Скачать 361.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВлГУ Кафедра менеджмента Методические указания по прохождению производственной практики направление "Менеджмент" – 080200 Бакалавриат Владимир - 2011 1. Общие положения Производственная практика студентов является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности (специализации) и присваиваемой квалификации. Производственная практика - самостоятельная работа студента под руководством преподавателя выпускающей кафедры и специалиста или руководителя соответствующего подразделения базы практики. В процессе прохождения производственной практики у студентов формируются следующие компетенции: способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8); способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13); способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47); способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49). Общее методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра. Заведующий кафедрой несет ответственность за уровень организации практики и ее результаты. Непосредственное руководство практикой студентов возлагается на преподавателей кафедры, утвержденных приказом ректора ВлГУ. Перед началом практики кафедра проводит со студентами организационное собрание для разъяснения основных положений программы практики: целей, задач, содержания, организации и порядка проведения практики и выполнения предусмотренных программой заданий. Типовая повестка собрания по организационно- экономической практике приведена в Приложении 1. Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, являются: - программа практики, - дневник студента. Эти документы выдаются каждому студенту перед началом практики. В дневнике практики студент-практикант фиксирует следующие данные:
рабочего места (подразделения), где эта работа выполнялась. 5. Участие в производственной жизни организации. Устанавливаемые календарным планом этапы работы и их фактическое выполнение удостоверяются подписями в дневнике практики руководителями практики от кафедры и организации – базы практики. Руководитель практики от кафедры контролирует ход практики по графику, утвержденному заведующим кафедрой. При этом преподаватель – руководитель практики следит за выполнением студентами календарных планов, осуществляет проведение консультаций, контролирует правильность ведения дневника практики, сбор и обработку информации и т.д. Методические рекомендации руководителю практики от кафедры приведены в Приложении 2, руководителю практики от организации - базы практики – в Приложении 3. Студент-практикант обязан соблюдать режим работы организации (базы практики) и, находясь на рабочем месте, подчиняться руководителю соответствующего подразделения, выполнять его распоряжения наравне со штатными сотрудниками. Права и обязанности студента в период прохождения производственной практики приведены в памятке студенту в Приложении 4. В процессе прохождения производственной практики студент-практикант должен рекламировать как свои полученные в ВЛГУ знания и умения, так и возможности филиала и кафедры. Он должен заинтересовать руководство организации в своих услугах, услугах кафедры менеджмента ВЛГУ по решению конкретных проблем организации. Эта проблема может стать темой научно- исследовательской работы или содержанием программы практики. Настоящая программа практики составлена с учетом следующих нормативно-методических документов: Приказа Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. №1154 «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»; Положения о производственной практике студентов ВЛГУ; Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации специальности «Менеджмент организации» - 080507; рабочего учебного плана специальности «Менеджмент организации»; календарного графика учебного процесса ВЛГУ; учебных программ дисциплин специальности «Менеджмент организации» - 080507; методических указаний к курсовому и дипломному проектированию; рекомендаций по разработке программы практики ВлГУ. Конкретное задание студенту на практику должно быть увязано с возможностями и интересами организации – базы практики. 2. Цели и задачи производственной практики Целью производственной практики студентов является приобретение навыков работы в реальной экономической среде на основе теоретических знаний, полученных при изучении курсов: «Основы менеджмента», «Теория организации», «Антикризисное управление», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Финансы предприятия», «Организационное поведение», «Социология и психология управления», «Управление персоналом» и др. В процессе практики должны получить развитие и закрепление знания, полученные в области анализа и совершенствования управленческой деятельности организации. Задачи производственной практики: изучение организации, на которой студент проходит практику, её системы управления; участие в разработке организационно-методических и нормативно- технических документов для решения конкретных задач управления на месте прохождения практики; анализ деятельности организации-базы практики; разработка предложений по совершенствованию деятельности и управления организации-базы практики; выполнение конкретных заданий программы практики; сбор материалов для выполнения курсовых проектов и работ, а также дипломного проекта; выполнение индивидуального задания в соответствии с его тематикой; выполнение научных исследований в соответствии с научной тематикой кафедры и в целях написания студентами научных работ или выступлений на научных конференциях; помощь организациям и предприятиям, в том числе и на договорной основе, в выполнении каких-либо конкретных работ; укрепление деловых контактов ВЛГУ и кафедры с предприятиями и организациями. Полнота и степень детализации этих задач регламентируется планом практики и индивидуальным заданием в зависимости от особенностей принимающих организаций – баз практики. 