных церемоний. «Как не следует поступать» (в общественных местах, в гостях, за столом). Тема 8. Национальные особенности протокольной практики и делового общения. Церковный (религиозный) протокол и его специфика. (3 часа) Знание культуры, обычаев и традиций зарубежных стран – одно из требований дипломатической профессии. Стереотипы поведения. Порядок обращения и титулы. Специфика невербальных средств общения. Религиозные традиции страны Дипломатический протокол и религиозный церемониал. Церковная иерархия. Религиозные церемонии и правила поведения в ходе их проведения. 2.2 Перечень тем практических занятий Тема 1. Дипломатический протокол – важнейший инструмент дипломатии. (2 часа проблемный семинар, дискуссия) Государственный протокол Российской Федерации и его правовая основа. Сфера действия диппротокола. Протокол и церемониал. Формы государственного церемониала. Дипломатический церемониал. Протокол церемониального характера в ходе официальных контактов. Церемониал флага. Протокольное старшинство. Протокольное старшинство государств. Протокольное старшинство внутри государства. Протокольное старшинство глав диппредставительств и внутри диппредставительства. Классы глав дипломатических представительств. Дипломатические ранги. Протокольное старшинство в международных организациях. Протокольное старшинство, международная вежливость и правила этикета. Протокольное реагирование на важнейшие события в жизни страны, юбилейные и памятные даты, стихийные бедствия, официальный траур. Протокол и основные задачи дипломатического представительства (поддержание отношений со страной пребывания, представительство своего государства, сбор информации, контакты и т.д.). Тема 2. Департамент государственного протокола и его место в системе протокольной службы Российской Федерации. (2 часа) Современная организация протокольной службы Российской Федерации. Протокол Президента, протокол Правительства, протокольные службы министерств и ведомств, протокольные подразделения субъектов Российской Федерации. Формирование протокольной службы российского внешнеполитического ведомства (с 1985 г.) Департамент государственного протокола МИД России. Структура. Основные задачи и функции. Основные требования к сотрудникам протокольной службы. Тема 3. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года - основа единообразного применения норм дипломатического протокола в международных отношениях. (2 часа) Место Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. в системе международно-правовых норм. Дипломатическое представительство. Начало и окончание дипломатической миссии. Протокол назначения главы диппредставительства и порядок его аккредитации. Протокольная практика церемониала вручения верительных грамот. Протокольные визиты до и после вручения верительных грамот. Дипломатический корпус. Дуайен. Привилегии и иммунитеты дипломатов. Различия в объеме иммунитетов дипломатических и консульских представительств. Функциональная теория иммунитетов. Территориальная и личная неприкосновенность и ее пределы. Территориальная неприкосновенность помещений диппредставительств и право убежища. Протокол и война. Разрыв дипломатических отношений. Тема 4. Иностранные дипломатические представительства на территории Российской Федерации. (2 часа, презентации индивидуальных работ) Правовые акты, регулирующие пребывание иностранных дипломатических представительств на территории Российской Федерации. Иностранный дипкорпус в Москве. Состав дипкорпуса и его место в официальных церемониях. Привилегии и иммунитеты. Порядок сношения дипломатических представительств с российскими властями и официальными лицами. Правила регистрации персонала иностранных дипломатических и консульских представительств. Порядок передвижения по территории страны. Справочник дипломатического корпуса, его структура и протокольные функции. Практика работы отдела по пребыванию дипломатического корпуса ДГП и отдела информационной работы с дипкорпусом, регистрации и правительственных телеграмм. Тема 5. Протокол визитов на высшем и высоком уровне. (2 часа, презентации индивидуальных работ) Порядок приема глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных государств в Российскую Федерацию. Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации. Виды визитов на высшем и высоком уровне и их особенности. Объем протокольных мероприятий и уровень персонального участия официальных лиц. Согласование сроков и характера визита. Подготовка проекта распоряжения, программы визита и другой документации. Вопросы координации. Разделение функций и распределение обязанностей между различными подразделениями и службами при подготовке визита. Протокол визитов. Церемония встречи и проводов, ее особенности в зависимости от характера и формата визита. Порядок размещения. Переговоры и беседы. Подписание документов. Церемониал возложения венка. Обмен подарками. Поездка по стране. Особенности протокольной практики приема высших должностных лиц государств-участников СНГ. Практика работы Отдела визитов и делегаций ДГП по подготовке и организационно-протокольному обеспечению визитов. Тема 6. Протокол зарубежных визитов российских руководителей. Особенности протокольной практики зарубежных стран. (3 часа, презентации индивидуальных работ) Подготовка и организационно-протокольное обеспечение визитов высших должностных лиц российской федерации. Особенности подготовки визитов Президента России и Председателя правительства страны. Взаимодействие представителей различных министерств и ведомств. Подготовительные и передовые группы. Их роль и задачи в подготовке зарубежных визитов высших должностных лиц Российской федерации. Протокольное обеспечение зарубежных визитов официальных российских делегаций дипломатическими и консульскими представительствами. Работа Посольства по подготовке и обеспечению визитов. Составление и согласование программы визита. Роспись основных элементов программы и ее особенности – Женская программа и ее специфика. Учет национальных традиций и обычаев при проведении зарубежных визитов. Протокольная практика. Протокольные службы ряда зарубежных государств (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, страны Ближнего Востока, Латинской Америки и др.). Тема 7.Церемониал официальных мероприятий и протокол дипломатических приемов. (2 часа, дискуссия, эссе) Церемониал торжественных государственных актов. Национальные традиции. Праздничные церемонии. Протокольные мероприятия как одна из форм повседневной работы диппредставительства. Дипломатические приемы. Виды приемов и их протокольные особенности. Подготовка и проведение приемов – повод и время. Приглашение на прием и порядок ответа на приглашение. Характер официальных и неофициальных приемов. Протокол и этикет дипломатических приемов. Встреча и проводы гостей. Приход и уход с приема. Порядок обслуживания. Учет национальных особенностей и традиций. Протокольное старшинство и рассадка. Принципы рассадки. Варианты рассадки. Протокольная техника и ее использование. Организация приема в посольстве. Особенности проведения дипломатических приемов в отдельных странах. Тема 8. Протокол и переговорный процесс. (2 часа, индивидуальные доклады по теме) Официальные дипломатические контакты и их специфика. Протокольные возможности использования визитных карточек. Протокол и переговорный процесс. Протокол двусторонних и многосторонних переговоров. Состав делегаций и протокольное старшинство внутри делегации. Порядок встречи делегации. Подготовка помещения и рассадка за столом переговоров. Порядок подписания двусторонних и многосторонних документов. Организация протокольных мероприятий от имени главы делегации и ее членов. Протокол международных конференций. Порядок рассадки делегаций в залах заседаний различных международных форумов. Иммунитеты и привилегии участников международных конференций. Дипломатические документы и протокольные особенности дипломатической переписки. Переговорный процесс и национальные особенности делового общения. 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ При изучении дисциплины предусмотрено применение инновационных технологий обучения, таких как интерактивные лекции, семинары в диалоговом режиме по обсуждению актуальных проблем российской и зарубежной протокольной службы, выступления с презентациями результатов индивидуальной работы. Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к дискуссиям в аудитории, выполнение индивидуальных работ (докладов и эссе) и подготовку презентации по результатам этой работы. 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине Ниже приведены примерные темы докладов и эссе. Студенты могут подготовить работу по предложенной ими теме, предварительно согласовав ее с преподавателем. На аудиторном занятии студент должен представить результаты работы в форме презентации. Этикет и дипломатический протокол
Дипломатический протокол. Государственный протокол Российской Федерации.