3. Сроки и продолжительность производственной практики Производственная (технико-экономическая) практика студентов проводится на 3 курсе (6 семестр) очной формы обучения после весенней экзаменационной сессии. Продолжительность практики - 6 недель. 4. Базы производственной практики и рабочие места студентов Производственная практика студентов должна проходить в одном из подразделений организации, выполняющем экономические, плановые, организационные или управленческие функции или их комплекс. Имея рабочие места в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики. В соответствии с поставленными задачами, базами практики являются предприятия и организации различных отраслей, организационно-правовых форм, форм собственности; научно-исследовательские и проектные институты; торгово-промышленные и финансовые компании; банки и иные кредитные организации, страховые компании; консультационные фирмы; компании, работающие в области предоставления различного рода услуг, международные компании; министерства, комитеты, ведомства, их структурные подразделения и иные организации. Рабочее место студента должно отвечать, прежде всего, модели его специальности. Необходимо исходить из того, что в принимающей организации студент должен получить необходимые практические навыки выполнения конкретной управленческой деятельности. При прохождении практики студент обязан: - эффективно использовать отведенное для практики время; - полностью и качественно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики и индивидуальным заданием; - подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка; - изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; - нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками. Контроль за выполнением студентами программы практики обеспечивается проверкой материалов руководителями практики от базы практики и от кафедры не реже одного раза в неделю. 5. Содержание производственной практики, методические рекомендации по её проведению Основные этапы работы студента на практике включают выполнение разделов тематического плана, представленного в задании на организационно-экономическую практику (Приложение 5). 1. Общая характеристика организации. Студент должен получить информацию и изучить следующие общие сведения об организации: - организационно-правовая форма и краткая историческая справка об организации и её деятельности; - сфера и масштаб деятельности организации; - цели и задачи организации; - система снабжения и сбыта, деловые партнеры и характер взаимоотношений с ними; - уровень специализации, кооперирования и концентрации деятельности; - организационная и технологическая структура деятельности производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер взаимоотношений между ними, технологические процессы деятельности и их особенности); - степень механизации и автоматизации деятельности и процессов управления; - стратегия и тактика управления организацией; - организационная культура. 2. Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить: - организационную структуру управления, её тип и соответствие стратегии и целям организации; - компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основной деятельностью), функциональные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие подразделения; - характер организационных отношений между структурными подразделениями; - регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями; - функции основных звеньев системы управления организации; - распределение функций управления между структурными подразделениями; - эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования. 3. Управление персоналом. Исследовать состояние деятельности организации в области управления персоналом, особое внимание обратив на следующие составляющие: - структуру службы управления персоналом, ее задачи и функции; - кадровый анализ (профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень персонала организации); - принципы, методы и критерии подбора персонала; - анализ должностных инструкций, оценка соответствия должностных инструкций рабочему месту; - наличие системы профессиональной подготовки и обучения персонала, алгоритм и методы профессиональной подготовки; - система аттестации персонала и ее формы (периодичность, формализованность, уровень эффективности); - система мотивирования персонала (административные, экономические и социальные методы). 4. Управление маркетингом. Исследовать состояние маркетинговой деятельности и оценить уровень организации маркетинга базы практики по следующим направлениям: - организационная структура службы маркетинга, её место в системе управления, состав и содержание реально выполняемых функций маркетинга; - макро и микро среда организации; - конкурентная среда организации; - состояние и динамика целевого рынка; - ассортиментное предложение товаров и/или услуг со стороны организации, тенденции сбыта в различных сегментах рынка, стадии жизненного цикла товаров; - планирование продукции и управление качеством товара; - ценовая политика организации, эластичность спроса по ценам и доходу, особенности динамики цены и тенденции ценовых изменений; - организация каналов распределения продукции, деятельность службы сбыта, систем товародвижения, оптовых и розничных структур; - стимулирование продаж: реклама, персональные продажи, PR- программы, стимулирование закупок и продавцов продукции. 5. Экономические службы и финансовое состояние. Данный раздел включает следующие составляющие: - выяснение места финансово-экономической службы в системе управления, ее организационной структуры, функций и содержания деятельности; - выявление структуры финансирования организации, основных источников, методов и инструментов привлечения капитала; - изучение механизма формирования, распределения и использования прибыли, резервов повышения прибыли и рентабельности; - анализ и оценка финансового состояния организации: активов, источников средств, финансовых результатов, ликвидности баланса, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности; - исследование финансово-экономических отношений с другими организациями (в том числе формы безналичных расчетов, использование векселей, управление дебиторской задолженностью); - исследование отношений с бюджетами и внебюджетными фондами (налоги и отчисления, льготы, сроки, санкции), их влияния на финансовое состояние предприятия; - анализ доходных вложений средств, инвестиционных проектов, управления портфелем ценных бумаг; - анализ и оценка состояния и методов финансового планирования в организации (методы годового и оперативного финансового планирования, бюджетирование и степень его внедрения, финансовый раздел бизнес-плана, внутрифирменное финансовое планирование). 6. Аналитическое резюме. В ходе разработки аналитического резюме следует: - проанализировать и обобщить результаты изучения деятельности организации и её системы управления; - выявить и предложить основные направления устранения имеющихся недостатков; - представить рекомендации по совершенствованию системы управления, нормализации, рационализации и повышению эффективности деятельности организации как системы в целом и отдельных ее элементов. Основными источниками информации для выполнения указанных заданий являются: 1) учредительные и организационно-распорядительные документы организации – базы практики; 2) положения, инструкции, методики, другие нормативные документы, разработанные организацией; 3) данные оперативного и бухгалтерского учета; 4) ежеквартальная финансовая отчетность организации; 5) другие виды отчетности организации; 6) работники предприятий, их опыт. Результаты выполнения заданий 1-6 ложатся в основу отчета студента о прохождении производственной практики. Руководителем практики от кафедры могут быть внесены изменения и дополнения в задания в зависимости от особенностей организации – базы практики. 6. Индивидуальное задание по профилю (специализации) За время производственной практики студенту необходимо выполнить индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных функций работы организации, решению конкретных управленческих задач в интересах базы практики и ВлГУ, а также подготовить исходный материал для проектной части курсового или дипломного проекта (работы). Конкретное содержание индивидуального задания студенту формулирует преподаватель-руководитель практики от кафедры с учетом особенностей базы практики. 7. Задание по научно-исследовательской работе Этот раздел программы предусматривает выполнение студентами научных исследований в период практики. Задания такого рода целесообразно давать студентам, имеющим интерес, склонность и способность к проведению научных работ. Тематика научно-исследовательских работ студентов (НИРС) должна быть актуальна с точки зрения выпускающей кафедры и организации - базы практики, носить, в основном, исследовательский, поисковый характер. Тема задания определяется руководителем практики от кафедры по согласованию со студентом-практикантом. Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (по 4 человек) в зависимости от масштабности темы. Научно-исследовательская работа студентов должна быть оформлена отдельным отчетом в виде пояснительной записки. Отчет по НИРС должен состоять из следующих разделов: - цель научной работы; - предмет исследования; - методика проведения исследования; - анализ полученных результатов; - выводы и предложения; - список использованных источников. 8. Оформление результатов производственной практики В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной записью о проделанной работе. Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики: - выданное студенту индивидуальное задание на организационно- экономическую практику и сбор материалов к курсовому или дипломному проектированию; - календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения (план составляется совместно с руководителями практики от кафедры и организации); - анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от предприятия. Дневник практики должен быть удостоверен подписью руководителя практики от организации и печатью организации – базы практики. На протяжении всего периода работы в организации студент должен в соответствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета о практике своему руководителю. Завершающий этап практики – составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и социологические данные, источники их получения и т.д. Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики. Для составления, редактирования и оформления отчета студентам рекомендуется отводить последние 2-3 дня производственной практики. Отчет студента о практике должен включать текстовый, графический и другой иллюстрированный материалы. Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете: титульный лист; задание на практику; реферат; содержание; основные разделы отчета о практике; список использованных источников; приложения. Задание на практику и реферат подшиваются к отчету о практике, но не нумеруются и в общую нумерацию страниц отчета не включаются. Задание на практику, подписанное заведующим выпускающей кафедрой, выдается студенту при направлении его на практику. Образец оформления реферата к отчету о практике приведен в Приложении 6. Объем реферата – 1 страница машинописного текста. Реферат к отчету о практике должен содержать: 1. сведения об объеме отчета, количестве рисунков, таблиц, приложений, использованных источников; 2. перечень ключевых слов (от 5 до 15), которые в наибольшей степени характеризуют содержание отчета; 3. текст реферата, отражающий объект, предмет и цель исследования, выявленные проблемы, слабые стороны, узкие места, а также рекомендуемые пути совершенствования деятельности организации. Отчет состоит из нескольких разделов, содержание которых определяется требованиями программы производственной практики. Структура основной части отчета соответствует примерному тематическому плану производственной практики. По возможности в отчет включаются и элементы научных исследований. Примерный объем отчета в целом - 25-35 страниц . Типовая форма титульного листа отчета студента по практике приведена в Приложении 7. Отчет представляется на рецензию руководителю практики от предприятия, который, ознакомившись с отчетом, дает в дневнике практики заключение и характеризует отношение студента к работе, его дисциплинированность, наличие необходимых навыков организаторской и управленческой работы. Отчет сдается на проверку руководителю практики от кафедры. Оформление отчета о практике 1. Отчет представляется руководителю в сброшюрованном виде (в папке со скоросшивателем). 2. Отчет оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210*297 мм). 3. Текст отчета, таблицы и иллюстрации следует располагать на листах, соблюдая следующие размеры полей: левое поле - 30 мм, правое поле - 10 мм, верхнее поле - 20 мм, нижнее поле - 20 мм. При печати текстового материала следует использовать выравнивание «по ширине». 4. Текст отчета должен быть на одной стороне листа с использованием редактора WORD, шрифт - «Times New Roman», размер шрифта - 14, межстрочный интервал – полуторный. 5. Абзацный отступ (отступ в начальной строке текста абзаца) должен составлять 12-15 мм. 6. Текст отчета должен быть четким, законченным, понятным. Орфография и пунктуация текста должны соответствовать ныне действующим правилам. 7. Нумерация страниц отчета – сквозная, начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе номер страницы не ставится, номера последующих страниц проставляются в правом верхнем углу арабскими цифрами (шрифт №10), без точки в конце. 8. Разделы отчета должны иметь порядковые номера в пределах всего отчета, обозначенные арабскими цифрами. Названия разделов отчета располагаются на отдельных строках и выполняются жирным шрифтом, прописными (заглавными) буквами без переносов слов. Эти заголовки отделяются от текста межстрочным интервалом. Подчеркивать заголовки не следует. Точку в конце заголовка ставить не нужно. Каждый раздел отчета следует начинать с новой страницы. 9. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) объединяются единым названием «рисунок». Характер иллюстрации может быть указан в её названии (например, «Рис.1. Блок-схема алгоритма…»). Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается под ней после слова «Рис.» и номера иллюстрации. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. |
Кафедра «Менеджмент» Методические указания по проведению учебной,... По направлению «Менеджмент» (бакалавриат) определяют объем, содержание и методику проведения учебной, производственной и преддипломной... | Методические указания по прохождению производственной практики для... Методические указания по прохождению производственной практики для специальностей: 120302. 65 «Земельный кадастр», 120303. 65 «Городской... | ||
Методические материалы для студентов 5 курса по прохождению производственной... Методические материалы для студентов 5 курса по прохождению производственной практики | Методические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной... В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника врача стационара... | ||
Методические рекомендации по прохождению производственной практики... Методические рекомендации по прохождению производственной практики и написании отчета для студентов, обучающихся по специальности... | Отчет по производственной практике должен быть сдан и защищен в течение... Методическое руководство по прохождению производственной практики студентами специальностей 351300 «Коммерция (торговое дело)» рассмотрены... | ||
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Корпоративный менеджмент» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности: 080200. 62 Менеджмент, профиль/специализация: Менеджмент... | Методические рекомендации по прохождению практики (учебной, производственной... Программа практики (учебной, производственной и преддипломной), для студентов, обучающихся по направлению 070600. 62 «Дизайн». М.:... | ||
Методические указания для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... Учебно-методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» инаправлению... | Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080200. 68 «Менеджмент» Обсуждена на кафедре «Производственный менеджмент» от 28 декабря 2012 г., протокол №5 | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Методические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной практики | Программа производственной практики для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр». Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная... | ||
Методические указания для выполнения самостоятельной работы и практических... Управление предпринимательскими рисками Методические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению практических занятии... | Учебно-методического комплекса производственной практики рабочая... Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в... | ||
Рабочая программа и методические указания по прохождению практикума... Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики) | О. А. Батурина Финансовый менеджмент, ооп 080200. 62 Менеджмент. Управление малым бизнесом, ооп 080200. 62 Менеджмент. Совместная международная... |