В ходе практических занятий, наряду с проверкой знаний студентов в объеме лекционного курса, моделируются различные ситуации, требующие конкретного практического применения отдельных правил и норм дипломатического протокола: - составление программы пребывания главы иностранного государства и ее протокольное обеспечение; - подготовка официального приема в честь высокого иностранного гостя с использованием всех образцов протокольной техники, в том числе приглашения с указанием формы одежды. - организация дипломатического обеда в Посольстве с учетом протокольного старшинства гостей и использованием различных способов рассадки; - протокольный визит дипломата своему иностранному коллеге; - визитная карточка дипломата и ее протокольные возможности. - протокольное реагирование на какие-либо события в жизни страны (подготовка поздравления, соболезнования с использованием соответствующих форм вежливости, национальные праздники и т.д.);
При работе с учебными пособиями и другими источниками информации в процессе подготовки к аудиторным занятиям и к экзамену студенты должны воспользоваться следующим списком контрольных вопросов.
Обязательным условием успешного изучения дисциплины является самостоятельная работа студентов вне аудитории. Студенты должны работать с рекомендованными источниками информации, находить в них ответы на контрольные вопросы, приведенные в пункте 4.2 данной программы, готовиться к обсуждениям проблемных вопросов дисциплины на практических занятиях, выполнять индивидуальные задания. Индивидуальные задания включают подготовку доклада или эссе по заданной теме и презентации полученных результатов по данной работе. 4.4 Рекомендации по работе с литературой Учебное пособие под редакцией А.Ф. Борункова «Дипломатический протокол в России» включает все необходимые темы дисциплины «Дипломатический протокол и этикет». Учебное пособие включает основные аспекты, изучаемые в рамках данной дисциплины. В "Дипломатическом словаре в 3-х томах" представлены все термины, необходимые для освоения данной дисциплины. 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 Основная литература
5.2 Дополнительная литература
5.3 Периодические издания
5.4 Интернет-ресурсы Официальный сайт министерства иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: www.mid.ru 5.5 Издания научной электронной библиотеки e-library.ru: 1. Журнал МЭ и МО. – Электрон. журнал. Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?Issueid=1040608
6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудованием. 7 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ Аннексия (annexation) - приобретение дополнительной территории государством Временно поверенный в делах (charge d'affaires ad interim) - лицо из числа дипломатических работников или сотрудников дипломатической миссии (кроме исключительных случаев), действующих как глава миссии во время отсутствия или болезни последнего, или в промежутке между назначениями Конференция полномочная (plenipotentiary conference) - заседание конференции, имеющее целью составление или пересмотр международного документа, на котором у делегатов широкие полномочия Протокол (protocol) - официальное дипломатическое поведение; международное соглашение, обычно дополняющее основной договор Статус-кво (status quo) - существующее положение Убежище дипломатическое (diplomatic asylum) - политическое убежище, предоставляемое в помещениях дипломатической миссии или в других таких помещениях, имеющих неприкосновенность |
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Англий-ский язык» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031900. 62 Международные отношения... | Программа дисциплины «Внутренний рынок и право Европейского союза»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900. 68 «Международные... | ||
Программа «Экономика и политика Германии» для направления 031900. 62 «Международные отношения» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | Программа дисциплины «Экономика и политика стран Латинской Америки»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | ||
Программа дисциплины «Евразийская интеграция» для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | Программа дисциплины «Евразийская интеграция» для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | ||
Программа дисциплины «Евразийская интеграция» для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | Программа итоговой государственной аттестации по направлению подготовки... Международные отношения, рекомендациями учебно-методических объединений и на основании учебного плана направления подготовки 031900... | ||
Программа государственного экзамена по направлению подготовки (специальности)... Международные отношения, рекомендациями учебно-методических объединений и на основании учебного плана направления подготовки 031900... | Программа дисциплины Социальная психология для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Международная безопасность: актуальные проблемы и новые подходы 031900. 68 Международные отношения Форма подготовки – очная | Рабочая программа для студентов направления «Международные отношения» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров очной формы обучения направление подготовки 031900. 62 «Международные... | ||
Программа дисциплины «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 -«Международные... | Кафедра мировой экономики и международных отношений Рабочая программа учебной дисциплины Экономическая география зарубежных стран составлена в соответствии с требованиями ооп: 080100.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» составлена в соответствии с требованиями... | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900.... |